Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царь Эдип.






Аристотель называет Трагедию Софокла - трагедией рока и судьбы. Аристотель говорит так же и о том, что «ничего противного не должно быть в ходе событий; в противном же случае оно должно быть вне трагедии, как в Софокловском «Эдип-Царе». И ещё, он говорит о том, что в «Царе - Эдипе» сохранён естественный ход вещей, так как изумление публики возникает благодаря естественному ходу происшествий.

Особенности композиции. Захватывающий драматический сюжет получил блестящее художественное решение. Сама композиция трагедии – экономна, гармонична и может во многих отношениях считаться классическим образцом. У Софокла полезно учиться тому, как экономно и эффективно строить пьесы. Особенность композиции трагедии в том, что ее главные события уже произошли в прошлом и непосредственно на сцене не воспроизводятся. Зритель видит их развязку. У «Царя Эдипа» – своя очень интересная предыстория. Софокл дал пример того, как можно драматургическими средствами приобщить зрителя к событиям, имеющим большую временную углубленность.

Развитие драматургического действия. Исходная ситуация такова. Эдип, уже немолодой человек, по праву названный «спасителем», принимает делегацию горожан, умоляющих царя избавить город от поразившей его страшной болезни, чумы. Подобные эпидемии, как известно, считались карой богов, выражавших так свое недовольство.

Он отправляет своего зятя, Креонта, к оракулу Аполлона выяснить, «какой мольбой и службой град спасти». Вернувшийся Креонт сообщает мнение Аполлона, выраженное следующим образом:
Эта «скверна» – пребывание в городе убийцы царя Лая, которого необходимо найти и покарать. В свое время считалось, что на царя напали разбойники, из близких царя в живых остался лишь один человек.

Эдип обещал денежную награду тому, кто поможет найти убийцу. Драматизм ситуации заключается в том, что Эдип ищет самого себя. Это знали зрители, те, кому был известен миф. Поэтому они с таким напряженным вниманием следили за перипетиями эдиповых поисков. Эдип вспоминает о том, что когда-то очень давно, при сходных обстоятельствах он совершил убийство. Он чувствует, что «страшные проклятья в неведенье назвал я на себя», что «слепой провидец зрячим был». Эдип бесстрашно ведет розыски, зная, какой страшный результат они могут иметь.

10. Анализ трагедии Софокла «Антигона».

Антигона — персонаж древнегреческой мифологии, старшая дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты, сестра Этеокла, Полиника и Исмены.

Документальных данных о постановке трагедии нет, но сохранилось сообщение, что афиняне избрали Софокла стратегом на 441 г. для ведения войны против Самоса, воодушевленные его «Антигоной». Выборы стратегов происходили летом, и, следовательно, «Антигону» надо датировать мартом-апрелем 442 г., когда справляли Великие Дионисии.

История Антигоны примыкает непосредственно к мифу о братоубийственной вражде Этеокла и Полиника. Однако дочерям Эдипа до Софокла не уделяется почти никакого внимания. Именно Софокл впервые сделал Антигону главной участницей событий, происшедших после гибели братьев. Также Софокл был первым, кто вывел Антигону ослушницей царского приказа: запрет хоронить павших полководцев он сосредоточил в своей трагедии на одном Полинике; а исполнение Антигоной ее родственного долга изобразил как нарушение царского указа.

Структура трагедии достаточно традиционна: за прологом и пародом (вступительная песня хора) следуют пять эписодиев, к которым примыкают пять стасимов(песня хора в оркестре), последний из них выполняет функции гипорхемы(танц-ая песня хора). 2-й, 3-й и 4-й эписодии вводятся небольшими анапестическими вступлениями. Кроме того, первую половину 4-го эписодия составляет коммос Антигоны с хором, перемежаемый два раза анапестами. В эксод также включен обширный коммос Креонта с хором и анапестическое заключение.

Все герои трагедии не имеют подробного и яркого описания, позволяющего с лёгкостью представить их себе. Кажется, здесь действуют не конкретные люди, а образы. Тем не менее, и Антигона, и Креонт живые. Мы не можем сказать, что они просто представляют обобщенные человеческие качества. Мало людей, которые смогли бы совершить поступок Антигоны. Что же касается действий главных героев, то в них обоих нельзя найти только тёмные или только светлые стороны. Нельзя полностью осудить Креонта. Ведь не смотря на то, что он действует намного хуже, чем окружающие, он действительно верит, что так необходимо поступить. Он отказывается хоронить мятежника - брата Антигоны, не из личной неприязни, а из-за того, что его поступок был предательством родного города и его обитателей.

Безусловно, правота Антигоны не требует доказательств. Даже во времена, описанные в трагедии, не похоронить человека, даже предателя, считалось неправильным. Тем более, греки верили в Олимпийских богов, которые требовали совершения над мёртвыми погребальных обрядов. Сестра несчастного Полиника Антигона при своей любви к брату совершила героический поступок.

Но тем не менее её образ нельзя идилизировать. Она не хочет проявить снисхождение к слабостям своей сестры, которая не может заставить себя пересилить страх перед указом царя. Но колебания Исмены, по мнению Антигоны - просто нежелание помочь брату, поэтому Антигона отталкивает сестру, тем самым вредя себе - увеличивая свое одиночество и лишая себя поддержки любящего человека.

Что же касается жениха героини, Гемона, то кто-то может сказать, что любви между ними не видно. Но, как мне кажется, в этом виновата опять Антигона, которая перед казнью решила отрешиться от всего того, чего она всё равно скоро лишится. Все её мысли теперь о брате, которому она помогла, об умерших родителях и брате-герое - всех тех, кого она через некоторое время увидит в загробном мире Аида.

Таким образом, Антигона простая девушка, которая, однако, настолько любит, что готова пожертвовать собой ради любимых. Ей пришлось уйти из жизни, но она действовала так, как считала нужным, поэтому ушла победительницей, в отличие от не умершего, но морально уничтоженного Креонта, потерявшего всё.

Боннар А. Греческая цивилизация.

Ярхо В.Н. «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии»

11. Связь творчества Эврипида с философией софистов. Общая характеристика трагедий Эврипида. Анализ трагедии «Медея» или «Ипполит».

Эврипид родился на острове Саламине ок. 480 г. до н.э.

Современники называли его «философом на сцене». Считается, что у него была большая библиотека. В 408 г. до н.э. Еврипид переехал в Македонию по просьбе царя Архелая, где и умер в 406 г. до н.э. Еврипид написал более 90 трагедий, из которых до нас дошли 17. Кроме того, до нас дошла одна сатировская драма " Киклоп", которая является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики.

Еврипид не выработал своей философской системы. Он хорошо усваивал чужие мысли, крепкая связь с софистами повлияла на его творчество. Еврипид скептически относился к религии, к богам. Мифология для него является не более как внешней оболочкой. Используя за основу миф, он менял в нем не только детали, но и само содержание. В его произведениях боги оказывались мстительными и кровавыми. Это ярко выражено в трагедии " Ион". Но при этом Еврипида нельзя считать атеистом, так как он признает некую божественную сущность управляющую миром.

Трагедии Еврипида следует разделить на две группы: трагедии и социально-бытовые драмы, где изображаются обыкновенные люди, например, " Алкеста", " Елена" и " Ион". Особенно среди его произведений выделяются трагедии с ярко выраженной психологической направленностью. Среди них самые известные трагедии Еврипида - " Медея" и " Ипполит".

Во второй половине V века во всей внутренней жизни греческого народа совершается замечательный перелом, в котором и проявила себя философия софистов. Это был быстрый переход от теории к практике.

Философия софистов рисовала в перспективе торжество личности, и это конечно должно было привлекать к ней публику. Нужно было только слушать и учиться, чтобы приобрести способность ко всему.

Рационализм философии софистов повлиял также сильно и на поэзию, особенно на трагедию, представителем которой является Еврипид, он не пренебрегал философией, не всегда симпатичной для народа. Еврипид вел очень замкнутую жизнь, совсем не занимался политикой и искал вдохновения в книгах и беседах с философами. Он учился у Анаксагора, был дружен с Сократом, а народ в Афинах к ним обоим относился очень подозрительно. Зато высоко ценили Еврипида более глубокие умы в Афинах и образованные люди за границей.

Высказываемые Еврипидом софистические воззрения вызывали в народе двойственное чувство интереса и негодования. Теперь уже не хор, а действующие лица драмы разбирают в своих речах все вопросы, занимающие народ. До Еврипида трагедия старалась поучать народ, внушая ему уважение к великому и высокому, а теперь она, хотела показать, как следует жить согласно разуму.

Главною целью трагедий Еврипида было возбуждать сострадание; лучшие качества их – сильное изображение страстей, поразительные картины человеческих бедствий, но это не помогло скрыть неудовлетворительности плана его трагедий, в которых ясно проявляется упадок драматической поэзии.. Этим он приобрел у греков славу «трагичнейшего» из драматургов. Его трагедии построены не на идее о всемогуществе судьбы, а на интриге и так называемом «прагматизме». Действие драмы часто развивается у него не по внутренним мотивам, так что он принужден пояснять ход его «прологом». Важнейшую часть трагедии обыкновенно образует у Еврипида диалог, подобный состязанию на суде, в угождение афинской публике, очень любившей слушать процессы. Обыкновенно у него виноватыми в дурных поступках действующих лиц и в погибели являются боги.

В основу «Медеи» положен известный миф об аргонавтах, т.е. о греч героях, к-е во главе с Ясоном на корабле Арго совершили путешествие в далекую Колхиду за золотым руном. В трагедии политическая и духовная свобода индивидуума растет, проблемы человеческого общества становятся все яснее, человеческое Я заявляет о своих правах. С помощью убеждения и средств разума оно ищет себе поблажек и выходов. Брак становится предметом дискуссий. Взаимоотношения полов становятся достоянием публики. И поэт обнаруживает в предании о Ясоне страсти сегодняшнего дня, и заключает выводит проблемы, которые можно сделать актуальными для современности. Ясон, безупречный герой в восприятии всей Греции, хотя вовсе не прирожденный супруг, становится трусливым. Он действует не в силу страсти, а из холодного расчета. Участие поэта на стороне Медеи — частично потому, что он вообще считает женскую судьбу достойной жалости и потому рассматривает ее не в свете мифа; но прежде всего поэт сознательно хочет сделать из Медеи героиню мещанской трагедии брака. «Медея» — подлинная драма своего времени.

«Медея» поставлена на афинской сцене в 438г. Еврипид раскрывает перед нами душу человека до самых ее глубин. Он как тонкий психолог сумел показать, насколько мучителен для Медеи конфликт между долгом и страстью и к какой внутренней катастрофе пришла она, уступив страсти.

Эврипид использует все средства художественного выражения, чтобы раскрыть мучительную душевную борьбу Медеи. Он сумел в коротких, прерывистых передать отчаяние Медеи при виде детей, которых она решила убить, борьбу в ней материнского чувства со страстной ревностью.

Эврипид использует и композицию, чтобы раскрыть душевный конфликт героини. Сначала он дает пролог в виде разговора кормилицы с дядькой детей, из которого зритель узнает о прошлом Медеи и об ее тяжелом положении в настоящее время. Затем в первом же эписодии, показывает Медею со всем пылом ее страстей, с мучительной болью душевного конфликта. Действие сразу же дается во всем его напряжении. В следующих эписодиях это напряжение усиливается. Кульминация его — монолог Медеи во время прощания с детьми. Развязка трагедии дана согласно мифу: Медея с трупами детей улетает на колеснице своего бога Гелиоса. В пьесе перед нами живые люди, с их страстями, пороками, а в концовке вмешательство богов.

12. Происхождение и общий характер древней античной комедии. Актеры и хор. Агон и парабаса. Комические приемы. Анализ одной комедии Аристофана.

КОМЕДИЯ (совершать шествие). Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра. С 486 государство взяло на себя постановку комедий на Великих Дионисиях. Согласно классификации, введенной александрийскими учеными, принято различать древнюю, среднюю и новую аттическую комедию. Древняя комедия (приблизительно до 400 до н. э.) черпала темы из повседневной жизни полиса, затрагивала насущные государственные проблемы и подвергала критике видных граждан. Свое название комедии нередко получали по костюмам хора—людей («Всадники»), животных («Птицы»), неодушевленных предметов («Облака»). Актеры выступали в масках и костюмах, причем размеры живота и зада утрировались специальными подушками; костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женские - светлых. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов. Древняя комедия обычно не индивидуализирует своих персонажей, а создает обобщенные карикатурные образы. Сюжет имеет в основном фантастический характер. Хор - 24 человека распадался на две полухориион выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора - парабазах - раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Типическим для " древней" комедии можно считать следующее построение: в прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод хора, живая сцена,. После агона цель обычно достигнута. Затем - парабаса.Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа.Хор здесь уже не принимает участия в действии.Заканчивается комедия процессией комоса(шествие хора).

Структура комедии: 1.Пролог (разъяснение содержания) 2.Парод (первое выступление хора) 3.Агон (состязание) 4.Парабаса (обращение к публике) 5.Ряд небольших сцен с чередованием эписодов и стасимов 6.Эксод (уход пляшущего и поющего хора).

Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры.Их называли Мастерами Диониса и эта профессия была почетной.Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других-девтерагонистом и тритагонистом.

Из трёх знаменитых представителей древней аттической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11. Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 гг. в основной своей части она падает на период пелопонесской войны и кризиса афинского государства. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в этот период. Аристофан был сторонником мира во что бы то ни стало, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. У Аристофана могут персонифицироваться, становиться действующими лицами и абстрактные понятия, например, Правда и Кривда в комедии «Облака».

Комедия " Лягушки".

Распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых. Бог трагических состязаний, обеспокоенный пустотой на торагической сцене после недавней смерти Еврипида и Софокла, отправляется в преиспднюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида. Эта часть комедии наполнена шутовскими сценами и зрелищными эффектами. трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами, которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе. Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни.

Проблематика " Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве судьи ссостязания. Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки первоначальному намерению взять Еврипида.

Состязание в " Лягушках ", частично пародирующее софистические методы оценки литературного произведения является древнейшим памятником античной литературной критики.

Творчество Аристофана завершает один из самых блестящих периодов в истории греческой культуры. Он дает сильную, смелую и правдивую, зачастую глубокую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в период кризиса демократии и наступающего упадка полиса. В его комедии отражены самые разнообразные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне, городские обыватели и рабы; карикатурные типические маски получают характер четких, обобщающих образов.

13. Эллинистический период в развитии греческой литературы. Позднегреческий роман. Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

Покорение Греции македонянами, завоевание Востока и образование эллинистических монархий резко меняют весь уклад жизни. Эллинский период греческой культуры сменяется эллинистическим. В собственно Греции наступает период застоя, а потом и упадка. В красноречии развивается стремление к максимальной действенности каждой части фразы и сильным ритмическим эффектам. Философы-проповедники вырабатывают новый жанр общедоступной лекции — диатрибу, где чередуются стилистические элементы разных жанров, «серьёзное и смешное»; нравоучительное обличение пороков создает обильную сатирическую и пародийную литературу, рождается ямбография; традиционные грани между жанрами стираются. К самому началу рассматриваемого периода относится расцвет «новой» аттической комедии, «буржуазной драмы» древности (Менандр, Филемон, Дифил), в которой уже совершенно отсутствуют фантастические элементы и политическая злободневность. Типические персонажи комедии приобретают углубленную внутреннюю жизнь, и тщательно вырисовываемые характеры становятся конструктивным моментом интриги. Традиционный хор, если существует, то лишь для исполнения вставных ролей.

Очень велика историографическая продукция эпохи: грандиозные события и расширение географического горизонта создают обширную историческую и этнографическую литературу. Создается знаменитая александрийская библиотека, вокруг которой концентрируется филологическая работа по изданию всех выдающихся литературных памятников эллинского периода. Если прежде поэтическое мастерство было предметом сложной выучки и поэт работал только в одном жанре, то от нового поэта требуется начитанность, уменье блистать цитатами и полуцитатами из старых авторов. Александрийская поэзия накладывает столь значительную печать на всю продукцию, что эллинистический период литературы называли александрийским. Миф начинает восприниматься как эстетическая культурная ценность, носитель ореола прошлого. Наиболее полным выразителем сложных устремлений эпохи является Каллимах, ученый и разносторонний поэт, который формулирует программу школы в принципах малой формы, тщательной отделки деталей и борьбы с банальностью. Языковое, метрическое и композиционное мастерство, гимны, ямбы и эпиграммы обеспечили Каллимаху славу величайшего поэта эллинистического периода. Излюбленным жанром эпохи была малая форма — эпиграмма, в которой преобладали либо эротико-симпотические мотивы (Посидипп, Каллимах), либо темы из жизни мелкого люда на контрастном фоне пышного языка.

Во II в. экспансия Рима и национальные движения местного населения эллинистических государств приводят их к упадку. Сама Греция, а затем и эллинистические страны одна за другой подпадают под власть Рима. Литература этого периода очень мало известна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.