Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иностранные инвестиции – основное условие международного бизнеса






I. Основные вопросы темы

1. Финансирование бизнеса, его источники и методы. Формы кредитования.

2. Виды и формы иностранных инвестиций. Специфика привлечения иностранных инвестиций: развернутая характеристика делового климата. Инвестиционные рейтинги. Индекс БЕРРИ. Значение политического риска.

3. Иностранные инвестиции в России: ожидания и действительность. Характерные особенности российских инвестиций. Характеристика накопленных иностранных инвестиций в России. Мировой инвестиционный рейтинг России.

4. Последствия применения иностранных инвестиций. Инвестиционные параметры международного бизнеса.

5. Понятийный аппарат (см.: раздел II настоящей разработки).

Графическая часть: таблица 1; дегли № 1–7; схемы № 1–3; фолли № 1–3.

1. Основным условием поступательного развития международного бизнеса является обеспечение систематического роста объема инвестиций, в частности, привлекаемых иностранных инвестиций, повышение активности международной инвестиционной деятельности, совершенствование структуры зарубежных инвестиций в пользу прямых иностранных инвестиций ПИИ.Инвестиционный процесс начинается с поиска и привлечения внутренних источников финансирования и внешних источников финансирования. Важная роль отводится привлечению кредитов различных видов – кредитованию, в частности, традиционным формам кредитования и нетрадиционным формам кредитования. Разработка привлекательного инвестиционного проекта в соответствии с требованиями западных стандартов – хорошее начало для привлечения иностранных инвестиций. Успех в этом трудном деле зависит не только от конкретного инвестиционного проекта или объекта, но и определяется деловым климатом страны, региона, отрасли. Наибольшее значение имеет инвестиционный климат, т.е. совокупность условий для инвестирования Иностранные инвестиции следует рассматривать в качестве основного условия международного бизнеса.

Если в этом ключе вести речь о России, то процесс привлечения иностранных инвестиций регулируется и определяется законодательством России в области иностранных инвестиций, особенностями размещения иностранного капитала, а также системой мер (пока еще недостаточных, по мнению инвесторов) по защите иностранных инвестиций и перечнем объектов для инвестирования с учетом специфики управления инвестициями. Кроме того, интерес для иностранных инвесторов представляет ситуация в области государственных гарантий, характеристика инвестиционного потенциала и слагаемых инвестиционного риска. Важны применяемые механизмы страхования.

При этом большое значение придается системе действующего налогообложения, в частности, приток зарубежных инвестиций во многом зависит от предоставления разнообразных льгот, в том числе в форме получения налоговых каникулов (отмена на 3 года налога на прибыль, а затем в течение 4 лет – снижение его ставки), в виде «дедушкиной» оговорки, что важно для инвестиционного соглашения, договора о концессии, соглашения о разделе продукции, т.е. договорных отношений, как правило, с участием Правительства Российской Федерации. В этом аспекте большой интерес представляют рейтинги, например, рейтинг инвестиционной привлекательности.

2. Для зарубежных инвесторов показательны мировой инвестиционный рейтинг, МИР. 9 индикаторов мирового инвестиционного рейтинга распределяются на три категории: аналитические показатели МИР, кредитные показатели МИР и рыночные показатели МИР. Интересна тенденция изменения индикаторов МИР для мирового инвестиционного рейтинга России. Велика роль политического риска, приемлемого при рассмотрении вопросов формирования позиции иностранных инвесторов относительно вложений своих капиталов в российскую экономику. Авторитетен рейтинг журнала «Бизнес уик» – «Global-1000». Межгосударственные (межправительственные) соглашения опоощрении и взаимной защите капиталовложе-

ний

предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим при осуществлении инвестиционной деятельности (Россия по состоянию на середину 2005 г. имеет около 60 таких соглашений).

К числу наиболее известных и применяемых на Западе показателей, характеризующих состояние странового (регионального) инвестиционного климата, относится индекс БЕРРИ. Особенности его рассчета и применения, в том числе и в России (на условном примере) приведены далее в тексте разработки данной темы – см. таблица 1.

3. Важной проблемой, разрешение которой создает благоприятные предпосылки для активного включения России в международный бизнес, является эффективное использование накопленных иностранных инвестиций. Значительный экономический потенциал России (уникальные природные ресурсы, высокий промышленный и научный потенциал, высококвалифицированная рабочая сила, наличие большой армии специалистов, громадный внутренний рынок с неудовлетворенным спросом), несмотря на не во всем благоприятные условия позволяет привлекать значительный иностранный капитал. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в России составил примерно 42 млрд долларов США, в том числе около 13 млрд долл. – накопленные прямые иностранные инвестиции (наибольший объем в конце XX столетия пришелся на 1997 г. – соответственно 10, 6 и 3, 9 млрд долл.). В Государственный реестр РФ внесено 26 тыс. коммерческих организаций – предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранных участников в их уставных капиталах составляет около 1, 6 млрд долл. США.

Однако ежегодные потребности российской экономики в иностранных инвестициях составляют примерно 20–30 млрд долл. США. Разрыв между реальностью и ожиданием очень велик. Во многом он объясняется характерными особенностями российских инвестиций. В данном случае речь идет, во-первых, о том, что финансовый кризис (август 1998 г.) серьезно повлиял на объемы поступивших в Россию инвестиций. Во-вторых, динамика показателей на уровне макроэкономики красноречиво свидетельствует: спад производства (в 1998 г. в % к 1997 г.) составил 94, 8%, инвестиции в основной капитал равны 93, 3% и т.д.; высок уровень неплатежей и используемых денежных суррогатов; высоки разнообразные риски и прогнозируемость их невелика; существенны различия между «справедливой» стоимостью ценных бумаг, объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, достаточно высокой остается инфляция; неустойчива многовалютная (результат существенной долларизации страны) кредитно-денежная система, высок уровень стоимости капитала, растет внутренний долг, медленно растет экспорт (особенно продукции обрабатывающих отраслей), слабо защищена интеллектуальная собственность и др. Иными словами, хозяйственная ситуация в стране ухудшалась; нестабильна была и политическая обстановка вплоть до 2002 г. Это уменьшало значение многообразных позитивных последствий применения иностранных инвестиций.

4. Для России важны социально-экономические последствия привлечения и рационального использования зарубежных инвестиций. В наиболее общем плане они сводятся к укреплению рыночных основ хозяйствования и расширению бизнес-деятельности в стране. Если говорить конкретнее, то к числу прямых следствий иностранного инвестирования следует отнести: модернизацию структуры экономики, освоение новой продукции, наполнение внутреннего рынка новыми товарами и услугами, увеличение занятости, обострение конкуренции, расширение возможностей и улучшение условий (для заемщиков) кредитования и т.д.

Приоритетной задачей для России является защита прав инвесторов. В России создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям, который возглавляет Премьер-министр Правительства России, а в его состав входят представители 25 крупнейших иностранных компаний, фирм и банков. В июле 1997 г. создана государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом рынке и фондовом рынке России. В марте 1999 г. принят Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в Российской Федерации», в июле 2005 г. Федеральный закон «О свободных экономических зонах в Российской Федерации». Процесс разработки нормативных актов, имеющих важное значение для увеличения притока зарубежных инвестиций в Россию, был продолжен в первые годы XXI столетия.

Для стран, социально-экономическое развитие которых находится на стадии переходного периода, специфическими инвестициями являются: автономные инвестиции, инвестиции в нематериальные активы, инвестиции в исследования и научно-технические разработки, инвестиции с длительным сроком амортизации, инвес тиции с коротким сроком амортизации, индуцированные инвестиции.

В России определенное развитие получил процесс расширения и совершенствования законодательной базы страны по вопросу иностранных инвестиций. Так, в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении следующие основополагающие федеральные законопроекты: «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и др. В целях упорядочения системы взимания налогов и платежей, установленных статьей 13 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 1997 г. № 708-р Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, ГТК РФ и Государственной налоговой службой Российской Федерации внесены изменения в нормативные акты, регламентирующие освобождение иностранных участников соглашений о разделе продукции от взимания налогов, сборов, акцизов в течение действия соглашения.

Кроме того, Правительством РФ принято постановление «Об установлении таможенного режима ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключаемыми Министерством экономики Российской Федерации с иностранными инвесторами», а также дорабатывается Федеральный закон «О внесении дополнений в «Закон Российской Федерации о таможенном тарифе». Этими правовыми актами предусматривается установление таможенного режима ввоза иностранных товаров с применением ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в 2 раза по отношению к базовым ставкам.

Россия активно участвует в Мюнстерском переговорном процессе министров экономики, промышленности и торговли «Восток – Запад». Цель – развитие торговли и инвестиционного сотрудничества между странами группы 7, G-7 и странами Центральной и Восточной Европы, включая страны Содружества Независимых Государств, СНГ. В соответствии с последними договоренностями объем накопленных иностранных инвестиций в 2006 г. составит 120–130 млрд долл. США. Продолжается участие России в подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), которое разрабатывается Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, ОЭСР. Потребуется адаптация российского законодательства к стандартам МСИ. Инвестиционный климат в России во многом определяется ситуацией, которая создается субъектами Российской Федерации и местными администрациями. В регионах России идет процесс активизации привлечения инвестиций, устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная инфраструктура и т.д. Широко внедряется практика получения инвестиций для реализации региональных проектов под гарантии региональных бюджетов.

Министерство иностранных дел, МИД и Министерство развития экономики и торговли Российской Федерации совместно с субъектами РФ и иностранными инвесторами проводят научно-практические региональные конференции по вопросам привлечения иностранных инвестиций. На них вырабатываются рекомендации в адрес федеральных и местных органов исполнительной власти, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. Расширяется практика проведения «круглых столов» с инвесторами и представителями деловых кругов Европейского Союза, ЕС. Так, в Брюсселе, в мае 1998 г. было проведено 2-ое заседание «круглого стола» с участием более 100 российских бизнес-структур и компаний европейских стран. Диалог был продолжен на 3-ем заседании «круглого стола» в Москве в мае 1999 г. «Круглые столы» проводятся в различных странах и в начале XXI столетия (например, в Испании в 2006 г.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.