Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи, предмет и объекты дисциплины






«МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС». БОРЬБА С «ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ»

I. Основные вопросы темы

1. Природа и сущность международного бизнеса и его роль в современной мировой экономике.

2. Предмет курса «Международный бизнес». Субъекты и объекты международной предпринимательской деятельности.

3. Цели и задачи курса. Особенности методики преподавания курса. Общая логика изложения тем дисциплины (курса, спецкурса). Специфика формирования и использования понятийного аппарата по курсу «Международный бизнес».

4. Значение разработки и построения дегли (фолли) и схем по темам курса. Особенности построения и примеры разработки дегли разных видов по проблеме «Борьба с отмыванием денег».

5. Понятийный аппарат (см. раздел II настоящей разработки).

Графическая часть: дегли № 1–7; схемы № 1–2; фолли № 1–2.

Сценарий вводной темы курса «Международный бизнес» подчинен рассмотрению вопросов, сформулированных в разделе I «Основные вопросы темы» настоящей разработки.

1. Значение международного бизнеса [3]чрезвычайно велико – до 90% вывоза капитала и мирового товарооборота, в том числе 86% объема торговли высокими технологиями приходится на долю бизнес-структур – участниц этого процесса; они контролируют около 55% всех видов и разновидностей активов [4] . Международный бизнес – комплексная договорная система взаимосвязанных многообразных форм, видов и разновидностей предпринимательской деятельности с участием иностранных партнеров при условии четкого разграничения прав, обязанностей, обязательств и требований к субъектам; они охватывают все области и отрасли экономики. Применяемые виды производственно-хозяйственных связей между субъектами имеют строгую и четкую критериально выверенную классификацию. Эту форму предпринимательства отличает своеобразие целей, задач, механизмов, структуры и функций, а также четкая договорно-правовая основа бизнес-отношений между партнерами; но всегда и во всем она увязана с содержанием и обязательным соблюдением экономических интересов всех участников. Природа и сущность предпринимательской деятельности в международной сфере обусловлены первопричинами ее возникновения: международным перемещением активов, привлечением иностранных инвестиций и использованием возможностей промышленной кооперации. Непреходящая роль тематики международного бизнеса диктует возрастающий к ней интерес.

2. Предметом курса «Международный бизнес» являются договорные бизнес-отношения партнеров, возникающие между бизнес-структурами разных стран в связи с реализацией взаимных обязательств при совместном или скоординированном осуществлении проектов и различных форм предпринимательской деятельности, требующих объединения усилий, ресурсов и возможностей всех участников. Это – область международных бизнесотношений, которые обслуживают различные формы крупномасштабной и долгосрочной международной бизнес-деятельности.

В качестве субъектов международного бизнеса следует выделить агентов международных бизнес-отношений (превращенная – вторичная, производная форма международных экономических отношений): национальные (отечественные) бизнес-структуры, иностранные бизнес-структуры, международные

бизнес-структуры – международные компании, многонациональные компании, транснациональные корпорации, глобальные компании, некотоыре виды международных (межправительственных) экономических организаций, имеющие прямое отношение к регулированию международного бизнеса (Всемирная Торговая организация, ВТО) или непосредственных участников международных бизнес-процессов (Международная Финансовая Корпорация, МФК) и др. Субъектов международного бизнеса связывают договорные отношения партнерского характера, источником прав и обязательств которых является международное право или прецедент.

Объектами международного бизнеса являются активы различных видов, с которыми в результате разнообразных операций и сделок, осуществляемых в режиме международной предпринимательской деятельности, происходят метаморфозы, т.е. преобразования одних видов активов в другие, приращение их стоимостных характеристик, смена владельцев и пользователей и др. Активы – субстанция международного бизнеса и всех его форм.

3. Целью курса является ознакомление с содержанием и формами проявления международной предпринимательской деятельности – важнейшим фактором, изменяющим природу и конфигурацию современной мировой экономики. Задачи курса сводятся к передаче студентам (слушателям) знаний и опыта, активному их обучению особенностям и механизмам осуществления бизнес-проектов (программ) в международной сфере, устойчивому усвоению полученных знаний (и опыта) посредством закрепления новых мышления и навыков благодаря инструментам предложенной методики.

Новизна методики преподавания новой дисциплины (в России она ведется на основе авторской разработки в объеме от 10 (22) часов в форме спецкурса, 24–78 – курса, 80–180 – предмета и 182–276 часов – дисциплины) – сводится к следующим моментам:

1. Освоению значительного массива (от 0, 8 тыс. единиц – в рамках курса до 9, 6 тыс. – в режиме дисциплины) новых понятий через усвоение дефиниций, исходя из того, что понятийный аппарат, – основа знания, опыта и навыков, необходимых российскому специалисту (предпринимателю) для свободного профессионального общения с грамотным специалистом (бизнесменом) любой страны мира, не допуская недоразумений и разночтений, т.е. на общем для них языке.

2. Привлечение рекомендованных литературных источников позволяет не только освоить громадную информационную базу (ее возможности достаточно велики – около 28 тыс. понятий или 36 тыс. терминов [5]нарусском языке) в основных сферах рыночной экономики, но и свободно общаться с партнерами, самостоятельно разрабатывать любую программу, проект или модель бизнес-отношений с иностранными партнерами, а также необходимую договорную документацию по всем формам и видам международного бизнеса. Учебная программа курса ориентирована на приобретение практических навыков.

3. Систематическое использование рекомендуемых оригинальных источников в соответствии со списком «Литературы» (см.: сноски 1 и 2) позволяет освоить не только деловой язык, но и широко использовать ту его высшую форму, которую немцы называют die Fachsprache («язык специалиста». Например, язык банкиров имеет около 600 терминов, неповторяющихся в других отраслях бизнеса, у биржевиков таких терминов около 800 и др. Эта новая возможность позволит слушателям (студентам) усвоить также эквиваленты всех понятий на английском языке (согласно «малому» проекту около 40 тыс. эквивалентов), а в случае «большого» проекта[6] – еще и на итальянском, немецком и французском языках – по выбору (дополнительно примерно 60 тыс. иноязычных эквивалентов).

4. Применение в процессе преподавания дегли (около 90% понятийнологических схем – для дисциплины примерно 85%, общим числом в 80–90 графических единиц этого уровня – для курса) дает возможность оперативно, используя нередко игровые ситуации, познакомить слушателей с большим массивом информации, добиться освоения ими и закрепления новых понятий. Задача состоит в том, чтобы научить их самостоятельно составлять дегли по принципу «узла» (7–11 понятий), «куста» (до 12–20 понятий) или «блока» (21–40 понятий), что дает возможность проверить умение логически мыслить и самостоятельно выстраивать разнообразные фрагменты единой системы понятий. Графический материал кроме дегли и фолли[7] имеет свыше 40 схем (криптограмм).

6. Студенты и аспиранты (слушатели) получали раздаточный тематический материал в виде своеобразного плана-конспекта, включающего 6–10 страниц текста с планом занятий, тезисами материала к занятию, в которых выделены курсивом основные понятия (40–60) по данной теме, 10 контрольными вопросами в целях самоконтроля и проверки на усвоение и 3 заданиями на самостоятельную разработку конкретных дегли с указанием ключевых (базовых) понятий для закрепления материала (в скобках дается источник и индекс), а также 7–12 листов дегли (или схем) по каждой теме. Иными словами, студенты становились обладателями оригинального (эксклюзивного), содержательного и полезного для освоения знаний и получения опыта кейса[8].

6. Вся эта методически выверенная система (16-летний опыт подтверждает это) подчинена одной системообразующей цели: дать возможность каждому из студентов приобщиться к новым знаниям, системно их усвоить, комплексно применять в повседневной деловой практике и систематически расширять на основе освоенного ими метода. Способность к самостоятельному наращиванию новых знаний, например, в области бизнес-технологий – отличительная черта этой методики.

7. Практической основой курса является изучение системы активов (свыше 200 наименований, которые являются важнейшим компонентом более 300 сделок, трансакций и бизнес-операций), используемых в мировой практике, и «привязанных» к каждой теме курса.

8. В первой (вводной) теме подробно освещается функциональное предназначение курса, которое сводится к следующему:

сформировать у студентов целостную систему знаний, которая базируется на освоении понятийного аппарата, признанного и используемого в мировой практике бизнеса;

дать современный понятийно-терминологический аппарат бизнес-

языка, раскрывающий наиболее характерные черты и особенности международного бизнеса;

раскрыть взаимосвязи и понять внутреннюю логику курса, помочь усвоить общую схему и освоить экономико-организационно-правовые модели международного бизнеса;

поставить цели относительно выбора приемов и средств по разработке и обоснованию пакета предложений, привлекательных для иностранного инвестора, соучредителя, кооперанта, партнера, клиента;

сформулировать методические рекомендации относительно специфики экономического мышления и «кодекса поведения» с учетом сложившейся мировой практики, деловой культуры и российского менталитета;

научить осуществлять самостоятельный творческий поиск по избранной (заданной) тематике, касающейся практических вопросов активного участия российских субъектов бизнеса в различных формах международного бизнеса.

В зависимости от результатов знакомства с аудиторией в ходе презентации курса, сообразуясь с ее интересами и устремлениями, а также специализацией студентов с ними согласовывается перечень тем, которые включаются в данный курс и сообща выявляется направленность изложения материала, что диктует специфику избирательного и осознанного овладения понятийным аппаратом, т.е. категориальным аппаратом, и усвоение практических навыков по определенному набору тем и/или проблем практического бизнеса.

Студенты учатся логически мыслить, увязывать знания, их качество и объем с целями, например, проведения переговоров и умению достойно и цивилизованно, но целеустремленно и настойчиво, а в случае необходимости – жестко представлять и защищать свою позицию или интересы совей компании. Здесь важно всесторонне подготовить студентов (слушателей) к экономическому прочтению законов и нормативных актов как российских, так и зарубежных в увязке с юрисдикцией и юриспруденцией международного частного (публичного) права.

4. В основе курса – триада: мировой опыт, практика в России, собственные знания и навыки, накапливаемые и воспроизводимые каждым студентом. Методология построения курса основана на воспитании уважения к власти знания. Метод изучения курса – функционально-дедуктивная логика (от общего к частному и до практики) освоения понятийнотерминологического инструментария профессиональных бизнес-моделей и бизнес-технологий. На этом основании строится самостоятельный творческий поиск в интересах усиленного и одновременно ускоренного освоения избранной тематики. При этом знание мирового опыта, умение его аргументировано применять в российской практике – острая практическая нужда специалистов и предпринимателей России – профессионалов высокого уровня. Этот метод наводит мосты между теорией и практикой (снимается острота вечного вопроса «что первично?» и «что более необходимо?»).

Контроль приобретенных студентами знаний осуществляется в зависимости от объема курса двумя путями: дифференцированный зачет или курсовой экзамен, но в каждом случае включаются теоретический вопрос и задание по разработке конкретного дегли. Однако главное заключается в том, что этот метод позволяет систематически на каждом занятии проверять качество усвоения систематизированного знания изучаемой дисциплины посредством выполнения заданий по самостоятельному составлению

тематических дегли в увязке с текущей проблематикой и практикой международного бизнеса. Более того, сложность самих заданий и заинтересованность в их надлежащем исполнении и использовании растут от занятия к занятию. Это ведет к наращиванию полезного знания и накоплению бесценного опыта. Подключение к моторной памяти возможностей зрительной памяти содействует достижению поставленных целей, круто «замешанных» на личной заинтересованности.

Важно отметить и еще одну особенность. Студенты получают уникальную возможность взять из «первых рук» ключи к использованию эксклюзивных источников справочной литературы, аналогов которым в мире нет. Эти тематически определенные практические пособия в виде словарейсправочников – ингредиентов «Энциклопедии рынка» – позволяют самостоятельно отрабатывать большие темы (помогают в этом система отсылок в тексте дефиниций и подстрочные сноски к каждому из них). Наработки, сделанные самостоятельно, требуют и ориентируют на новое узнавание, на увеличение объема и повышения качества знаний, их сознательную и одновременно индивидуальную систематизацию как результат устремлений каждого из слушателей. Практически каждый заинтересованный студент (слушатель) ощущает всплеск творческого порыва, приобщение к таинствам науки, необходимость приобретения полезного для своей деятельности знания.

В ходе изложения вводной темы используется дегли № 1–2, содержательно раскрывающие особенности формирования и использования понятийного аппарата, а также детально рассматривается содержание дегли № 3–6 «Борьба с «отмыванием денег», что вызывает интерес у студентов (слушателей) и позволяет наглядно демонстрировать возможности и преимущества данной методики изложения сложного материала.

На дегли № 3 сведены в систему (1-й фрагмент) и определенным образом графически размещены понятия, исходя из требований, предъявляемых к выполнению 1-го задания (см.: раздел V «Задания по самостоятельной разработке дегли»). Построение этого фрагмента системы в виде относительно простого варианта – «узла» предопределено ключевым словом этого задания «Грязные» деньги). Существуют десятки вариантов выполнения этого задания, каждый из которых непохож на другие, поскольку зависит от выбора и размещения периферийных понятий 1-го уровня (содержательно более близких к ключевому понятию), 2-го и иных уровней в зависимости от сложности задания, например, в ходе разработки «блока». На дегли № 4–6 против каждого уровня терминов приведены источники примененных понятий с указанием индексов понятий по каждому источнику. Единственное неукоснительное условие построения дегли – внутренняя логика системы. На предложенных схемах № 1 и № 2 содержательно раскрыты отдельные аспекты «отмывания денег» – «грязных» российских денег – нашумевшее дело «Рашагейт», борьба с «отмыванием денег» в России. Стержень всего подхода – объяснение системы (или ее фрагментов – «узла», «куста», «блока»), которые наполняются определенным содержанием, исходя из состава понятий при заданной последовательности их размещения и в связи с их дефинициями. «Законы жанра» должны быть соблюдены и при выполнении других заданий по этой и всем иным темам курса. Для более полного раскрытия особенностей проблемы «отмывания денег» введены следующие дополнительные понятия (они помещены в III разделе настоящей разработки): казино, Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов, международная коммерческая корпорация, МКК, трастовые схемы, «ходячие счета». Это новые понятия, которых нет в рекомендованных источниках.

При положительных ответах на вопросы: хочет ли студент быть грамотным, законопослушным человеком? всесторонне подготовленным специалистом? профессионалом «высшей пробы»? готов ли он активно строить цивилизованный рынок в России? остается лишь одно: изо дня в день восходить через творческий труд к свету знания и науки, к вершинам бизнеса.

Каждый студент имеет мощный стимул: именно наращивание знаний и опыта будут продвигать его вверх по карьерной лестнице, наделяя все более высокой социальной значимостью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.