Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должностной статус журналиста






Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального труда, но в отличие от научной деятельности или искусства на первых местах стоят оперативность и интенсивность умственной деятельности.

Общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных редакциях. Значит, нужен сегодня журналист-универсал. С производственной точки зрения, журналистский труд многофункционален. Каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Служебная практика представлена выполнением административных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Коллективным продуктом также является целое издание или вещательная программа.

Первостепенную важность имеет разделение труда в редакции. Штатный состав СМИ делится на две основные группы сотрудников: журналистов и обеспечивающий персонал. В свою очередь, каждая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — управленческим и исполнительским.

 

2.5. Функции журналистики

Существует несколько подходов к классификации функций журналистики.

Ролевой подход – в рамках определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые функции, которые предписаны ей в данной сфере.

В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Проф.МГУ Е.П.Прохоров, основание – различие конечных результатов, к которым ведет деятельность СМИ. Соответственно формируются следующие группы функций: идеологические, культурные, организаторские.

Субъектный подход –на объективные возможности прессы влияют интересы, воля, возможности потребителей; исторические аспекты – состояние среды.

Выделяются группы функция:

1) на уровне общества – функция интеграции составных элементов общества, направленная на удовлетворение потребности социума в самосохранение, выживании; функция самопознания

2) на уровне социальных институтов и организаций – пропагандистская, агитационная и организаторская функция.

Пропаганда (лат. – распространять) – распространение политических, философских, экономических, технических и других знаний и идей, а также эстетических и морально-нравственных ценностей.

Агитация (лат. – привидение в движение) –воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва.

Организаторская функция нацелена на достижение определенных изменений, сдвигов, например, в поведении социальных групп, организаций и т.д.

3) на уровне журналиста – служебно-профессиональная функция (реализация своих способностей), творческая функция (самопознание, личностная самореализация и саморазвитие в процессе создания журналистских произведений)

4) на уровне личности – функция социализации, функция познания, эмоциональная функция, идейная функция, организаторско-деятельная функция, функция психологической разрядки (развлечения), функция психогигиены (сохранение и укрепление психического здоровья).

 

2.6. Методы сбора журналистской информации

Методы сбора информации – это инструменты репортерского труда.

Журналист, приступающий к сбору информации из определенных заранее источников, сталкивается с 3 гл. проблемами: выбор самого надежного способа получения данных, фиксирование полученных сведений с достаточной степенью надежности, обеспечение техники безопасности в работе.

Обычно работники масс-медиа используют 3 самых распростр. метода:

1. Интервью. Успех интервью зависит от того, как подробно ознакомлены с темой и с интервьюируемым. Это можно сделать с помощью различ. источ-в и способов. Гл. убедиться в важности для собеседника темы предполагаемого разговора и составить перечень вопросов, кот. страхует жур-та от банальных, много раз уже задававшихся, некомпетентных, неуместных вопросов.

2. Наблюдение позволяет: 1) собирать образные детали о людях, местах и событиях, 2) проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, 3) получать доказательства (свидетельства), кот. невозможно найти др. способом, 4) восстанавливать события для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат — весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.

Помимо простого наблюдения жур-ты нередко используют и так называемое включенное наблюдение (сотрудник редакции на время меняет профессию, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего). При включенном наблюдении надо помнить, что это наблюдение, а не эксперимент, то есть нельзя вмешиваться в суть происходящего.

Наблюдение может быть также целенаправленным или случайным, одноразовым или многоразовым, открытым (это этично и правомерно) или скрытым (когда не называется, что это жур-т). В последнем случае встает вопрос о скрытой записи. Скрытая запись запрещена.

3. Изучение документов. С помощью док-та проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и док-вом, когда жур-ту нужно док-ть свою правоту в суде. Опора на док-ты делает публикацию основательной и защищенной.

Социологич. способы получения инфо. Есть единичные док-ты, кот. интересны во всем своем физическом и содержательном многообразии (фактура листа, почерк). Они важны, когда исследуется единичный объект. Есть массовые док-ты, кот. исп-ся, когда необходимо определить тенденцию. Работать с массовыми док-тами можно, используя контент-анализ, т.е. анализ содержания. Он имеет целью получить колич. хар-ки явления.

Анкетирование используется для изучения мнений о газете или вещательном канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистич. материала. Надо помнить, что статистика начинается тогда, когда кол-во док-тов измеряется сотнями экз.

Журналистский эксперимент – суть этого приема заключается в том, что жур-т создает ситуацию, кот. заставляет людей проявлять свои " законсервированные" до эксперимента кач-ва. Эксперимент позволяет также обнаружить неочевидные процессы, закономерности в работе учреждений и предприятий. В человеч. среде рез-т эксперимента трудно поддается измерению, его можно лишь описать.

 

2.7 Структура редакции СМИ.

Штатный состав СМИ делится на 2 основные группы сотрудников:

1. журналистов – людей, которые непосредственно производят информационную продукцию

2. обеспечивающий персонал – работников, занятых техническими, финансовыми и организационными сторонами производства.

Каждая из этих групп представлена 2 уровнями компетенции – управленческим и исполнительским.

Среди журналистов на управленческом уровне можно выделить заведующего отделом, редактора отдела, заместителя главного редактора, ответственного секретаря. К исполнительскому относятся корреспонденты, старший корреспондент, обозреватель, комментатор.

Также спецкор – выполняет особенно ответственные задания главного редактора, и собкор – представителя редакции в отдельном регионе страны или мира.

Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специализация сотрудников.

Некоторые российские редакции, избирающие для себя западные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров или легменов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу которых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры.

Среди обеспечивающего персонала на управленческом уровне можно выделить главного бухгалтера, директора издательства, заведующего рекламным бюро и т.д. На исполнительском – кассиры, издательские редакторы, наборщики текста, агенты по рекламе и т.д.

Руководит – главный редактор, председатель вещательной компании или генеральный директор. Главный редактор возглавляет редакцию, принимает окончательные решения.

Особого внимания заслуживает корреспондент, т.к. именно он является главной рабочей силой редакции. Его производственные обязанности складываются из 3 компонентов: индивидуальный труд по сбору и подготовке информационных материалов, работа по плану отдела (сдача материалов согласно норме и графику, взаимодействие с внештатными авторами) и работа по общередакционному плану (дежурство на выпуске номеров, подготовка обзоров публикаций).

В редакционной жизни структура обязанностей подвижна, она подчиняется производственной необходимости и зависит от субъективных наклонностей работников.

 

2.8. Информационные жанры журналистики

К группе информационных жанров относятся:

1. новость (сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную ауд-рии)

Сущность любой новости образует факт.

Малая новость – хроника – предельно очищенное от подробностей и оценок сообщение о событии. Не всегда есть заголовок. В печатном СМИ это может быть представлено подборкой новостных сообщений, кот. разделяются значками. Все это относится к одной рубрике, кот. выходит под общим заголовком.

Заметка – имеет заголовок, авторскую подпись, модальность, комментарии. Новостной текст может отличаться по композиции: 1) Прямая пирамида (сначала сообщение о событии, потом комментарий, комментарий др. специалиста, перспективы, детали), 2) Обратная пирамида (начинается с интриги, яркой подробности, исторического анекдота, а событие - в конце).

Новость с комментариями. Это доп. подробности, кот. не помещаются в осн. материал (обычно печатается рядом с новостью и визуально от нее отделяется).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.