Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Китай в период «культурной революции». Мао Цзэдун.






«Культурная революция» — пожалуй, самое загадочное событие во всей новейшей истории Китая. Основной задачей, по мнению Мао Цзэдуна, была чистка пар­тии. А этого и не происходило, так как Пэн Чжень поддерживал тес­ные связи с Дэн Сяопином и действовал наперекор Цзян Цин, жене Мао Цзэдуна и стороннице жестких мер. У Ханя сослали на перифе­рию и все свелось к критике «неверной» трактовки исторических фактов. Мао Цзэдун не появлялся публично 6 месяцев. Затем, 7 мая 1966 г., Мао Цзэдун обратился к министру обороны Линь Бяо с пись­мом «Превратить армию в великую школу», в котором он призывал распространить армейский образ жизни на все сферы общества. Ар­мия в самом деле напоминала ячейку коммунизма: демонстрировала всеобщее равенство в питании, одежде; даже всякие знаки отличия, офицерские звания были отменены в Китае еще в мае 1965 г. В марте 1966 г. там смещены многие высшие чины, в том числе и начальник Генерального штаба; все назначения шли теперь только через мини­стра обороны и военный совет ЦК КПК, возглавлявшийся лично Мао Цзэдуном. 16 мая 1966 г. была создана новая комиссия по делам «культурной ре­волюции»; возглавил ее Чень Бода, личный секретарь Мао Цзэдуна, очень преданный ему человек. Его заместителями в комиссии были Цзян Цин, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь и Чжан Чуньцяо (в будущем так называемая «банда четырех»).

25 мая 1966 г. в Пекинском университете появились настенные га­зеты — «дацзыбао», с призывами разгромить партком и ректорат, от­казаться от системы экзаменов, перевоспитать преподавателей,, по­мочь им избавиться от «буржуазных привычек». Эту задачу взяли на себя специально созданные отряды «хунвейбинов» — «красных охран­ников» из учащейся молодежи.

Движение было подхвачено учащейся молодежью других вузов и школ. В июне 1966 г. из рабочей молодежи начинают создаваться особые группы — «цзаофани». Дэн Сяопин, Лю Шаоци пытаются направлять их в учебные заведения, считая эти группы более консервативными, чем хунвейбины, но вакханалии продолжались.

В июле 1966 г. распространились слухи о серьезной болезни Мао Цзэдуна, поговаривали даже о его предстоящем уходе на почетный пост. Чтобы опровергнуть эти слухи, в июле 1966 г. был организован грандиозный заплыв через реку Янцзы, в районе города Ухань. Мао Цзэдун, преодолев 15 км, продемонстрировал тем самым отменное здоровье и хорошую форму.

1 августа 1966 г. открылся XI Пленум ЦК КПК. До 5 августа все шло обычным путем, пока Мао Цзэдун в перерыве между заседаниями не вывесил в качестве дацзыбао свой лозунг: «Огонь по штабам!». Это оз­начало, что главный удар теперь будет нанесен по высшему руковод­ству. В последующие дни прямо на Пленуме были сняты со своих по­стов 7 руководителей секретариата ЦК КПК, ликвидированы посты всех заместителей Мао Цзэдуна, за исключением одного — Линь Бяо. Многие члены Политбюро и ЦК КПК выведены из его состава. На Пленуме даже заявили, что «главный штаб мировой буржуазии пере­местился в Пекинский горком партии», вероятно, имелась в виду роль Пэн Чженя и других руководителей горкома.

На Пленуме ЦК КПК было принято решение о начале «Великой пролетарской культурной революции». Ее главная цель — «разгром сто­ящих у власти и идущих по капиталистическому пути». Хунвейбинов призывали нападать на партийных бюрократов, искоренять старые традиции и ревизионизм. Предусматривался и возврат к социально-экономической политике конца 1950-х гг.

Основные события «культурной революции» (1966-1969)

18 августа 1966 г. в Пекине состоялся грандиозный митинг хунвей­бинов с участием 1, 5 млн. человек. Встреченный овациями Мао Цзэдун призвал поддержать хунвейбинов в их критике и исправле­нии руководителей. Всем участникам кампании гарантировался бесплатный проезд и питание. «Бунт — дело правое!» — этот лозунг Мао повторяли в Китае на все лады. Началась активная «деятель­ность»: хунвейбины громили официальные учреждения, измыва­лись над образованными людьми, уничтожали музеи и произведе­ния искусства.

Была прекращена деятельность Федерации профсоюзов, китай­ского комсомола, женских и спортивных организаций, творческих союзов — все они считались частью бюрократической системы.

Правда, в сентябре 1966 г. деятельность хунвейбинов несколько ог­раничили: им запретили поездки в сельскую местность — нужно было сосредоточиться на работе в городах. В декабре 1966 г. было решено перенести «культурную революцию» на промышленные предприя­тия — там из рабочей молодежи создаются отряды цзаофаней.

Кампании перевоспитания проводились в массовом порядке: всего, по официальным китайским данным, пострадало 100 млн. человек. Обычным явлением стала высылка из городов: только до октября 1966 г. было выслано свыше 400 тыс. человек. Всего за годы «культур­ной революции» было репрессировано 2 660 китайских писателей, 142 тыс. преподавателей, 53 тыс. деятелей науки и техники.

4 января 1967 г. нзаофани начали в Шанхае захват редакций газет, а затем и всех официальных учреждений. Было разгромлено здание горкома партии, захвачены все коммунальные службы города. Мао Цзэдун призвал сторонников распространить опыт цзаофаней по всей стране; аналогичные события стали происходить и в других городах — только в Пекине было разгромлено свыше 300 центральных учрежде­ний. Создалась угроза полной анархии.

В этих условиях армия как единственная дисциплинированная си­ла стала по собственной инициативе восстанавливать порядок, брать под контроль предприятия и коммунальные службы в городах.

С февраля 1967 г. началось создание ревкомов — новых органов вла­сти, призванных заменить уничтоженные государственные структу­ры. Они должны были состоять из трех элементов: революционных масс (хунвейбины и цзаофани), революционных руководящих кадров (начались призывы: «не снимать всех подряд») и военных.

Бюрократия была напугана разгулом инициативы. В феврале 1967 г. группа членов Политбюро ЦК КПК во главе с Тань Чженьлинем потребовала «усилить контроль со стороны партии». «Февральское противотечение» проявилось и в противодействии ряда местных органов и военных кадров. Ревкомы создавались с трудом. С апреля 1967 г. в «бесчинствах хунвейбинов» пытаются обвинить Лю Шаоци; начались столкновения между отрядами хунвейбинов, цзаофаней и военными. Пик пришелся на июль, когда произошли серьезные беспорядки в Ухани, где местные цзаофани арестовали и избили прибывших из Пекина деятелей во главе с министром обще­ственной безопасности Се Фучжи. Осенью 1967 г. Мао Цзэдун дал указание: «сплотить ряды» — уме­рить активность, создавать ревкомы, проводить подготовку к IX съез­ду КПК. Реорганизация партии должна проводиться под контролем хунвейбинов и цзаофаней. Согласно инструкциям ЦК КПК, от пар­тийной работы следовало отстранять: «изменников», «подозреваемых в измене», «секретных агентов» и «лиц, показавших себя с плохой сто­роны», а также тех, «к кому цзаофани имеют серьезные претензии».

В апреле 1968 г. начался новый всплеск кампании: проводилась «ре-волюционизация ревкомов», «чистка классовых рядов». Повсеместно проходшш митинги-судилища, возобновились стычки с войсками, нападения на коммуникации, учреждения, банки и магазины. В октябре 1968 г. XII Пленум ЦК КПК исключил Лю Шаоци из партии, одобрил отстранение от занимаемой должности Дэн Сяопи­на и других видных деятелей, принял решение о создании «школ 7-го мая» для перевоспитания партийных кадров. В декабре 1968 г. по ре­шению партии активисты «культурной революции» направляются в сельские и окраинные районы, где они должны были собственным примером продемонстрировать новое отношение к труду.

Можно было уже подвести некоторые итоги. Бесчинства хунвейби­нов и цзаофаней привели к параличу инфраструктуры и дезорганизова­ли производство. В 1967 г. спад в промышленности составил 20%, рез­ко нарушилась работа транспорта, сократилась добыча угля. Только после того, как армия взяла предприятия под свой контроль, удалось приостановить спад и к 1969 г. восстановить производство на уровне 1966 г.

Вопреки первоначальным намерениям возврата к социально-эко­номической политике времен «большого скачка» не произошло; все вни­мание было сконцентрировано на политической борьбе — отдавать со­ответствующие указания по вопросам экономической политики было некогда. Лишь в самом конце 1968 г. последовала установка на всемер­ное развитие местной промышленности в рамках региональных эко­номических комплексов.

Важным обстоятельством стало то, что ущерб, нанесенный сельско­му хозяйству, был относительно невелик: поездки хунвейбинов в сель­скую местность были запрещены. Кроме того, хорошие погодные усло­вия способствовали росту урожайности зерна (1966 г. — 180 млн. т). Не был затронут «культурной революцией» и сектор военной промыш­ленности; именно в 1968—1969 гг. проведены три успешных испытания китайской водородной бомбы.

В апреле 1969 г. состоялся IX съезд КПК. Он отметил «решающие ус­пехи культурной революции».

Разочарование в результатах «культурной революции» было повсеме­стным. Оно затронуло и некоторых здравомыслящих руководителей. Мао Цзэдун, как полагают многие исследователи, после этих событий испытал глубокое разочарование. Фактически, он стал свидетелем крушения собственной мечты; неслучайно после 1969 г. Мао не пред­принимал никаких инициатив, довольствуясь ролью стороннего на­блюдателя и лишь изредка вмешиваясь в ход событий.

9 сентября 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал Хуа Гофэн. «Культурная революция» официально завершилась.

Мао Цзэдун: политический портрет. Родился Мао 26 декабря 1893г. в деревне Шаошань провинции Хунань в семье крестьянина, занявшегося торговлей. Мао учился в школе, потом служил в армии, откуда дезертировал после революции 1911-191 3 гг. Позже окончил педагогическое училище в Чанша, где увлёкся идеями социализма и анархизма. Помимо работ Маркса и Кропоткина, теоретический багаж Мао включал в себя труды Конфуция. В 1918г. он попал в Пекин и вступил там в первый марксистский кружок, руководимый профессором Ли Дачжао. Когда была основана Коммунистическая партия Китая, Мао стал одним из её активистов. Вместе с другими коммунистами сотрудничал с Гоминьданом, пока Чан Кайши не начал массовые репрессии против членов КПК. Тогда Мао возглавил восстание в родной провинции Хунань, окончившееся неудачей. Его едва не исключили из партии. В 1935г. Мао стал лидером партии и вскоре организовал кампанию «по исправлению стиля». Сотни его противников были обвинены в разных грехах и уничтожены. В 1943г. Мао занял пост председателя Центрального комитета КПК. В 1945г. коммунисты приняли новый устав партии, по которому начали руководствоваться идеями Мао Цзэдуна. В борьбе за власть Мао использовал самые различные средства. Человек капризный, легко впадающий в ярость, он мог быть мягким и обходительным, умел ждать, часто оттягивал принятие важных решений. Смысл жизни Мао видел в борьбе и относился к людям только как к своим союзникам или противникам. Председатель прекрасно умел манипулировать массами. Известно его изречение: «Народ — это чистый лист бумаги, на котором можно писать любые иероглифы». Мао был болезненно подозрителен и всегда боялся заговоров и покушений. Мао Цзэдун сознательно творил культ своей личности. Китайцы должны были изучать труды «великого кормчего», клясться в верности идеям Мао, постоянно носить значки с его портретом. Предметы, побывавшие в руках Мао, помещались в созданные повсюду музеи вождя. Мао Цзэдун скончался ночью 9 сентября 1976г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.