Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый круг проблем

Большинство ученых и сами греки считали, что Гомер — это легендарный древнегреч поэт-сказитель, создавший 2 поэмы. Традиционно изображается слепым, что вряд ли реальный факт, а скорее реконструкция. Место рождения Гомера неизвесто — Калафон, Саламин, Родос, Аргос, Афины, Смирна, Хиос. Павсаний говорит, что он умер на ос-ве Иос. Очевидно, Илиада и Одисея созданы позже описываемых соб, но раньше 6в до н.э, тк в 6в при Писистрате их записали. 8в до н.э. Скорее всего Ил и Од были созданы на МА побережье Гр (современная Тур). Гомеровский диалект — ионийский и эолийский.

 

Поэмы Гомера не раз редактировались. Мб даже 4раза. На языке Ил и Од никто никогда не говорил.

 

Поэма «Маргит»

Калин впервые употребил имя Гомера и назвал его автором «Фиваниды»

 

Второй круг вопросов:

до 19в считали, что автор несомненно Гомер, и поэмы такие изначально были. Но еще в 17 в Аббат де Обиньяк подумал, что Ил и Од — ряд самостоятельных разных песен, собранных Ликургом в Спарте.

Однако в 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал схолии к «Илиаде» из кодекса Venetus A, которые по своему объёму значительно превосходили саму поэму и содержали сотни вариантов, принадлежащих античным филологам (преимущественно, Зенодоту, Аристофану и Аристарху)

 

Фридрих Август Вольф в книге «Пролегомены к Гомеру»[13] выдвинул гипотезу, что обе поэмы очень существенно, радикально изменялись в процессе бытования

1795г - Таким образом, согласно Вольфу, невозможно говорить, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат какому-то одному автору.

Формирование текста «Илиады» (в её более или менее современном виде) Вольф относит к VI веку до н. э.

 

Карл Лахманн полагал, что «Илиада» была создана из нескольких песен небольшого размера (так называемая «теория малых песен»). Готфрид Германн, напротив, полагал, что каждая поэма возникли путем постепенного расширения небольшой песни, к которой добавлялся все новый материал (так называемая «теория первоначального ядра»).

 

Оппоненты Вольфа (так называемые «унитарии») выдвигали ряд контраргументов. Во-первых, подвергалась сомнению версия о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей (см.Александрийская библиотека). Во-вторых, противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчеркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».

 

Компьютер сказал, что Ил написала женщина, а Од — мужчина.

Гомер объяснил все сюжеты гневом Ахилла.

 

В 1930-е годы американский профессор Милмэн Пэрри организовал две экспедиции для исследования южнославянского эпоса с целью сравнить эту традицию с текстами Гомера. В результате этого масштабного исследования была сформулирована «устная теория», называемая также «теорией Пэрри-Лорда» (А. Лорд — продолжатель дела рано умершего М. Пэрри). Согласно устной теории, в гомеровских поэмах присутствуют несомненные черты устного эпического сказительства, важнейшей из которых является система поэтических формул. Устный сказитель каждый раз создает песню заново, но считает себя только исполнителем. Две песни на один сюжет, даже если они радикально отличны по длине и словесному выражению, с точки зрения сказителя — одна и та же песня, только «исполненная» по-разному. Сказители неграмотны, так как представление о фиксированном тексте губительно для импровизационной техники.

 

Третий круг проблем:

до конца 19в считали, что это не историчные поэмы.

Шлиман всем показал

 

1194-1184гг до н.э. - гибель гомеровской Тр.

Темные века — 4в. Греки забыли свою письменность. 8В до н.э. - заимствовали финикийское письмо

 

Четвертый круг проблем:

Аэды и рапсоды. Фрмирование гомеровских поэм происходило в эолийской, иолийской АРИСТОКР среде.

15-14в до н.э.

 

Пятый круг проблем:

гомер живет во время рабовла времени а хочет воскресить в поэмах общ-родов. Невольно это сопоставляет и соотносит.

 

Бронзовое оружие, герои сражаются пешком или на колесницу, хотя во времена Гом его современники ездили верхом.

Предметно-бытовая основа — стилизация под микенскую старину, но цел стилизовать не удается

Шестой круг проблем:

Первый нац героический эпос

Предмет эпоса — абсолютное прошлое

Источник эпопеи дб нац предание, а не личный опыт

 

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определенным метрическим местом строки.

Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого, текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Эпические клише.

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение»[15]. Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

 

Люди и боги в поэмах гомера

эпич стиль в поэмах гомера

поэмы как ист источник

гомеровское понимание судьбы

градозиане: проблемы гом эпоса

ягунов: гомер в рус переводах 18-19в

Лосев: гомер

Мальчукова: одиссея и проблемы ее изучения

гомер в веках

 

 

12.03

Рапсод — тот, кто только поет, «сшивает» песни.

 

Поэма Гесиода. Потребность в новом жанре/

Гесиод с переселился в Беотию, отец умер, брать промотал наслдество и пришел к Гесиоду/ Физиология. Факты

 

формы — песенная (главная — музыка), декламанационная (пес не главная)

 

Плутарх написал о Салоне

Салон отменил долговое рабство

мб появился одновременно с элегией

 

12.03

Лирика

В эолийской лирике — комбинация размеров, связанных друг с другом по смене принципов: в анчале ямб, потом дактиль, потом опять ямб и тд.

Строфа Алкея и сапфическая строфа

Очень сильные метафоры, которые тогда появились

Сапфо. Неразделенная любовь

 

Анакреонт — 6в, живет при дворцах тиранов. Эта культура, должная носить поверхностный характер, хоть и привлекающие крупных поэтов.

Анокреонтея — подражательная поэзия

 

ТАГЕДИЯ

Театр появляется, когда есть и лирика, и эпос

Эсхилл — сражение при Саломине. «Персы». Проблема того, что надо поступать по правде.

Софокл «Царь Эдип» - не о власти Рока. Признание объективной вины

ГГ — женщина.

 

Еврипид пошел дальше всех

«Медея», «Ипполит». Любимый прием deux ex mahina

 

 

02.04

 

ПРОЗА

Лотман: поэзия легче прозы

Предпологалось, что восприятие на слух. + они пели

Юбрис

у Геродота не было цензуры

 

Сократ прав или не прав.

Новые жанры — мемуары, диалог

Поиск сильной личности

«Федра» прочитать

Судебное, политическое, торжественное красноречие

Исократ

 

 

09.04

 

ЭЛЛИНИЗМ

Понятие ввел Розин в 19в

Конец гр независимости — битва при Херонее

 

Менандр — семейные истории. Комедия масок

Миф об аргонавтах

«Буколики»

Боги — бабы и помогают через любовь, а не как у Гомера: Медея-Ясон

2 в — эллинское возрождение

 

 

16.04

 

ѕЋј“ - смешение разных реалий

 

“ерций - 6 комедий

 

—цепионовский круг и Ћевий

 

“еренцевский вопрос

 

Ќедоверие к тому, что чел более низкого соц статуса может создать хорошее пр-ие

 

ѕ≈ –≈ ќƒ»«ј÷»я:

 

1. јрхаический период

 

2. 1 в н.э. - перва€ половина - республика + гр войны, 2а€ половина - принципат јвгуста. ÷ езарь, ÷ ицерон, —олюстий. Ћукреций, атулл - 1а€ пол. 2а€ пол - “ит ливий, √ ораций, ќвидий

 

«аслуга ÷ ицерона - в норматировании латинского €зыка (прочесть одну речь)

 

Ћигуртинска€ война

 

 

24.04

Период первой половины первого века — Цезарь

Ощущение нависшей угрозы

«о природе вещей» - эпикурийское значение. Эпикурейство = эффект Полианны = умение наслаждаться происходящим. Материалистическое учение

Неотеризм.

 

Катулл и Лукреций — посл авторы эпохи республики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адорно Т. К логике социальных наук. | Ведение. Создание устройства измерения степени тонировки стекол.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.