Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранняя философская проза






 

V–IV вв. до н. э. – время интенсивного развития в Греции философской прозы. Выдающиеся мыслители, творившие в это время, прежде всего Платон и Аристотель, не только создали философские системы, получившие мировое признание. Они обогатили литературу новым жанром – жанром философского диалога. Впервые термин философия, означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. В отличие от мифологии, объяснявшей мир сказочно-фантастическим образом, философия базировалась на конкретно-чувственном восприятии действительности.

Греков всегда отличала потребность проникать в тайны окружающего мира, познавать его глубинные законы, в отличие от римлян, тяготевших к решению более конкретных, утилитарных задач, связанных с этикой, т. е. поведением человека.

Центром эллинской философской мысли, зародившейся в VI в. до н. э., стала провинция Иония, в частности город Милет (тот самый, который позднее был разрушен персами): там сложилась научная школа – ионийская натурфилософия. Она представлена видными мыслителями: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Они, каждый по-своему, стремились ответить на вопрос: что лежит в основании всего сущего, чувственно-вещественного многообразия мира, воспринимаемого в его материальности и единстве.

Что же составляло его первоэлемент? Фалес Милетский (645–547 гг. до н. э.), основатель ионийской школы, считавшийся также родоначальником античной философии и математики, считал, что начало всего – вода. В ней плавает Земля. Последователь Фалеса Анаксимандр (ок. 610 – ок. 547 гг. до н. э.), автор трактата «О природе», полагал, что первоначалом всего сущего является некая особая первоматерия, называемая апейроном (греч. беспредельное), нечто среднее между воздухом и огнем, воздухом и водой. Из апейрона возникают все вещи и после своей гибели в него же и возвращаются. Наконец, философ Анаксимен (ок. 585–525 гг. до н. э.), последователь Фалеса и Анаксимандра, видел первооснову всего в воздухе, который, разрежаясь, становится огнем, сгущаясь – ветром.

Еще одним знаменитым ранним философом был Гераклит Эфесский (ок. 540–480 гг. до н. э.), составивший сочинение «О природе», дошедшее в виде фрагментов. Он считал первоначалом всего огонь. В противовес другим философам, полагавшим мир застывшим, неизменным, Гераклит представлял его в процессе постоянного движения й изменения. Эта мысль сформулирована в тезисе: «Все течет». Ему же принадлежит крылатый афоризм: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку».

Огонь – воплощение всех изменений, а происходящее, по Гераклиту, – итог столкновения, борьбы противоположных сил. «Война – отец всех вещей», – настаивал философ, который считается основоположником античной диалектики. Первоначально диалектика, или искусство беседы, понималась как способность обнаружения истины через выявление противоречий в высказываниях противников. Сейчас под диалектикой понимается теория и метод познания реального мира, который находится в состоянии развития и самодвижения.

Древние философы были в большинстве своем стихийными материалистами. Окружающий мир был для них материей, вечной и никогда не исчезающей. У истоков такого учения стоит Левкипп (500–440 гг. до н. э.), родоначальник атомизма, доказывавший наличие атомов, неизменяемых сущностей мельчайших размеров, которые в разных сочетаниях образуют изменяемые предметы.

Идеи Левкиппа развил его ученик Демокрит (460–370 гг. до н. э.), личность многогранная, энциклопедических познаний, занимавшийся этикой, физикой, математикой, поэзией, фонетикой, но вошедший в историю как философ. Демокрит много путешествовал, оставил огромное количество сочинений по разным областям. Демокрит вслед за Левкиппом пришел к выдающемуся умозаключению: мир состоит из атомов.

«Миров бесчисленное множество, они возникают и гибнут, ничего не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто, – формулировал свою концепцию Демокрит – И атомы бесчисленны по разнообразию величин и множеству, носятся они по вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, земля, воздух, вода. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов». Когда атомы распадаются, тело умирает. Душа также смертна. Она состоит из атомов, только более тонких. Со смертью человека распадаются и атомы, составляющие его душу.

Но не только к неживой природе обращалась мысль древних философов. Прежде всего их заботил человек, его поведение, особенности его психологии. Философы охотно делились советами и наблюдениями с учениками и согражданами, рекомендуя им, как достичь истинного счастья, как правильно поступать и разумно управлять собой. Их крылатые изречения были взяты древними в качестве руководства к действию. Авторов этих изречений, философов и законодателей, греки признали выдающимися, национально значимыми мыслителями.

Вот некоторые мысли, принесшие им заслуженную славу.

«Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим», «Не богатей дурными средствами», «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей» (Фалес), «Заводить друзей не спеши, а заведши, не бросай», «Не советуй угодное, советуй лучшее», «Ничего слишком!» (Солон Афинский). «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься», «Кто силен, тот будь добр». «Старость почитай» (Хилон из Спарты). «Что лучше всего? Хорошо делать, что делаешь», «Победы должны быть бескровными», «Человека выказывает власть», «Неудачей не кори – бойся себе того же» (Питтак). «Несчастен тот, кто бессилен перенести несчастье», «Что трудно? Благородно перенести перемену к худшему», «Только больная душа глуха к чужой беде» (Биант).

Платон

 

Греция подарила человечеству немало мыслителей. Но есть среди них два особенно звонких, бессмертных имени: Платон и Аристотель. Платон (427–347 гг. до н. э.) был столь мудр, столь одарен многогранными талантами, совершенен в интеллектуальном и физическом плане, что греки назвали его «божественным».



БИОГРАФИЯ. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Как это часто бывало в Элладе с выдающимися людьми, в его биографии реальные факты перемешаны с легендами. Род Платона принадлежал к богатой афинской аристократии. Все его родственники, люди незаурядные, знатные, влиятельные, находились в гуще политической жизни Афин. Для них история государства была неотторжима от судьбы рода. Правда, ни Платон, ни его братья Главкон и Адимант, несмотря на преобладавшие в семье политические интересы, непосредственно государственными делами не занимались. Их уделом были книги, общение с философами, с интеллектуалами, людьми искусства.

Как и водилось в аристократических семьях, Платон получил первоклассное образование. Лучшие учителя обучали его грамматике, музыке, риторике, гимнастике. Вообще Платон являл образец гармоничной личности, которая почиталась у эллинов. В этом смысле он напоминал другого великого эллина, Софокла, являвшего в глазах современников идеал совершенства, гармонии нравственных и физических достоинств. Платон был крепок телом отдавал щедрую дань гимнастике; натура художественная, увлекался живописью, с юности писал стихи, сочинял трагедии.

И здесь полезно повторить уже отмеченное обстоятельство: у великих мужей Эллады были, как правило, достойные учителя. У Перикла – философ Анаксагор, у Александра Македонского – Аристотель, у Аристотеля – Платон. Платон вбирал мудрость разных мыслителей, но всего более Сократа.

Сократ, как упоминалось при анализе комедии Аристофана «Облака», был личностью уникальной. Он воздействовал на близких и единомышленников не только своим учением, но и обликом. Платон, проведший с Сократом восемь счастливых лет, был благодарным учеником. В двух своих сочинениях «Апология Сократа» и «Критон» он нарисовал привлекательный портрет учителя, оставил свидетельства о процессе над ним и его героической кончине. Платон также донес до нас важные положения сократовского учения, его этики.



АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА. Видимо, воодушевленный примером Сократа, Платон решил сделать собственные идеи достоянием широкого круга. В 387 г. он основал философскую школу, которая располагалась к северо-западу от Афин в роще, считавшейся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия. Вокруг Платона стали группироваться его ученики, разного возраста, неодинакового уровня знаний. Их общение с учителем носило неформальный характер, велись диспуты, беседы, читались доклады. Старшие и более подготовленные ученики опекали новичков, самых юных. Складывалась плодотворная система педагогической преемственности; ученики постепенно вырастали в учителей. Сам Платон возглавлял Академию почти четыре десятилетия; он решал не только учебные, но и разнообразные хозяйственные, бытовые вопросы. Для Платона, у которого не было семьи, Академия была родным домом.

Академия была передовым для того времени учебным заведением, в ней преподавались самые разные предметы. Ученики Платона изучали философию, этику, поэтику, риторику, музыку. Это было одно из первых учебных заведений древности, где серьезным образом штудировали античную математику. Говорят, что на арке перед входом в Академию было начертано: «Никто да не входит сюда, не изучив геометрии». В качестве учителей в Академии трудились крупнейшие математики и философы. В 18 лет провел в Академии Аристотель, ученик Платона, в дальнейшем величайший ученый Древней Греции, читавший курсы риторики и логики. Из платоновской Академии вышло немало выдающихся ученых.



ГОДЫ СТРАНСТВИЙ. Но Платон, натура деятельная, не замыкался в науке и преподавании. Его идеи питались не умозрениями, а вырастали из щедрых жизненных впечатлений. Он был неутомим в странствиях, в чем, пожалуй, мог соперничать с Геродотом: предпринимал поездки в Египет, Южную Италию, на Сицилию. Он провел несколько лет в Сиракузах при дворе сицилийского тирана Дионисия Старшего. Платон, всегда желавший принести пользу обществу, пытался благотворным образом воздействовать на Дионисия, просветить его. Философ использовал то обстоятельство, что тщеславный властитель, мнивший себя человеком дальновидным и справедливым, питавший к тому же страсть к поэзии, изъявил желание внимать советам мудреца. Платон был откровенен. Он, например, объяснял хитроумному Дионисию, что тираны беднее прочих людей, ибо господствуют над всеми, лишь внушая окружающим страх.

Но, как впоследствии не раз убеждал исторический опыт, всесильные властители обычно легко утомляются от добрых советов, к ним обращенных. Дионисию Платон надоел, он решил избавиться от мыслителя, для чего отправил его в Афины. При этом он тайно повелел корабельщикам убить философа. Но те не выполнили распоряжения, а капитан продал Платона в рабство на остров Эгину, воевавший с Афинами. Там его вывели на невольничий рынок, но один из знакомых Платона, некий Аннекерид, узнал его, купил за 20 или 30 мин и незамедлительно отпустил на свободу.

Платон же оказался не злопамятным человеком. В 368 г., после смерти Дионисия Старшего, он вновь приехал на Сицилию ко двору нового властителя – Дионисия Младшего, который печально прославился жестокостью и кутежами. Платон хотел со своим учеником Дионом, кстати, родственником Дионисия Старшего, благотворно повлиять на нового властителя и практически реализовать в Сицилии то «государство разума», которое ему уже виделось теоретически. Но осуществить смелую идею, конечно, не удалось. Новый тиран, опасаясь влияния Диона, изгнал его из Сицилии, хотя Платона долго не отпускал. Платон приехал еще и в третий раз на остров, что лишь привело к окончательному разрыву с Дионисием и Дионом.

Эпизод с Платоном не был единственным в истории, когда философы пытались воспитать просвещенных монархов. В XVIII в. Вольтер, яркий выразитель идеологии просвещения, был приглашен ко двору Фридриха II, а потом был оттуда изгнан. По приглашению Екатерины II приезжал в Петербург философ Дидро, но ему так и не удалось обратить императрицу в свою веру…

Вернувшись из Сицилии, Платон жил в Афинах, где и умер спустя 13 лет в 347 г., восьмидесятилетним стариком, как рассказывают, на свадебном пиру.



НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА. От Платона до нас дошло 41 сочинение, которые обнимают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Это – литературный жанр, сложившийся благодаря Платону. Он строится как столкновение двух точек зрения: одну, близкую к взглядам автора, выражает Сократ, или друг мудрец, другую – его ученик Платон придавал диалогу внутреннюю напряженность, показывал драму идей, их борьбу. В диалогах очерчивались характеры его участников. Платон как бы оттачивал на наших глазах свою аргументацию.

Диалоги Платона являются сочинениями философскими, политическими и художественными одновременно.

Диалог остался в художественной литературе и получил дальнейшее развитие у Плутарха, Лукиана. Платон, натура артистическая, поэтическая, являл счастливое единство ученого и художника слова. Свою мысль Платон представлял не в сухой, отвлеченной, а в живой наглядно-образной форме, что придавало ей особую убедительность. Философы до Платона излагали свое учение в сложном, малодоступном виде. Гераклита Эфесского называли «темным» за его трудно воспринимаемый стиль изложения.

«Апология Сократа», произведение художественно яркое, построено как выступление Сократа на суде, выдержанное в духе лучших ораторских традиций, как убежденная и достойная защита своего учения, своих идей от несправедливых обвинений. Узнав о смертном приговоре, Сократ сказал, обращаясь к судьям: «…Уже настал час идти, мне – для того чтобы умереть, вам – чтобы продолжать жить. Кого из нас при этом ожидает лучший удел, неясно никому за исключением божества».



ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. «ИДЕИ» ПЛАТОНА. В извечном споре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы является теория идей. Именно она оказала огромное влияние на все последующее развитие философской мысли в мире. Идеи, по Платону, являются важными, в то время как реальные предметы – тленными, подверженными переменам. Выдающийся исследователь античной философии А.Ф. Лосев пишет: «Для Платона познание мира… заключается в проникновении сначала в идею, определяющую каждую конкретную мысль. Платон, как настоящий античный мыслитель, рисует нам этот процесс познания… Объективный идеалист, он выше всего ценит красоту живого материального космоса, явившегося как бы отпечатком великой красоты абсолютной идеи… Надо быть «любителем мудрости», философом, искателем высшей истины, чтобы за внешней единообразностью жизни ощутить некую красоту, поверить в нее и вечно стремиться к этой прекрасной недосягаемости».

Эту мысль Платон иллюстрирует с помощью своего хрестоматийного образа пещеры. Он рисует скованных цепью узников, сидящих спиной ко входу и глядящих на заднюю, освещенную огнями стену. Перед входом в пещеру поставлена прозрачная стена, ширма, вроде той, какой пользуются фокусники. Мимо входа проходят люди, несущие сосуды, движутся повозки. На освещенной стене пещеры узники видят их отражения в виде теней. Эти тени и есть бледные копии первоначальных сущностей, открывающихся при ярком свете и доступных пониманию лишь «боговдохновленного» философа, мыслителя. Окружающий нас мир, по Платону, – слабое отражение первичного сверкающего мира идей. Этот пример иллюстрирует восхождение души из сферы чисто зримого в область того, что постигается умом, силой интеллекта.



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА. Платон критически относился к афинской демократии, к принципу народовластия, который нередко абсолютизировался. По его утверждению, государство должно управляться не всеми людьми, а «лучшими». Это давало основание догматически мыслящим марксистам представлять Платона апологетом «реакционно-аристократических идеалов». Между тем, исторический опыт не раз доказывал, что принцип автоматического большинства не всегда верен. Разве не был Платон свидетелем того, как большинством голосов судьи вынесли несправедливый приговор его любимому учителю Сократу? Разве один только Платон выражал тревогу по поводу опасности охлократии, власти толпы, когда непросвещенное большинство способно диктовать свою волю? XX век, например, показал, как с помощью мощного пропагандистского аппарата, социальной демагогии, популизма можно направлять волю избирателей: в Германии Гитлер пришел к власти в результате демократических выборов…

В известном диалоге «Государство» Платон предлагает свою схему справедливого общественного устройства. Руководство в таком государстве возлагается на философов, охрана порядка – на стражей или воинов, а добывание материальных благ – на ремесленников или земледельцев. Каждое из этих трех сословий должно заниматься своими делами: управлять, охранять и созидать. И, соответственно, обладать своей добродетелью: мудростью, мужеством и послушанием.

У руля правления в совершенном государстве стоят аристократы.

Подобная роль принадлежит им в силу наследственности, благородства, а также наилучшего воспитания и образования. Наследственности Платон придавал первостепенное значение, будучи убежден, что простому человеку никогда не подняться до уровня аристократа. В идеальном государстве философы призваны регулировать браки молодых людей, выделяя хорошую и плохую породу…

В чем трудно согласиться с Платоном, так это с его убеждением в неравенстве людей, закрепленном от рождения, в непреодолимости сословных перегородок.



ПЛАТОН О ПРИРОДЕ ИСКУССТВА. В диалогах Платона «Федр», «Пир», «Федон» анализируется природа искусства, которое философ рассматривал как «подражание» вещам. Сами же вещи он считал «подражанием идеям». Таким образом, искусство осмыслялось им как «подражание подражанию». Платон был убежден, что искусство призвано служить энтическим целям, помогать воспитанию граждан. Считал поэтов людьми «боговдохновленными», служителями божества. Полагал, что государство призвано заботиться об искусстве, помогающем создать высокую нравственную атмосферу. Для восприятия искусства необходима соответствующая подготовка, оно не может потрафлять низкопробным вкусам. «Муза должна доставлять удовольствие не первым встречным, – настаивал Платон в диалоге «Законы», – а людям, наилучшим и получившим достаточное воспитание».



ЭТИКА ПЛАТОНА. ТРАКТАТ О ЛЮБВИ «ПИР». Важнейшая сторона наследия Платона – проблемы этики. Первостепенной была нравственность, а она определялась такими качествами, как благочестие, мужество, скромность, образованность, духовность.

Размышлениям о природе любви посвящено знаменитое сочинение Платона «Пир», особая разновидность диалога, называемая «симпосием». За пиршественным столом в доме поэта Агафона философы, мудрецы после обильной трапезы увлечены спором, воздавая хвалу богу любви Эроту. У Платона семь участников этого своеобразного состязания, семь индивидуально окрашенных голосов, каждый из которых ведет свою тему, свою партию. Участники пира – не противники, а единомышленники, которые совместными усилиями стремятся выяснить, что есть высшее Благо.

Ораторы затрагивают и разные аспекты проявления любви: от чувственной, грубой, до самой высокой, «небесной». При этом Платон демонстрирует тонкое проникновение в сложный мир человеческих взаимоотношений.

Федр, первый из участников симпосия, – знаток красноречия, философии, мифологии славит Эрота как очень древнего и могущественного бога, способного одаривать человека блаженством не только на земле, но и в загробном мире.

В отличие от Федра, Павсаний наделен немалым жизненным, практическим опытом. Он предлагает более глубокое и тонкое определение Эрота. Его мать Афродита существует как бы в двух ипостасях: одна небесная – Урания, другая земная – Пандемос. Первая для избранных натур, вторая для всех. Первую иногда в быту называют «платонической». Сын Афродиты Эрот бывает и возвышенным, и чувственным, низменным. Па веяний противопоставляет любви грубо-чувственной любовь истинную. Он приводит аргументы, взятые из жизни. «Низок пошлый поклонник, который любит тело больше, чем душу; он к тому же и непостоянен, поскольку непостоянно то, что он любит. Тело способно отцвести. Если он любит только тело, то такой любовник «упорхнет, улетая», посрамив все свои обещания. Но тот, кто любит за высокие нравственные достоинства, сохранит верность до конца дней. Потому что сможет привязаться к чему-то постоянному».

Еще один оратор Эриксимах врач, полагает, что Эрот присутствует не только в человеческой душе, исполненной жажды прекрасного. Он – во всем сущем, даже в животных и растениях. Эта идея созвучна Еврипиду, который в трагедии «Ипполит» говорит устами Кормилицы:



И в небесах высоких, и в клокочущих

Морях царит Киприда. От нее весь мир.

Ее посев – любовь и все мы стало быть.

Затем слово берет Аристофан, знаменитый комедиограф. Он утверждает, что боги подвергли людей наказанию, разделив на две части. Эти половинки, мужчины и женщины, упрямо ищут друг друга, стремясь к соединению, и если им это удается, то двоих ожидает подлинное счастье. Эрот реализуется через потребность человека к первоначальной целостности. «Таким образом, любовью называется жажда цельности и стремление к ней».

Поэт Агафон открывает в Эроте новые черты. Это – молодой, нежный, пленительный бог. Он неслышно подкрадывается к людям, своей красотой и совершенством их себе подчиняет. Любовь к прекрасному – источник творческой деятельности. От нее – все блага на земле. Сам будучи прекрасным, Эрот передает эти качества людям.

Наконец слово берет Сократ, излагающий философскую концепцию Эрота. «Всякое желание добра и счастья для каждого есть величайший и лукавый Эрот». Он побуждает к рождению. Эрот сам есть «рождение в красоте, как по телу, так и по душе», ибо дает смертному существу бессмертие. «Рождение, проявляясь в смертном, бывает вечно и бессмертно; бессмертие же… необходимо желать вместе с добром… Эрота надобно почитать также Эротом бессмертия».

В финале дискуссии появляется новый ее участник Алкивиад. Этот красавец и гуляка высказывается о самом Сократе, который предстает как олицетворение неодолимого стремления к высшей духовной активности. До сих пор участники пира говорили об Эроте, боге любви, о его высоких достоинствах. Но рядом с ними – Сократ. В нем, внешне неказистом, несметные сокровища духа, которые притягивают к нему людей. Как замечает А.Ф. Лосев, «похвальное слово Эроту, которое произнес Сократ, превращается в похвальное слово, или энкомий, в честь Сократа».

Мысли Платона об Эроте, изложенные в «Пире», а также диалоге «Федр», некоторых других сочинениях – глубоки и оригинальны. Он использует специфический философский стиль, не всегда привычные для нас понятия.

С одной стороны, у него Эрот – лирический, вызывающий плотские желания, определяющий оргиастическую восторженность души. Но Платон открывает нам и другого Эрота – творческого, духовного, «богочеловеческого», соединяющего богов и людей, рождающего красоту во имя бессмертия. Этот второй Эрот возвышает душу, стимулирует активность мысли, побуждает к созиданию, одухотворяет бытие. Платоном по-своему было гениально предугадано то, что получило развитие в трудах Фрейда, показавшего роль сексуального инстинкта и его трансформацию в разные виды творческой деятельности.

В конце концов, любовь выступает как созидающая сила, пробужденная, как считали эллины, Эротом, сыном Афродиты, что подтверждает вся многовековая история мирового искусства, литературы, науки, судьбы многих великих живописцев, скульпторов, поэтов!



ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТОНА. Платон принадлежит как истории философии, так и литературы. Художник слова он мастерски владеет широкой палитрой приемов. В его диалогах – бытовые сценки и живые характеристики действующих лиц, юмор и ирония, особенно обращенные против софистов. Широко используются аллегории, метафоры, а также рассказы мифологического содержания, нередко представляющие развернутое сравнение.

Диалоги Платона – образцы эстетического совершенства, художественного богатства аттической прозы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.