Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






информатизации общества

Лекция №1, 2

Понятие информационных технологий, информационного процесса,

информатизации общества

 

Цели:

Образовательные:

- Способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий используемых в образовании.

- Познакомить с базовыми понятиями курса: информационный процесс, информатизация, информационные технологии.

- Развивающие:

- Развивать и стимулировать исследовательскую деятельность студентов.

- Воспитательные:

- Формировать мотивацию к информационной педагогической деятельности.

- Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности.

1. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии.

2. Характеристика информационного общества, проблемы информатизации общества.

3. Информатизация российского образования: цели, задачи, тенденции развития, проблемы. Классификации информационных и коммуникационных технологий.

4. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.

5. Роль информационных и коммуникационных технологий в реализации новых стандартов образования.

 

I. Возникновение информационных технологий.

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики. Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи.

Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. При этом производство информации и её верхнего уровня – знаний – оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.

Под информационными технологиями понимается вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах.

До настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий (ИТ) как системы целостных взаимосвязанных приёмов, методов и средств обработки информации, не определены основные по нятия ИТ. Но достаточно понимать сущность ИТ, а также объяснить её научное и практическое значение. Тем более что в проектировании и создании конкретных ИТ переплетается много задач из различных научных дисциплин.

Как наука, ИТ включает методологические и методические положения, организационные установки, методы использования инструментально-технических средств и т. д., – всё то, что регламентирует и поддерживает информационное производство и деятельность людей, вовлечённых в это производство.

Трансформация новых научных знаний в конкретную информационную технологию – основная задача ИТ как науки.

Ввиду дискуссионности предмета обсуждения приведём несколько понятий ИТ:

· ИТ – это совокупность научных методов и технических приёмов производства информационных продуктов и услуг с применением всего многообразия средств вычислительной техники и связи;

· ИТ – это пограничная область, которая охватывает как вычислительную технологию, так и конкретную социальную информационную практику, рационализирующую её за счёт широкого применения вычислительной техники;

· ИТ – это совокупность принципиально новых средств и методов, обеспечивающих создание, обработку, передачу, отображение и хранение информации.

Огромный толчок развитию информационных технологий принесла разработка мультимедийных средств.

Информационная технология – совокупность методов и способов по лучения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

В последнее время широкое распространение получили термины безбумажная технология, интерактивная технология, технология программирования, технология проектирования баз данных, сетевая технология, Internet -технология, технология анализа и реинжиниринга бизнес-процессов (Под реинжинирингом понимается «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в наиболее важных показателях их деятельности – стоимость, качество и темпы») и др. Все они предполагают использование информации, т.е. любого вида сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области.

Выделяют три уровня рассмотрения информационных технологий:

· Первый уровень – теоретический. Основная задача – создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых параметрически и критериально;

· Второй уровень – исследовательский. Основная задача – разработка методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;

· Третий уровень – прикладной, который подразделяют на две страты: инструментальную и предметную.

(СТРАТА (лат. stratum - слой, пласт) элемент социальной

структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархическийпорядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение «социальная стратификация».

Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества и сословия. Неравенство, связанное со стратификацией, существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе.

Богатые, как правило, занимают самые привилегированные должности и профессии. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют так называемую элиту общества. К средним слоям относятся врачи, юристы, предприниматели, квалифицированные служащие, преподаватели, высококвалифицированные рабочие. Низшие слои общества охватывают не- квалифицированных рабочих, безработных, нищих, людей без определенных занятий.)

Инструментальная страта (аналог – оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на:

· методические;

· информационные;

· математические;

· алгоритмические;

· технические;

· программные.

Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и другие.

Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных методов к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, давая возможность рационально и эффективно её использовать.

Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф, то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Было изобретено радио и телевидение, а затем компьютер, цифровые системы связи и вычислительные сети; создание в 1978 году первого персонального компьютера явилось причиной быстрого его распространения и развития в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации и позволило новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.

Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основу автоматизированных информационных технологий

составляют следующие технические достижения:

· создание средств накопления больших объёмов информации на машинных носителях, таких как магнитные и оптические диски;

· создание различных средств связи, таких как радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;

· создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

Автоматизированные информационные технологии ориентированы на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.

В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется решить, можно применять различные методы обработки данных и различные технические средства.

Информационный процесс – процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) – сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Информационные процессы характерны для живой природы, человека, общества. техники.
Схематично информационный процесс изображен на рисунке:


Прямоугольниками изображены процедуры (фазы), другие фигуры обозначают объекты. Пунктирные прямоугольники показывают, что эти фазы могут отсутствовать.

Например: Сформируем схему обращения информации при сдаче студентами сессии:


Сигнал S1 - это ответы студентов на экзаменах, которые анализируются преподавателем и оцениваются, как правило, по пятибалльной системе (фаза Сбор). В результате формируется ведомость сдачи экзамена (сигнал S2), которая секретарем кафедры (или самим преподавателем) передается в деканат того факультета, к которому " приписаны" студенты (фаза Передача). Очевидно, если по дороге не случается фальсификации, сигналы S2 и S3 совпадают. В деканате ведомость попадает методисту, который выполняет ее обработку - заполняет специальный журнал успеваемости, где собираются данные об успеваемости каждого студента за все время обучения в Вузе (фаза Обработка). Можно сказать, что сам журнал (сигнал S4)выполняет функцию хранения информации (на рисунке эта фаза не показана). По окончании срока сессии методист готовит для декана справку о результатах сессии по всем учебным группам студентов: списки неуспевающих, списки студентов, претендующих на стипендию, списки тех, кто может получать повышенную (именную) стипендию и т.д. (фаза Представление). Эта справка и есть сигнал S6, который поступает декану для решения типичных для деканата задач: отчисление студентов, перевод на следующий курс или на другую специальность (другое учебное заведение), восстановление и т.п.

Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.

II. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информатизация общества – реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основной целью информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем государства и прежде всего – удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.

III. Характеристика информационного общества, проблемы информатизации общества.

Информационное общество – это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества». Общество можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы: – знание и информация.

Отличительными особенностями такого общества являются:

– увеличение роли информации в жизни общества;

– рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;

– создание глобального информационного пространства.

IV. Информатизация российского образования: цели, задачи, тенденции развития, проблемы.

Классификации информационных и коммуникационных технологий. Влияние информатизации на сферу образования.

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования – курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Этапы информатизации образования:

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов).

Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий этап, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

Основные задачи информатизации образования:

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи.

Основными из них являются:

– повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

– применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

– интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

– адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

– обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

– разработка информационных технологий дистанционного обучения;

– совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

V. Дидактические возможности

информационных и коммуникационных технологий.

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе.

Периферийные устройства компьютера, такие как монитор и колонки часто используются в образовании для улучшения усвоения аудио и визуальной информации учащимися.

Дидактическое использование информационных и коммуникационных технологий в образовании:

– отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;

– возможность поиска интересующей информации;

– возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

– возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков; организация общения с преподавателем курса.

– подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

– хранение и резервирование информации;

– систематизация информации;

– распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

– обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

– загрузка информации с различных носителей.

VI. Роль информационных и коммуникационных технологий

в реализации новых стандартов образования.

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:

для поиска литературы в электронном каталоге библиотеки учебного заведения в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.)

для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.

для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);

для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);

для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);

для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);

для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

VII. Правовые аспекты использования информационных технологий, вопросы безопасности и защиты информации.

Создавая систему информационной безопасности, необходимо четко понимать, что без правового обеспечения защиты информации любые последующие претензии с стороны организации к недобросовестному сотруднику, клиенту, конкуренту и должностному лицу окажутся беспочвенными. Если перечень сведений конфиденциального характера не доведен своевременно до каждого сотрудника (при условии, что он допущен по должностным обязанностям) в письменном виде, то сотрудника, укравшего важную информацию, невозможно будет привлечь к ответственности. Таким образом, состав защищаемой информации в каждой организации должен быть четко определен и задокументирован.
Для определения состава защищаемой информации необходимо ответить на вопросы:

1. Какие сведения следует охранять?

2. Кого они интересуют?

3. Почему они нуждаются в получении этих сведений?

4. Какие виды информации имеются в данной организации?

5. Какова ценность каждого из видов информации

6. Какая защита необходима для каждого вида информации?

Кроме того, государственные законодательные акты оговаривают следующие виды защищаемой информации:

1. Информация, относящаяся к государственной тайне;

2. Информация, составляющая коммерческую тайну;

3. Информация, составляющая персональные данные;

4. Информация, составляющая банковскую тайну;

5. Информация, составляющая профессиональную тайну;

Правовые нормы обеспечения безопасности и защиты информации на конкретном предприятии (фирме, организации) отражаются в совокупности учредительных, организационных и функциональных документов.
Требования обеспечения безопасности и защиты информации отражаются в Уставе (учредительном договоре) в виде следующих положений:
– предприятие имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений конфиденциального характера, требовать от своих сотрудников обеспечения их сохранности и защиты от внутренних и внешних угроз;
– предприятие обязано обеспечить сохранность конфиденциальной информации.
Опираясь на государственные правовые акты и учитывая ведомственные интересы на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности.

К таким документам относятся:

– Положение о сохранении конфиденциальной информации;
– Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию;
– Инструкция о порядке допуска сотрудников к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию;

– Положение о специальном делопроизводстве и документообороте;
– Перечень сведений, разрешенных к опубликованию в открытой печати;
– Положение о работе с иностранными фирмами и их представителями;
– Обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации;
– Памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны.
Обязательства конкретного сотрудника, рабочего или служащего в части защиты информации обязательно должны быть оговорены в трудовом договоре (контракте). Трудовой договор – это правовая основа к тому, чтобы пресечь неверные или противоправные действия работника.

Широкое внедрение компьютерной техники и информатизация образования привели к возникновению проблемы по организации защиты информации в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время в образовательных учреждениях активно внедряются информационные системы, осуществляющие обработку персональных данных, делопроизводство, бухгалтерские программы и др. Эти системы предназначены для ведения базы данных воспитанников, обучающихся, родителей и работников образовательного учреждения, оперативного управления учреждением. Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Трудовому кодексу РФ, при сборе персональных данных, операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных и постоянную защиту от несанкционированного хищения, изменения.

Защитить данную информацию в образовательном учреждении на сегодняшний день возможно при создании организационной защиты информации - это регламентация деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. При построении информационной защиты в образовательном учреждении необходимо:
· разработать локальные акты (нормативные и правовые), связанные не только с организационной и правовой, но и с технической защитой персональных данных;
· сформировать механизмы взаимоотношений с органами, осуществляющими управление в сфере образования, профсоюзными организациями, органами контроля и надзора и т. д. Следует уделить особое внимание процедуре передачи персональных данных третьим лицам. Для этого необходимо наличие:
· основания для такой передачи, предусмотренного федеральными законами, или согласия субъекта персональных данных, закрепленного, например, в договоре на оказание услуг;

· договора с этим третьим лицом, существенным условием которого должна быть обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
Так же необходимо быть осторожным при размещении информации, содержащей персональные данные, на интернет-сайте образовательного учреждения.
С учетом выше изложенного можно определить следующие обязательные этапы работы по защите персональных данных:
1) определение всех ситуаций, когда требуется проводить обработку персональных данных;

2) выделение процессов, в которых обрабатываются персональные данные;
3) выбор ограниченного числа процессов для проведения аналитики (на этом этапе формируется перечень подразделений и работников, участвующих в обработке персональных данных в рамках своей служебной деятельности);
4) определение круга информационных систем и совокупности обрабатываемых персональных данных;

5) проведение категорирования персональных данных и предварительной классификации информационных систем; 6) разработка пакета организационно-распорядительных документов для обеспечения защиты персональных данных (положения, приказы, акты, инструкции и т. п.);
7) внедрение системы обеспечения безопасности информации.
Следовательно, организационная защита информации в образовательном учреждении, сводится к созданию режима обработки персональных данных, включающего:
· создание внутренней документации по работе с персональными данными;
· организацию системы защиты персональных данных;
· внедрение технических мер защиты персональных данных.
Таким образом, данная тема в настоящее время особенно актуальна, т. к. более активное использование средств компьютерной техники и информационно-обрабатывающих технологий, а также увеличивающийся объем массивов информации в образовательных учреждениях вызывает появление новых правовых проблем, требующих от учреждения принятия адекватных мер реагирования по устранению информационных угроз.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На последнем шаге получена модель | Срочная адаптация




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.