Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женский костюм 15 века






Нижняя рубашка Несмотря на малое количество изображений женщин, демонстрирующих нижние рубашки, в существовании этой детали костюма сомневаться не приходится. Упоминания о нижних рубашках содержатся в описях имущества и завещаниях. Таким образом, основную проблему составляет реконструкция выкройки нижней рубашки, поскольку археологические находки, датируемые 1480-ми годами, мне были недоступны, а на большинстве картин, которые служат основной базой для создания костюма, нижние рубашки видны фрагментарно или прорисованы не настолько детально, чтобы на них можно было разглядеть какие-либо швы. Чаще всего на изображениях рубашки можно разглядеть только частично, либо их вообще нет. Хотя проведя более широкие изыскания можно найти и камизы полностью: Lancelot du Lac (BNF Fr. 118, fol. 299v), beginning of the 15th century De casibus (BNF Fr. 226), first quarter of the 15th century Decameron (BnF Arsenal MS 5070, fols.387), 1432 The Birth of Mary from an altarpiece at Kloster Neuburg, c. 1438-1440
1 2 3 4 5 6 7 8 Женская рубашка немного не доходила до щиколотки, закрывая икры. Это можно разглядеть на миниатюре из календаря Les tres riches heures du Duc de Berry (1415), а так же на иллюстрации из цикла The Story of Patient Griselda, (1450, Master of Mansel). В первом случае, возможно, необходимо сделать некоторую поправку на то, что женщина подоткнула платье, но на второй иллюстрации мы можем видеть нижнюю рубашку в полной ее красе. Нижние рубашки имели длинные рукава, очевидно доходящие до запястья. Рукава также были относительно прилегающими - достаточно широкими, чтобы не стеснять движений и достаточно узкими, чтобы без проблем помещаться под длинными рукавами " верхних слоев" костюма. Если судить по видимым в горловинах платья фрагментам нижних рубашек, то форма их ворота может быть треугольной или округлой. Все еще открытым остается вопрос о наличии или отсутствии у ворота рубашки нарочно заложенных складок. Малое количество иллюстраций с явно видимыми нижними рубашками не позволяет сделать точных выводов. На рис.7 можно четко видеть складки вокруг ворота женщины. Такие же складки, возможно, присутствуют и вокруг ворота женщины на рис.5, хотя изображение слишком мало, чтобы утверждать это точно. Я больше склоняюсь к варианту рубашки без складок, с простым воротом. Как уже было сказано, точной выкройки для нижней рубашки конца XV века, мне вывести не удалось, поэтому пришлось остановиться на одном из гипотетически возможном варианте кроя. Рисунок примерный и носит скорее ознакомительный характер, пропорции не соблюдены. Боковых клиньев два, но каждый собран из двух половинок. Спереди и сзади тоже вставлено по клину, для пущей ширины рубашки. Рубашка с рукавами, чтобы можно было в полевых условиях ходить по лагерю в киртл без рукавов и не смущать всех голыми руками.  
Выкройку я мотивирую скорее логическими домыслами, чем археологическими источниками (хотя таковые на мой период наверняка где-то есть, мне они, к сожалению, пока не доступны). Для пошива рубашки используется белая льняная ткань фабричного производства (см. образец). На рубашке используется шов назад иголку и шов для обработки краёв. Привожу ниже так же возможные варианты кроя камиз:
  • Вариант №1 - основывается на рассматривании картин, здравом смысле и практическом пошиве.
  • Вариант №2 - в оригинале являлся предположительной реконструкцией мужской рубашки.
  • Вариант №3 предлагается Ротой Св. Георгия, основан на иллюстрациях к " Декамерону".
  • Вариант №4основан опять-таки на иллюстрациях и практическом пошиве.
Кроме этих вариантов мне в свое время предлагали использовать и такие:
  • Рубашка Людовика Святого (https://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/stlouis.html) Что меня смущает в этой рубашке, так это датировка. Хотя производители костюмов с сайта https://www.historicenterprises.com для пошива рубашек на 15-ый век пользовались, как они утверждают, именно этой выкройкой.
  • Рубашка 14-го века (https://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/linentun.html)
Шоссы Рассматривая картины, практически невозможно узнать о том, что носили женщины того времени под самым платьем. В вопросе нижнего белья до сих пор приходится строить догадки, однако с шоссами повезло больше. У нас есть возможность увидеть их например на этой картинке, взятой из Le Roman de la Rose, французских миниатюр 15-го века. Иллюстрация к Роману о Розе 15 век. Миниатюры из Библии Гуттеров - 1415 г., Национальный музей, Библиотека Чарторыйских, Краков Иллюстрация в Декамерону На первом рисунке женщина упала и таким образом демонстрирует нам свои шоссы. На картинке справа в подобные шоссы одет мужчина крестьянин, что доказывает сам факт существования коротких, до колена шоссов. Подобного типа шоссы крепились на ноге при помощи подвязок, повязанных, очевидно, под коленом. О материале подвязок можно только догадываться, однако основными вариантами являются плетёные на дощечках и кожаные подвязки. Как говорится в книге Textiles and Clothing, в качестве подвязок зачастую использовались также и любые обрезки шерстяной ткани. Основными цветами шоссов, скорее всего, были черный и белый. Судя по тому, что крестьянин на рисунке справа одет в синие шоссы, можно предположить, что использование других цветов тоже вполне возможно и допустимо. И так как использование красителей (индиго и красного в первую очередь) было дорогим удовольствием, то можно сделать вывод, что носить цветные шоссы не зазорно и благородной даме. Материалом для пошива шоссов служила шерстяная ткань, а также другие более " летних" материалы, например, лен. Выкройку для шоссов я взяла с сайта Марка Карлссона, шоссы из раскопок в Лондоне. Источники, кроме художественных:
  • https://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cgi? forum=9& topic=403
  • https://cleftlands.cwru.edu/BurgundianCostume.pdf
  • https://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/garments/sewing/seams/seams.html
  • https://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/stlouis.html
  • https://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/hstype4.html
  • https://tgorod.go.ru/cgi-bin/board/topic.cgi? forum=9& topic=77
  • https://www.virtue.to/guest_authors/archaeological_sewing.html

Нижнее платье - киртл (kirtle)

 

 

рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4   рис. 5 рис. 6   рис. 7   рис. 8   рис. 9   рис. 10   рис. 11   рис. 12   Следующей составляющей бургундского костюма считается киртл (нижнее платье). Характерными приметами этого платья являются: глубокая шнуровка, очевидно опускающаяся ниже линии талии, и короткие рукава с пристегивающимися " фальшивыми" т.е. накладными длинными рукавами. Одним из самых ярких примеров киртла является изображение Марии Магдалины с алтаря Брак (Рогир ван дер Вейден, рис. 1). Если судить по картинам и миниатюрам, то можно утверждать, что появиться на людях в киртл не считалось неприличным. Женщины в киртлах изображаются в сценах, происходящих в церкви (рис. 7), а так же в роли святых (рис. 8). В Часослове братьев Лимбург мы видим крестьянок, работающих на поле в платьях, очень похожиш на киртл - с отстегнутыми рукавами и шнуровкой. Женщины в нижних платьях изображаются и в сценах снятия с креста. Для экономии места я не привожу все картины, на которых можно видеть киртл - практически все из них можно найти в Галерее Европейского Искусста. Вполне резонно было бы спросить - каким образом можно доказать, что под верхним платьем (la robe) было одето еще что-то и что этим что-то был именно киртл. Во-первых, верхнее платье не называлось бы таким, если бы не существовало противоположное ему:). На некоторых картинах и миниатюрах мы видим дам, приподнимающих подол платья, из-под которого виднеется деталь еще одного платья (рис. 2). Судя по окраске и часто встречающейся окантовке или украшению подола (рис 2, 6), мы видим не нижнюю рубашку, а именно платье. Еще одним доказательством использования киртл как нижнего платья являются изображения женщин, снявших роб и оставшихся в нижних платьях. В качестве примера можно привести изображения дам, взятые из Le Cueur d'Amours Espris короля Рене. На одном из изображений дамы предстают пред нами в роб, а позднее они снимают верхние платья и остаются в киртл. Это изображение интересно еще и потому, что мы можем видеть вставочку, прикрепленную к платью и часто видимую в разрезе роб (рис. 3). Как уже упоминалось, шнуровка платья была глубокой и заходила на живот. Петлями могли служить не только отверстия в ткани, но и пришитые на платье металлические колечки (рис. 4). Также в дополнение к колечкам, пришитым по краю платья, проделывались петли-дырочки, что, вероятно, создавало довольно крепкую шнуровку. Шнуровка могла быть и практически скрытой, потайной (рис. 8). Материал и способ изготовления оных пока остаются под вопросом. Шнурки могли плестись как в технике " пальцепетлия" – fingerloop, так и на «вилке». Интересной деталью, которую можно заметить на некоторых картинах, является украшение подола киртл. Иногда киртл украшен полоской меха (рис.6), а иногда присборенной полосой ткани (рис. 2). Не могу сказать, что вопрос о крое киртл я решила со 100% достоверностью. Выкройка составлялась профессиональной портнихой, которой были принесены несколько репродукций, на которых можно было рассмотреть швы. За основу легли репродукции картин Рогира ван дер Вейдена (алтарь Семи Чудес, алтарь Брак, триптих " Снятие с креста"). Ниже можно увидеть нарезку картин с выделенными швами. На картинах встречаются киртл как отрезные по талии (рис. 5, 7, 10), так и " цельнокроенные" (рис. 1, 9). Глубокая шнуровка присутствовала и на отрезных по талии платьях. Крой неотрезного киртла для меня уже не тайна за семью печатями, но все еще загадка. Основываясь на различных фрагментах швов (рис. 8) я могу предположить, что киртл кроился по выкройке, чрезвычайно похожей на выкройку Moy Bog Gown. Если приглядеться к рисунку Маргарет Ланнин, то можно заметить некоторое сходство в расположении швов на этой выкройке и рисунке 8 - примерно те же швы, идущие по линии груди и опускающиеся вниз. Марк Карлсон же не включает эти швы в свой рисунок. Кто из нас больше прав - неизвестно. Интересен крой рукавов - на спине Moy Bog Gown заметны ярко выраженные и довольно непривычные " лопатки". Возможно, они позволяют руке двигаться более свободно. Что интересно - признаки этих " лопаток" встречаются на некоторых картинах и миниатюрах, так что можно утверждать что подобный принцип кроя не является исключительно ирландским. Однако, следует заметить, что по выкройке, похожей на выкройку платья из Moy Bog, кроятся, в основном, платья с длинными рукавами. На спинах платьев с короткими рукавами " крыльев" не видно (рис. 7). На рисунке 7 можно видеть гладкую спинку платья, очевидно выкроенную из двух частей. Возможно предположить, что перед кроился примерно тем же образом. Как кажется мне, рукава в этом случае кроятся просто. Ткань на киртл – лён или сукно. Швы на платье те же самые, что и на рубашке.  
     





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.