Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанр корреспонденции






Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Группы жанров:

 

• Информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет) – необходимые признаки – информационный повод, оперативность;

 

• Аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати, комментарий) – изучение системы фактов, анализы, выводы;

 

• Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет)

 

Категории жанров:

 

– исторически конкретная (развивающаяся во времени);

 

– особая форма жизненного уклада

 

– типологическая (обладающая рядом устойчивых признаков;

 

– гносеологическая (в разных жанрах – разные цель, средства, уровень познания)

 

– морфологическая (особенности структуры повествования, место факта в нем, образный строй, специфика разработки проблемы);

 

– аксиологическая (содержит определенную оценку действительности публицистом);

 

– творчески-назидательная (текст создается публицистом как определенная модель мира);

 

– обладание уровнем детерминизма, еог обусловленность:

 

•) объективные свойства описываемого факта;

 

•) конкретная авторская задача;

 

•) мировоззрение и индивидуально-психологическим особенности автора

 

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

 

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики без фактов журналистика немыслима.

 

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, " телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроника, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

 

Хроника – отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 – 15 строк. Печатается на первых – вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации – книжный, стиль – сухой, отстраненный, официальный.

 

Информация – короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из 10-30 строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

 

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.). Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью – интервью- экспресс, блиц-интервью. Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за " круглым столом" и др.

 

Отчет – концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения; отчет-коммюнике – рассказ о прошедшей политической встрече;

 

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный – событие передается хронологически (также различают до-событийный и после-событийные репортажи), тематический – событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии, постановочный (ситуационный) – когда репортаж передается с не запланированного события.. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе.

 

Опрос – симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

 

Некролог – не путать с извещением о кончине. Некролог – это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

 

Реплика – это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

 

Эпистолярные жанры – это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо – жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ – это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего – к частному. Дедукция, или синтез – это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

 

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

 

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

 

Статья – это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. В статье события рассматриваются от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов. Факты в статье играют иллюстративную роль, здесь важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:

 

1) передовая – в ней основа директивность;

 

2) пропагандистская – важным методом в ней является пропаганда;

 

3) научная и научно-популярная статья;

 

4) проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

 

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их.

 

Корреспонденция – отображение " кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции – синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

 

Виды корреспонденции:

 

1) информационная – отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

 

2) аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

 

3) постановочная корреспонденция – такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

 

4) корреспонденция-раздумье – журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов.

 

Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции – специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

 

Рецензия – жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику " отраженной действительности". Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент, являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии – это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии – позиция рецензента – современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

 

Виды рецензии:

 

1) литературная

 

2) научная

 

3) театральная

 

4) кино-рецензия и т. д.

 

Обозрение или обзор – жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать " панорамой событий".

 

Виды обозрений:

 

1) внутренние – о событиях жизни внутри страны.

 

2) международные – о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

 

По тематике:

 

1) политические,

 

2) экономические,

 

3) спортивные,

 

4) сельскохозяйственные,

 

5) культурные и т. д.

 

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

 

Комментарий – это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. Виды комментария:

 

1) расширенный комментарий – пространное разъяснение факта.

 

2) комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

 

3) полярный комментарий – толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

 

4) синхронный комментарий – разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

 

5) подробный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших деталей.

 

Журналистское расследование – рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. Версия – моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

 

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность – это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

 

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

 

Очерк – это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк – самый объемный жанр, тогда как в литературе – самый небольшой.

 

Очерки делятся на:

 

1) описательные:

 

а) путевые;

 

б) событийные.

 

2) сюжетные:

 

а) портретные;

 

б) проблемные.

 

Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные – постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может " за кадром", его повествование может быть просто " фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем – главным " оценщиком".

 

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм – присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:

 

1. Простой сюжет – соответствующий естественному ходу события.

 

2. Пространственно-временной сюжет – это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

 

Зарисовка – небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

 

1) пейзажная.

 

2) ассоциативная – построенная на ассоциациях.

 

3) портретная – портрет человека, или местности, явления.

 

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты " Комсомольская правда".

 

Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

 

Виды эссе по тематике:

 

1) политические,

 

2) экономические,

 

3) литературные,

 

4) публицистические, и др.

 

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный " поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

 

Политический портрет – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра – угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

 

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

 

САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Сатира – в переводе с греческого " смесь", это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов.

 

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.

 

Фельетон – это объемный сатирический жанр, синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки). Слово фельетон – в переводе с французского означает " листок" – в 1800 году 27 января в журнале " Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.

 

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон-скетч и т.д.

 

Главная задача фельетона – осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других – возбудить гнев, ненависть, в-третьих – показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

 

Памфлет – происходит от греческого " пан" – все, " пфлего" – жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет – редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского (" Письма темных людей", 1515 г.), Франсуа Рабле (" Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет " Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. " Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение. В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

 

Пародия – жанр-передразнивание. Цель пародии – гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

 

Эпиграмма – в переводе с греческого " надпись на камне" – это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.

 

Басня – сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная – в ней описываются основные действия героев, в третьей – назидание, написанное высоким стилем. Басни древнегреческого баснописца Эзопа дошли до наших дней и в настоящее время проблемы, поднимаемые в них, являются актуальными. Французский баснописец Лафонтен продолжил их традиции, которые позднее были поддержаны русским баснописцем Крыловым И. А.

 

Карикатура – это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. Например, на российском телевидении программу " Куклы" можно отнести к карикатуре.

 

Шарж – от французского слова " тяжесть", критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи.

 

Анекдот – небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу " перевернутой пирамиды" – назидание в самом конце, на " вершине".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.