Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паломничество






Торговые пути

До крещения славяне знали пути, которые приводили на Ближний Восток. Три магистрали Скандинавия – Арабский халифат: 1) Волго-Балтийский путь (VIII – IX вв. расцвет), в это время обеспечивал благосостояние Руси, Волжской Булгарии и Хазарского каганата. В VIII в. арабы дрались с хазарами и подзачистили от их воздействие нижнее течение Волги, установив торговлю с жителями Прикамья. В IX в. славяне начинают осваивать Поволжье. В Раннем Средневековье ВБП путь становится путем из варяг в арабы. С Балтики шли янтарь, пушнина, из Прикамья цветные металлы. Арабы привозили ремесленные изделия и предметы роскоши. Вообще восточная торговля часто базировалась на торговле роскошью. Мы находим множество кладов с арабскими монетами. Надписи выполнены куфическим письмом (старое письмо), источник – Сирия и Ирак (там куфическое письмо сохранялось долго). На Валдае, около Мсты тоже есть такие клады. Также Между Мстой и Малогой много таких кладов. 2) Путь из варяг в греки (X – XI вв.), был освоен во II ½ IX в. К началу X в. широко работал. Причина – временное ослабление и замирание ВБП. Из Черного моря по Днепру и дальше волоком до Ловати до Ильменя, по Волхову в Неву и на Балтику. Балтийское море в источниках называется Варяжским. 3) Великий Шелковый путь. Общее название торговых караванных магистралей между Китаем и Передней Азией со II в. до н.э. до XVI в. Полностью путь был 7 тыс. километров. В XIII – IX вв. появилось ответвление к Прибалтике, так что был ход и на Русь. Ветвь – через Каспий на Волгу и дальше – ВБП. Вторая ветвь ответвлялась в Сирии, потом через Малую Азию в Закавказье, на Дон и Северский Донец, дальше на Неман и в Прибалтику. Но эта ветвь замерла в 30-е гг. IX в. Она почти не упоминается в русских летописях.

Итого: по Днепру – на Византию, по Волге – на арабский мир и в Индию.

Другими словами, знакомство Руси с арабами было географически и экономически детерминировано. Эти контакты стали базой накопления информации о Ближнем Востоке.

 

Паломничество

Принятие христианства стало стимулом для развертывания связей с Ближним Востоком (паломническое движение и соответствующий жанр литературы). Паломничество начинается с первых десятилетий после принятия христианства. Цель – Палестина, Назарет, Вифлеем, Иерусалим, Иордан и пр. В Палестину ехали еще и по причине нахождения в Иерусалиме центра мироздания: каждый, кто едет туда, едет в центр мира (христианская космология, работала на протяжении всех Средних веков). В славянской мифологии Иерусалим был точкой схождения земли и неба, пуп земли, тридевятое царство. Страшный суд должен совершиться в окрестностях Иерусалима.

В XI – I ½ XV вв. странствование было единым историко-культурным движением: у участников сходные цели и система ценностей. Есть богатый жанр записок паломников. Очерковые записки (литературоведческий термин). В Средневековье такие мемуары называли хожениями или хождениями, путниками, странниками, посольствами, скассками. Они сильно отличались от путешествия. Цель путешествия – любопытство, у паломника – увидеть образ Палестины, который ему оставалось сравнить с тем, что он себе представлял до этого, т.к. паломник уезжая уже что-то знал о Палестине. В хождении он искал не новых впечатлений, а решение духовных вопросов: богопознание, спасение души, нравственного очищения. Молитвенное покаяние: паломник знал, что в Иерусалиме молитву точно примут. Поэтому важнейшая часть – посещение сакральных мест, которые отделены ментально от окружающего мира (в т.ч. арабского). Отсюда нежелание паломников отвлекаться на бытовуху.

В допетровской литературе критического подхода почти не было. А в границах древнерусского паломничества сложно найти границу между реальностью и легендой. Короче, история посещения Иерусалима – это посещение волшебного желаемого мира.

В хождениях запечатлены этнические и конфессиональные особенности духовного склада жителей средневековой Руси. С какой целью на Руси это хотели прочитать? Знаем, что активно читали, потому что у нас много произведений и много списков. Возможно, нравственная компонента. На сегодня есть более 70 хождений, из них 50 - оригиналы, 20 – апокрифические, еще есть переводные.

Когда русские начали путешествовать туда? Ответ: X в. В ранних летописях есть Ольга в Константинополе (957 г.). Косвенное свидетельство - посольство Аверия к Владимиру (легендочка). В Никоновской летописи Владимир в 1001 г. отправил купцов в качестве послов в некоторые страны, в т.ч. в Египет по церковным делам. В середине XI в. в Палестину ходил игумен Варлаам (1062 г.), потом Антоний дважды ездил в Царьград и на Афон (середина XI в.), так же и Феодосий Печерский. Были и коллективные поездки: 40 паломников из Новгорода в 1163 – 1168 гг. ездили в Палестину. Добрыня Ядрейкович ездил в Константинополь в конце XII в. (Казус: Орлов упомянул архиепископа Новгородского Антония и Добрыню Ядрейковича как разных людей, хотя это один и тот же человек. Ядрейкович – мирское имя Антония) Былинные богатыри тоже якобы были в Константинополе, это мифическая традиция.

Как только на Руси укоренилось христианство, начали устанавливаться связи с большими патриархатами (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и тд). Самовольные паломничества церковь отвергала и противостояла им. Только под присмотром церкви.

Игумен Даниил с 1106 по 1108 ходил по святым местам, описал свое паломничество ок. 1113 г. Стартовая и финальная точка любого паломничества – Константинополь. Основная тема сочинений – опыт паломника, проскинитарий (греч.). К XII в. это было не просто элементом паломничества, но разработанным элементом традиции. Даниил пишет тем же языком, он копирует стиль и язык. Но написал он оригинальный труд. Особенности жанра – присущий личностно-авторский характер. Паломники сообщали многое о себе, о происхождении, о жизни до и во время паломничества.

Постепенно появляется интерес к обитателям региона, в который идут паломники. Даниил уже писал о религиозной принадлежности ближневосточных людей. Например, о христианах (православных, конечно), о сарацинах, фрезях (католики) и жидовях. Даниил дал старт традиции, но после него в традиции описания Ближнего Востока появляется провал, соответствующий монголо-татарскому игу. До нас не дошло ни одного списка хождений за столетие. Но движение на Ближний Восток продолжалось. Путники возвращались с реликвиями и рукописями. Была традиция паломничества в святые места Египта.

Первое дошедшее произведение – 1370 г., архимандрит смоленского Богородичного монастыря Агрефений. Посещение Синайского полуострова, поклонение Неопалимой купели и горе Моисея, монастырь Святой Екатерины. Не понятно, дошел ли сам автор до этих мест, сведения очень скупые. Но важно – он пишет об этих событиях как о рядовом явлении, это не шок.

В библиотеке монастыря Святой Екатерины есть два русских манускрипта – рукописная псалтирь (конец XI – начало XII вв.) и Апостол-апракос с месяцесловом (конец XII в.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.