Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемены в Северной Корее в 1960-1970-е гг.






 

В 1960-е гг., когда в Южной Корее утвердилось мощное военное правительство, в Северной Корее власть также захватили радикальные элементы из числа бывших антияпонских партизан. Уже в 1950-е гг. были ликвидированы группировки Трудовой партии Южной Кореи, Янъянская (китайская Компартия) и советская фракция, придерживавшиеся умеренного политического курса, и на первый план выдвинулись партизанские соратники Ким Ирсена.

Силы антияпонских партизан, имевшие опыт вооруженной борьбы, с I960 г. в политике уделяли главное внимание военному строительству, приняв так называемые «четыре великих военных курса», энергично продвигали линию на вооружение всего народа, на превращение всей страны в крепость, на превращение всей армии в профессиональную и на модернизацию армии, и форсировали развитие военной промышленности. То есть все общество Северной Кореи было преобразовано в военный лагерь. В результате удельный вес расходов на оборону повысился до 30% государственного бюджета, а экономическое развитие стало быстро замедляться. Так называемая капсанская фракция Пак Кымчхоля и Ли Сесуна выдвинула другую точку зрения на военное строительство, но их заклеймили как «проводников идей буржуазного ревизионизма» и ликвидировали в 1967 г.

То, что Северная Корея придавала первостепенное значение военному строительству, объяснялось тем, что в Южной Корее в результате южнокорейско-японского соглашения (1965г.) была создана южнокорейско-американо-японская система безопасности, а после посылки Южной Кореей войск во Вьетнам боеспособность сильно национальной армии сильно укрепилась. Во внешнем плане ухудшились отношения с Советским Союзом и Китаем, и Северная Корея оказалась в состоянии международной изоляции. В особенности, когда в Советском Союзе на политической цене появился Хрущев (1958-1964), критиковавший линию Сталина и осуществлявший идеи ревизионизма и мирного сосуществования, Северная Корея почувствовала угрозу для себя, и плюс к этому в обстановке обострения китайско-советского конфликта в Китае началась «великая культурная революция» (1966-68), в ходе которой и Ким Ирсена называли ревизионистом и диктатором, так что отношения между двумя государствами ухудшились. Еще большее волнение вызвал у Северной Кореи инцидент, происшедший в 1968 г., когда американский военный корабль «Пуэбло», ведший разведку у берегов Северной Кореи, был захвачен ее вооруженными силами.

Для того чтобы преодолеть кризисную ситуацию, Северная Корея наряду с активизацией военного строительства для дальнейшего укрепления диктатуры Ким Ирсена и Трудовой партии стала усиленно проводить так называемый «чучхеский» политический курс. Политический курс чучхе, проводимый со второй половины 1960-х гг., акцентировал на независимости в политике, самостоятельности в экономике и самозащите в обороне страны. Чтобы укрепить имидж Ким Ирсена и Трудовой партии, энергично раздувался культ личности Ким Ирсена и мифологизация родственников Ким Ирсена, а история Кореи писалась с позиции «корейского народа и классовой борьбы»; особенно требовали, чтобы в истории нового и новейшего времени показывалась важнейшая роль партизан. С начала 1960-х гг. партия взяла на себя руководство изучением истории, и тогда же появились «руководящие указания» (кеси) Ким Ирсена. В 1969 г. «идеи чучхе» назвали «единственной идеологией» Трудовой партии. Это означало, что классический марксизм-ленинизм был подвергнут серьезной ревизии.

Северная Корея 1960-х гг. в отношении Юга проводила двойственную политику, сочетая силовые и умеренные методы. В 1960 г. Северная Корея выдвинула внешне мирный план объединения в виде Конфедерации Юга и Севера, а изнутри с начала 1960-х гг., организовала в Южной Корее «Революционную партию объединения» и провоцировала внутреннюю революцию на основе идеи чучхе. В 1970 г. Северная Корея, определив революцию в Южной Корее как «национально-освободительную народно-демократическую революцию», и в качестве первостепенной задачи добивалась вывода американских войск. И после середины 1980 гг. в эти идеи оказали влияние на студенческое движение Южной Кореи в виде так называемой «группировки студентов идей чучхе» (сокр. чусапха). В 1968 г. Север послал на Юг вооруженных людей для нападения на Чхонвадэ (резиденцию президента), а в следующем году, направив вооруженных партизан в район Ульсана и Самчхока, продолжил вооруженные провокации. Но эти вооруженные провокации давали обратный результат, стимулируя усиление безопасности в Южной Кореей, и способствовали укреплению власти президента Пак Чонхи и военного режима.

В 1970-х гг. Северная Корея стала смягчать жесткую политическую линию; за провал в экономическом строительстве и в политике по отношению к Югу были ликвидированы наиболее твердолобые из рядов партизан и выдвинуты чиновники-прагматики (технократов) и второе поколение революционеров. В тот период ядро власти составили родные и свойственники Ким Ирсена, начиная с его сына Ким Ченира (Ким Джониля)[10]. В обстановке утверждения клановой системы Ким Ирсена для безграничного усиления его власти, в декабре 1972 г. была пересмотрена «народно-демократическая Конституция» и взамен введена «социалистическая Конституция». Особенностью этой Конституции была передача президенту всей власти в государстве. Председателя кабинета министров заменил президент (чусок), в прямом подчинении которого был Центральный народный комитет, сосредоточивший всю административную, законодательную и юридическую власть, и таким образом была создана беспримерная в мировой истории абсолютная власть. Эта мера явилась также ответом на введение в октябре того же года в Южной Корее Конституции Юсин. К тому же новая Конституция, в которой вместо Сеула был назван Пхеньян, стала пропагандировать Пхеньян как «сердце нации».

В 1970-е гг. одной из опор абсолютной власти был Ким Ченир. В свои 30 лет он в сентябре 1973 г. подчинил себе партию, а в феврале 1974 г. в качестве члена Политбюро ЦК был признан единственным преемником Ким Ирсена и получил звание «центра партии». С 1973 г. он уже руководил «Движением групп трех революций»[11] и сплотил вокруг себя несколько десятков тысяч человек молодой элиты, а с 1974 г. под лозунгом «Сплотим ряды, чтобы быть преданными», и в массах внедрялась идея о наследовании власти Ким Чениром. После 1976 г. Ким Ченир подвергся критике за свою политическую линию, на некоторое время прервал активную деятельность, но уже с 1980 г., снова продолжил ее, всемерно укрепляя свою власть и углубляя теоретически идеи чучхе. В итоге такой деятельности к 1985 г. была опубликована тысяч человек молодой элиты, а с 1974 г. под лозунгом «Сплотим ряды, чтобы быть преданными» и в массах внедрялась идея о наследовании власти Ким Чениром. После 1976 г. Ким Ченир подвергся критике за свою политическую линию, на некоторое время прервал свою активную деятельность, но уже с 1980 г., снова продолжил ее, всемерно укрепляя свою власть и углубляя теоретически так называемые «идеи чучхе». В итоге такой деятельности к 1985 г. была опубликована серия работ (чхонгю) под названием «Великие идеи чучхе» (всего 10 томов), в которых была систематизирована идеология, теория и методы чучхе. С утверждением идей чучхе Северная Корея ликвидировала марксизм-ленинизм, на который прежде опиралась, а идеи чучхе были объявлены единственно правильной идеологией.

В 1970-е гг. экономика Северной Кореи по-прежнему не смогла преодолеть застой. Хотя один за другим продвигались шестилетний (1971-1977 гг.) и семилетний (1978-1984 гг.) планы, среднегодовой прирост экономики не превышал 2%. Для сравнения можно напомнить, что в это время Южная Корея развивалась быстрыми темпами с ежегодным приростом примерно в 10%. В 1980 г. валовой национальный продукт Южной Кореи почти в четыре раза превышал северокорейский. Чтобы ускорить экономическое развитие, в Северной Корее осуществлялось движение за завоевание «Красного знамени трех революций» и систему хозяйственного расчета предприятий, но особых успехов эти мероприятия не достигли. Северная Корея не смогла преодолеть недостатки технического обновления, зависимость от иностранной помощи, нехватку электроэнергии и нефти и пр., а основанное на мобилизации рабочей силы экономическое строительство выявило свои пределы.

В 1970-е гг. отношения между Севером и Югом носили относительно спокойный характер. С уходом группировки «твердолобых» в 1972 г. стало возможным начать исторический диалог между Югом и Севером, и в какой-то степени включиться в атмосферу мирного сосуществования между Востоком и Западом. Однако оставалась неизменной политическая линия на сплочение населения Северной Кореи под лозунгом «освобождения Южной Кореи» и политика провоцирования антиправительственного движения в Южной Корее.

 


[1] Чо Бёнъок(1894-1960 гг.), выходец из Мокчхона провинции Южная Чхунчхон, окончил колледж Пэджэ, а затем изучал экономику в Колумбийском университете; вернувшись на родину, в 1925 г. стал профессором университета Ёнхи. После освобождения вступил в Демократическую партию, стал начальником Полицейского департамента американской военной администрации и отвечал за безопасность страны в беспокойный период, во время Корейской войны занимал пост министра внутренних дел. В 1949 г. вступил в Национальную демократическую партию, в 1955 г. – в оппозиционную Демократическую партию, в которой с 1958 г. занимал пост председателя. В 1960 г. был выдвинут кандидатом в президенты Южной Кореи.

[2] Юн Босон (1897-1990 гг., выходец из хэпхёнских Юнов), потомок янбанов из Асана провинции Южная Чхунчхон. Окончил Эдинбургский университет в Великобритании. Вернувшись на родину после освобождения, участвовал в создании Демократической партии (Ханминдан), был избран первым после образования Республики Корея мэром Сеула, а в 1949 г. занял пост министра торговли и промышленности. С 1955 г. был членом оппозиционной Демократической партии (Минджудан), а после смерти Син Икхи и Чо Бёнъока в 1959 г. занял пост председателя Демократической партии. Был центральной фигурой т.н. «старой» (консервативной) группировки партии, пришедшей из Ханминдан.

[3] Чан Мён (1899-1966 гг.), выходец из Сеула, сын Чан Гибина, служившего в период японского господства начальником Пусанской таможни. В 1917 г. окончил Сельскохозяйственный колледж в Сувоне, в 1919 г. одним из первых окончил отделение английского языка в Сеульском клубе Ассоциации молодых христиан (YMCA). Хорошо владея английским языком, он активно работал в сеульских католических организациях, а после окончания Манхэттенской семинарии в США в 1939 г. служил директором Тонсонского коммерческого колледжа. После того, как в 1948 г. он был избран депутатом Учредительного парламента, в следующем году был назначен на должность первого посла в США. В 1951 г., будучи вторично назначенным на пост премьер-министра, он вышел в отставку, в 1955 г. участвовал в создании оппозиционной Демократической партии (Минджудан), в 1956 г. был избран вице-президентом, а в 1959 г. был избран председателем Демократической партии. Как руководитель группировки «молодых» в Минджудан, имевшей иные взгляды, нежели консерваторы-выходцы из Ханминдан, он в 1960 г. стал премьер-министром правительства с ответственностью перед парламентом.

[4] После 19 апреля прогрессивно настроенные реформистские круги возобновили свою политическую деятельность, но после жестокого поражения на всеобщих выборах 29 июля 1960 г. они распались на мелкие группы; однако в конце 1960 г. они развернули движение за объединение политических партий. Таким образом, Юн Гильджун из бывшей «Прогрессивной партии» (Чинбодан), Со Саниль из Партии демократических реформ (Минджу хёнмёндан), Ко Джанхун из Партии социальных реформ (Сахве хёнмёндан), Ким Чхоль из Корейской социальной партии (Хангук сахведан) и др. объединились в январе 1961 г. и создали Объединенную социальную партию (Тхониль сахведан). Она выдвинула в качестве программы демократический социализм и отстаивала идею национального объединения на основе нейтралитета. Кроме того, Партия реформ (Хёнмёндан) во главе с Чан Гонсаном из бывшей Партии трудового народа (Кылло инминдан), Всеобщая социальная партия (Сахве тэджундан) Ким Дархо, Социалистическая партия (Сахведан) Чхве Гыну также придерживались идеи объединения, но их планы провалились из-за военного переворота 16 мая 1961 г.

[5] После 19 апреля среди лозунгов, выдвинутых студентами по вопросу объединения, были и такие: «Приходите на Юг, а мы пойдем на Север!», «Корейский вопрос должны решать корейцы!», «Не обманитесь в Советском Союзе, не верьте американцам!» и т.д.

[6] Пак Чонхи (1917-1979 гг., из рода Корёнских Паков), родился в беднейшей крестьянской семье в деревне Санмори волости Куми уезда Сонсан провинции Северная Кёнсан. В 1937 г. он окончил Тэгуское педагогическое училище, в течение трех лет преподавал в начальной школе Мунгён. В 1940 г. он окончил Синцзиньское военное училище в Маньчжурии, откуда был направлен на учебу в японское офицерское училище, по окончании которого в 1944 г. в звании младшего лейтенанта был направлен в Маньчжурскую армию и служил в японской Квантунской армии. Вернувшись на родину в 1946 г. он поступил в военную школу английского языка, бывшую предтечей офицерского Училища сухопутных войск, и по окончании получил звание капитана. В 1949 г., во время службы в информационном бюро сухопутных войск, за причастность к восстанию в Ёсуне был осужден военно-полевым судом на пожизненную каторгу, но после был помилован и служил в информационном бюро штаба сухопутных войск как гражданский чиновник. Во время Корейской войны был возвращен на действительную службу, а в 1953 г. стал генералом. После этого занимал ряд ответственных постов в армии, а в 1961 г., будучи командующим 2-го армейского округа, вместе с выпускниками Училища сухопутной армии (5 и 8 выпуски) совершил государственный переворот.

[7] Основное содержание меморандума, переданного 7 марта 1966 г. южнокорейскому правительству через аккредитованного американского посла Брауна, сводилось к поддержке модернизации южнокорейской армии, в частности, за счет оплаты южнокорейского военного участия во Вьетнамской войне и предоставления новых льготных кредитов Соединенных Штатов Южной Корее.

 

[8] Основное содержание совместного заявления от 4 июля сводилось к следующему: 1) Объединение страны, во-первых, должно быть достигнуто самостоятельно, без вмешательства извне, во-вторых, должно быть осуществлено мирным путем без применения вооруженных сил, в-третьих, предполагается на основе великого национального единства, превосходящего различия в идеологии, теории и строе. 2) Обе стороны согласились о разрядке напряженности, прекращении клеветы и очернительства, а также о прекращении вооруженных провокаций. 3) Между Югом и Севером устанавливаются разнообразные обмены. 4) Активизируется сотрудничество по линии «Красного Креста». 5) Установить между Сеулом и Пхеньяном постоянную прямую телефонную связь. 6}. Формировать и активизировать комиссию по координации действий между Севером и Югом. 7) Обещание сторон искренне выполнять достигнутое соглашение и укреплять диалог между Севером и Югом.

 

[9] Депутаты Национального собрания самостоятельного объединения были избраны на выборах по всей стране в количестве 2 395 человек, причем в городах по крупным избирательным округам и по малым избирательным округам в деревнях. Это собрание присвоило функцию по выдвижению президента, а т.к. президент был его председателем, то оно было прямо подчинено президенту. Поскольку по Конституции Юсин президент прямо назначал одну треть депутатов этого собрания под названием «Собрание друзей политики обновления», то это был равносильно подчинению его президенту, которому предоставлялась огромная власть по определению состава судов, по роспуску Национального собрания, принятию чрезвычайных мер.

 

[10] Важнейшие посты заняли младший брат Ким Ирсена Ким Ёнджу, его жена Ким Сонэ, муж племянницы Ян Хёнсоп, Хо Дам, Пак Сончхоль, зять Ким Ирсена Чан Сонтхак, а также племянники Ким Ирсена по материнской линии Кан Хёнсу и Кан Хивон и др. Ян Хёнсоп стал председателем Верховного Народного Собрания, Хо Дам - председателем Комитета по мирному объединению Родины, Пак Сончхоль - вице-президентом государства, Хван Джаноп - ректором университета им. Ким Ирсена.

[11] «Движением групп (соджо) трех революций» называли движение 1973 г., когда небольшие руководящие группы, составленные из партийного ядра и молодых интеллигентов, командировались на заводы, предприятия, сельхозкооперативы, чтобы руководить идеологической, техникой, культурной революцией. Это движение ставило цель внедрения идеи чучхе в массах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.