Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстракционизм, кубизм, футуризм .






На развитие дизайна в начале XX века огромное влияние оказал европейский художественный авангард. Благодаря ему на смену модерну пришел холодный и бессодержательный стиль формальных абстрактных конструкций. К европейскому авангарду начала XX века обычно относят такие направления, как абстракционизм, кубизм, футуризм (все три в Европе), конструктивизм (в России). Авангард стал революцией в искусстве, и это во многом было отражением революционных процессов, которые происходили тогда в Европе и России. Авангард стал поиском нового искусства для нового общества, переживающего революционные преобразования.

 

Кубизм – первая ласточка авангарда. Его рождение связывают с именем Пабло Пикассо и работами, датированными 1907–1914 годами. Радикальным отступлением Пикассо от предшествующей художественной традиции был отказ от перспективы и иллюзии пространства, а с ними – и уход от предметности, содержательности живописи. Пикассо восстал против привычек человеческого зрения. Вместо перспективы – вывернутый на плоскости за счет геометрического «разложения» объект во всех его измерениях. Теперь мы видим объект целиком, однако он немедленно и странным образом начинает исчезать. Пикассо искал новых горизонтов видения через эксперименты с чистой формой. И потому кусочность и геометрическая нарезка его картин первым делом заставляют зрителя отказаться от привычки смотреть, и видеть предмет, привычные формы, а также повествование или сюжет, которые заставили бы зрителя испытать некие чувства. Пикассо нередко использует коллажи и задействует в них самые разнообразные материалы (всегда обычные и доступные) для моделирования иного, интеллектуального зрения. Смотрящий на его работы как бы обнаруживает (не без удивления!) различные модальности зрения кроме той, к которой он привык. Его визуальный опыт вдруг решительно расширяется. Возникает эстетический эффект «зримого ради зримого», «визуальности ради визуальности».

Элемент интеллектуальности зрения усиливается и абсолютизируется в абстракционизме. Это направление в истории представлено группами «Де Стейл» (De Stijl, Голландия) и «Синий всадник» (Германия). Первым идейным абстракционистом историки считают русского художника, участника группы «Синий всадник» (1911) Василия Васильевича Кандинского (1866–1944). В его живописных работах (серия композиций 1910–1912) и философских текстах (книга «Касаясь духовности искусства», 1911) уже ясно присутствует абстрактность как основа чистого искусства, лишенного всякой конкретной предметности и претендующего достижение высот духовного опыта. Для Кандинского абстрактное искусство – духовная игра, забава, пренебрегающая реальностью. Он считал, что искусство принадлежит современной ему эпохе и отражает ее на самом глубинном уровне. Поэтому нет смысла подражать классике, идеалам прошлого, потерявшим свою актуальность. Художник обязан творить современное оригинальное искусство.

Голландская группа «Де Стейл» (De Stijl, «Стиль») была основана в 1917 году известным художником Тео ван Дусбургом (1883–1931). В нее входили живописцы, архитекторы, артисты, поэты, дизайнеры, видевшие в абстракционизме новый универсальный язык искусства. Важным объединяющим началом группы служил одноименный журнал, который выходил с 1917 по 1931 год. В манифесте «Де Стейл» (1918) был провозглашен отказ от естественных природных форм в пользу простых и упорядоченных геометрических конструкций. Один из лидеров группы – Пит Мондриан – предложил термин «неопластицизм» (новое пластическое искусство) для характеристики стиля Де Стейл. Мондриан считал, что следует исключить из искусства естественную человеческую чувствительность и восприимчивость. Только элементарные абстрактные формы на плоскости, только чистые цвета (синий, красный, желтый, черный, белый), их баланс и гармония могут выразить индустриальную культуру современного общества (Иллюстрация). Геррит Томас Ритвелд – ярчайшая фигура в голландском дизайне – перевел абстракционизм де Стейл в уникальные дизайнерские проекты. Его мебель (например, знаменитое «Красно-синее кресло») и сегодня можно увидеть в музеях современного искусства. Ритвелд смело экспериментирует с плоскостями, контрастно подчеркивает их пересечение цветами и «узлами».

Европейский авангард невозможно представить без футуризма – еще одного влиятельного направления в революционном искусстве начала XX века. Футуризм (от слова «future» – будущее) был столь же многообразен, как и абстракционизм. Среди футуристов мы встречаем поэтов (В. Маяковский считал себя футуристом), художников, музыкантов, режиссеров. Это интернациональное движение, однако зародилось оно в Италии в 1910 году. Футуризм заявил о себе манифестом, автором которого является Филиппо Маринетти. Манифест провозгласил решительный и деструктивный отказ от всей предшествующей художественной традиции (сжечь и затопить музеи как кладбища искусства) и начало эры нового искусства – искусства будущего. Главное, что вдохновляет футуристов – это развитие техники. «Новый кентавр» – человек на мотоцикле является образцом сращивания человека и технологий. Это образ будущего, где все подчинено технике и ее движущей силе. В футуризме присутствует момент почти религиозного поклонения движению и технике. Форма и формообразование должны подчиниться этому принципу первичности движения. Мир – это динамика. Ее воплощение – мчащиеся поезда, самолеты, автомобили. Именно эти образы в контексте воображаемого фантастического будущего, преображенного технологиями, стали основой футуристической графики. Человек в этом мире есть всего лишь маленький послушный винтик в громадной социо-технологической машине. Влияние футуризма на культуру XX века огромно, однако он дискредитировал себя тем, что в 30–40-х годах слился с официальной идеологией итальянского фашизма.

Европейский авангард предопределил направления развития дизайна в Европе, что произошло во многом благодаря его влиянию на образовательные стандарты первых школ дизайна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.