Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение производственных союзов типа «Веркбунд» для становления дизайна и развития промышленного производства. Первые идеи функционализма в Европе.




К концу XIX века архитектурный стиль в машиностроении стал постепенно отмирать. Исчезают всякие декоративные излишества и орнаментация. И хотя все признавали, что машины должны иметь привлекательный вид, никто ясно не мог сказать, как этого достичь. Tpeбoвались какие-то принципиально иные идеи в формообразовании машин, назрело нечто вроде переворота в понимании эстетики и ее участия в техническом прогрессе.

В начале ХХ в. набирающие силу молодые немецкие монополии стремились на мировой рынок. Однако, уровень их продукции был настолько низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма требует простановки на товарах знака " Сделано в Германии", считая, что уже это оттолкнет английских покупателей. Тогда промышленники и коммерсанты Германии намечают ряд экстренных мер и создают совместно с видными деятелями искусств (Герман Мутезиус, Петер Беренс, Хенри Ван де Вельде)- в 1907 году художественно - промышленный союз " Веркбунд". Они руководствовались пониманием того, что без органической увязки экономических и эстетических требований промышленного производства, технологии победить на международном рынке сбыта Германия не может. Обращается особое внимание на внешнюю привлекательность продукции (форму, материалы, отделку) и комфортность (удобство и безопасность в " эксплуатации). Основатель " Веркбунда" - архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества. " Веркбунд" с самого начала своего существования поставил несколько основных задач: реорганизацию ремесленного производства на промышленной основе; создание идеальных образцов для промышленного производства; борьбу с украшательством и орнаментацией. Программа " Веркбунда" провозглашала: объединение " желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда". " Веркбунд" объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Они, конечно, не могли быть вполне единодушны в своем отношении ко всем проблемам зарождавшегося промышленного искусства. Максимализм Мутезиуса требовал от вещей безусловной целесообразности, подчинения новым законам формообразования. Мутезиус четко формулирует принцип " эстетического функционализма", согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии, назначения. Этот же принцип провозгласил за океаном американский архитектор Сюлливен (" форма следует за функцией"). Однако с этим принципом согласны были вовсе не все члены " Веркбунда". Так, бельгийский архитектор Хенри Ван де Вельде, оставаясь по натуре художником, усматривал в позиции Мутезиуса опасность для свободы творческих устремлений проектировщика и ущемление его индивидуальности. Вместе с тем Ван де Вельде, прославившийся в недавнем прошлом на весь мир как мастер изысканного модерна в архитектуре, стал признавать простоту и целесообразность необходимым качеством новой предметной среды. Он не только " преклонил колено" перед машиной, как перед богом будущего, он стал ее фетишизировать: " мощная игра ее стальных мускулов, руководствуясь красотой, будет творить прекрасное". Хенри Ван де Вельде принадлежит очень важное во всех отношениях высказывание о том, что нельзя относить изобразительное (" чистое") искусство к области высокого искусства, а индустриальное к " низшему", второразрядному. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором крупнейшего электротехнического концерна АЭГ (" Всеобщей электрической компании"), монополизировавшего производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов и т. п. на всем западном полушарии. С именем этой фирмы была связана в представлении людей такая массовая продукция, какой не было прежде. Эта продукция не имела прообразов, даже отдаленных. Электричество только еще входило в жизнь, все с ним связанное предстало перед людьми впервые. Продукция АЭГ была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке, для подавления конкуренции требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п.) было только одним из средств, достижения этой цели. Петером Беренсом был разработан и впервые внедрен фирменный стиль, охватывающий изделия, рекламу и частично производственную среду. П. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному, им предложенному, принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации - таковы были особенности художественной палитры П. Беренса. Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова - он создал фирменный стиль изделий АЭГ. Благодаря деятельности П. Беренса массовое производство потребительского товара, отвечающего высоким эстетическим представлениям, стало благом для самых широких слоев населения. Теоретическая и практическая деятельность " Веркбунда" и зарождавшегося в других странах движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции были прерваны разразившейся в 1914 году первой мировой войной. Лишь после ее окончания проблема вновь встала перед обществом.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.