Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джаз у нас. Где-то в заснеженной России






Где-то в заснеженной России

Итак, дата рождения джаза спорна. Зато достоверно известно, когда джаз появился в России. Произошло это на концерте ансамбля Валентина Парнаха 1 октября 1922 года в ГИТИСе.
Все перипетии становления и развития джаза зорко подмечены в лирической комедии Карена Шахназарова " Мы из джаза". Из калейдоскопа событий фильма складываются две главных темы: фанатичная преданность музыкантов джазу (даже жертвенность) и далеко не простая судьба джаза и его творцов. И эта судьба
неустанно испытывает героев фильма на преданность джазу. Чего хотя бы стоит фраза: " Музыкантов джаза, как агентов буржуазной культуры, кормить не велено".
Это 30-е годы.
Времена менялись, менялся джаз, менялись и фразы. " Кто сегодня любит джаз, тот завтра Родину продаст", - это уже 50-е годы.
Однако воздадим хвалу этим же пятидесятым: железный занавес рухнул, из-под его обломков появился на свет новый российский джаз: джаз умников и модников, интеллектуальный джаз.

Джаз у нас

Когда-то видный французский музыкант Андрэ Превин удивился, что в центре Нью-Йорка нет памятника гениальному Чарли Паркеру - отцу " модерн-джаза" (современного джаза).
В отличие от неблагодарных нью-йоркских властей хотелось бы еще при жизни увековечить имена пионеров загорского джаза. Это А. Пасынков, Е. Миронов, Б. Матвеев, П. Киневский, В. Душин... Здесь есть тайный умысел сделать паузу в перечислении имен.
История загорского джаза умалчивает о самых первых исполнителях этой музыки. Сегодняшние эксперты по джазу в Америке говорят, что джаз зародился сразу в нескольких местах. Это и Мемфис, и Сент-Луис - не только Новый Орлеан. Так же и в наших пенатах: это были клубы и танцплощадки по всему району. Баянист Коротков вспоминает, какие буги-вуги отплясывали на " Кирпичке" в середине 50-х. В ГДО играл танцы " Ансамбль Б. Козлова" (так было на афише). Что-то происходило в Лозе и на " Птичке", в Краснозаводске и Константинове, Семхозе и на 55-м километре.
Но главным, несомненно, был Дворец Гагарина. Удобное расположение, богатая база и, главное, Борис Исаакович Трайтель - вот причины расцвета джаза во Дворце.
Жизнь здесь бурлила, танцевальные вечера проводились в нижнем и верхнем фойе, устраивались концерты самодеятельности ЗОМЗа. И всюду звучал джаз. На сегодняшний искушенный слух был он порою груб и прямолинеен, а музыканты не терзались понятиями " расщепленной терции" или " двойной доминанты", но зато сколько в нем было любви, задора, темперамента!
В середине 60-х Дворец мог собрать под свои знамена настоящий биг-бэнд со всеми группами инструментов - столько желающих было играть, так был велик интерес к инструментальной музыке! Слушая такой оркестр, уже можно было бы выделить несколько человек, которые шли впереди других. Играли техничнее и современнее.
Ансамбль таких модернистов играл в ГДО: В. Гросс и Г. Токарев - саксофоны, Ю. Суднов - фортепиано, Ю. " Буржуй" Дмитриев - барабаны, Щукин - контрабас.
Было много других людей, внесших больший или меньший вклад в загорский джаз: В. Шинкаренко, П. Филатов, А. Коссовский, А. Предтеченский, В. Пикунов, Н. Мухин (барабанщики), С. Губанов, Э. Гуревич (пианисты), В. Рак (гитара), В. Коваленко, В. Афанасьев, В. Сафаров, А. Серовский (саксофоны), Ю. Салищев, В. Кондралев (труба)... Многие заслуживают отдельного рассказа. Надеюсь, это произойдет.
Дела давно минувших дней... Впрочем, джаз не терпит уныния. Даже похороны в Новом Орлеане проходили под бравурный диксиленд. Здесь уместно процитировать американский журнал " Тайм" за 1976 год: " Жизнь джаза - фуга, непрерывно обновляющаяся, со своими собственными законами. Если иногда здоровье джаза и ухудшается под натиском новых поветрий или просто шума, - джаз только пережидает несколько тактов, восстанавливает силы и выходит снова обновленным".
Итак, сыграна тема, впереди импровизация.

Трубный зов джаза
Царственная труба

Каждый джазовый человек по обе стороны океана знает эти щеки, надутые как огромный шар, и особенную трубу с задранным к небесам раструбом - это портрет Джона " Диззи" Гиллеспи. В 1997 году ему исполнилось бы 80 лет. Но с 1993 года его труба звучит только в записи...
До конца своих дней он играл " би-боп". Музыку, которую он изобрел вместе с великим Чарли Паркером в 40-х годах. С Паркером, которого пережил на целых 38 лет.
Изначально в джазе царила труба. Инструмент с ярким звуком, излагающий мелодию в обрамлении грубоватого тромбона и легкомысленного кларнета. В Америке известны сотни блестящих джазовых трубачей. Однако вся традиция джазовой трубы держится на плечах пяти-шести гигантов.
Первыми были Бадди Болден и Джозеф " Кинг" Оливер. По словам Луи Армстронга (тогда еще мальчишки), " Болден дул в трубу как штормовой ветер! "
Болден обладал легкими непомерной силы и, как рассказывают, из своего корнета извлекал столь мощные звуки, что мог без труда переманить танцующих из другого сада. " Зову ребят домой", - приговаривал при этом Болден. (Приходит на ум А. Пасынков на гастролях в Анапе. - А. К.)
Позднее лавры короля трубы перешли к Джо " Кингу" Оливеру. Он был кумиром и учителем юного Луи Армстронга в Новом Орлеане, а затем в Чикаго.
Именно в Чикаго начинается головокружительный успех Луи Армстронга. Уже в 1925 году в стране, раздираемой расизмом, " цветной" музыкант выпускает серию пластинок с ансамблями " Хот Файв", а затем " Хот Севен". С 1930 года Армстронг снимается в десятках кинокартин (и не только как музыкант). Знакомством с ним гордятся выдающиеся личности эпохи, такие как Л. Бернстайн и И. Стравинский. Его имя знают даже те, кто не знает, что такое джаз. А это, по-видимому, признак истинной популярности. Мощь его дыхания и сила звука поражают и восхищают. Например, на одном из концертов он берет сто раз подряд верхнее до. (Трубачи знают, что такое нота " на второй добавочной". - А. К.). На другом концерте огромный стеклянный витраж обрушивается от звука его трубы.
Но главное - своим гением он делает джаз музыкой солиста. И этим предопределяет пути развития джаза на десятилетия вперед.
В 40-е годы с окончанием эры коммерческих больших оркестров (биг-бэндов), на джазовой сцене появляются сразу два гения джазовой трубы: Д. Гиллеспи и М. Дэйвис.
Эксцентричный от природы Диззи Гиллеспи не только играл свою " китайскую музыку", кривлялся, пел и танцевал на сцене, но и придумал имидж музыкантов бопа: темные очки, берет и козлиная бородка.
Труба Майлза Дэйвиса звучала мягко, сам он был замкнут и мрачноват. Может быть, осознавал свою особую миссию, был устремлен в будущее? Позднее он стал " отцом" еще, как минимум, четырех джазовых стилей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.