Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция художественного произведения






Вопросы и задания

И. Бунин " Легкое дыхание"

1. Восстановите фабулу новеллы И. Бунина. Почему исходной точкой сюжета становится мнимый фабульный финал — сообщение о смерти героини? Какую функцию выполняет композиционная рамка (сцены на кладбище)? Как бы вы озаглавили новеллу в случае совпадения сюжета и фабулы?

2. Какие фабульные линии дополняют в новелле главную — линию Оли Мещерской? Какова роль рассказа о классной даме в новелле? Как фабульные линии связаны друг с другом? Чем обоснован обрыв фабульных связей?

3. Временная организация новеллы:

выделите эпизоды, относящиеся (или максимально приближенные) к " настоящему времени" текста;

выделите эпизоды, поданные ретроспективно. Каковы функции ретроспекций в новелле?

как соотносятся в новелле " настоящее" и " прошлое"? Как они сюжетно связаны?

4. Соотношение точек зрения: " крупный" и " общий" планы изображения. Как они взаимодействуют?

5. Предметная детализация: объясните принцип компоновки деталей в новелле (на примере двух эпизодов — разговора Оли Мещерской с начальницей и визита классной дамы на кладбище). В какой последовательности детали предъявляются читателю? Какова их композиционная роль? Работают ли детали на развитие сюжета?

6. Какие элементы текста получают в новелле статус лейтмотива? Какова семантика и композиционная роль лейтмотивов?

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986. (Гл. " Легкое дыхание".)

2. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. (Гл. " Легкое дыхание" Бунина — Выготского семьдесят лет спустя”.)

Источники 1 и 2 должны быть законспектированы.

Практическое занятие № 4

Повествовательная организация литературного произведения

Вопросы и задания

1. Понятие о субъектной организации повествования.

2. Категории автора, повествователя и рассказчика.

3. Повествовательная перспектива.

4. Несобственно-прямая, несобственно-авторская речь.

В. Набоков " Уста к устам"

1. Сколько субъектов повествования представлено в рассказе В.Набокова " Уста к устам"? В каких эпизодах и при помощи каких приемов осуществляется переброс повествования от одного повествователя к другому?

2. С каких (чьих) точек зрения представлен читателю Илья Борисович? Как бы вы определили принцип взаимодействия разных повествовательных перспектив в рассказе?

3. Выделите эпизоды рассказа, в которых используется несобственно-прямая речь. В чем выразительные возможности этого приема в произведении? В каких стилевых регистрах ведется повествование на протяжении рассказа? Чем мотивирована их смена в тексте?

4. Какие элементы предметной детализации оказываются общими для рассказа и романа " Уста к устам"? Как и в каких целях они используются каждым повествователем?

В. Набоков " Облако, озеро, башня"

1. Выделите все повествовательные инстанции, представленные в рассказе. В чем состоят повествовательные функции фрагментов, написанных от первого лица? Какой цели служит рамочная конструкция — прямое появление повествователя в первом и последнем предложениях? Куда он отпускает своего персонажа?

2. Выделите те эпизоды повествования, в которых совмещаются повествовательные перспективы повествователя и персонажа. В чем их значение в рассказе?

3. Внимательно перечитайте заключительный эпизод путешествия Василия Ивановича (" Увлекаемый, как в дикой сказке..." до " Было превесело"). Сколько голосов его рассказывают? Какие повествовательные перспективы в нем соединяются?

4. Каковы поэтические ресурсы прозаического повествования? Сопоставьте следующие фрагменты текста: " синяя сырость оврага", " высилась прямо из дактиля в дактиля старинная черная башня", " облако, озеро, башня". Повествовательную перспективу какого героя они формируют? Как она взаимодействует с " чужими" точками зрения?

Практическое занятие № 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.