Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фискальная политика государства






Фискальная политика: сущность, механизм Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной (от лат. «фискалис» - казенный), или бюджетно-налоговой политикой. Если правительство использует меры фискальной политики, пытаясь приблизить объем выпуска валового национального продукта к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации. В кейнсианской модели экономического развития стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный объем производства через изменение совокупных расходов, т.е. через совокупный спрос. Так в случае наличия «дефляционного разрыва» государство должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано путем повышения совокупного спроса в обществе. На рис. 26.1 показано смещение кривой спроса вверх и соответственно - точки пересечения обеих кривых.

Как же должно поступать государство, чтобы по­высить совокупный спрос в экономике? Это можно сделать, проводя так называемую экспан­сионистскую политику расширения, т. е. увеличивая государственные расходы или снижая налоги.

Рост государственных расходов - путем расширения го­сударственного сектора или за счет увеличения дотаций частным потребителям (пенсий, пособий на де­тей, стипендий на обучение и т.п.) – повышает покупа­тельную способность в экономике, а следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Возросшая покупательная способность в свою очередь приводит к тому, что предприятия могут больше продавать, поэтому им тре­буется принимать на работу больше людей - после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является источ­ником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность и так далее.

Поэтому в конечном итоге определенное стиму­лирование спроса вызывает больший рост производ­ства, чем тот, который непосредственно повлек за собой первоначальный толчок. Этот эффект называют обычно «эффектом мультипликатора», поскольку пер­воначальный стимул «умножает сам себя».

На рис. 26.1 эффект мультипликатора выражается в том, что общий рост ВНП (НД) больше, чем уве­личение спроса, вызвавшее повышение доходов (при­рост от ВНП* до F больше, чем прирост от Е1 до Е2).

Снижение налогов действует впринципе таким же образом, поскольку оно также означает повышение покупательной способности. Другой возможный путь воздействия на экономику - стимулирование ин­вестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение произ­водства более дешевым.

Рецепт против инфляции будет в точности про­тивоположным, а именно: рестриктивная политика сдерживания экономики (иногда ее называют «конт­рактивной»). Такая политика снижает покупательную способность населения путем урезания государствен­ных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдержи­вания инвестиций. Тем самым сокращается общий объем спроса, и положение равновесия (рис. 26.2) смещается вниз.

Политика сдерживания также имеет мультиплицирую­щий эффект. Если покупательная способность снижа­ется, люди уже не могут покупать так много товаров и услуг, как раньше. Тем самым уменьшаются доходы тех, кто работает на предприятиях, а часть из них могут оказаться безработными. Это приводит к еще большему сокращению покупательной способности, что вызывает дальнейшее сокращение покупательной способности и так далее. На рис. 26.2 это показано таким образом, что сокращение национального дохода (от ВНП* до F) больше, чем сокращение спроса (от Е1 до Е2).

Виды фискальной политики Фискальную политику в зависимости от режима функционирования ее инструментов подразделяют на политику встроенных (автоматических) стабилизаторов и дискреционную политику. Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика).

Автоматизм фискальной политики обусловлен тем, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода. Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменение совокупного спроса. Главным встроенным стабилизатором являются подоходный налог и пособия по безработице.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что при прочих равных условиях смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогает экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налоговых изъятий, возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговый ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, при этом значение мультипликатора уменьшается. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции является мощным автоматическим фактором, стабилизирующим экономику.

 

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее давление на совокупные расходы, в период низкой занятости, средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада, к бюджетному излишку во время инфляции. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

- изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или, наоборот, увеличить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

- осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

- реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть или стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.

Ограниченность фискальной политики Оценивая действенность, эффективность фискальной политики, надо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами.

Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например такими, как укрепление обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п. Требование поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима, исходя из существующих объемов производства уровня занятости и цен.

Кроме того, максимальный эффект фискальная политика дает только в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам.

Рост доходов (как следствие возрастания государственных расходов) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если же объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса. Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т.е. опять-таки происходит вытеснение частных инвестиций.

 

Это, в свою очередь, в перспективе ведет к снижению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Снижение налогов как стимул для роста объема производства, доходов и снижения безработицы также эффективно только в краткосрочном периоде (когда цены постоянны). Со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приводит к повышению цен.

Наконец, еще один отрицательный момент связанный с проведением фискальной политики – это так называемый «эффект запаздывания». Требуется определенное время прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры), затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.