Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 5 страница






Примечание к разделу

Анализ источника включает в себя:

- владение идеями, изложенными в работе;

- умение определить значение и место идей, изложенных в работе, в системе сложившихся представлений данного научного направления;

- умение показать свою позицию по отношению к материалу текста при помощи философского инструментария.

Анализ текста (доклад) представляется в машинописном виде, кегль – 14, межстрочный интервал 1, 5. Шрифт Times New Roman. Объём: 2-3 м.п. листа.

 

 

Раздел IV Тестовые контрольные задания

 

Контроль за освоением компетенции (ОК-2) спомощью тестовых вопросов разного типа.

Тесты с альтернативным ответом.

1. Верно ли, что, согласно Платону, бытие делится на мир вещей, материю и мир идей?

А) верно

Б) не верно

2. Деизмом следует называть учение, утверждающее, что Бог есть сама природа.

А) верно

Б) не верно

3. Следует ли полагать, что учение о том, что всё в мире сводится к одному первоначалу – монизм?

А) да

Б) нет

Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

4. Демокрит считал первоначалом

А) числа и пропорции

Б) огонь и воду

В) атомы и пустоту

Г) идеи и материю

5. Бытие вечно, неподвижно, неизменно. Это представление характерно для:

А) элеатов

Б) Гераклита

В) Демокрита

Г) Платона

Д) Аристотеля

6. Гегель – основоположник

А) диалектического материализма

Б) трансцендентальногог идеализма

В) солипсизма

Г) абсолютного идеализма

Задания с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов

7. Атрибутами материи считаются:

А) пространство

Б) время

В) движение

Г) форма

Д) запах

Е) вкус

8. Представители Немецкой классической философии:

А) Л. Фейербах

Б) Ф. Шеллинг

В) О.Шпенглер

Г) Г. Зиммель

Д) Н. Макиавелли

Е) Б. Рассел

9. Постулаты практического разума И. Канта:

А) Бог существует

Б) душа бессмертна

В) воля свободна

Г) мир познаваем

Д) знание человека абсолютно

Е) человек свободен

 

Задания на установление соответствия

 

10.Соотнесите период развития философии и господствующие в рамках этих периодов философские принципы

 

1) Античность А) деизм
2) Средневековье Б) антропоцентризм
3) Возрождение В) теоцентризм
4) Новое время Г) космоцентризм
5) XX – XXI в.в.  

 

 

11. соотнесите философа и учение, которое он разрабатывал

 

1) Фейербах А) волюнтаризм
2) Сартр Б) материализм
3) Шопенгауэр В) экзистенциализм
4) Кант  

 

Установленное соответствие зафиксируйте в таблице:

       
       

 

12.Соотнесите философа и его учителя

 

1) Аристотель А) Сократ
2) Зенон Б) Парменид
3) Диоген В) Платон
4)Платон Г) Антисфен
5)Анаксимен  

 

Установленное соответствие зафиксируйте в таблице

         
         

 

13. Сопоставьте каждому философу страну, в которой он родился

1) Парменид А) Франция
2) Д. Юм Б)Германия
3) Р. Декарт В) Англия
4) Г. Гегель Г)Греция
  Д)Голландия

 

Установленное соответствие зафиксируйте в таблице

 

         
         

 

Задания по установлению правильной последовательности

14. Определите хронологическую последовательность указанных философских периодов:

1. Античность. 2. Возрождение. 3. Средневековье. 4. Немецкая классическая философия.

 

Заполните таблицу

VIIв.д.н.э. - III в.н.э. IVв.н.э. – XIIIв.н.э. XIV в.н.э. - XVI в.н.э. XVIII в.н.э. - XIX в.н.э.
       

 

 

15. Укажите, в каком хронологическом порядке следуют в истории философии эти мыслители:

Аристотель, Сократ, Платон, Гегель, Кант, Фейербах.

Ответы запишите в бланке:

   
   
   
   
   
   

 

16. В порядке какой очерёдности И. Кантом были написаны следующие произведения:

«Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика способности суждения», «Критика практического разума», «Критика чистого разума».

Запишите ответы в бланке:

   
   
   
   

 

17. Укажите последовательность ступеней развития мирового духа, выделенную Гегелем: Германский мир, Греческий мир, Восточный мир, Римский мир

Запишите ответы в бланке:

 

   
   
   
   

 

18. Расположите формы рационального познания мира по мере их усложнения:

Умозаключение, понятие, суждение.

Запишите ответы в бланке:

   
   
   

19. Расположите следующие стадии развития отражения в живой материи в правильной последовательности:

Возбудимость

Сознание

Раздражимость

Психика

Запишите ответы в бланке:

   
   
   
   

 

Тестовые вопросы открытого типа

Вопросы со свободными ответами

20. Закончите предложение: «Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» - это …

21. Закончите определение: Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это…

22. Закончите определение: Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это …

23. Закончите определение: Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым – это …

 

Вопросы с заданными ограничениями

24. Прочитайте описание ситуации (внизу). Письменно ответьте на вопросы:

А) Кто из участников события выступает в качестве субъекта, а кто – в качестве объекта процесса познания?

Б) Имеет ли место в данном процессе познания реализация какого-либо закона диалектики? Если «да», то какого?

В) Что стало критерием истины в данном познавательном процессе?

Описание ситуации

Марк Твен рассказывал о том, что когда ему было 15 лет, он считал, что его отец знает все, а сам он – ничего; в 25 лет он находил, что знает все, а его отец – ничего; а когда ему исполнилось35 лет, он увидел, что его отец знает кое-что.

 

25. Ознакомьтесь с приведенным ниже суждением Г.В.Ф. Гегеля. Письменно ответьте на предложенные вам вопросы:

А) Возможно ли истолковать данное суждение Гегеля как диалектико-материалистическое?

Б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые самостоятельные природные реальности?

В) Как в рамках приведенного примера решает основной вопрос философии (в онтологическом аспекте) немецкий философ?

Описание ситуации: Согласно Гегелю «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время».

26. Ознакомьтесь с представлением о добродетели Аристотеля (см. текст, расположенный ниже) и выведите согласно аристотелевскому подходу список добродетелей:

А) Середина страха и безумной отваги - …

Б) Середина скупости и расточительности - …

В) Середина кичливости и приниженности - …

Г) Середина зависти и злорадства - …

Д) Середина бесстыдства и стеснительности - …

Е) Середина притворства и хвастовства - …

Текст, описывающий ситуацию: В этике Аристотеля существенную роль играет выяснение того, что есть добродетель. На примере различных человеческих качеств он показывает, что добродетель обычно связана с серединой между двумя полярными качествами. Существует как бы три душевных состояния, два из которых порочны – одно в силу избытка, другое – в силу недостатка. И только третье, расположенное между ними, является похвальным. «…Как в страстях, так и в поступках (пороки) преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же (умеет) находить середину и ее избирает». [1]

Вопросы с развернутым неструктурированным ответом, без заданных ограничений

27. Знаменитый тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» оставляет известное пространство для его толкования.

Внимательно изучите главу «Софисты» в т. 1 ч. 1 Антологии мировой философии. М., 1966, с.с. 315 – 318. На основании изученного материала и возможностей собственной философской рефлексии заполните предложенную ниже таблицу:

Таблица

1. Полное классическое изложение тезиса Протагора 2. Философская позиция Протагора 3. Наиболее часто встречающиеся интерпретации формулы Протагора (две) 4. Проявление влияния формулы Протагора в современной науке, культуре, общественной жизни
       

Инструмент проверки

Полное классическое изложение тезиса Протагора Философская позиция Протагора Наиболее часто встречающиеся интерпретации формулы Протагора (две) Проявление влияния формулы Протагора в современной науке, культуре, общественной жизни
Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. Протагор – софист, относится к старшей группе софистов   Согласно Протагору: 1. Философия должна быть обращена к человеку и его интересам. 2. Все человеческие понятие, нормы, оценки относительны. 3. Истина также относительна «Каким что является мне, таким оно верно для меня – а каким тебе таким (оно верно) для тебя (цит.) 4. О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неястность (вопроса), и краткость человеческой жизни.   1.Объективной истины нет, истина есть то, что считает данный человек. 2.Мир следует воспринимать через призму человека. Таким образом, воспринимаемый мир человекомерен.   1.Антропологический принцип космологии. 2.Внимание литературы и искусства к духовному миру и образу жизни человека. 3.Права человека в современном обществе всё чаще выступают в качестве критерия его прогрессивности.

 

Ключ к заданиям первого блока

1а; 2б; 3а; 4в; 5а; 6г; 7а, б, в; 8а, б; 9а, б, в;

10 1-г, 2-в, 3-б, 4-а;

11 1-б, 2-в, 3-а;

12 1-в, 2-б, 3-г, 4-а;

13 1-г, 2-в, 3-а, 4-б;

VIIв.д.н.э. – IIIв.н.э. IV в.н.э. - XIII в.н.э. XIV в.н.э. - XVI в.н.э. XVIII в.н.э. - XIX в.н.э.
Античность Средневековье Возрождение Новое время

 

15 Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Фейербах.

16 «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»;

17 Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир;

18 Понятие, суждение, умозаключение;

19 Раздражимость, возбудимость, психика, сознание;

20 Пифагор;

21 Солипсизм;

22 Деизм;

23 Редукционизм;

24 а) субъект – сын, объект – отец; б) закон отрицания отрицания; в) практика;

25 а) нет; б) нет; в) идеалистически;

26 а) мужество; б) щедрость; в) величавость (достоинство); г) негодование; д) стыдливость; е) правдивость;

27 Протагоровский тезис можно расшифровать следующим образом: а) объективной истины нет, истина то, что считает данный человек; б)мир надо воспринимать через призму человека, мир человекомерен.

III. Задания для проверки навыков восприятия, анализа и сопоставления текстов философского содержания

Задание 1.

Дать анализ работ Карла Ясперса «Смысл и назначение истории»[2] и Освальда Шпенглера «Закат Европы»[3]. В процессе сопоставления взглядов К. Ясперса и О. Шпенглера обратить внимание на отношение этих авторов к проблеме единства человеческой истории, воспроизвести аргументацию этих авторов и письменно обосновать свою позицию по этой проблеме в форме эссе.

Инструмент проверки

1.Изучена рекомендованная литература. Каждый изученный источник – 10 баллов.  
2.Проведён анализ работ и выделены ключевые подходы авторов к проблеме единства человеческой истории: А) у К. Ясперса – концепция «осевого времени» - 5 – баллов. Б) у О. Шпенглера – концепция изолированно развивающихся культур, переживающих «возрасты» детства, юности, зрелости и старости – 5 баллов.  
3.Подготовленное в итоге эссе демонстрирует знание анализируемых источников, отвечает на вопросы задания, показывает владение категориальным аппаратом философии (5 баллов), номами литературного русского языка (5 баллов), и возможностями философской рефлексии (10 баллов).

 

 

Задание 2. Реконструируйте образ мысли и образ жизни человека античности

Источники:

● Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986

● Древнегреческая философия от Платона до Аристотеля. Пер. с древнегреческого. Харьков, М., 1999

● Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, ч. 1, СС.262 – 554. М., 1969

Реконструкцию оформить в виде эссе.

Задание 3.

Подготовьте эссе на тему «Современный человек: образ мысли и образ жизни через призму современных философских концепций».

Источники:

● Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994

● Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. – 1989 - №№ 3, 4

● Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986

● Фромм Э. Душа человека. М., 1993

● Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

Задание 4

Используя реконструкцию, полученную в результате выполнения задания 2, эссе, подготовленное при выполнении задания 3, а также работу Б. Константа «О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей»[4] сопоставьте философские отражения образов мысли и жизни личностей античности и современности.

Ответьте на вопрос: чей образ мысли и жизни представляется вам предпочтительнее и почему?

Требования к выполнению заданий 2, 3, 4.

  Наличие конспектов рекомендованной литературы (конспект источника оценивается по 5-бальной шкале в зависимости от того насколько исполнителю удалось «схватить» логику работы и отразить её ключевые моменты компактно и ясно)
  Определены философские парадигмы, в рамках которых авторы анализируемых работ рассматривают исследуемые проблемы
  Предложен план или структурно-логическая схема реализации задания
  Владение категориальным аппаратом философии и нормами литературного русского языка

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.