Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению содержания тем






 

Изучение курса следует начинать с таких понятий как экология, агроэкология, сельскохозяйственная экология, экосистема, популяция и биосфера. Далее студент должен выявить источники загрязнения окружающей природной среды, определить современные проблемы биосферы. Кроме того, необходимо ознакомиться с состоянием окружающей природной среды в России, в республике, районе, хозяйстве, изучить материалы Федерального закона об охране окружающей природной среды.

 

Тема 1. Основные представления об экологии

 

В этом разделе следует ознакомиться с учеными, внесшими вклад в развитие экологической науки.

Экология в переводе с греческого oikos – дом, logos- наука – дословно наука о природном доме. Понятие экологии ввел 14 сентября 1866 года немецкий биолог Эрнст Геккель. В своей книге «Всеобщая морфология организмов» он дал следующее определение: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организмов к окружающей среде, куда мы относим все условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы».

Как и другие области знаний, экология существовала и развивалась вместе с человечеством. Множество сведений о растениях, животных, их взаимосвязях накопили древние цивилизации Китая, Месопотамии, Египта. Антропогенное воздействие человека на окружающую среду началось очень давно (оголение горных склонов Ливана произошло около 5000 лет назад, когда по приказу царя Соломона для строительства дворцов и храмов на значительной территории были вырублены рощи ливанских кедров).

Первые теории о происхождении растений и животных выдвинули греческие философы, жившие в 6-5 веках д. н. э. – Анаксимандр, Ксенофан, Эмпедокл.

В некоторых работах Аристотеля (384 – 370 г.г. до н. э.) содержатся экологические сведения.

В развитие экологии внесли вклад многие ученые: Лукреций Кар – римский поэт и философ, Плиний (23 – 79 г.г. н. э.)- римский натуралист, Ж. Бюффон (1707 – 1788 г.г.) – французский натуралист.

Крупным событием 18 в. стала эволюционная концепция Ж. Б. Ламарка (1744 – 1829г.г.). Экологическое направление в географии растений развивал А. Гумбольдт (1769 – 1859 г.г.). В судьбе экологии немалую роль сыграли труды английского исследователя природы Чарльза Дарвина (1809 – 1822 г.г.).

Исходя из идей Ч. Дарвина в программной речи в 1869г. «О пути развития и задаче зоологии» Геккель сказал: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домашнем быте животных организмов».

В данном разделе необходимо указать вклад ученых В.В. Докучаева (1846 – 1903г.г.), К. Мебиуса (1825 – 1908г.г.), В.Н. Сукачева (1880 – 1967г.г.), А. Тенсли (1871 – 1955г.г.).

Экология изучает взаимоотношения отдельных организмов со средой обитания: внутривидовые, межвидовые взаимоотношения, влияние факторов неживой природы, изучает жизнь на уровнях, более сложных, чем организм: популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном.

Важнейшая задача экологии — изучение влияния на организм различных факторов среды — света, температуры, влажности и других факторов среды;

Изучаются взаимоотношения между организмами в популяции, динамика численности, характер изменения полового и возрастного состава, прогнозируется будущее популяции и вида в целом;

На уровне биогеоценозов изучаются трофические уровни природных сообществ, круговорот веществ и движение энергии, механизмы саморегуляции, законы, по которым происходит развитие и смена сообществ;

На организм воздействует комплекс элементов окружающей среды обитания, ее отдельные элементы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на организм и называются экологическими факторами

Все экологические факторы делят на три большие группы: абиотические, биотические и антропогенные.

Студент должен иметь представление о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме, назвать экологические факторы, привести примеры.

Кроме всего вышеуказанного, студенту необходимо усвоить понятия: вид, популяция, сорт, порода с приведением примеров.

Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Такое сообщество взаимосвязанных живых организмов, называют биоценозом, а совокупность всех абиотических факторов, определяющих условия их существования называют биотопом. Биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз.

Термин биогеоценоз в 1942 г. был предложен академиком В.Н.Сукачевым, под биогеоценозом понимают устойчивую, саморегулирующуюся систему, образованную живыми организмами, приспособленными к совместной жизни на определенной территории с более или менее однородными условиями существования.

Одновременно английским ботаником А.Тенсли был предложен термин экосистема. Под экосистемой он понимал и каплю воды с микроорганизмами, в ней обитающими, и аквариум, и природный водоем и планету Земля.

Основу биоценоза составляют автотрофные организмыпродуценты (образователи) органического вещества. Сообщество растений называют фитоценозом, животных — зооценозом. В процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, за счет которого питаются гетеротрофы.

Гетеротрофные организмы делятся на две группы: консументыпотребители и редуцентыразрушители органического вещества. Консументы 1-го порядка — растительноядные, консументы 2-го порядка — плотоядные животные (хищники), консументы 3-го порядка — хищники или паразиты.

Редуценты разлагают органическое вещество до углекислого газа и минеральных веществ, замыкают круговорот биогенных элементов в природе.

Мелкие животные, питающиеся неживыми органическими веществами — дождевые черви, жуки-мертвоеды, навозники относятся к консументам—детритофагам.

Группа видов-продуцентов образует уровень первичной продукции. Первичные продуценты – основа трофической структуры и всего существования сообщества в биоценозе. Составлен этот уровень растениями и фотоавтотрофными прокариотами. Накопленная в виде биомассы организмов-автотрофов чистая первичная продукция служит источником питания для представителей следующих трофических уровней. Потребители первичной продукции – консументы – образуют несколько (обычно 3-4) трофических уровней.

 

 

 

Рис. 1. Трофические уровни живых организмов

 

 

Живые организмы биоценоза связаны в цепи питания. Простой пример пищевой цепи: растительность — насекомое, питающееся растительностью — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

Но растительноядное насекомое питается на нескольких видах растений, хищное насекомое - многими видами насекомых, насекомоядная и хищная птицы — многими видами животных. Таким образом, цепи питания образуют пищевые сети, сети питания.

 

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимают под экологией?

2. Дать определение экологии по Геккелю.

3. Что такое биоценоз, биогеоценоз, экосистема и в чем их различие?

Назвать ученых, которые дали понятие экосистема, биоценоз, биогеоценоз.

4. Трофические уровни и цепи питания.

 

 

Тема 2. Учение о биосфере

 

Понятие биосфера введено в науку в 1875 году австрийским геологом Э. Зюссом. Целостное учение о биосфере принадлежит В.И. Вернадскому. Студент должен знать компоненты биосферы, функции живого вещества биосферы, как происходит круговорот веществ в биосфере (круговорот азота, воды, углерода и др.).

Рассматривая границы биосферы, следует иметь представления по следующим вопросам: состав атмосферы, газовые слои атмосферы, характеристика классов гидросферы, характеристика литосферы, типы горных пород, слагающие земную кору, факторы преобразования пород.

В этом разделе следует обратить внимание на характер взаимоотношения человека с окружающей средой на разных этапах развития общества. Необходимо уяснить законы развития современной биосферы.

Следует четко понимать взаимосвязь и взаимообусловленность элементов природы, взаимосвязь геологического, биологического и антропогенного круговоротов. Понятие о биотехносфере и ноосфере как трансформируемой человеком косной и живой среде.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Назвать компоненты биосферы.

2. Перечислить функции живого вещества биосферы. Привести примеры.

3. Охарактеризовать классы гидросферы.

4. Охарактеризовать газовые слои атмосферы.

5. В чем значение озонового экрана.

6. Перечислить основные процессы, протекающие в земной коре.

7. Круговорот веществ в биосфере.

 

Тема 3. Атмосфера и источники её загрязнения

 

Рассматривая вопросы, связанные с загрязнением, необходимо дать определение понятия «загрязнение окружающей природной среды» с экологических позиций.

В данном разделе необходимо знать состав атмосферного воздуха, газовые слои атмосферы. Далее рассмотреть вопросы: 1. Основные источники загрязнения 2. Факторы, определяющие уровень загрязнения 3.Основные категории загрязнителей 4. Последствия загрязнения 5. Пути снижения и предупреждения загрязнений 6. Правовая охрана атмосферного воздуха.

Загрязнение атмосферы – это не одна, а множество примесей к основным компонентам воздуха. Источниками загрязнения атмосферы являются природные и антропогенные процессы. Указать группы антропогенных источников. На территории своей местности выясните источники загрязнения атмосферного воздуха и какие меры можно предпринять по их устранению или снижению. Назовите основные источники загрязнений в помещениях.

Загрязнения влияют на развитие живых организмов, способствуют разрушению озонового экрана, ведут к парниковому эффекту.

В статье 54 Закона РФ об охране окружающей среды сказано, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы в соответствии с международными договорами РФ, принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ.

В данном вопросе указать о Венской конвенции (1985), Монреальском протоколе (1987), где рассматривались вопросы, связанные с веществами, разрушающими озоновый слой.

Изучая загрязнения атмосферного воздуха необходимо знать стандарты качества окружающей среды, предельно допустимые концентрациии (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), ПДКсг – предельно допустимая концентрация среднегодовая, ПДКСС - предельно допустимая концентрация среднесуточная, ПДКмр - предельно допустимая концентрация максимально- разовая. КИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы. Студент должен дать описание этих групп критериев.

При оценке загрязнения воздушного бассейна основываются на интегральном учете загрязнения атмосферы исследуемой территории, учитывая систему прямых, косвенных и индикаторных критериев.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Основные источники загрязнения атмосферы.

2. Категории загрязнителей атмосферного воздуха.

3. Что такое ПДК, ПДВ, ПДКСС, ПДКсг, , ПДКмр, КИЗА?

4. Пути снижения загрязнения атмосферы.

5. Критерии оценки загрязнения атмосферы.

 

Тема 4. Гидросфера и источники ее загрязнения

 

При изучении данного раздела следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Классы водных ресурсов (выделяют семь классов), их краткая характеристика; 2. Основные источники загрязнения водных ресурсов; 3. Основные виды загрязнения; 4. Экологические последствия загрязнений.

Рассматривая эти вопросы проанализировать состояние местных водных ресурсов (водоемов, рек, озер, родников), указать необходимые мероприятия по улучшению их состояния.

В современных условиях отмечается загрязнение морей, океанов, поверхностных, внутренних подземных вод. Следует иметь четкое представление об источниках загрязнения вод и загрязняющих веществах. Отрицательное действие на организмы оказывают нефтепродукты, радиоактивные вещества, моющие средства, тяжелые металлы, фенолы. В результате действия всех источников возникают и различные виды загрязнения водных объектов: механическое, химическое, биологическое, термическое, радиоактивное.

Указать отрицательные последствия, связанные с загрязнением водоемов на экосистемы морей, рек: нарушение экологического равновесия, снижение продуктивности и способности к самоочищению, опасность инфекционных заболеваний человека и животных.

Самое главное обратить внимание на меры по снижению и предупреждению загрязнения водных ресурсов: издание документов, законодательных актов по охране водоемов, разработке санитарно-гигиенических норм, международных соглашений, разработка научных основ водопользования, государственных стандартов. Необходимо знать роль государственных, российских и общественных организаций в контроле за рациональным использованием водных ресурсов и их охрана. Проанализировать водные ресурсы вашего района, источники их загрязнения, мероприятия по снижению загрязнения.

Одним из источников загрязнения являются сточные воды. Описать этапы очистки сточных вод, способы дезинфекции.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите классы гидросферы.

2. Какие источники загрязнения гидросферы вы знаете?

3. Какие виды загрязнения водных ресурсов вы знаете?

4. Перечислите этапы очистки сточных вод.

5. Назовите способы дезинфекции воды.

 

Тема 5. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного

производства

 

При изучении данной темы необходимо указать что понимают под природными ресурсами. Природные ресурсы условно подразделяют на неисчерпаемые, исчерпаемые, заменимые, незаменимые. Студент должен привести классификацию природных ресурсов, назвать основные отличительные признаки

природных ресурсов. От природных ресурсов следует отличать природные условия. Под природными условиями понимают совокупность объектов, явлений и факторов природной среды. Привести примеры о знании природных условий. Сочетание природных условий и ресурсов формирует природно-ресурсный потенциал. Что студент понимает под природно-ресурсным потенциалом, дать разъяснение.

Рассматривая сельскохозяйственное производство выделить группу базовых ресурсов, куда следует отнести климатические (агроклиматические), водные, земельные, биологические и генетические. Значение каждого из этих ресурсов описать. Привести примеры.

Уделить внимание ресурсным циклам. Дать понятие «ресурсный цикл». Различают 6 основных ресурсных циклов, перечислить их, назвать циклы которые занимают наиболее важное место. В этом вопросе необходимо рассмотреть, что понимают под кадастром, какие кадастры бывают и дать им характеристику.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое природные ресурсы?

2. Классификация природных ресурсов.

3. Дать понятие «ресурсный потенциал».

4. Какие базовые ресурсы вы знаете?

5. Дать понятие «ресурсный цикл».

6. Какие ресурсные циклы вы знаете?

7. Что понимают под кадастром?

8. Какие кадастры вы знаете?

 

Тема 6. Почвенно–биотический комплекс и источники его загрязнения

 

Рассматривая данный раздел, студент должен знать, что такое биота. Необходимо уделить внимание работам таких ученых как В.В. Докучаев, П.А. Костылев, В.Р. Вильямс, М.С. Гиляров

Гиляров, Д.Г. Звегинцева и др., которые внесли немалый вклад в развитие учения о почвенных организмах.

Разные экосистемы функционируют при участии различных почвенных организмов и поэтому необходимо показать структурно-функциональную организацию почвенно-биотического комплекса в различных экономических условиях (черноземные почвы, северные экосистемы и др.).

Живые организмы, населяющие почву, взаимодействуют как между собой так и с окружающей средой. Привести примеры таких взаимодействий. Дать характеристику микробного комплекса и его роль в круговороте веществ.

Микроорганизмы почвы способны реагировать на малейшие изменения окружающей среды и их можно использовать в качестве индикаторов физиологического состояния растений в системе почва-растение. Показать это на примерах.

Особое внимание уделить таким вопросам как функциональная роль почвы в экосистемах, экологические функции почв.

ПБК представлен весомой (по массе) и разнообразной группой организмов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Рассмотреть структурно-функциональную организацию ПБК в различных экологических условиях. При антропогенном загрязнении следует уделить внимание таким вопросам как загрязнение тяжелыми металлами, диоксинами, микотоксинами и др.

Ознакомиться с критериями экономической оценки состояния почв (утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 30 ноября 1992 г.).

Рассмотреть предельно допустимые концентрации (ПДК) химических элементов в почве. Важным разделом является – экономические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Состав почвенно-биотического комплекса (ПБК).

2. Биогеоценотическая деятельность микробного комплекса.

3. Функции почвы в экосистемах.

4. Основные виды негативных воздействий на почвенно-биотический комплекс.

5. Экологические основы сохранения и воспроизводства плодородия почв.

 

Тема 7. Агроэкологический мониторинг

 

Студент должен знать, что агроэкологический мониторинг (АЭМ) является важной составляющей общей системы мониторинга и дать понятие АЭМ. Указать цель, задачи, функции, принципы АЭМ. Компоненты агроэкологического мониторинга можно рассмотреть на примере мониторинга земель, включая блок-компоненты, объекты, территориальный охват, методы проведения, порядок ведения.

В системе агроэкологического мониторинга базовой составляющей является комплексная эколого-токсикологическая оценка исследуемых объектов. Основное условие проведения эколого-токсикологической оценки - это исходный анализ почв, вод, растений по показателям фоновой территории. Фоновая территория - это достаточно большой участок ненарушенного ландшафта. В таком случае возможно проследить динамику изменений экологического состояния исследуемой агроэкосистемы. При изучении данного вопроса необходимо рассмотреть и биохимические подходы к проведению агроэкологического мониторинга, указать основные задачи экологической оценки загрязнения тяжелыми металлами, особенности проведения АЭМ на мелиорированных землях. Кроме того, в данном разделе должна быть представлена организация информационной базы данных агроэкологического мониторинга.

 

 

Вопросы для самопроверки.

1.Что понимают под агроэкологическим мониторингом (АЭМ)?

2.Дать классификацию мониторинга по масштабам обобщения информации.

3. Какая цель АЭМ?

4. Назвать компоненты и объекты АЭМ.

5. Назвать задачи почвенно-экологического мониторинга.

 

Тема 8. Критерии оценки экологической обстановки территории

 

В соответствии с основными положениями действующих директивных документов привести классификацию экологической обстановки по возрастанию степени экологического неблагополучия в результате природно- антропогенных нарушений. Различают следующие классы состояний и зоны нарушений: экологической нормы (Н), экологического риска (Р), экологического кризиса (К), экологического бедствия (Б). В каждом из этих классов необходимо указать состояние экосистем и здоровье населения, значение прямых критериев оценки относительно ПДК, процент деградации земель.

Обратить внимание на выбор и обоснование критериев. Для оценки состояния (классов) экосистем и геосферных оболочек описать биотические показатели, включающие три класса критериев, предложенные В.В. Виноградовым.

Критерии – это совокупность показателей, позволяющих охарактеризовать ухудшение состояния здоровья населения и окружающей среды. В.В. Виноградов выделяет тематические, пространственные и динамические критерии. В тематические входят ботанические, зоологические и почвенные оценочные критерии.

Пространственные критерии имеют значение для оценки площади параженности экосистем.

Студент должен представлять классификацию зон с учетом степени нарушенности.

При рассмотрении динамических критериев необходимо знать четыре класса динамизма, которые выделяет В.В. Виноградов.

При оценке загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать прямые, косвенные и индикаторные критерии. Необходимо указать, что косвенные критерии позволяют оценить состояние геосфер через критерии смежных сред, с которыми они взаимодействуют (атмосфера и почва, атмосфера и растительность и др.). Индикаторные критерии дают общую картину состояния той или иной геосферы. Прямые критерии включают группы геогидрохимических, геодинамических, медико-санитарных и ресурсных критериев.

При изучении оценки загрязнения атмосферного воздуха привести примеры по максимальным разовым концентрациям, средне суточным концентрациям, средне годовое загрязнение воздушного бассейна, комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА).

При загрязнении водных объектов выделяют поверхностные, подземные воды. Студент должен указать показатели для оценки степени химического загрязнения поверхностных вод, показатели состояния загрязнения подземных вод, четыре уровня состояния подземных вод.

При оценке состояния почв назвать основные критерии, являющиеся показателями степени экологического неблагополучия. Студент должен четко представлять, что понимают под фитотоксичностью, генотоксичностью.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Дать характеристику классов экологической обстановки территории.

2. Что понимают под экологической нормой?

3. Что понимают под экологическим риском?

4. Что понимают под экологическим бедствием?

5. Что понимают под экологическим кризисом?

6. Какие показатели включают тематические критерии?

7. Назвать четыре класса динамизма, выделенные В.В. Виноградовым.

8. Назвать критерии оценки загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов.

9. Назвать критерии экологической оценки состояния почв.

 

 

Тема 9. Производство экологически безопасной продукции

 

Рассматривая данную тему дать понятие «экологически безопасная продукция». Особое внимание уделить веществам, загрязняющим продукты питания и корма таким как тяжелые металлы, нитраты, нитриты, пестициды. Назвать особенность накопления вредных веществ в культурах, которые непосредственно выращиваются в вашем регионе. Указать пути снижения загрязнения.

Привести отдельные примеры по предельно допустимым концентрациям тяжелых металлов в пищевых продуктах. Описать распределение тяжелых металлов в органах и тканях на примере овощных, зерновых культур (морковь, свекла, кабачки, картофель, гречиха, подсолнечник, пшеница и др.).

Уделить внимание таким вопросам как нитраты, нитриты, условиям и срокам, способствующим их накоплению, а также влияние нитратов и их производных на здоровье человека.

Провести анализ зависимости содержание тяжелых металлов в урожае сельскохозяйственных культур от способа внесения минеральных удобрений.

Особое внимание следует уделить диоксинам. В 1997 году Международное агентство по изучению рака (МАИР) перевело диоксины в число наиболее опасных концерогенных веществ.

В последнее время широко используют регуляторы роста растений. Указать какие бывают регуляторы роста и дать им характеристику. Кроме того, уделить внимание и лекарственным средствам, которые могут загрязнять пищевые продукты.

Существуют приемы снижения негативного действия токсикантов, студент должен описать эти приемы, а также выделить те, которые непосредственно используются в данном регионе, хозяйстве.

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимают под экологически безопасной продукцией?

2. Какие понятия используют для оценки сельскохозяйственной продукции?

3. Какие из тяжелых металлов считаются основными загрязнителями?

4. Какие из культур отличаются низким содержанием нитратов?

5. Что представляют из себя диоксины?

6. Какие приемы снижения негативного действия токсикантов вы знаете?

 

Тема 10. Механизмы природоохранных программ

При рассмотрении данной темы следует уделить внимание таким вопросам как: экологическое лицензирование, экологический аудит, оценка воздействия на окружающую природную среду, экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологическое страхование.

Дать понятие экологического лицензирования, указать виды «экологических» лицензий, какие устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду.

В настоящее время лицензии выполняют триединую задачу: служат формой учета пользователей природных ресурсов, формой контроля за потреблением ресурсов и формой реализации функции распоряжения природными ресурсами. Главная особенность любой «экологической» лицензии- это ее оформление после проведение экологической экспертизы, а если лицензия на комплексное природопользование, то после получения природопользователем специальных разрешений, т. к. этот вид лицензии объединяет разрешенные лимиты и другие требования (экологические, санитарно-гигиенические, противоаварийные и др.).

В соответствии с законом указать виды деятельности, подлежащие лицензированию. На примере описать порядок получение лицензии.

При рассмотрении вопроса по экологическому аудиту необходимо объяснить его значение в проведении объективной деятельности хозяйствующих субъектов в области окружающей среды, роль и место экологического аудирования в системе управления природопользованием, цель и критерии экологического аудита. Привести пример аудиторского заключения.

 

Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС). Государственная экологическая экспертиза

Оценка воздействия любого объекта на окружающую среду многокомпонентна и сложна в практической реализации. ОВОС должна учитывать все виды воздействия на компоненты окружающей среды, включая экологические, экономические и социальные аспекты. Необходимо учитывать, что все компоненты природной среды (включая техногенные) взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют природно-техногенную систему (ПТС) различных уровней организации. ОВОС должна быть единой и комплексной, но на практике чаще всего ОВОС решается раздельно применительно к основным природным средам (атмосфера, гидросфера поверхностная и подземная, литосфера, педосфера, биосфера). Имеются соответствующие нормативные и директивные документы, что и определяет правила проведения экологических экспертиз.

ОВОС является процессом, который ведется поэтапно по мере продвижения исследования с разграничением его на предварительную оценку воздействия на ОС и собственно ОВОС. Такой подход заложен в качестве основы в законе РФ «об экологической экспертизе» (1995 г).

ОВОС – не задача государственной экспертизы, а норма выработки хозяйственных решений, подлежащая проверке при экспертизе. Проверка выполнения правил проведения ОВОС, наряду с качеством решения по объекту, является предметом государственной экологической экспертизы. Именно это отличает экологическую экспертизу от любой другой. Таким образом, основная задача экспертной комиссии заключается, прежде всего, в анализе полноты и достаточности собранной в процессе ОВОС информации и учете ее в технических решениях по объекту, т.е. в установлении экологической обеспеченности подготовленных решений.

ОВОС – это механизм постановки задачи по нормированию воздействий через выявления экологических последствий и установлении того, что именно этот источник воздействия будет причиной многих последствий. его характеристики должны быть жестко нормированы, а выставленные нормы обеспечены технически до того, как хозяйственный проект будет осуществлен.

Государственная экологическая экспертиза является обязательным актом по охране окружающей природной среды. В соответствии с Федеральным законом экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду.

Студент должен проработать Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г), усвоить основные идеи, задачи экологической экспертизы, проработать ст. 11 данного закона, где указано, что подлежит обязательной Государственной экологической экспертизе.

Экологическая сертификация - важный элемент экологического нормирования. Студент должен знать механизмы и функции экологической сертификации.

Экосертификация - действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта, предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологические требования - обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.

При изучении данного вопроса студент должен обратить внимание на основные задачи экологической сертификации, на мероприятия, которые необходимо выполнить для реализации экосертификации, описать организационную структуру системы экосертификации. Необходимо проработать приказ Госкомэкологии России от 01.11.96.г. №459 «О системе обязательной сертификации по экологическим требованиям», объяснить механизм экологического страхования, правовые основы, блоки системы страхования в России.

Экологическое страхование является системой коллективной обязательной ответственности с элементами экономических компенсаций как за наносимый ущерб, так и за осуществляемые природоохранные затраты.

Система законодательства об экостраховании находится в стадии формирования.

 

Тема 11. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

В данной теме необходимо оценить роль основных международных договоров и конвенций в определении единого подхода к решению проблемы сохранения и восстановления окружающей среды. Студент должен объяснить необходимость выполнения международных экологических договоров и конвенций, указать направления международного природоохранного

сотрудничества, наиболее важные задачи в области охраны окружающей среды.

Конвенция - международный договор по какому-нибудь определенному вопросу.

Межправительственная программа-2 ООН по окружающей (человека) среде (ЮНЭП) начата по инициативе Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972), утверждена (1973) решением Генеральной Ассамблеи ООН. Данная программа посвящена проблемам экологического кризиса (опустыниванию, деградации почв, обезлесиванию, загрязнению вод и т.д.) Работа в программе ЮНЕП развивается по трем направлениям: оценка окружающей среды, управление ею и вспомогательные мероприятия.

В 1970 г. на 16 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». В программе предусмотрено комплексное исследование учеными более 90 стран (включая и Россию) по многим социально- экологическим проблемам.

Следует уделить внимание и таким конвенциям как Рамсарская Конвенция (1971), Конвенция о биологическом разнообразии (1992), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская Конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992).

 

Вопросы для самопроверки.

1. Основные положения Рамсарской Конвенции.

2. Основные положения Венской Конвенции.

3. В каком году подписан Монреальский протокол и чему он посвящен?

4. В каком году состоялась Конвенция по защите Черного моря от загрязнения?

 

Тема 13. Анализ экологической обстановки в России

 

Основной целью данной темы является научиться оценивать экологическую ситуацию для принятия управленческого решения в области охраны окружающей среды. Проводя анализ экологической обстановки, необходимо иметь объективную информацию о существующем состоянии окружающей среды. Критерии оценки окружающей среды можно разделить на 2 раздела:

- изменение среды обитания и состояния здоровья населения (медико-демографические показатели, характеризующие ухудшения здоровья населения);

- изменение окружающей среды и состояния природных экосистем (показатели загрязнения водных ресурсов, воздушной среды, почвы, деградация растительного и животного мира).

Для определения состояния окружающей среды используют различные методы оценки:

1. анкетирование и интервьюирование;

2. использование материальных балансов;

3. экспертные оценки, включающие эталонные, ориентировочные и максимальные значения;

4. картография;

5. фото- и видеосъемка.

По степени изменений природной среды, выделяют семь рангов (ступеней) экологической напряженности – от очень низкой до очень высокой

 

Тестовые задания:

1. Российский ученый, предложивший в 1942 г. термин биогеоценоз:

1. В.Н.Сукачев.

2. И.И.Шмальгаузен.

3. А.Н.Северцов.

4. В.И.Вернадский.

2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экосистема.

3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экосистема.

4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов:

1. Биогеоценоз.

2. Биоценоз.

3. Биотоп.

4. Экологическая ниша.

5. Аквариум — пример:

1. Биогеоценоза.

2. Биоценоза.

3. Биотопа.

4. Экосистемы.

6. Источником энергии в экосистемах могут быть:

1. Солнечный свет.

2. Энергия окисления органического вещества.

3. Энергия окисления неорганического вещества.

4. Вода и минеральные соли.

7. К гетеротрофам относятся:

1. Продуценты.

2. Консументы 1-го порядка.

3. Консументы 2-го порядка.

4. Редуценты

8. К консументам относятся:

1. Растения.

2. Бактерии и грибы.

3. Животные.

4. Все гетеротрофы.

9. К редуцентам относятся:

1. Грибы.

2. Бактерии.

3. Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви).

4. Все гетеротрофы.

10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода:

1. Гетеротрофы.

2. Автотрофы.

3. Консументы.

4. Редуценты.

11. В форме химических связей образованного органического вещества дубрава аккумулирует:

1. 0, 04% энергии солнечного света.

2. 1% энергии солнечного света.

3. 5% энергии солнечного света.

4. 10% энергии солнечного света.

12. Расходуется растениями в процессе дыхания:

1. 90% образованного органического вещества.

2. 50% образованного органического вещества.

3. 30% образованного органического вещества.

4. 10% образованного органического вещества.

13. Энергия солнечного света первоначально запасется в виде химических связей образованного органического вещества:

1. Редуцентов.

2. Консументов.

3. Продуцентов.

4. Гетеротрофов.

14. Переходит на следующий уровень пищевой цепи в форме прироста биомассы в среднем:

1. 100% энергии съеденной пищи.

2. 50% энергии съеденной пищи.

3. 10% энергии съеденной пищи.

4. 1% энергии съеденной пищи.

15. В экосистеме происходит:

1. Круговорот веществ и энергии.

2. Круговорот энергии.

3. Однонаправленный поток энергии и круговорот веществ.

16. Энергия солнечного света, преобразованная в энергию химических связей органического вещества:

1. Передается по цепям питания и рассеивается при дыхании на каждом пищевом уровне.

2. Происходит круговорот энергии в экосистеме.

3. Остается в форме образованного органического вещества.

4. Бесконечно передается по цепям питания.

17. Детритные пищевые цепи начинаются:

1. С растений.

2. С животных.

3. С редуцентов.

4. С органического вещества отмерших организмов.

18. Продуктивность в г/м3 наиболее высока у экосистем:

1. Широколиственного леса.

2. Кораллового рифа.

3. Океана.

4. Болот и заболоченных местностей.

19. Биомасса консументов 2-го порядка больше биомассы консументов 1-го порядка, а биомасса консументов 1-го порядка больше чем биомасса продуцентов, «перевернутая» пирамида биомассы:

1. В тундре.

2. В тайге.

3. В морях.

4. Такого не может быть

20. Энергия каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается. Это правило:

1. Пищевой цепи.

2. Пирамиды биомассы.

3. Пирамиды энергии.

4. Пищевых связей

 

 

21. Взаимоотношения между популяцией лосей и синицами в лесу, ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

22. Ель подавляет рост травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество

23. Хищники питаются за счет своих жертв. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

24. Один вид паразитирует на другом, ослабляя его. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

25.Успех одного вида означает неуспех другого. Например, лиса поймала зайца, значит, волку он не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

26. Взаимоотношения между акулой и рыбой прилипалой. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

27. Взаимоотношения между термитами и жгутиковыми простейшими, когда взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

28.Взаимоотношения между раком отшельником и актинией на его раковине, взаимодействие благоприятно для обоих видов, но не обязательно. Данный тип взаимодействия называется:

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

29. Симбиотические взаимоотношения между организмами, не вредные ни для одного из них, но благоприятные хотя бы для одного вида (++, +0):

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество.

30. Антибиотические взаимоотношения между организмами, вредные хотя бы для одного из них (--, -+, -0):

1. Протокооперация. 5. Нейтрализм.

2. Мутуализм. 6. Конкуренция.

3. Комменсализм. 7. Паразитизм.

4. Аменсализм. 8. Хищничество

 

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

 

1. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Санкт- Петербург.- 2012.

2. Агроэкология/ В.А. Черников, Р.М. Алексахин, А.В. Голубев и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. – М.: Колос, 2012.

3. Данилов - Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российских аспект. – М.: Изд-во МНЖПУ, 2011.

4. Милащенко Н.З., Соколов О.А., Брайсо Черников В.А.Устойчивое развитие агроландшафтов. В 2 томах – Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2012.

5. Лопырев М.И., Макаренко С.А. Агроландшафты и земледелие. – Воронеж, 2011.

6. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровья и природопользование в России.-М.: Финансы и статистика, 2012.

7. Природные ресурсы и окружающая среда России. Аналитический доклад / Под.ред.Б.А. Яцкевича, В.А. Пака, Н.Г. Рыбальского. – М.: Изд-во НИА- Природа и РЭФИА, 2011.

8. Экология, охрана природы, экологическая безопасность /А.Т.Никитин, С.А. Степанов, Ю.М. Забродин и др.; Под. ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова. – М.: Изд-во МНЭПУ, Изд-во «Новь», 2011.

9. Уразаев Н.А. Сельскохозяйственная экология. М Колос, 2012.

10. Закон об охране окружающей среды. / Российская газета, 12.01.2002.

 

Дополнительная литература

 

11.Нестеров. П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. -М.: Издат. Объединение ЮНИТИ, 2009.

12. Приоритеты национальной экологической политики России / С.Н. Бобылев, С.А. Боголюбов, М.И. Васильева и др.; Под ред. В.М. Захарова.- М.: Наука, 2009.

13. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления.- М.: Колос. 2011.

14. Снакин В.В. Экология и охрана природы: словарь- справочник.- М.: Академик, 2000.

15. Соколов О.А., Бубнова Т.В. Атлас распределения нитратов в растениях.- Пущино, 2008.

16. Соколов О.А., Черников В.А. Атлас распределения тяжелых металлов в объектах окружающей среды.- Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1999.

17. Степановских А.С. Экология. Курган: ИПЛ «Зауралье», 2008.

18. Экологический энциклопедический словарь.- М.: Издат. дом. «Ноосфера», 1999.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.