Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дефект и компенсация. Сложная структура аномального развития. Учет структуры дефекта в коррекционно-педагогической работе.






Идею о сложной структуре аномального раз-я (ССАР) выдвинул Выготский, согласно этой идеи наличие дефекта какого-либо а-затора или ин-ктуального раз-я не вызывает выпадение первичных Ф-й, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина атипичного раз-я. В ССАР выделяют первичный дефект и вторичные нарушения. Первичный дефект возникает под влиянием биологического фактора, т.е. связан с органическим поражением ЦНС или а-заторов, а вторичные, третичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта, и связаны с недораз-ем познавательной сферы, ЭВС, личности ребенка. Вторичные нарушения не являются обязательным последствием первичного дефекта, т.е. их можно предупредить. Для этого проводится КПР. В ССАР выделяется понятие сложный, комплексный дефект – это наличие одного, двух и более дефектов в равной степени определяющих психическое раз-е ребенка. Множественный комбинированный дефект является всегда один дефект (слепо-глухо-немые). В ССАР ведущий и сопутствующий дефект. Ведущий дефект – это всегда один дефект, сопутствующий – сопутствует, сопровождает основной дефект, осложняет психическое раз-е. Понимание структуры дефекта дает возможность выделить категории детей с нарм раз-я, а на практике наметить направление и содержание КР в зависимости от структуры дефекта.

Дефект и компенсация. Центральным вопросов в педагогике и спец. психологии является проблема компенсации Ф-й. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим раз-ем заключается в том, ч-бы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных Ф-й. Компенсация – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических Ф-й путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных Ф-й. При компенсации психических Ф-й возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных Ф-й или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации Ф-й. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха раз-е остаточного слухового восприятия). Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включение в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им Ф-й (например, компенсация Ф-й зрительного а-затора у слепорожденного ребенка происходит за счет раз-я осознания, т.е. Д-ти двигательного и кожного а-заторов). Высшие, человеческие формы компенсации обеспечивают возможности полноценного раз-я личности. Адлер А. обратил вним на то, что неполноценные органы, функционирование которых затруднено или нарушено вследствие дефектов, необходимо вступают в борьбу, в конфликт с внешним миром, к которому они должны приспособиться. Главнейший закон: ребенок будет хотеть всё видеть, если он близорук, всё слышать, если у него аномалия слуха, будет говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Самоощущение неполноценности, дефективности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность – это не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои возможности. И по мнению Л.С. Выготского, А.Адлер выводит основной психологической закон превращения органической неполноценности – через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции – в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что даны компенсаторные возможности для преодоления дефекта, что именно они выступают на первый план в развитии ребенка и должны б-ть включены в воспитательной процесс. Важно, ч-бы воспитание взяло курс на социальную полноценность и считало её реальной и определяющей точкой, а не питалось мыслью об обреченности слепого ребенка на неполноценность. Процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя силами: социальными требованиями, предъявляемые к развитию и воспитанию, и сохранными силами психики. Л.С.В. считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект стан-ся осознанным. Л.С.В. основной путь компенсации людей с различными нарушениями видел во включении их в активную трудовую Д-ть, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. По его мнению, решает судьбу личности не дефект, а его социальная реализация.

 

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Воспитание — это целенаправленная, содержательная профес­сиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

особенности детей с нарушениями интеллекта необ­ходимо учитывать в процессе воспитания:

Нарушения познавательного развития, затрудняющие правиль­ное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях.

Снижение способности к конкретизации обобщений, при­водящее к несогласованности слова и конкретной деятельности.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие са­мостоятельность, желание быть лучше, способствуют образова­нию и закреплению отрицательных привычек.

Школьники с нарушениями интеллекта затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том, что у них есть потребность в самооценке.

Учащиеся коррекционной школы очень радостно реагируют на заслуженное поощрение.

Важно учитывать возрастные особенности детей с нарушения­ми интеллекта, знать структуру дефекта, различать проявления, свя­занные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

Также необходимо учитывать типологические и индивиду­альные проявления, осуществлять индивидуальный и дифферен­цированный подход к учащимся в процессе воспитания.

В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: 1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера; 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций; 3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание; 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Направление и содержание коррекционно-воспитательной работы: Основная цель: воспитывающая работа во ВШ является подготовка аномального ребенка к общес-но полезному труду. Разумеется, что УОР может б-ть подготовлен к общественно полезному труду при условии, если школа и семья сумеют исправить в какой-то мере недостатки умственного и физического раз-я ребенка, сформируют у него правильное отношение к труду и сообщат ему необходимый минимум общеобразовательных и профессионально-трудовых знаний и навыков, основные задачи воспитательной работы: умственные, физические, трудовые, нравственное, эстетическое. Умственное воспитание (Иванова) У учащихся ВШ имеется нар нормального раз-я помогательных процессов, поэтому коррекция и фор-е умственного раз-я ребенка являются первостепенной воспитательной задачей школы. Физическое воспитание. (Черник, Мозговой, особенности двигат сферы – Черник, вайзман, КАЩЕНКО, Россолимо, Бернштейн, Дульнев, Власова, Певзнер) Среди УОШ имеются дети с парализованными конечностями, парезами(ограничение движений), гиперкинезами(беспорядочные движения), с резким снижением общего мышечного тонуса, вялостью, патологической замедленностью движений и т.п. | Естественно, что состояние здоровья, общего физического раз-я учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей трудовой Д-ти. По этому, главной задачей физ. воспитания в ВШ является физическое оздоровление учащихся, создание условий для коррекции недостатков физического раз-я для закалки организма. ФВ в ВШ должно содействовать так же и коррекции псих-го раз-я учащихся. Трудовое воспитание и обучение (Граборов, Дульнев, Пинский, Щербакова) общественно полезная Дть принадлежит работе, связанной с решением трудового воспитания учащихся. Трудовое воспитание включает 2 группы задач: 1. фор-е у учащихся прочных профессионально-трудовых знаний, навыков, воспитание культуры труда и умений использовать в практической Д-ти общеобразовательные знания и навыки* 2. воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как у трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины. Т.О., успешное включение учащихся в общественно полезную практическую Д-ть будет возможно при условии формирования у них трудовых навыков и воспитание нравственных качеств, соответствующих требованиям общества. Нравственное воспитание. (Белкина, Пузанов) Успех включения УОШ в общественно полезный труд в конечном счете решается тем, насколько воспитаны у ребенка необходимые для этого нравственные качества. Эстетическое воспитание (Головина, Грошенкова) Гражданско-правовое, экологическое, половое.

Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса.

До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет.

Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индиви­дуальные формы (3. К. Шнекендорф и А. А. Елизаров, 1989), дру­гие — способ организации действия коллектива — мероприя­тия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993-М.И.Шилова, 1990; Н.Е.Щуркова, 1988; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.).

Массовые формы воспитания школьников предполагают учас­тие большого количества воспитанников. Для учащихся коррек-ционной школы выбираются формы, соответствующие воспита­тельным задачам, возрасту учащихся, уровню их воспитанности, умению общаться в большом коллективе, уровню профессиональ­ной подготовленности воспитателя.

Мероприятия, занятия проводятся в виде произвольной дея­тельности с учетом возраста воспитанников. Длительность их мо­жет быть от 20 до 25 минут в 1 —4-х классах и до 45 — 50 минут в 5 — 9-х классах. Задача школы — включить в данную форму деятель­ности как можно большее количество участников с учетом потен­циальных возможностей каждой конкретной личности, группы.

Групповые. Эффективность воспитательной работы в специальных (кор-рекционных) учреждениях VIII вида зависит от того, с каких позиций рассматривает потенциальные возможности Детского коллектива сам воспитатель. Если воспитанникам трудно проявить себя в какой-то деятельности, объединившись в целостный кол­лектив, что затрудняет реализацию задач воспитания, то лучше класс, воспитательную группу временно разделить на группы. Вос­питатель осуществляет педагогическое руководство, он разраба­тывает структуру и композицию мероприятий, помогает членам группы определить свою роль в групповой деятельности, поддер­живает их инициативу и ответственное отношение. В групповые формы деятельности желательно включить не только сильных уча­щихся, но и тех, кто по причине своих психофизических особен­ностей не может проявить себя полностью.

Индивидуальные. Самой распространенной формой деятельности является ин­дивидуальная. Практически все учащиеся коррекционной школы обладают какими-то творческими способностями. Используя индивидуальный подход, воспитатель подбирает для учеников конкретную деятельность. Один посещает занятия хоровой студии, второй обучается игре на баяне, виолончели.

Коллективные. Классный час — одна из самых распространенных форм воспитательной работы в условиях коррекционного воспита­ния. В специальных коррекционных она до-*вольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащим­ся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного поведения. Одна из форм классного часа — этическая беседа. Через беседу воспитатель помогает ученику с нарушениями интеллектуального развития разобраться в создавшихся ситуациях, адаптироваться в коллективе, осознать нравственную составляющую его поступков.

Классный час проводится еженедельно, в специально отведен­ный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) — 20 — 25 минут, в средней и старшей — 35 — 45 минут. От урока его отличает свобод­ная форма общения. В условиях специального обучения и воспита­ния классные часы должны иметь конкретную тематику нравствен­ного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, ре­зультаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д.

Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собра­ний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, сво­их возможностей в их реализации. На групповом собрании воспи­татель может подводить результаты учебной, трудовой деятельно­сти, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправле­ния, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адек­ватного действия», посещении выставок.

Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготов­ки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и куль­турно-просветительного характера.

Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объек­том. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое глав­ное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, рас­крыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обя­зательно подводятся итоги.

Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определен­ным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спор­тивные.

Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре — самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют по-тученные знания, усваивают правила общественного поведения,

формы

взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций.

Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования.

Конкурсы проводятся как личное или командное соревнова­ние. Задача воспитателя — составить такую программу, при реа­лизации которой можно выявить возможности воспитанников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.