Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Amp;2. Изучение земной поверхности в древности и в средние века.






Вспоминаем: Что изучает география? Каких путешественников вы знаете? Какие книги о путешественниках и путешествиях вы читали? Вспомните из курса «Природоведение», кто одним из первых выдвинул идею о шарообразности Земли. Какие были приведены доказательства?

 

1. Зарождение географии. Правильное представление о Земле, ее форме, размерах, соотношении суши и воды складывалось на протяжении многих веков (рис. 1).

 

Рис. 1. Представления о форме Земли в древности. Чем отличаются представления о форме Земли в древности от современного учения о форме Земли?

 

Как вы уже знаете, древнегреческий ученый Аристотель одним из первых предположил, что форма Земли – шар. Наблюдая за затмением Луны, он увидел, что тень от Земли, которая падает на Луну, всегда круглая. Выпуклость Земли подтверждалась и наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно - сначала его корпус, а потом и мачты (рис.2).

 

Рис.2. Первые доказательства шарообразности Земли. Почему рисунки позволяют предположить, что Земля шарообразная?

 

Европейцам в древности были известны только определенные части Евразии и Африки (в основном Карфаген и Египет), некоторые моря и океаны. Остальные пространства Земли им были неизвестны. Но греческие ученые высказывали о существовании других земель. Например, они предполагали существование Австралии («Терра Инкогнита Аустралус»- Южная неизвестная Земля)

Стремление открыть новые земли вело к организации все новых путешествий, плаваний, экспедиций. На небольших парусных судах смельчаки отправлялись в плавания и достигали других земель и стран.

 

** Ученые предполагали, что первую экспедицию организовала женщина. Единственная правящая царица в истории Древнего Египта Хатшепсут отправила корабли в Страну Благовоний (Индию). Экспедицией были привезены интересные деревья, впоследствии высаженные на террасах храма царицы.

 

 

Возвращаясь домой, путешественники рассказывали об увиденном, сопровождая свой рассказ чертежом. Это были прообразы географических карт.

Первую географическую карту составил греческий ученый Анаксимандр в У1 в. до нашей эры, и он же первым установил стороны горизонта. В ІІІ в. до нашей эры древнегреческий ученый Эратосфен создал свою карту (рис.3). На ней была показана часть суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, Северная Африка и западная часть Азии.

 

Рис.3. Представления о мире по Эратосфену, III в. до н. э. Какие из древних географических названий сохранились по настоящее время?

 

Более совершенными были карты греческого ученого Птолемея, жившего во II веке нашей эры. На них уже нанесена градусная сетка и показано большое количество географических объектов (рис. 4)

 

* Птолемей обобщил знания античных ученых о Земле в сочинении " Руководство по географии", которое пользовалось популярностью среди ученых, путешественников, купцов в течение многих столетий.

 

Рис. 4. Представление о мире по Птолемею, II век нашей эры. Чем карта Птолемея отличается от карты Эратосфена?

 

Суша на таких картах занимала большую часть земного шара. Картами Птолемея пользовались весьма длительное время.

2. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Итальянец Марко Поло (рис.5) в конце Х11 в. 17-летним юношей отправился путешествовать по Монголии, Китаю, Индии. Во время возвращения домой морским путем вдоль восточных и южных берегов Азии путешественник узнал о Японии и Индонезии. Марко Поло написал справочник-путеводитель " Книга". Она сыграла большую роль в истории географических открытий, была любимой книгой многих путешественников.

 

Рис. 5. Марко Поло Рис. 6. Афанасий Никитин

 

 

Проникнуть в Индию, сказочно богатую страну, было мечтой многих европейцев ХV в. Русский купец Афанасий Никитин, пройдя через три моря – Каспийское, Аравийское и Черное, попал в желанную страну (рис.6).

Свои наблюдения он описал в книге " Хождение за три моря", в которой одним из первых дал правдивое описание средневековой Индии.

 

· 1. Кто первый предположил, что форма Земли - шар? Какие приводились доказательства? 2. Кто первый создал географическую карту и установил стороны горизонта? 3*. Почему карта Птолемея была более совершенной по сравнению с картой Эратосфена?

 

3.Эпоха Великих географических открытий. Особенно много важнейших географических открытий было сделано европейскими путешественниками в конце XV — середине XVII в. Это была эпоха Великих географических открытий.

 

*В эпоху Великих географических открытий увеличилось производство различных товаров, активизировались товарно-денежные отношения, шел быстрый рост городов. Насущной необходимостью стало расширение рынков сбыта товаров для некоторых стран. Для дальнейшего развития географических знаний имели значение и технические достижения западноевропейских государств: успехи в кораблестроении, начало книгопечатания наборными металлическими буквами, гравировка карт на медных досках для их публикации и др. В этот период европейские ученые смогли познакомиться с историческими и географическими трудами античных ученых, в частности с «Географией» Птолемея и «Географией» Страбона, которые были переведены на латинский язык.

 

 

В это время Христофором Колумбом была открыта Америка (рис. 7).

 

Рис. 7. Христофор Колумб Рис.8. Васко да Гама

 

Экспедиция под руководством Колумба в 1492 г. на трех кораблях отплыла от Пиренейского полуострова искать морской путь в богатую пряностями Индию.

Убежденный в шарообразности Земли, Колумб считал, что плывя на запад через Атлантический океан, можно достигнуть берегов Азии. После двухмесячного плавания корабли подошли к островам Центральной Америки. Колумб был уверен, что достиг Индии, и поэтому острова, открытые им, известны как Вест-Индийские (Западно-Индийские), а местное население называется индейцами.

Примерно в это же время (1497 — 1499 гг.) португалец Васко да Гама, обогнув Африку с юга и пройдя из Атлантического океана в Индийский, открыл морской путь в Индию (рис.8).

4. Первое кругосветное плавание. Несколько позже Колумба, с 1519 по 1522 год, испанская экспедиция под руководством Фернан Магеллана (рис. 7)

 

Рис.9. Фернан Магеллан

 

совершила первое кругосветное плавание. На пяти кораблях экипаж в 265 человек отплыл из Испании в Южную Америку. Затем, обогнув ее через пролив, получивший впоследствии название Магелланова, корабли вышли в океан, который Магеллан назвал Тихим. На островах около берегов Юго-Восточной Азии Магеллан погиб в одной из стычек с туземцами. Только в 1522 году 18 человек на одном корабле вернулись на родину через Индийский и Атлантический океаны.

Путешествие экспедиции Магеллана – величайшее событие ХУ1 века. Экспедиция практически подтвердила шарообразность Земли и изменила представление о распределении воды и суши на земной поверхности и ее размерах. Был открыт Тихий океан, установлено, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а водами океанов. Было доказано единство Мирового океана.

 

Вопросы и задания.

1. Какие территории Земли открыл Христофор Колумб? Как они называются и почему? 2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? Что было подтверждено в результате плавания? 3*. О каких путешественниках эпохи Великих географических открытий, которые родились на территории нынешней Беларуси, вы читали или смотрели по телевидению?

 

Конкурс знатоков. Почему эпоха Великих географических открытий началась именно в середине ХУ века? Какие условия благоприятствовали этим открытиям? Выделите среди них самое важное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.