Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Объективная сторона состава преступления.






Рассматривая признаки объективной стороны состава преступления, следует вновь вернуться к их классификации на обязательные и факультативные. Студент должен иметь представлением о неоднозначном подходе к решению вопроса о том, какие признаки объективной стороны следует относить к обязательным, а какие – к факультативным. В связи с этим предлагается обсудить вопрос об отнесения последствий совершения преступления и причинной связи между деянием и последствиями к соответствующим видам признаков состава.

Необходимо дать сущностную характеристику действию и бездействию с точки зрения их социальных и физиологических свойств (общественно опасное, противоправное телодвижение). На примере конкретных составов преступлений ознакомиться с законодательной регламентацией как активных, так и пассивных форм уголовно-противоправного поведения. Обращаясь к общественно опасным последствиям (понятию, видам), следует вернуться к видам состава по конструкции объективной стороны и показать значение этого признака для уголовно-правовой квалификации. Несомненный интерес представляют те последствия, при законодательном закреплении которых используются оценочные понятия. Работая с текстом уголовного закона, студент должен уметь определять вид последствий (материальные, нематериальные, др.), количественную их характеристику. Рекомендуется обсудить вопрос о возможности признании упущенной выгоды в виде последствий уголовно-правового свойства.

Обращаясь к учениям о причинной связи, необходимо не только обсудить теоретическую сторону данной проблемы, дать характеристику основным учениям о причинной связи, но и показать практический ее аспект на примерах конкретных уголовных дел. На основе уголовно-правового анализа решений Верховного Суда РФ студент должен сделать вывод о том, какое из учений о причинной связи составляет теоретическую основу правоприменительной деятельности.

Изучение факультативных признаков объективной стороны предполагает помимо усвоения теоретических вопросов работу с текстом уголовного закона. Студент, изучая диспозицию уголовно-правовой нормы, должен уметь выделить само деяние, последствия, время, место, способы его совершения, орудия, обстановку (ситуацию).

 

Тема 2.2. Субъект преступления.

Рассматривая признаки субъекта преступления, предусмотренные ст. 19 УК РФ, следует обратиться к дискуссии на тему возможности уголовной ответственности юридического лица, обсудить положительные и отрицательные моменты законодательного закрепления таковой. Студент должен четко представлять себе отличие субъекта как признака состава преступления, являющегося основанием уголовной ответственности, и личности виновного как понятия, выражающее социальную сущность лица и характеризующегося комплексом элементов (психофизиологических, социальных).

Студент должен объяснить, что принимает во внимание законодатель, устанавливая минимальный возрастной порог уголовной ответственности, а именно: психофизиологическую способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость своего поведения, руководить своими действиями. Учитывая, что вопрос о возрасте уголовной ответственности в настоящее время является дискуссионным, рекомендуется проанализировать предложения, высказанным по этому поводу в науке; обратиться к истории отечественного уголовного законодательства; к законодательству зарубежных стран.

Студент должен знать порядок установления возраста при отсутствии документов, его удостоверяющих. Правовое положение, закрепленное в ч. 3 ст.20 УК РФ, представляется целесообразным рассмотреть в научном аспекте (как правовая идея), в аспекте законодательного закрепления (условия применения) и с точки зрения сложившейся практики ее применения Верховным Судом РФ. В связи с этим необходимо проанализировать соответствующие решения высшей судебной инстанции.

В связи с отсутствием законодательное понятия «вменяемость», данный признак субъекта рассматривается в тесной взаимосвязи с состоянием невменяемости, урегулированном ст.21 УК РФ. Студент должен понимать значение вменяемости как субъективной предпосылки вины и уголовной ответственности, изучить содержание как медицинского критерия невменяемости, так и юридического, а также иметь представление о дискуссиях по поводу субъекта преступления, предусмотренного ст. 22 УК РФ. Он должен уяснить смысл учета такой разновидности психического расстройства с позиции принципа справедливости, его содержание, отличие от состояния невменяемости, значение.

Признаки специального субъекта относятся к числу факультативных признаков состава преступления. Они предусмотрены в нормах особенной части УК РФ. Следует обратить внимание на варианты законодательного их закрепления в уголовном законе (детальная конкретизация – прим. к ст. 285 УК РФ, ст.331 и др.; констатация – ч.3 ст.159, ч. 3 ст.160 УК РФ; и др.). Рассматривая виды специальных субъектов, группируемых по различным основаниям, целесообразно обращение к актам официального толкования, где детализируются их признаки. Студент должен не только знать основные признаки специальных субъектов, но и иметь представление о тех постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, где дана их конкретизация.

Поскольку проблема законодательного закрепления в УК РФ уголовной ответственности юридических лиц приобрела особую актуальность, следует иметь представление об основных доводах, как сторонников данной инициативы, так и ее противников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.