Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Психология группы






Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Группой называют____________ людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию _________ или характеру __________

2. Относительно устойчивое объединение небольшого числа людей,.________ друг друга и непосредственно ________ между собой в процессе осуществления ________, является ________

3. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за рамки самой группы, есть _________.

4. Низшим уровнем объединения людей является _________

5. Коллектив отличается от корпорации тем, что его деятельность носит ________ характер, а корпоративная деятельность преследует __________ цели.

 

Задача 2. Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них, на ваш взгляд, правильны, а какие спорны и почему?

1. Непосредственное общение человека с человеком — вот что лежит в основе всей системы социально-экономических отношений в обществе и определяет все его структуры.

2. Группа — это объединение людей, совокупно реагирующих на те или иные раздражения.

3.Тенденция к группированию у людей — врожденная тенденция.

4. Личность в своем развитии может обогнать коллектив, когда коллектив останавливается в своем развитии. Личность, переросшая коллектив, оказывается «неподходящей персоной», «нарушителем спокойствия», и коллектив стремится подавить ее, требует «быть как все».

5. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

6. Интеграция личности в группе происходит либо так, что она все свои качества и поступки приводит в соответствие с требованиями, нормами группы, либо, наоборот, группа изменяет свои потребности в соответствии с потребностями индивида.

7. Достижение человеком власти в группе чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.

 

Задача 3. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.

2. Дружба, общественное производство, общественные отношения, общество, межличностные отношения.

 

Задача 4. Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов.

1. Механизм социального восприятия членами группы друг друга — это...

а) социально-психологическая рефлексия; б) каузальная атрибуция;

в) идентификация; г) «внутригрупповой фаворитизм»; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим называется...

а) идентификация; б) стереотипизация; в) конформизм;

г) идиосинкразический кредит; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, — это...

а) физиогномическая редукция; б) каузальная атрибуция; в) социальная перцепция; г) групповая идентификация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему — это ___________

а) каузальная атрибуция; б) рефлексия; в) фрустрация; г) эмпатия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

Задача 5. Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие — неформальными (неофициальными).

Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студенческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; больные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортивная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; военнослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов; сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив заводского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокурсники; аспиранты одного профессора; мафия.

 

Задача 6. Выберите из перечисленного списка то, что, на ваш взгляд, делает группу группой.

Доверие, территориальность, взаимная симпатия, принятие, завершенность, внутригрупповой конфликт, власть лидера, интимность, чувство «Мы», жажда безопасности, комплекс неполноценности, эмпатия, общая цель, общение, совместная деятельность, групповое мышление, социальная перцепция, избегание одиночества, зависимость, общее помещение, эмоциональный дискомфорт, страх, фрустрация, взаимодействие, общая мотивация, переживание принадлежности к группе, тенденция к подчинению, идентификация, унификация, общие нравственные ценности.

 

Задача 7. Н. В. Гришина предлагает объединять разнообразные межличностные конфликты в несколько групп: конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты средств достижения цели, конфликты несоответствия, конфликты правил взаимодействия. Ниже приведены варианты конфликтных отношений. Какие из них могут быть отнесены к каждой из выделенных групп?

1. Ямамото, Накуси и Каваяма основали фирму «Кол-Осо», но дела не пошли из-за того, что очень скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. Ямамото надеялся на большой коммерческий успех, Накуси собирался внедрить свои ноу-хау и заняться новыми интересными разработками, Каваяма радовался, что он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на хозяина.

2. Босс Питера мистер Смит поручает ему развлечь компаньонов из Германии, которые впервые в Америке и от контракта с которыми зави­сят новые инвестиции. Но Питер старается отвертеться от задания, потому что пообещал провести уикенд с Мэри, в отношении которой у него есть опасения, что если он отменит встречу, то Мэри с удовольствием проведет его с Фредом. Босс настаивает, у Питера — проблема.

3. Карлсон и Фредриксон владеют небольшим фруктовым магазинчиком, рядом с которым открылся продуктовый супермаркет с большим отделом «Фрукты-овощи». Чтобы избежать банкротства, Карлсон предлагает вложить деньги в закупку экзотических фруктов, а Фредриксон считает, что эти деньги нужно использовать для покупки консервированных фруктов и соков.

4. Вася, штурман из Мурманска, впервые проводит отпуск в Сочи. Он делит комнату с Феликсом Генриховичем, бухгалтером из Козельска. На пляже Вася познакомился с Луизой, дояркой из Вологды, и хотел бы при­гласить ее на чашечку кофе, но Феликс Генрихович рано ложится спать, а перед сном любит почитать Толстого и погрызть соленые орешки.

5. Временно не работающие Серый и Косой остро нуждаются в деньгах. Серый считает, что можно наняться на две недели на стройку разнорабочими и так заработать нужную сумму, но у Косого есть идея получше — «взять» ларек у вокзала.

6. Малкин, Палкин, Чалкин и Залкинд — юристы, ведущие сложное и запутанное дело своего клиента. Малкин, самый молодой и неопытный из них, — сторонник того, чтобы уступить дело обвинению, отказавшись от защиты клиента, чья вина, по его мнению, несомненна. Палкин, Чалкин и Залкинд намерены вести защиту до конца в надежде на успех.

7. Грег помог другу студенческих лет Филу устроиться работать в свою фирму со старинными традициями. В частности, служащие здесь традиционно носят костюмы из ткани «эстергази» и вязаные галстуки. Но Фил — любитель спортивного стиля в одежде и не собирается его менять, что очень раздражает Грега.

8. Бетси пообещала Тому конспекты по психологии. Том несколько раз напоминал ей об этом, но она все время забывала о своем обещании. Прошел месяц, и перед экзаменами Бетси принесла обещанные тетради, но Том сердито отказался от них.

9. У заведующего мастерской модельной обуви Сидорова появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для обмена опытом. Претендентами на поездку стали Петров и Иванов. Петров — более компетентный, перспективный, творчески мыслящий сотрудник, Иванов — всего лишь хороший исполнитель, но за Иванова просила Васильева, чья поддержка Сидорову нужна в приобретении сырья и фурнитуры. И хотя все сотрудники мастерской считают, что в Италию должен ехать Петров, Сидоров поддерживает кандидатуру Иванова.

10. Рафик и Газик продают на рынке в Москве мандарины. Рафик считает, что нужно приходить пораньше, садиться как можно ближе к входу и продавать мандарины по 40 рублей, чтобы хватило денег «посмотреть Москву». Газик считает, что нужно приходить попозже, садиться подальше и продавать по 35 рублей, чтобы быстро продать товар и уже в субботу улететь на историческую родину за новой партией мандаринов.

 

Задача 8. Прочитайте материалы эксперимента Хоффинга и попытайтесь объяснить, с чем связано «покорное» поведение медсестер. Какие психологические феномены здесь демонстрируют свое влияние?

Двадцати двум дежурным сестрам частной и государственной больниц звонил врач, имя которого они знали, но с которым никогда прежде не имели личного контакта. Врач говорил сестре: «Звонит доктор Дюбуа из психиатрического отделения. Сегодня утром я должен обследовать одного из ваших пациентов, господина Дюфура. Мне бы хотелось, чтобы он принял лекарства, которые к моему приходу должны начать действовать. Не могли бы вы проверить, есть ли в шкафу " Астротен"?» (Врач произносил название по буквам.) Сестра направлялась к шкафу и действительно находила там коробку, на которой было написано: Астротен. Капсулы по 5 мг. Обычная доза: 5 мг. Максимальная суточная доза: 10 мг. После того как сестра подтверждала наличие лекарства, врач продолжал: «Хорошо, мне хотелось бы, чтобы вы дали господину Дюфуру 20 мг «Астротена». Я приду минут через 10 и тогда письменно оформлю распоряжение». Распоряжение доктора Дюбуа нарушало многие служебные правила, некоторые из них — грубо. Прежде всего, оно исходило от лица, с которым меди­цинская сестра лично не была знакома. Кроме того, лекарство не входило в список разрешенных препаратов, а главное — назначенная врачом доза значительно превосходила допустимую. Между тем из 22 медицинских сестер, которым по телефону было передано такое распоряжение, 21 подчинилась ему, даже не выказав какого-либо сомнения. Опыт прекращался в тот момент, когда сестра доставала из коробки 4 капсулы препарата...

 

Задача 9. О каких стилях управления групповой деятельностью идет речь в следующих текстах?

1.Мистер К. Нутт, до того показавший себя компетентным в качестве студента, учителя, завкабинетом, заместителя директора и директора школы, получил назначение на должность помощника окружного инспектора. Раньше от него требовалось лишь понимать политику Совета попечителей и неукоснительно проводить ее в своей школе. Теперь его обязанность — участвовать в разработке этой политики. К. Нутт не из тех, кому нравятся требования демократии. Он жмет на свои особые права, вытекающие, дескать, из его статуса эксперта. Членов Совета он наставляет так же, как некогда наставлял учеников своего класса. Он пытается давить на Совет так же, как давил на персонал своей школы в бытность директором.

2.Мистер Снобб, способный инженер и выдающийся математик, выдвинут на пост заместителя генерального директора. Но поскольку у него совершенно нет опыта работы с людьми, Правление решило назначить ему помощника по кадровым вопросам. Плэйз Тиллин показался хорошей кандидатурой именно из-за его психологического образования и умения ладить с людьми. Выслушивая жалобы Снобба по поводу неряшливого отчета мисс Дебит, он принимает сторону начальства; когда же мисс Дебит повествует ему о бессердечности мистера Снобба, на глаза его наворачива­ются слезы. Когда он беседует с С. Умбуром, он соглашается, что начальство слишком много требует от подчиненных и завышает интеллектуальную планку; а беседуя с Маром О'Зматтиком, начавшим работать на заводе 75 лет назад, он заверяет его, что будет бороться за права пенсионеров, которых «выживают» из отдела. В разговоре с мисс Кэп Риз, постоянно опаздывающей на работу, он гневается, что городской транспорт работает из рук вон плохо, а японские будильники не идут ни в какое сравнение с американскими; он соглашается с мистером Рассом Траттом, сетующим, что за такие деньги достаточно просто прийти на работу, а уж работать...

3. Мистер Ис Терик заведует отделом рекламы и постоянно находится в поиске лучших рекламных образов и слоганов. Он то возносится к высотам творческого упоения, то погружается в бездны отчаяния. Но когда идея воплощается, от подчиненных он требует максимально точного ее воплощения в жизнь, гневается и угрожает, если замечает неточности и уклонения от намеченного им плана. Он часто конфликтует с миссис Энн Гина, что она не в состоянии физически приспособиться к уровню напряженности в отделе, а мистера Глу Пецца сделал «козлом отпущения»...

4. Мистер Лу Дойед доверяет своим подчиненным и умело распределяет обязанности между всеми. Лу всегда готов прислушаться к критике в свой адрес и относится к ней с юмором. Он поддерживает начинания молодых и уважает опыт старших; ни одно дело в отделе не решается без тщательного обсуждения. В дискуссии участвуют все, даже лаборанты и стажеры. Он чаще хвалит сотрудников за их маленькие достижения, чем порицает их за некомпетентность и ошибки. Мистер Дойед страстно отстаивает права членов своего отдела перед начальством и даже иногда покрывает их огрехи.

5. Сеньор Демос Кратти считает подчиненных своей большой семьей, а себя — суровым, но справедливым ее главой. Он часто подолгу читает нотации служащим, вызывая их «на ковер», распекает их за малейшую провинность, грозя лишением премии, вычетами и увольнением, назойливо проверяет и перепроверяет выполнение порученных им заданий. Ни одно событие в отделе не происходит без его участия и контроля. Именно сеньор Кратти решает, кто достоин и не достоин поощрения, кому когда предоставить отпуск, дать премию, кому заменить старый компьютер на новый. Его слово — решающее, если возникают споры и взаимные претензии. Он считает себя прекрасным руководителем, «отцом-радетелем» своих подчиненных, и внутренне обижается, что за десять лет совместной работы служащие ни разу не вспомнили о его дне рождения и никогда не приглашают его в гости.

6. Мистер Посторонним В. 3. закончил колледж Дальнего Овечьего Пастбища и после многотрудного и долгого продвижения по служебной лестнице смог в конце карьеры возглавить отдел по сбыту. В связи с расширением деятельности отдела в него пришли молодые выпускники Гарварда господа Фанни Каррера, Бесс Тиу, Якоб Каквастам и Род Ственник, каждый из которых специализировался по разным отраслям сбыта и принес в отдел новые веяния. С их приходом сотрудники отдела стали упрекать В. 3. Постороннима в консерватизме и критиковать его решения о необходимости совместной деятельности. Его указания стали обсуждаться в курилке и опротестовываться, каждый сотрудник, примкнувший к гарвардцам, чувствовал себя более компетентным, чем В. 3. Посторонним. Его похвала и порицания стали восприниматься со смешками и отсутствующим выражением лица. «Не суетитесь, старина, — говорил ему мистер Каквастам, похлопывая по плечу, — здесь каждый знает свое дело, не надо митингов, лозунгов и этого вашего, знаете ли, коллективизма...» (По Л. Дж. Питеру)

 

Задача 10. О каком групповом психологическом феномене рассказал в сказке «Новое платье короля» Г.-Х. Андерсен? Приведите подобные примеры из собственной практики.

«Хорошо бы посмотреть, как подвигается дело! — подумал король... — Пошлю к ткачам своего честного старого министра! — решил король. — Уж кому-кому, как не ему, рассмотреть ткань, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!»

И вот пошел бравый старый министр в зал, где два обманщика работали на пустых станках.

«Господи помилуй! — подумал старый министр, вытаращив глаза. — Ведь я ничего-таки не вижу!»

Но вслух он этого не сказал.

А обманщики приглашают его подойти поближе, спрашивают, веселы ли краски, хороши ли узоры, и при этом все указывают на пустые станки, а бедняга министр как ни таращил глаза, все равно ничего не увидел, потому что и видеть-то было нечего.

«Господи Боже! — думал он. — Неужто я глупец? Вот уж никогда не думал! Только чтоб никто не узнал! Неужто я не гожусь для своего места? Нет, никак нельзя признаться, что я не вижу ткани!»

— Что же вы ничего не скажете? — спросил один из ткачей.

— О, это очень мило! Совершенно очаровательно! — сказал старый министр, глядя сквозь очки. — Какой узор, какие краски!.. Да, да, я доложу королю, что мне чрезвычайно нравится!

Скоро послал король другого честного чиновника посмотреть, как идет дело, скоро ли будет готова ткань. И с этим сталось то же, что и с министром...

«Я не глуп! — подумал чиновник. — Так, стало быть, не подхожу к доброму месту, на котором сижу? Странно! Во всяком случае, нельзя и виду подавать!»

И он стал расхваливать ткань, которой не видел...

И вот уж весь город заговорил о том, какую великолепную ткань соткали ткачи. А тут и сам король надумал посмотреть на нее...

—Magnifique! Не правда ли? — сказали оба бравых чиновника. — Со­извольте видеть, ваше величество, какой узор, какие краски!

И они указали на пустой станок, так как думали, что другие-то уж непременно увидят ткань.

«Что такое? — подумал король. — Я ничего не вижу! Это ужасно. Не­ужели я глуп? Или не гожусь в короли? Хуже не придумаешь!»

—О, это очень красиво! — сказал король. — Даю свое высочайшее одобрение!

 

Задача 11. Аргументируйте правильность или ложность следующих утверждений.

1. Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе признаков: характера и цели деятельности, а также структуры и уровня развития.

2. Структура и уровень развития группы не определяется целями деятельности.

3. Согласно теории самокатегоризации, сплоченность группы растет с увеличением межличностной привлекательности.

4. В группе постоянно проходит периодический процесс: любой феномен в группе, любое наблюдаемое явление — это результирующее влияние личности и среды.

5. В рамках стратометрической концепции сплоченность рассматривается как межличностная аттракция.

6. Согласно теории групповой динамики, возникает особое поле сил, формирующее у члена группы чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться.

 

Задача 12. Проанализируйте, какие ошибки допущены в выдвижении героев отрывков на руководящие должности. Почему компетентные служащие становятся плохими руководителями?

1. Ф. Аворит состоял в должности мастера и выполнял эксплуатационные работы на предприятиях, подчиненных муниципалитету города Триумф. Старшие служащие городской ратуши не чаяли в нем души. Все они превозносили его за безотказность. «Мне нравится Аворит, — говорил главный инженер. — Он знает что к чему, всегда приветлив и покладист». Такое поведение соответствовало положению Ф. Аворита: от него не требовались самостоятельные решения, так что не возникало и причин для разногласий с начальством.

Главный инженер вышел на пенсию, и Аворит занял его место. Он по-прежнему шел навстречу каждому. Любые указания, исходившие сверху, становились его указаниями мастеру. Несогласованность этих указаний порождала конфликты, планы приходилось постоянно менять, и вся работа отдела расстроилась. Посыпались жалобы от мэра и муници­пальных советников, от избирателей и профсоюза рабочих-эксплуатационников.

Фаворит по-прежнему всем говорит «да» и деловито передает послания начальства своим подчиненным, а потом обратно. Числится он глав­ным инженером, на деле же работает курьером. Эксплуатационный отдел тратит большие сметы, но никак не может выполнить установленного объема работ.

2. К. О'Пуш показал себя на редкость старательным и сообразительным учеником в автомастерских «Кардан энд Балл». Поэтому его быстро сделали механиком, работающим по вызову. Здесь он проявил выдающуюся способность обнаруживать загадочные неисправности и беспредельное терпение в работе по их устранению. Его продвинули и назначили старшим мастером ремонтного цеха.

Теперь его любовь к технике, как и его дотошность, обернулись помехой делу. Он берется за любую работу, если она кажется ему интересной, и не считается с тем, насколько загружен цех. «Как-нибудь выкрутимся», — говорит он. Ремонт у него будет продолжаться, пока он не добьется собственной полной удовлетворенности результатами.

Он все время встревает в работу механиков, редко сидит за своей конторкой. Обычно его руки до локтей погружены в разобранный двигатель, и пока рабочий, который должен был заниматься этим двигателем, стоит рядом и наблюдает, другие толкутся рядом в ожидании нарядов. В результате цех все время перегружен, в нем всегда царит неразбериха, и сроки выполнения заказов часто срываются.

К. О'Пуш не в состоянии понять, что обычного клиента мало волнует совершенство — ему бы получить машину в срок, и чтоб была на ходу! О'Пуш не может взять в толк, что среди его рабочих большинство интересуется не столько моторами, сколько суммами, причитающимися в получку. Поэтому он не находит общего языка ни с клиентами, ни с подчиненными.

Компетентный механик стал некомпетентным мастером.

3. Вдумайтесь в историю прославленного генерала Побединга, ныне покойного. Манера быть на дружеской ноге с подчиненными, любовь к крепким выражениям, пренебрежение к мелочным требованиям устава и несомненная личная храбрость снискали ему обожание солдат и офицеров. Он командовал ими во многих заслуженно выигранных битвах.

Произведенный в фельдмаршалы, Побединг оказался в положении, когда ему пришлось иметь дело не с рядовыми, а с политиками и высшим генералитетом союзных войск. Ему не по душе было соблюдать должный протокол. Язык его не поворачивался произносить принятые слова любезности и расточать комплименты. Он перессорился со всеми высокими чинами, днями напролет валялся на своей походной койке, пил и горевал в обиде. Руководство боевыми действиями выпало из его рук, командовать стали подчиненные. (ПоЛ. Дж. Питеру)

 

Задача 13. Определите, какие из перечисленных утверждений объясняют феномен конформности, какие — просто описы­вают ее аспекты, а какие смешивают конформность с другими групповыми процессами (какими?).

1. Чем выше интеллект, тем ниже конформность.

2. Важным условием конформного поведения является оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности большинства: высокая степень уверенности в своей компетентности уменьшает зависимость от группы, но эта зависимость возрастает, если компетентность большинства оценивается высоко.

3. Конформность — это результат функционирования сильного лидера.

4. Конформность как внутреннее подчинение группе состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Оно осуществляется либо по принципу «большинство всегда право», либо посредством выработки собственной объяснительной логики сделанного выбора (этим достигается и согласие с группой, и согласие с самим собой).

5. Женщины более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые.

6. Известно, что с усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности нарастает конформное поведение.

7. Конформность помогает проникнуть во внутренний мир другого человека.

8. Максимум конформности достигается к подростковому возрасту.

9. Согласно информационной теории конформности, человек ищет информацию, помогающую оценить и соотнести свое поведение с поведением других; этот поиск вызван стремлением субъекта редуцировать неопределенность своего положения в группе. Информационный процесс осуществляется путем оценивания: человек либо использует поведение других как некий стандарт, с которым он может себя сопоставить, либо он формирует впечатление о себе, исходя из ориентированного на него поведения других. Так возникает зависимость от других.

 

Задача 14. Попробуйте объяснить результаты приведенного ниже исследования.

Ч. Немет обнаружила, что влияние меньшинства и большинства различается характером вызываемой у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения. В случае влияния меньшинства внимание сфокусировано на альтернативных решениях и люди прилагают больше интеллектуальных усилий, чтобы принять решение. При этом возрастает вероятность обнаружения новых неожиданных решений. При влиянии меньшинства имеет место тенденция к дивергенции решений, а при влиянии большинства — к конвергенции в направлении позиции боль­шинства, поэтому внимание группы сфокусировано лишь на тех аргументах, которые близки к мнению большинства.

 

Задача 15. Когда конфликт может быть выгоден? Проанализируйте с этой точки зрения следующие ситуации и предположите наличие «выгоды» для какой-либо из сторон. Нужно ли стремиться разрешать подобные конфликты?

1. Кэтти и Люси — сестры, которые не встречаются и не разговаривают друг с другом почти двадцать лет, хотя живут в одном городе. Каждая из них полна обиды, они носят в себе «замороженный гнев». У младшей, Кэтти, муж и двое детей занимают все время, она — домохозяйка. Старшая, Люси — совладелец крупного концерна. Ее личная жизнь не удалась, но она многого достигла сама, благодаря упорству, труду и самоограничениям.

2. Как договорились, я ждал Мэри под часами у городской ратуши, сжимая в руке билеты на свою любимую оперу. Однако Мэри пришла не только с опозданием на полчаса (а ведь она знает, как я не люблю пропускать увертюру), но и в супермини-юбке, с ярко накрашенными губами. Сколько раз я говорил ей, что опера — это не поп-шоу и я предпочитаю, чтобы она одевалась более консервативно, например, как Фанни из соседнего отдела, которая тоже увлекается классической музыкой. Сразу после ритуального поцелуя я наорал на нее. Она слабо оправдывалась. На концерт мы все-таки пошли, но я был обижен и не получил никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и я ей не звонил почти неделю.

3. Измена мужа так больно ранила меня, что я не могла простить его, хотя внешне старалась вести себя нормально. Муж намного старше меня, я вышла за него против воли своих родителей — они не считали его хорошей партией для меня, и в то время за мной ухаживали сверстники, которые сейчас преуспевают ничуть не хуже, чем он. Я не ожидала такого от него, ведь я стольким пожертвовала ради того, чтобы быть с ним...

4. Нэнси, мать 8-летнего Бобби, часто наказывает его, считая его бестолковым, неаккуратным, слабохарактерным, что очень выводит из себя их соседку — старую деву миссис Перкинс. Она всегда бросается на защиту Бобби, готова даже вызвать полицейских и привлечь Нэнси к суду за жестокое обращение с ребенком. Любой другой на ее месте тоже потребовал бы справедливости и жалости к ребенку, но почему миссис Перкинсто в таком угаре?

5. Начальник критикует работу всей строительной бригады. Это никому не нравится, но все молчат, кроме Питера. Он один обвиняет начальника в некомпетентности и пристрастном отношении к их бригаде.

 

Задача 16. Какие феномены межличностных отношений описаны в приведенных примерах? Какие психологические теории предложены для объяснения затруднений, которые испытывает человек в связи с необходимостью радикально изменить свои взгляды в новых обстоятельствах? По вашему мнению, когнитивный диссонанс — это следствие недостаточного определенного выбора или двойственного отношения к ситуации? Какие средства используют люди для восстановления когнитивного равновесия?

1. Если осторожного и благоразумного человека втянуть в рискованную биржевую игру, он будет чувствовать себя крайне неуютно. Он попытается либо изменить свое поведение, продав сомнительные акции, либо изменит представление о себе, заявив, что он благоразумен и осторожен в личной жизни, а в делах способен идти на риск.

2. Если человек решил бросить курить, он больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д. Если же он решил продолжить курить, он выдвинет аргументы типа: «Бросить курить — значит растолстеть», «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других же будет лучше, если я курить не брошу» или «Стоит ли ради 2-3 лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?»

 

Задача 17. Прочитайте приведенный текст. С чем вы согласны и не согласны? Как вы считаете, стадный инстинкт и тенденция человека принадлежать к группе — сходные процессы?

В. Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта, который прирожден человеку так же, как и другим видам животных. Биологически эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, а в духе теории либидо дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Уже страх маленького ребенка есть проявление стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают. Но стадо отвергает все новое, непривычное.

 

Задача 18. Сравните между собой понятия «лидер», «вожак», «вождь» и «руководитель». С каким из данных понятий вы соотнесли бы действия перечисленных исторических персонажей и литературных героев?

Петр I, Юлий Цезарь, Наполеон, Моисей, М. И. Кутузов, Игнатий Лойола, Лютер, С. П. Королев, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, В. И. Ле­нин, А. С. Макаренко, К. С. Станиславский, Л. С. Выготский, А. Д. Сахаров, Винни-Пух, Иисус Христос, Мать (из романа А. М. Горького), Робеспьер, Жанна д'Арк, Остап Бендер, Карлсон, Пеппи-Длинный Чулок, Незнайка, Тимур (из повести А. Гайдара).

 

Задача 19. О каких межличностных отношениях идет речь в следующем тексте? Как вы могли бы назвать действия Джея Гулда и пастора по отношению друг к другу? Должны ли быть поощряемы такие отношения в воспитании?

Духовный наставник Джея Гулда, финансового заправилы с Уоллстрит и мультимиллионера, попросил его совета, куда лучше вложить деньги. Тот заставил пастора поклясться, что сохранит совет втайне, и посоветовал купить акции «Миссури-Тихоокеанской». Священник так и сделал. В течение нескольких месяцев эти акции росли в цене. Но затем их курс рухнул, и пастор оказался разоренным. В унынии он явился к мистеру Гулду «Я последовал вашему совету и потерял все свои деньги». — «Сожалею, — сказал Гулд. — Чтобы вернуть ваше доверие, я готов дать вам сорок тысяч взамен утраченных вами тридцати». Гулд выписал чек, и священник не без внутреннего сопротивления взял его. «Я должен сделать признание, — сказал пастор. — Я не сдержал слова, проговорился нескольким прихожанам». — «О, я знаю, — весело ответил Гулд. — С ними-то я и хотел расправиться».

 

Задача 20. Американский психолог Ф. Зимбардо создал и описал уникальную экспериментальную ситуацию. Проанализируйте, что произошло? Зависят ли нормы от ролей или же роли определяют нормы? Как вы полагаете, имело ли последствия (и если да, то какие) участие в этом эксперименте?

Студенты, случайным образом разделенные на «заключенных» и «тюремщиков», «играли» в тюремное заключение в специально оборудованной для этого в Стенфордском университете тюрьме. Уже через 2-3 дня студенты, прекрасно понимавшие, что участвуют в эксперименте, настолько включились в роли, что начали соответственно чувствовать себя: одни — настоящими «тюремщиками», презирающими и ненавидящими «заключенных» — жестокими, грубыми, без всякой необходимости вмешивающимися в жизнь своих подопечных; другие — настоящими «заключенными», озлобленными против «тюремщиков», считающими себя вправе при первой возможности устраивать гадости, саботаж и пр. Взаимное озлобление дошло до такой степени, что на шестой день Ф. Зимбардо прекратил эксперимент.

 

Задача 21. Согласны ли вы с принципом, декларированным персонажем следующего отрывка в качестве основополагающего для коллектива, и почему? Вспомните д'Артаньяна и трех мушкетеров. Является ли их объединение коллективом и почему?

—Если вы не против, я возьму на себя роль секретаря нашего коллектива, — начал Мэлон.

—Коллектива? Что, черт возьми, это такое? — поинтересовался Шивли.

—Все за одного и один за всех, — пояснил Мэлон.

—Ага, — произнес Шивли, — тогда это мне подходит. А то я было подумал, что вы хотите втравить нас в какой-нибудь коммунистический заговор.

Мэлон добродушно рассмеялся:

—Не беспокойтесь. Мы — демократическая организация. (И. Уоллес)

 

Задача 22. Подберите «иллюстрации» к следующим тезисам.

1. Некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов. (Дж. Тернер)

2. Комиссия есть группа несведущих людей, нехотя назначенных другими для выполнения ненужной работы. (Ф'Аллен)

3. Да не устрашит тебя величие: одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают. (У. Шекспир)

4. Честолюбие часто заставляет людей предаваться самым низким занятиям; вверх лезут в той же позе, что и ползают. (Д. Свифт)

5. Если президент говорит «нет», мы все говорим «нет». (Э. Доул)

6. Когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу. (Э. Хоффер)

7. Никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разреше­ния. (С. Е. Леи)

 

Задача 23. Попытайтесь определить, представителям каких теоретических направлений в исследовании групп и групповой динамики могли бы принадлежать следующие высказывания.

1. Группа - это открытая система, образованная взаимосвязанными позициями и ролями.

2. Группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

3. Люди объединяются в группы из страха перед одиночеством.

4. Устойчивость группы связана с индивидуальными межличностными предпочтениями.

5. Поведение личности — продукт групповых полевых влияний.

6. Группы вырабатывают собственное мышление, собственную мотивацию, которые, в принципе, могут отличаться от мышления и мотивации каждого члена группы.

7. Поведение людей в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).

8. Условиями сплочения коллектива являются взаимоподражание, взаимовнушение и индукция.

 

Задача 24. «Переведите» на язык научной социальной психологии и прокомментируйте с точки зрения организации внутригруппового взаимодействия следующие «законы». Проиллюстрируйте их примерами.

Закон Майлса. Угол зрения зависит от занимаемого места.

Закон Эванса и Бьерна. Какая бы неприятность ни случилась, всегда найдется тот, кто знал, что так оно и будет.

Закон Якоби. Ошибаться человеку свойственно, но сваливать ошибки на других — еще типичнее.

Закон Хэнлона. Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью.

Закон Оулда и Кана. Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени.

Правило Фанни Херст. По сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.

Принцип Пфейфера. Никогда не принимайте решение сами, если можно заставить решить кого-то другого.

Правило Фалькланда. Когда нет необходимости принимать решение, необходимо не принимать его.

Принцип Тодда. Неважно, что вам говорят — вам говорят не всю правду.

 

Задача 25. Обобщите приведенные фрагменты и поясните, за счет чего меньшинство способно оказывать влияние на большинство.

1. В экспериментах С. Московией участвовали группы из 6 человек (двух «сообщников» экспериментатора и четырех «наивных субъектов»). Испытуемым предъявлялся тест цветового восприятия будто бы с целью установления их перцептивной компетенции. Стимульным материалом служили слайды голубого цвета, однако «сообщники» экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство. Полученные результаты состояли в следующем. Во-первых, «сообщники», т.е. меньшинство, оказали влияние на «наивных субъектов» (8, 42% выборов в экспериментальной группе относилось к зеленому цвету, тогда как в контрольной группе их было всего 0, 25%). Во-вторых, менялся порог цветового различения. При предъявлении испытуемым последовательного ряда оттенков между чисто-голубым и чисто-зеленым цветом в экспериментальной группе обнаружение зеленого цвета происходило на более ранней стадии, чем в контрольной.

2. Ч. Немет и Г. Вахтлер провели эксперименты, в которых группе испытуемых в случайном порядке показывали слайды с изображением образцов будто бы итальянской и немецкой живописи. Испытуемые контрольных групп обнаружили преимущественное предпочтение «итальянского стиля», и это было квалифицировано как своеобразная групповая норма. Вводимые в экспериментальные группы «сообщники» представлялись как лица либо немецкого, либо итальянского происхождения. «Сообщники» открыто заявляли об интересе к работам «своих соотечественников». В результате независимо от участия в эксперименте «сообщника-немца» или «сообщника-итальянца» испытуемые экспериментальных групп к картинам «немецких мастеров» отнеслись с большим предпочтением, чем испытуемые контрольных групп.

 

Задача 26. Обобщите тезисы теории самокатегоризации Дж. Тернера и объясните условия возникновения группы и роль «прототипного члена группы» для входящего в нее индивида. Всегда ли «прототипный член группы» — лидер или им может стать и рядовой?

1.Формирование группы начинается с отнесения себя к некоторой общей категории — с деперсонализации.

2.Восприятие себя как члена ингруппы снижает восприятие себя как уникального индивида, т.е. происходит деперсонализация восприятия.

3.Деперсонализация приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя и других как взаимозаменяемые элементы одной категории.

4.Рельефность такой категоризации является функцией взаимодействия между «доступностью» категории для восприятия субъекта и соответствием между характеристиками категории и восприятием ситуации. Доступность зависит от опыта субъекта и его мотивационной сферы.

5.Люди оцениваются позитивно в той степени, в которой они воспринимаются как прототипные той самокатегории, в рамках которой они были сравнены.

6.Привлекательность индивидов, включенных в группу, растет в той степени, в которой они соответствуют прототипу.

7. Привлекательность зависит от степени вовлеченности оцениваемо­го индивида в групповое членство и структуры тех измерений членства в группе, которые берутся для межперсонального сравнения.

8. Привлекательность некоторой ингруппы зависит от ее прототипности по сравнению с аутгруппой.

9. Групповая сплоченность прямо зависит от степени взаимно воспринимаемого подобия между собой и другими в отношении тех характеристик, за счет которых сформирована самокатегория.

10. Сплоченность растет с рельефностью разделяемой категории и с деперсонализацией групповых членов и падает с ростом межперсонального привлечения. (По И. Р. Сушкову)

 

Задача 27. Проанализируйте следующий текст, составленный по материалам А. Е. Личко, и ответьте на вопросы. Может ли «психология отношений выполнить роль общепсихологической концепции»? Есть ли отличия человеческих отношений от условно-рефлекторных связей? Каково соотношение сознательного и бессознательного в трактовке отношений?

В «психологии отношений» описаны две группы так называемых «неосознанных отношений». Первые формируются на ранних этапах онтогенеза, в период «бессознательного детства» — это базис всей системы человеческих отношений в системах «ребенок—мать», «ребенок—член семьи», «ребенок—непосредственное окружение». Эти отношения отличаются прочностью: они связаны со сферой инстинктов, безусловных рефлексов, имеют яркую эмоциональную окраску, образуются на фоне мощного эмоционально-вегетативного аккомпанемента.

Большая часть этих отношений со временем становится сознательной: отношения получают определенные дефиниции, включаются системы речевых связей. Но некоторые остаются неосознанными на речевом уровне, становясь основой страхов, неясных опасений, необъяснимых симпатий и антипатий, непонятных предчувствий.

Второй тип неосознанных отношений складывается в течение сознательной жизни. Для понимания их образования А. Е. Личко привлекает концепцию И. П. Павлова о «светлом пятне», в котором легко образуются новые условные связи. Те условно-рефлекторные связи, замыкание которых осуществлялось в пределах «светлого пятна», у человека будут всегда максимально оречевлены и осознаны. Однако отдельные связи, в силу слабости или чрезмерной силы раздражителя, могут замыкаться и за пределами зоны оптимальной возбудимости. Наконец, зона оптимальной возбудимости вообще может отсутствовать в особых условиях (просоночные и гипнотические состояния, патологические изменения сознания).

Есть еще один род отношений, образование которых может оставаться неосознанным. Такого рода отношения возникают сразу, с ходу, без предварительной «выработки», «с места»: это симпатии и антипатии с первого взгляда; внезапное, по сиюминутному озарению сложившееся отношение и т.д. Подобные отношения, несомненно, отражают предшествующий опыт. Можно допустить, что механизм их возникновения сродни «ага-реакции», описанной В. Кёлером для человекообразных обезьян.

 

Задача 28. Какая психологическая концепция лежит в основе приведенных утверждений? Согласны ли вы с предложенной трактовкой и почему? Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой? Управляемы ли большие массы людей? Можете ли вы, опираясь на данную концепцию, попытаться объяснить действия испанской инквизиции, поиск и сжигание ведьм, трагедию на Ходынском поле, события 1953 г. в день похорон Сталина, современные нам октябрьские события, а также действия некоторых политиков?

1. Главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.

2. Масса импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения....Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

3. Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса... не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть....Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

4. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.

5. Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы.

 

Задача 29. Американские исследователи выделили пять типов социальной власти: а) власть вознаграждения; б) власть принуждения; в) власть эксперта; г) власть авторитета; д) власть закона. Опишите, на чем основан каждый тип власти, и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет оптимален для следующих персонажей.

Директор школы; лидер оппозиционной партии; руководитель науч­ной лаборатории; глава государства; владелец швейной мастерской; глава семьи; староста студенческой группы; лидер дворовой компании; спортивный тренер; учитель музыки; шеф ФБР; президент финансовой корпорации; проповедник; психотерапевт; мать; отец; судья; воспитатель в группе детского сада; лектор большой аудитории; оратор на политическом митинге; полководец; ректор университета.


[1]В полном объеме выполняется при изучении курса «Педагогическая психология»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.