Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение психодиагностических методик. 2.1. Методика:Определение ведущей сенсорной системы человека.






2.1. Методика: Определение ведущей сенсорной системы человека.

Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.

Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами.

Инструкция: Внимательно выслушав зачитанное мною утверждение, ваша задача — согласиться с ним или не согласиться. Старайтесь ориентироваться на первое впечатление, не подвергайте его сомнению и внутреннему анализу — это может привести к искажению конечной информации. В тетрадях записываем номер вопроса и свой ответ, если согласен «+», не согласен «–».

Вопросы:

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами

2. Часто напеваю себе потихоньку

3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно

4. Люблю подолгу понежиться в ванне

5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату

7. Меня развлекает подражание диалектам

8. Много времени уделяю своему внешнему виду

9. Мне нравится заниматься физическим трудом

10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей

11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался

12. Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое

14. Часто читаю во время еды

15. Люблю разговаривать по телефону

16. Я склонен к полноте

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому

18. После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться

19. Мне нравится фотографировать

20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели

21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов, ведь они украшают нашу жизнь

22. Мне нравится приминать контрастный душ (то холодный, то горячий)

23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник

24. Часто разговариваю сам с собой

25. После долгой поездки на машине так же долго прихожу в себя

26. Тембр голоса может многое сказать мне о человеке

27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться

28. Люблю потягиваться, разминаться

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука, я не могу заснуть

30. Мне трудно подобрать удобную обувь

31. Люблю смотреть художественные фильмы

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику

34. Умею слушать то, что мне говорят

35. Люблю двигаться — танцевать, бегать, заниматься гимнастикой

36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть

37. Слушая музыку, отличаю «стерео» звук от «моно» звучания

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой

39. Не люблю осматривать памятники

40. Не выношу беспорядок

41. Не люблю синтетических тканей

42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения

43. Люблю ходить на концерты

44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке

45. Охотно посещаю музеи и выставки

46. Поспорить — это захватывающее дело

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

48. В шуме я не могу сосредоточиться

Ключ к тесту:

Нас интересуют ответы «+». Каждому типу восприятия соответствуют определенные вопросы:

Тип А — «Видеть» (зрение)

1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45

Тип В — «Ощущать» (осязание)

3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47

Тип С — «Слышать» (слух)

2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является для вас ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у вас сложный тип восприятия, когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.

Людей с ведущим типом восприятия — зрение, называют визуалами. Если ведущим становиться слух — человека называют аудиалом. Если же самым активным становиться осязание, то такой человек называется кинестетик. Кроме трех перечисленных названий, есть еще одно, не связанное напрямую с типом восприятия, — это дискретник, — человек, воспринимающий окружающий мир через спектр мыслительных операций.

Внешнее поведение и речь человека могут нам подсказать, к какому ведущему типу восприятия он принадлежит. Люди со зрительным восприятием окружающего мира часто произносят фразы, связанные с процессом зрения: «это, конечно, проясняет все дело», «заметил одну особенность» и т.д. Рисунки, образные описания, фотографии говорят этим людям значительно больше, чем слова. Им легче понять то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию или беспорядок.

Люди со слуховым восприятием окружающего мира, говорят: «это известие для меня», «не понимаю, что ты говоришь», «зачем так громко, я и так прекрасно слышу» и т.д. Огромное значение для них имеет все, что можно услышать — звуки, слова, музыка, шум.

При ведущем типе восприятия — осязание, речь человека наиболее образна: «атмосфера невыносимая», «меня это глубоко тронуло», «теплый прием» и т.д. Чувства таких людей относятся к прикосновению, интуиции, догадке. В общении с людьми их интересуют больше всего внутренние переживания.

Сходство типов способствует любви и дружбе, несовпадение — порождает споры и недоразумения. К слову, кто как определяет, как к нему относятся?

Визуал — по тому, как на него смотрят. Аудиал — по тому, что ему говорят. А кинестетик — по тому, как его касаются, ласкают. Кого легче всего обмануть? Аудиала. Чье расположение достичь труднее всего? Кинестетика, т.к. чувства приличия и морали не дают нам возможности при первых же встречах выразить свое отношение к нему на понятном ему языке.

2.2. Экспериментальное задание: «Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека2

Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.