Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебной дисциплины






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Кафедра Социогуманитарных наук

Шифр и наименование

дисциплины __________________ ОПД.Ф.10_ _______ _Деловое общение

Статус

дисциплины _____________________________Региональный компонент

Специальности

направления_ _____________________________Таможенное дело ______________

Формы обучения _____________________________Дневная

Объем дисциплины ____________________________170______________

 

 

УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Таможенное дело

 

Разработчик доцент, к.п.н. Светлана Викторовна Реттих

 

Барнаул-2011

Деловое общение: Программа курса/Сост. С.В. Реттих.

Учебная программа курса «Деловое общение» предназначена для студентов дневной формы обучения, обучающихся по специальности «Таможенное дело».

 

 

2. Введение

2.1. Содержание учебной дисциплины

Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития делового общения как знания и отрасли бизнеса; роль делового общения в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основные профес­сиональные термины и понятия.

Основные организационные структуры; фирмы и предприятия; составные части про­фессиональной деятельности: информирование общественности, формирование общест­венного мнения, управление кризисными ситуациями.

Виды делового общения: новостной повод, презентация, пресс-конференция, выставки, прием, клубный вечер, деловой завтрак, благотворительность.

Виды документов: информационные, имиджевые и корпоративные документы. Презентационный буклет, годовой отчет, письмо акционерам, летопись фирмы, биография руководства, слайдовый видеофильм.

2.2. Цели и задачи дисциплины

Цель профессиональной подготовки специалистов по таможенному делу состоит в формировании основ коммуникативности и коммуникабельности.

Изучение курса «Деловое общение» должно способствовать обучающимся овладеть следующими универсальными (социально-личностными и общекультурными) компетенциями:

-способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

-умением выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

- способностью и умением собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интегрировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

-быть готовым использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов;

-способностью и готовностью к общению в устной и письменной форме на русском и иностранном языках; руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина, к стремлению к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к сотрудничеству; руководить людьми и подчиняться;

-способностью и готовностью осваивать культуру социальных отношений, критическому переосмыслению своего социального опыта.

 

2.3. Формы контроля

После изучения курса, согласно учебному плану специальности, студенты сдают зачет. В ходе изучения курса предусмотрены такие формы контроля, как опрос, тестирование, контрольная работа, подготовка проекта, творческие проекты, бизнес-планы, создание электронных баз данных.

 

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Тематический план дисциплины

№ темы Наименование темы Количество часов
Всего в том числе
лекции практические занятия самостоятельная работа студентов
1. Формы делового общения. Деловые переговоры: их виды        
2. Процесс переговоров и его этапы, планирование, тактика и порядок ведения        
3. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций, принятие решений, протокольные мероприятия        
4. Особенности ведения международных переговоров и бизнес-протокола        
5. Классические правила проведения диалога        
6. Фольклорные правила речевого этикета. Культура речи        
7. Виды речи. Основы устного общения        
8. Законы публичной речи        
  Стратегия ведения речи. Деловая беседа. Композиция и стиль речи. Риторика        
  Психология делового общения. Воздействие на аудиторию. Формулы логического убеждения        
  Построение аргументации, тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения        
  Основные понятия этики делового общения. Этикет        
  Основы деловой этики. Деловая этика в таможне        
  Национальные особенности делового общения (этики). Атрибуты делового общения        
  Итого        

3.2. Теоретическая часть

Тема 1. Формы делового общения. Деловые переговоры: их виды.

Цель: дать определения понятий «общение», «монолог»; «неполное и полное» общение

Основные правила общения. Виды общения: информирование, указание, мотивированное побуждение к действиям, обретение информации. Смешанный вид общения

Литература

1. Межличностное общение: Учебное пособие под ред. В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой. - СПб.: Питер, 2002. – 500 с.

2. Коноваленко М.Ю. Особенности поведения человека при трансляции неистинной информации // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы четвертой научно-практической конференции 27 ноября 2007 г. - М.: Академия Управления МВД РФ, ИС РАН, 2007. - С.122-133.

3. Никифорова Н.А. Статусные особенности восприятия подчиненными своих руководителей разного ранга //Актуальные проблемы развития практической психологии в России. - СПб., 2005. — Вып. 19.—С. 7-8.

Тема 2. Процесс переговоров и его этапы, планирование, тактика и порядок ведения

Цель: охарактеризовать специфику переговоров

Виды переговоров. Этапы переговоров. Планирование. Тактика. Порядок ведения.

Специфические отличия переговоров от других видов делового общения

Литература

1. Громова, Н.М. Деловое общение: [монография]/Н.М. Громова. – М.: Экономист, 2005. – 132 с.

2. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: В 2 т. Т.1/Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 695 с.

3. Инджиев, А.А. Язык делового общения: легко и грамотно/А.А. Инджиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 254 с.

Тема 3. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций, принятие решений, протокольные мероприятия

Цель: охарактеризовать основные виды предотвращения конфликтных ситуаций

Доминантный собеседник, регидный, мобильный и интровертный тип коммуникабельности. Четыре зоны дистанций.

Литература

1. Межличностное общение: Учебное пособие под ред. В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой. - СПб.: Питер, 2002. – 500 с.

2. Коноваленко М.Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации // Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов. Выпуск №4. – М.: РПО, МОСУ, РАГС, 2007. - С. 68-90.

3. Колесникова, Н.Л. Деловое общение: Учебное пособие/Н.Л. Колесникова. – М.: Флинта. Наука. 2003. – 151 с.

 

Тема 4. Особенности ведения международных переговоров и бизнес-протокола

Цель: охарактеризовать специфику международного бизнес-протокола

Модели устного и письменного общения. Заявление (образец оформления). Особенности и преимущества устного и письменного общения. Барьеры общения. Эффективное чтение: техника работы с текстом. Пометки. Конспект. Чтение-поиск. Технология чтения книг: конспектирование, собственные заметки. Быстрое чтение.

Литература

1. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. — М.: Инфра-М., 2007. — С. 279.

2. Коэн, Стивен искусство переговоров для менеджеров: пер.англ/Стивен Коэн. – М.: Гранд: Фаир пресс, 2003. – 286 с.

3. Никифорова Н.А. Статусные особенности восприятия подчиненными своих руководителей разного ранга //Актуальные проблемы развития практической психологии в России. - СПб., 2005. — Вып. 19.—С. 7-8.

Тема 5. Классические правила проведения диалога

Цель: познакомить с основными правилами проведения диалога

Назначение и функции диалога. Отличие диалога от монолога и полилога.

Литература

1. Титова, Л.Г. Деловое общение: учебное пособие / Л.Г. Титова. – М.: Юнити, 2006. – 272 с.

2. Шеламова. Г.М. деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. – М.: Академия. 2004. – 159 с.

3. Этика и психология менеджмента: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2002. – 383 с.

Тема 6. Фольклорные правила речевого этикета. Культура речи

Цель: освоение культуры речи

Цели культуры речи. Основные виды фольклорных правил речевого этикета

Литература

1. Межличностное общение: Учебное пособие под ред. В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой. - СПб.: Питер, 2002. – 500 с.

2. Громова, Н.М. Деловое общение: [монография]/Н.М. Громова. – М.: Экономист, 2005. – 132 с.

3. Егоршин, А.П. Этика деловых отношений: учебное пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 404 с.

4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: В 2 т. Т.1/Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 695 с.

Тема 7. Виды речи. Основы устного общения

Цель: познакомить с распространенными видами речи

Классификация речи. Модели устного общения. Участие в работе собраний. Типы собраний. Различные типы людей в группах на собрании. Документация собрания: повестка дня, протоколы, решения.

Литература

1. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: В 2 т. Т.1/Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 695 с.

2. Инджиев, А.А. Язык делового общения: легко и грамотно/А.А. Инджиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 254 с.

3. Панфилова, А.П. Деловое общение в профессиональной деятельности. /А.П. Панфилова.– СПб: Знание, 2004. – 494 с.

Тема 8. Законы публичной речи

Цель: максимально усвоить законы публичной речи

Модели публичного общения. Этапы публичного общения. Зоны дистанций

Литература

1. Колесникова, Н.Л. Деловое общение: Учебное пособие/Н.Л. Колесникова. – М.: Флинта. Наука. 2003. – 151 с.

2. Коноваленко М.Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации // Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов. Выпуск №4. – М.: РПО, МОСУ, РАГС, 2007. - С. 68-90.

3. Коноваленко М.Ю. Особенности поведения человека при трансляции неистинной информации // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы четвертой научно-практической конференции 27 ноября 2007 г. - М.: Академия Управления МВД РФ, ИС РАН, 2007. - С.122-133.

Тема 9. Стратегия ведения речи. Деловая беседа. Композиция и стиль речи. Риторика

Цель: максимально усвоить стратегии ведения речи

Электронные средства коммуникации (телефон, персональные телефонные коммутаторы, радиотелефоны, пэйджеры). Общение на бумаге или на экране. Компьютеры. Факсимильные аппараты (факсы), телексы.

Литература

1. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. — М.: Инфра-М., 2007. — С. 279.

2. Коэн, Стивен искусство переговоров для менеджеров: пер.англ/Стивен Коэн. – М.: Гранд: Фаир пресс, 2003. – 286 с.

3. Никифорова Н.А. Статусные особенности восприятия подчиненными своих руководителей разного ранга //Актуальные проблемы развития практической психологии в России. - СПб., 2005. — Вып. 19.—С. 7-8.

Тема 10. Психология делового общения. Воздействие на аудиторию. Формулы логического убеждения

Цель: максимально усвоить психологические основы делового общения.

Перцептивная сторона общения. Восприятие аудиторией рекламной информации. Логическое убеждение менеджера по рекламе.

Литература

1. Межличностное общение: Учебное пособие под ред. В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой. - СПб.: Питер, 2002. – 500 с.

2. Громова, Н.М. Деловое общение: [монография]/Н.М. Громова. – М.: Экономист, 2005. – 132 с.

3. Егоршин, А.П. Этика деловых отношений: учебное пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 404 с.

4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: В 2 т. Т.1/Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 695 с.

Тема 11. Построение аргументации, тактические приемы использования аргументов и формул логического убеждения

Цель: максимально усвоить использование аргументации в общении

Сущность аргументации. Схема аргументации, тактика аргументации. Формулы логического убеждения

Литература

1. Межличностное общение: Учебное пособие под ред. В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой. - СПб.: Питер, 2002. – 500 с.

2. Громова, Н.М. Деловое общение: [монография]/Н.М. Громова. – М.: Экономист, 2005. – 132 с.

3. Егоршин, А.П. Этика деловых отношений: учебное пособие / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 404 с.

4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: В 2 т. Т.1/Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 695 с.

Тема 12. Основные понятия этики делового общения. Этикет

Цель: максимально усвоить основные понятия этики делового общения

Понятие этики и этикета. Роль и место этики в деятельности рекламиста. Структура этики делового общения. Этикетная культура менеджера по рекламе.

Литература

1. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 2006.

2. Титова, Л.Г. Деловое общение: учебное пособие / Л.Г. Титова. – М.: Юнити, 2006. – 272 с.

3. Шеламова. Г.М. деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. – М.: Академия. 2004. – 159 с.

4. Этика и психология менеджмента: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2002. – 383 с.

Тема 13. О сновы деловой этики. Деловая этика в рекламе

Цель: максимально усвоить использование деловой этики в рекламе

Основы деловой этики рекламиста. Реклама и этика. Современный Кодекс этики рекламиста.

Литература

1. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 2006.

2. Титова, Л.Г. Деловое общение: учебное пособие / Л.Г. Титова. – М.: Юнити, 2006. – 272 с.

3. Шеламова. Г.М. деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. – М.: Академия. 2004. – 159 с.

4. Этика и психология менеджмента: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2002. – 383 с.

Тема 14. Национальные особенности делового общения (этики). Атрибуты делового общения

Цель: усвоить национальные особенности делового общения

Специфика национальных особенностей делового общения. Атрибуты делового общения.

Литература

1. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 2006.

2. Титова, Л.Г. Деловое общение: учебное пособие / Л.Г. Титова. – М.: Юнити, 2006. – 272 с.

3. Шеламова. Г.М. деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. – М.: Академия. 2004. – 159 с.

4. Этика и психология менеджмента: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2002. – 383 с.

3.3. Практическая часть

Тема 1. Формы делового общения. Деловые переговоры: их виды.

Проанализируйте представленные рисунки и сформулируйте выводы.

Рис. 1. Системный подход к межличностному взаимодействию

Рис. 2. Эмоциональная шкала П. Экмэна

Рис. 3. Эмоциональная шкала Р. Вудвортса

Структура восприятия в общениИ

Стрелками обозначены возможные варианты понимающего реагирования на высказывания собеседника: сплошными — более сильные, пунктирными — менее сильные по своему психологическому эффекту

Тема 2. Процесс переговоров и его этапы, планирование, тактика и порядок ведения

1. Сущность переговоров

2. Стратегии ведения переговоров, их виды, характеристика

3. Базовые элементы принципиальных переговоров

Тема 3. Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций, принятие решений, протокольные мероприятия

I. Природа конфликта в организации.

1) Что такое конфликт.

2) Типы конфликта.

- внутриличностный конфликт;

- межличностный конфликт;

- конфликт между личностью и группой;

- межгрупповой конфликт.

3) Причины конфликта.

4) Модель процесса конфликта.

- функциональные последствия конфликта;

- дисфункциональные последствия конфликта.

II. Управление конфликтной ситуацией.

1) Структурные методы разрешения конфликта.

- разъяснение требований к работе;

- координационные и интеграционные механизмы;

- общеорганизационные комплексные цели;

- структура системы вознаграждений.

2) Межличностные стили разрешения конфликтов.

- уклонение;

- сглаживание;

- принуждение;

- компромисс;

- решение проблемы.

Тема 4. Особенности ведения международных переговоров и бизнес-протокола

1. Сущность международных переговоров

2. Национальные особенности ведения переговоров в Азии

3. Особенности ведения переговоров в Европе

4. Специфика переговорного процесса в Америке

Тема 5. Классические правила проведения диалога

 
 
  Общение

 


  Коммуникация
Социальная перцепция
  Интеракция

 

По представленной схеме определить структуру монолога и полилога

Тема 6. Фольклорные правила речевого этикета. Культура речи

1. Понятие фольклор и народность

2. Колядки и причитания как фольклорные способы привлечения внимания

3. культура речи менеджера

Тема 7. Виды речи. Основы устного общения

Сформулировать барьеры устного общения на основании данных исследования (схема 1)

Схема 1. Формы проявления показателей неискренности, выделяемые испытуемыми в условиях моделированного общения, n=123.

(где 1. вегетативная форма, 2. кинетическая форма, 3. зрительно-моторная форма 4. поведенческая форма, 5. вербальная форма, 6. паравербальная форма, 7.экстравербальная форма, 8. интуитивно).

Тема 8. Законы публичной речи

Каждый студент группы определяет закон публичной речи для самого себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.