Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 4 страница






Характерологические изменения свойственные этому воз­расту, можно классифицировать по трем сферам. В интеллектуаль-


ной - появляются трудности в приобретении новых знаний и пред­ставлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самые разные обстоятельства и те, ко­торые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (пере-езд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близ­ких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга; ограни-ченность в передвижении, вызванная параличом; полная или час-тичная потеря зрения). В эмоциональной сфере - неконтролируе­мое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слез­ливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о про­шлых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное. В моральной сфере -отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.

На Западе люди разных возрастов пользуются услугами пси­хоаналитиков. С таким специалистом можно посоветоваться о сво­ем душевном состоянии. Психологические консультанты стремят­ся понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности. Основатель этого направле­ния австрийский врач Зигмунд Фрейд занимался теорией и практи­кой лечения неврозов. Смысл направления состоит в выявлении и анализе подавленных (вытесненных из сознания) психических пе­реживаний, которые согласно этой теории являются причинной неврозов. Основным методом лечения является свободная ассоциа­ция идей и их интерпретация пациентом и аналитиком. Лечение длится довольно долго и не всегда эффективно. У нас с недавнего времени существует Психоаналитическая ассоциация и издается специальный журнал " Российский психоаналитический вестник". З.Фрейд и фрейдизм вошли в моду.

Менее известны в нашей стране работы неофрейдистов. Одна из наиболее ярких представительниц - немецко-американский психолог, психоаналитик Карена Хорни. Ее книги, написанные почти пять десятилетий назад, не так давно опубликованы на рус­ском языке. Для нашего исследования наиболее интересны: " Невроз и личностный рост", " Невротическая личность нашего времени". Автор адресовал эти труды не профессионалам - психоаналитикам, а самым разным специалистам, в том числе и социальным работни­кам, всем, кто имеет дело с невротическими личностями. А также самим невротикам.


Кого же она считает невротиками? Всех, кто страдает пси­хическими расстройствами, причем основное расстройство заклю­чается в деформациях характера, вызванное страхами и защитами от них. Но это, ни в коем случае, не психические больные. К невро­тикам Хорни относит огромное множество, в принципе здоровых людей и воспринимаемых окружающими как здоровые люди, но имеющие отклонения от общепринятого в современной культуре образца. Хорни не занималась специально пожилыми людьми, фун­даментальные положения ее теории обращены к людям всех возра­стов.

Общим для всех неврозов являются тревожность и поиски защиты. Тревожность - тот мотор, который запускает и поддержи­вает невроз. Невротики чрезвычайно раздражительны, причины их раздражения могут быть совершенно мнимыми: кто-то не так отве­тил, не так посмотрел и тому подобное. При этом " не так" обычно совершенно беспочвенно или малозначимо. Любую критику невро­тик интерпретирует как унижение, неодобрение каких-либо его по­ступков или высказываний, что вызывает у него взрыв негодова­ния. В своей любви он навязчив, ревнив, требует абсолютной, бе­зусловной преданности, любви с жертвами. Любящий его человек должен любить и заботиться исключительно о нем. Невротик го­тов прикинуться больным, чтобы его жалели, сконцентрировали на нем все внимание, отказались от всего другого и таким образом доказывали свою преданность и готовность к самопожертвованию ради него. Апелляция к жалости - излюбленный прием невротика: " Я вас так люблю, а вы в ответ...". Он не терпит никаких отказов, они, по его мнению, оскорбляют его достоинство. А если таковые случаются, становится злым, язвительным, готовым обвинить обид­чика во всех смертных грехах. Здесь он готов бесконечно призы­вать к справедливости: " Почему вы заставляете меня страдать? Почему вы так недобры ко мне? " С трудом переносит одиночество, в такой ситуации ощущает свою беспомощность, незащищенность и ненужность. У части людей такого типа патологическая жадность, страсть к бессмысленному накопительству, к приобретению нефун­кциональных, но дорогих вещей. В них он ощущает свою защищен­ность. Он не терпит опозданий и непунктуальности по отношению к себе, расценивает их как неуважение.

Такое поведение весьма характерно для людей пожилого возраста. Из литературных примеров более других иллюстрирует такой тип - чеховский Ионыч. По описанию доктора Чехова, его герой - пожилой человек с тяжелым и раздражительным характе-


ром. Его тайное и любимое развлечение по вечерам - вынимать из карманов " бумажки, добытые практикой" и складывать, склады­вать... скупать дома, хотя живет одиноко и дома ему ни к чему, а чуть что не по нему - кричать тонким, резким голосом и стучать палкой об пол.

Психологические кризисы и этапы жизни. Стимулятором не­вротического состояния в этом возрасте выступает сам факт старе­ния, который становится психологическим кризисом. Но это не единственный кризис, переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих. Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определен­ного возраста. Первый - на первом году жизни. Второй кризис свя­зан с первым опытом обучения. Третий - соответствует второму детству. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пя­тый кризис переживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается челове­ком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человек подходит к пос­леднему восьмому кризису - кризису старости.

Психолог Шарлота Бюлер - автор теории развития челове­ка предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пять фаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65-70 лет. В этот пе­риод, - считает французский психолог, - многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая после­дние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворе­ние или разочарование. Невротическая личность обычно испыты­вает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радо­ваться успехам; он никогда не был доволен своими достижениями: ему всегда казалось, что он что-то не дополучил, что ему недодали. К старости эти сомнения усиливаются.

Характерна последняя реплика Фирса (Чехов. " Вишневый сад"): " Про меня забыли... Жизнь-то прошла, словно и не жил... Силушки-то у меня нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... не­дотепа! "

Американский психолог Пекк, развивая идеи Э.Эриксона, пишет о подкризисах восьмого периода. Первый - переоценка соб­ственного " Я" независимо от профессиональной карьеры, то есть человек должен ответить прежде всего себе и для себя: " Кто я есть, что есть " Я" после ухода на пенсию, когда за ненадобностью от­брошены ученые и воинские звания, высокие и невысокие должно-


сти. Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Опять же ответ на вопрос: " Кто есть " Я" без красивой прически, стройной фигуры и крепкого здоровья. Для мужчины труднее пре­одоление первого подкризиса, а для женщин - второго. Мужчины и женщины по разному реагируют на кризис старости, указанное раз­личие - не единственное. Гипотеза Пекка интересна тем, что в её основе лежит представление о многообразии процесса старения.

Старость не есть единый, однообразный, неизменяемый ничем период жизни. И в старости человек претерпевает не только биологические, но и психологические изменения.

Отечественный ученый В.В.Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от пас­портного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельнос­ти, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с про­фессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда /уче­ные, артисты, учителя, врачи/. Эта связь может быть непосредствен­ной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней рабо­ты. А может быть - опосредованной через чтение специальной ли­тературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же псле ухода на пенсию, то минуя пер­вый этап человек попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, об­суждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно разли­чить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.

На третьем этапе главным становится забота о личном здо­ровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, соци­альный работник, те из членов семьи, которые поддерживают лич­ный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со ста-


рыми знакомыми-ровесниками.

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потреб­ностей чисто витального характера /еда, покой, сон.../. Эмоциональ­ность и общение почти отсутствуют.

Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом эта­пе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором - четы­рех, на третьем - трех, втором - двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.

Поэт и мудрец Расул Гамзатов в одном из интервью полу­шутя заметил: " Бесспорно, Бог создал мир совершенным, но лично я предпочел бы, чтобы люди рождались стариками, потом делались молодыми и оставались детьми - проходили бы свой путь наобо­рот". Человек не рождается стариком, а становится им, все те же этапы, но в обратном порядке он проходит от рождения до старо­сти. В геронтологии часто используется термин " инволюция" /" об­ратное развитие" / для обозначения процессов физической и психо­логической атрофии при старении.

Американский психолог Абрам Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы под­нимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда - к потреб­ностям в любви и признании, выше - в самоуважении и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у разных людей - свой выбор вершин. Каждая эпоха задает свою высоту для такой верши­ны и каждый человек, как альпинист, выбирает свою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск - не менее трудная за­дача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В.В.Болтенко является как бы зеркальным отражением теории аме­риканского психолога А.Маслоу.

Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каж­дого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на ста­рости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского и юно­шеского возраста приобретают пожизненные высокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания со своими рядовыми возможностями. Другие люди, которые с большим трудом или не­удачами перешагнули первые ступени, на всю жизнь становятся


людьми, с недоверием относящимися к окружающему миру, с не­уверенностью в собственных силах, с чувством постоянной вины. Со всем тем, что принято называть " комплексом неполноценнос­ти". Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то и чего-то опасаются. В самоощущении старости люди с завышенной самооценкой идентифицируют себя с более молодым поколением, их антиподы - с более старшим.

Последний восьмой кризис. К этому моменту человек так или иначе преодолел семь предыдущих, но от того, каким он вы­шел из этих семи кризисов - победителем или побежденным зави­сит стратегия поведения в этом завершающем испытании. Об этом же писала уже названная Карен Хорни. В отличие от Фрейда, Хор-ни, не отрицая влияния детства на эмоциональное развитие челове­ка, более значимым считала настоящее. Путь " реального развития" -это путь, на котором " каждый шаг влечет за собой следующий". " Существующее сегодня не существовало в этой форме изначаль­но, а приняло ее поэтапно". Нынешняя форма немыслима без пред­шествующих.

Итак, восьмой кризис /Э.Эриксон/ или пятая фаза / Ш.Бю-лер/ знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринима­ет ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравно­вешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть -естественный конец жизни.

" Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть." 7С. Есенин/

Страх смерти. Если человек приходит к печальным выво­дам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чув­ство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Чело­век живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только ду­шевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стре­мятся к ней.

Проблема смерти в истории философии традиционна. Но её рассмотрение почти всегда приобретала у философов психоло­гический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Ф.Бэкон, Л.Толстой, М.Вебер все они стремились освободить че­ловека от страха смерти и помочь преодолеть её трагизм. Эпикур


приводил простой и остроумный довод: смерть для человека ре­ально не существует, он с ней не встречается. Покуда он есть, смер­ти - нет, когда же она есть - его нет. Сенека по тому же поводу: " Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти".

Френсис Бэкон был убежден, что " люди страшатся смерти, как малые дети потемок. Но боязнь ее как неизбежной дани приро­де есть слабость".

Спиноза вообще отвергал проблему смерти: " Человек сво­бодный ни о чем так мало не думает, как о смерти и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни".

Мы же полагаем, что психологическую установку мадам Бю-лер и философские сентенции цитированных философов давно оп­ровергнуты практическими исследования И.И.Мечникова, кото­рый потратил массу времени для подтверждения своей гипотезы о том, что к концу естественного срока жизни человек преодолевает страх смерти и готов спокойно умереть, также, как к концу рабоче­го дня он с удовольствием, освобождаясь от усталости, предается сну... Но поиски ученого окончились безрезультатно, даже очень старые люди испытывали явное желание жить. Преодоление стра­ха смерти для пожилого человека, как и вообще для человека лю­бого возраста, возможно лишь в двух случаях: когда этот страх пре­одолевается ради жизни и в состоянии деменции. Безумству храб­рых не надо петь песен. Безумство оно и есть безумство.

Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгиба­ются под его тяжестью. Илья Толстой /сын Льва Толстого/ в книге " Мои воспоминания" записал:

Как натура очень стойкая и сильная физически, он /Лев Толстой/ инстинктивно всегда боролся не только со смертью, но и со ста­ростью.

Ведь до последнего года он так и не сдался, - все делал для себя сам, и даже ездил верхом.

Поэтому предполагать, что у него совершенно не было инстинк­тивного страха смерти, нельзя.

Этот страх у него был и даже в большой степени, и он с этим страхом постоянно боролся. Победил ли он его? Отвечу определенно, что - да".

Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: " Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым". Страх смер-


ти это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного живот­ного. Именно потому, что это человеческое чувство оно и может быть преодолено.

Гипотеза о возможности " желаемой" смерти никогда не на­ходила реального подтверждения. Как объяснил Воланд в " Масте­ре и Маргарите", человек не просто смертен, а всегда внезапно смер­тен. Смерти боятся не те кто уходит, а те кто остается. И это по человечески понятно. Смерть близкого человека, сколько бы лет ему ни было, тяжкое испытание. Привлекательно выглядит древ­ний японский культ предков, они верили, а многие и поныне верят, что человек после смерти продолжает существовать через своих живущих потомков и только при отсутствии таковых окончатель­но умирает. Умершие предки продолжают считаться членами се­мьи " из" - " духами", которые могут и наказать и потому следует уважать живых предков - " будущих духов".

Досуг и занятость. Шарлота Бюлер (и не только она) пола­гает, что пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциирует­ся со сплошным досугом, отдыхом и развлечениями. " Золотой воз­раст"! Это создает определенное отношение к старикам. Однако при разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спо­койном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни. Писатель Юрий Нагибин в повести, написанной на склоне лет, назвал старость важной, тонкой, нежной, прекрасной порой жизни. И добавил: и грустной. Что же касается досуга, то зачастую его отождествляют с " ничегонеделанием'' В.Генри, психолог из Чикагсквго университета, сделал специаль­ный доклад на заседании Американского психологического обще-, ства, посвященный проблемам занятости и незанятости старых людей. Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, по мне­нию докладчика, самым непосредственным образом связана с их разобществлением и отрывом от общества. Генри говорит, что ча­сто ошибочно предполагают будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нужда­ются. А под досугом подразумевают свободу от занятий или обя­занностей.

Незанятость, считает Генри, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, и энергии. Незаня­тость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивиду­ума, так и воздействием на него общества, выключающего его из


социальной жизни. Общество может освободить человека от обя­занностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обя­занностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.

У старого человека меняется мотивация трудовой деятель­ности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают этало­ном ее оценки.

По нашему мнению, за последние 100-150 лет поменялся сам тип Homo sapiens. Время обломовых закончилось. Появился новый тип - Человек работающий. Труд из средства жизни превратился в смысл жизни. Это оказало благотворное влияние на продолжитель­ность жизни человека. Лишить современного нормального челове­ка возможности самовыражаться в какой-либо деятельности, рав­носильно тому, что укоротить его жизнь. Не случайно, так болез­ненно, даже в самом прямом смысле этого слова, переживается пе­реход на пенсию.

Последнее утверждение созвучно е положением того же В.Генри о " психической энергии". По количеству обладания этой энергией психолог делит людей на три группы. Первая группа вклю­чает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, про­должает трудиться, выполняя определенные обязанности перед об­ществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы. Вторая группа включает тех, кто.не работает по найму, не выпол­няет общественных обязанностей, а занимается собственным делом, которое называют " хобби". Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы быть занятыми. И третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно незанятых или занятых глав­ным образом собой.

Один из основателей отечественной психологии Б.Г.Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей " умирание" происходит гораздо раньше, чем фи­зическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь от многих функций и ролей в обществе, что ведет к " сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности". По сравнению с долгожителями, сохранившими лич­ность, " некоторые " начинающие" пенсионеры в 65 лет кажутся сразу


одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чув­ства социальной неполноценности". С этого возраста для них на­чинается драматический период умирания личности.

И вывод, который сделал ученый: " Внезапное блокирова­ние всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а по­тому и личности".

Выводы Б.Г. Ананьева и Генри перекликаются между собой и во многом совпадают. Занятость и незанятость представляют со­бой общие формы динамики психологии личности. " Освобожде­ние" от занятости является внутренним процессом. В конечном сче­те, этот процесс неизбежен. Весь вопрос в том, в каком возрасте это случается. Процесс " освобождения" зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на ранних и зрелых этапах жизни и не является признаком старости как такой.

Но в условиях растущего уровня безработицы в нашей стра­не занятость для пожилого человека становится сложнейшей про­блемой. Следует учитывать, что по данным Госкомстата РФ из 166 тысяч пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости в 1995 году по вопросу о трудоустройстве, полу­чили работу только 31 тысяча человек или менее 20%. Пожилых людей и даже людей предпенсионного возраста фактически и прак­тически выталкивают на пенсию.

Для долгожительства необходимо, чтобы человек как мож­но дольше сохранял свою работоспособность. Старость и работос­пособность это два антагониста: где есть работоспособность, там нет места старости. Труд есть жизненная потребность человека, но это не обязательно работа по найму, по экономическому принуж­дению. Надоевшая работа это каторга, изматывающая жизненные силы. Что же касается безработицы пенсионеров, то " выталкива­ние" пожилых людей на пенсию противоречит и международному и российскому праву. Ни в каком возрасте человек не теряет права на труд, если он по своим физическим и интеллектуальным возмож­ностям способен выполнять определенную работу. Следует заме­тить, что это не только отечественная проблема. В США по иници­ативе президента Р. Рейгана, в 1988 году был принят специальный Закон, запрещающий какую-либо возрастную дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не долж­но быть вообще никакой возрастной дискримации, в том числе и для тех, кому 70 и больше лет.


Датский социолог С.Форсман пишет о трудностях, встре­чающихся на пути практического решения вопроса о занятости пен­сионеров. Трудности, испытываемые российскими пенсионерами, во многом аналогичны тем, о которых говорит датский ученый. Первая трудность - психологическая, связанная с субъективной самооценкой старых людей, невидящих перспективы своей дальней­шей производственной деятельности. Вторая- финансовая, ибо старым работникам предприниматели стараются платить помень­ше. Т р е т ь я трудность -демографическая, связанная со старением всего населения, и обостренной конкуренцией с молодыми работ­никами. Четвертая- адаптационная, характеризует нежелание пожилых людей оставить прошлую профессию и приобрести но­вую, современную. Итак, занятость пенсионеров в нынешнем ста­реющем мире становится глобальной проблемой.

Адаптация различных типов людей к феномену старости. Самооценки у людей любого возраста могут быть со знаком плюс и со знаком минус, то есть завышенными и заниженными. И это на всю жизнь. Напомню суждения Эрика Эрикеона о психосоциаль­ных кризисах. Тот, кто легко преодолел, перепрыгнул через первые четыре кризиса зачастую приобретает " амбиции не по амуниции". Он в молодости не умеет соотносить свои притязания со своими способностями и остается таким на всю жизнь. А вот тот, кто по­терпел неудачи на первых ступенях может стать человеком, относя­щимся с недоверием к окружающему миру, неуверенным в собствен­ных силах, с чувством постоянной вины и собственной неполно­ценности. Он тоже навряд ли изменится и, уже будучи стариком, все также будет на кого-то оглядываться.

Более того, в самооценку включается еще и самоощущение старости.

Признание себя старым - сильнейший психологический фак­тор старения. Но отсутствие самоощущения старения не менее вре­доносно для физического и психического состояния. Такие стари­ки беспечны и склонны переоценивать свои возможности и свое обаяние. Зато их никогда не угнетают мысли о смерти. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и об­щения. Старый человек должен иметь мужество " примириться", а по возможности " слюбиться" со своим положением, приспособиться.

В пятидесятых годах в Институте геронтологии в Бухаресте под руководством профессора К.Порхон были проведены исследо­вания типов высшей нервной деятельности в период старения и ста-


рости. Оказалось, что по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов большинство пожилых людей /43%/ принадлежит к группе слабых, к группе сильных вдвое мень­ше - /21%/, остальные занимают промежуточное положение. Эти группы отличаются друг от друга потребностями в общественно-трудовой деятельности, интересами, ощущением и восприятием одиночества, умением приспособиться к новому положению в об­ществе и семье, к физическому состоянию.

Британский психолог Д.Бромлей выделила пять типов при­способления к старости:

1/ Конструктивная установка - когда человек внутренне уравнове­шен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с ок­ружающими; он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении к другим; он принимает ста­рость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как есте­ственное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рас­считывает на помощь окружающих.

21 Установка зависимости - присуща индивидам, проявляющим пас­сивность и склонным к зависимости от других; люди этой кате­гории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставля­ют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, по­этому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3/ Защитная установка - характерна для самодостаточных людей, обладающих " психологической броней", чопорных, поглощен­ных профессиональной деятельностью; они разделяют общепри­нятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усилением внешней деятельности. 4/ Установка враждебности - присуща " разгневанным старикам", которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкно­вение предъявлять массу претензий к своему окружению - близ­ким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бун­туют против смерти и страшатся ее.


5/ Та же установка враждебности, но направленная на самого себя -
характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным
балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неуда­
чах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пас­
сивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потреб­
ность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и
острой жалости к себе; смерть рассматривается ими как освобож­
дение от страданий.

Конечно, это не единственная типология пожилых людей, ни одна из существующих типологий не претендует на исчерпыва­ющее, абсолютное знание о характеристиках, свойственных пожи­лым людям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.