Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. 1. Любовь и ненависть. Вышедшие из моды противопоставления Фрейдом любви и ненависти, жизни и смерти и т.п






1. Любовь и ненависть. Вышедшие из моды противопоставления Фрейдом любви и ненависти, жизни и смерти и т.п. являются особенно необоснованными в этом контексте. Здесь данная позиция нашла отражение в очень натянутой интерпретации голода как представляющего " недифференцированный предшественник любви и ненависти".

2. Воздействия интенсивной депривации. Проведенные Шпиц и Риббл наблюдения широко цитируются, так как ярко показывают вредные последствия недостаточной материнской опеки. Шпиц сравнивала младенцев в приюте, где семеро или больше детей опекаются одним взрослым, с теми, о ком в детской комнате заботятся собственные матери, находящиеся в заключении. В первой группе проявлялась большая смертность, заболеваемость, чаще имели место нарушения питания, интеллектуальное отставание и т.д., несмотря на отличные медицинские условия. В дополнение Шпиц описала паттерн " анаклитической депрессии", случающейся у детей, разлученных с матерями во вторую половину первого года жизни. Риббл на основании своих наблюдений за 600 младенцами приходит к заключению, что тесные, нежные отношения между матерью и ребенком играют существенную роль в его физическом и психическом здоровье. Она подчеркивает важность таких действий, как прижатие к себе, качание, тихое пение (баюкание), в формировании функциональной системы, способствующей снятию мышечного напряжения, прежде всего в механизмах дыхания и вообще для поддержания чувства безопасности. Несмотря на специфическую критику качества доказательств в этих наблюдениях, они выражают общепринятую точку зрения, что интенсивная депривация на первом году жизни оказывает отрицательное воздействие.

3. Источники доказательств. Фенихель высказывает мнение, что наши знания о примитивном уровне развития эго выведены, главным образом, на основании психоанализа регрессии у взрослых психотиков. Реконструкции при лечении взрослых невротиков считаются очень уклончивыми в силу недифференцированности природы ранних психических реакций. В то же время, чтобы вылечить больного, необязательно изучать самые ранние уровни его развития. Наблюдения младенцев оказывают некоторую помощь. Но Фенихель дополнительно отмечает отсутствие в большинстве случаев психоаналитической направленности исследований. С последним заявлением мы искренне согласны. До последнего времени психологи были больше воодушевлены изучением моторных навыков, чем развитием эго. Возрастание интереса к ранним межличностным отношениям, стимулированное такими исследователями, как Риббл и Шпиц, кажется гораздо более плодотворным в этой области, чем малозначимые выводы об инфантильном поведении взрослых психотиков. Анна Фрейд подчеркивает обязательность прямого продолжительного наблюдения детей в свете различных отношений с родителями (т.е. разлучения с родителями в разных возрастах).

4. Стадии в развитии чувства реальности по Ференци. Выделенные Ференци стадии вызывают разную степень доверия. " Безусловное всемогущество" пренатального существования вызывает сомнение у теоретиков, занимающихся этим периодом, что обсуждалось в первой главе. Трудности в принятии стадии " магического галлюцинаторного всемогущества" связаны с тем, что она подразумевается сразу после рождения и по существу не подлежит проверке. Две последующие стадии: " всемогущество магии жестов" и " магия мыслей и слов" – могут быть подтверждены каждым, кто когда-либо наблюдал за детьми.

5. Мелани Клейн и бессознательные фантазии. Если клинические доказательства существования фантазий у детей полностью признаются, то допущение их значимости в первые месяцы жизни – вопрос доверчивости. Некоторые бесцеремонные индивиды стремятся охарактеризовать шестимесячного младенца как неблагодарного негодяя, готового " расчленить маму на части". Большинство из нас, однако, предпочтет подождать с этим прозвищем один или два месяца, пока намерение младенца не выявится.

6. Прототаксический модус по Салливану. Описания Гарри Салливана, хотя некоторые видят в них старые мысли в новых одеждах, вносят в объяснения больший колорит и ясность. К сожалению, этого нельзя сказать о его объяснении памяти, данном в тексте.

7. Акт сосания. Литература содержит многочисленные ссылки, предполагающие существование влечения к сосанию, которое проявляется независимо от процесса питания. Леви сообщает о двух исследованиях на эту тему. Сначала он обнаружил, что частота сосания у младенцев выше среди тех, у кого из-за быстрого отнятия от груди или бутылочки меньшая возможность сосания в процессе самого кормления. В его классическом эксперименте по изучению сосания у щенков животные, которые сосали из бутылочки с широким горлышком (кратковременное кормление), в большей степени сосали и жевали тело между кормлениями, чем животные, которых кормили дольше, искусственно или грудью. Робертс наблюдал схожий феномен. У сосущих палец младенцев время ежедневного кормления в минутах меньше, чем у несосущих. Позднее Росс изучал сосание у только родившихся щенков, отделенных от самки и вскармливаемых из бутылочки. Снова результаты показали, что сосание, не связанное с питанием, в большей степени имело место у этих животных, чем у опекаемых самками.

Решающий теоретический вопрос, однако, относится к генезису так называемого " орального влечения". Ортодоксальная психоаналитическая теория, как мы видим, предлагает объяснение в понятиях физиологического удовольствия, происходящего от стимуляции слизистой рта. В поддержку этого утверждения о первичной " инстинктивной" реакции могут быть процитированы сведения об очень ранних фактах сосания, не связанных с кормлением. Пратт, Нелсон и Сан, Блантон и Халверсан сообщают об акте сосания вскоре после рождения. Сирзом и Уайзом предлагается альтернативное объяснение на основе теории научения. Они утверждают: " В обсуждении сосания большого пальца Фрейд выдвигает гипотезу, что губы и рот становятся эрогенными, т.е. способными давать приятные ощущения при стимуляции вследствие связи сосания с принятием пищи. Он признает затруднение в методичном объяснении, как сенсорный аппарат губ и слизистой приобретает в результате связи такую способность. Затруднение исчезает, если отбросить концепцию эрогенности и связь между сосанием и кормлением описывать в понятиях инструментальных (посредствующих) действий и целевых реакций. Любой инструментальный акт, последовательно приводящий к целевой реакции (совершенный поступок, удовлетворение, награда), утверждает цель в ее собственных правах. Цель становится конечным действием в последовательности мотивируемого поведения. Другими словами, делается вторичным или приобретенным влечением, осуществляющим реакцию. Тогда гипотеза Фрейда может быть переформулирована следующим образом: сосание почти универсальный инструментальный акт в кормлении младенца, тесно связанный с целевой реакцией кормления, поэтому сосание приобретает характер вторичной целевой реакции. Ребенок, можно сказать, обладает оральным влечением, которое побуждается сосанием и родственными проявлениями.

Остается, однако, вопрос, является ли оральное влечение врожденным или приобретенным. Ответить на него трудно. Сосание, не связанное с питанием, имеет место вскоре после рождения, но такое поведение само по себе не гарантирует наличия орального влечения. Оно может возникать вследствие случайного соприкосновения руки и рта. Наконец, реакция сосания, возможно, рефлекторно побуждается контактом губ или голодом. Кунст недавно показал, что даже в возрасте от девяти до двенадцати месяцев сосание случается чаще, когда ребенок голоден". В собственном исследовании Сирза и Уайза обнаружена тенденция орального влечения, измеряемого посредством сосания, к наращиванию при удлинении кормления грудью или из бутылочки. Вопрос о генезисе влечения остается в значительной мере без ответа. Если принять кажущееся более щепетильным объяснение сосания как не связанного с питанием вторичного приобретенного влечения, то теория либидо существенно утратит свою привлекательность.

8. Юнг о ритме. Юнг добавляет третью возможную интерпретацию удовлетворения от сосания, связанную с ритмическим движением. Хотя существует мнение, что " все дети Бога" имеют ритм, не просто вообразить, как насыщенное ритмом либидо передает особенности, свойственные питанию, в сексуальную зону.

9. Антропологические сведения, относящиеся к практике кормления. Неофрейдистское подчеркивание важности культурных различий в практике кормления является общепризнанным. Окинавцы, щамбулы, команчи и арапахо, например, проявляют крайнее попустительство в кормлении младенцев. Ребенок мандугаморов, наоборот, вынужден бороться за получение достаточного количества пищи, а у маркизцев он во время кормления лежит спиной на холодной земле. Алорцы отнимают ребенка от груди в раннем возрасте и сразу, в прямую противоположность этнической группе моту. Влияние культурных особенностей на физические функции представляется очень значимым в построении личностной теории. Роль воспитания в формировании характеристик личности у взрослых будет обсуждаться в главе 8.

10. Исследование эмпатии. За исключением нескольких ограниченных наблюдений и некоторых антропологических описаний, эта интригующая область невербальной коммуникации остается малоизученной. Данные Фрайз указывают на более выраженную реакцию испуга у младенцев, когда их взвешивали и купали активные, склонные к принуждению няни, чем при уходе спокойными нянями. Эскавона отмечает, что восемь из десяти младенцев, отказывающихся от пищи в возрасте четырех недель, имели напряженных и возбудимых матерей. Из исследований этого автора, доказывающих эмпатию, наиболее широко цитируются сведения о пищевых предпочтениях младенцев. Пристрастие и предубеждение младенцев в отношении апельсинового и томатного соков совпадали в 15 случаях со вкусом взрослых кормилец. Опыты проводились в исправительном учреждении. В трех случаях передачи ребенка к кормилице с противоположным предубеждением младенец изменял предпочтение. Эмоциональные страдания матерей, которых лишали права освобождения на несколько дней, отражались на аппетите младенцев. Из антропологических данных убедительны наблюдения за арапахо. Если мать, запачканная ребенком, приходит в ярость, в последующем у взрослых арапахо в условиях эмоционального стресса происходит утрата контроля за сфинктером.

Более развернутые эксперименты в русле " пищевых предпочтений" представляются весьма достойными затраты времени. Предположительно, дальнейшие исследования подтвердят.существование эмпатии у маленьких детей. Тогда возможно продолжить анализ способствующих и не способствующих эмпатическим реакциям условий, а также установить возрастной период (по Салливану, от шести до двадцати семи месяцев) активности процесса эмпатии. В любом случае объяснение эмпатии бессознательным влиянием удовлетворительнее, чем подчеркивание Салливаном биологической основы.

11. Изучение проекции. Механизм проекции полностью подтвержден клинически в случае параноидного типа и так же обширно проиллюстрирован анимистической мифологией. Экспериментальные данные снова немногочисленны и разбросаны. Сирз изучал самооценку и оценку других почти у ста студентов колледжа мужского пола по таким чертам, как скупость, упрямство, дезорганизованность, робость. Он обнаружил, что те, кто отличается оценкой черты выше среднего показателя, склонен приписывать этой черте оценку выше средней другим, при условии недостаточного инсайта. Дефицит инсайта измерялся приблизительно по степени расхождения между самооценкой и оценкой другими. Проекция фиксировалась, однако, как на позитивном, так и на негативном конце шкалы, т.е. в равной мере относилась к щедрости и скупости. Этот результат противоречит теоретическому утверждению о проекции на других неприемлемых побуждений. Беллак, используя тест " Тематической апперцепции", обнаружил, что субъекты, чьи рассказы подвергаются критике, выражают в последующих рассказах большую агрессию посредством проецирования жестокости на исследователя. Райт просила восьмилетнего ребенка отдать одну из двух игрушек (различающихся по предпочтению) приятелю. Сразу же детям задавался вопрос, какую игрушку приятель отдал бы даром. Количество ответов, свидетельствующих о щедрости приятеля, оказалось многим меньше, чем в контрольной ситуации, где ребенок не должен был расставаться с игрушкой. Наблюдение приводит к выводу, что чувство вины может способствовать проекции.

Другой эспериментальный подход направлен на выявление отношения между паранойей и гомосексуальностью, которая, согласно психоаналитической теории, содержит механизм проекции в качестве промежуточной переменной. Гардрер отмечает, что 47% из группы госпитализированных параноиков проявляют очевидную гомосексуальность. Однако Миллер, Клейн и Горвиц сообщают о незначительном проявлении гомосексуальности у наблюдаемых ими параноиков. Пейдж и Варкентин обследовали 50 параноиков на " мужественность-женственность" тестом Термена-Майлза. Результат оказался в большей степени схожим с показателями пассивных гомосексуалистов, чем с показателями нормальной мужской группы и активных гомосексуалистов. Эронсон предъявлял батарею психологических тестов параноидным шизофреникам, контрольной группе нормальных и непараноидным шизофреникам. Многие данные подтверждают широко распространенную точку зрения о связи между паранойей и гомосексуальностью.

Особенно показательными оказались результаты по методике " Картинки Черныша" и признакам гомосексуальности Уилера в тесте Роршаха.

Последняя группа исследований, конечно, открыта для критики ввиду отсутствия прямого доказательства действия проекции. Далее, Анна Фрейд подвергает нападкам способ изучения Сирза на основании, что проекция в ее оригинальном значении не имеет места в норме у взрослых. Будучи примитивным механизмом, она может быть обнаружена только у маленьких детей или психотиков, поэтому такие эксперименты совершенно не соответствуют концепции. Однако, по мнению автора, все не обязательно столь мрачно в исследовательском плане, в области проективного тестирования возможно предложить путь выхода из дилеммы. Описание проективного подхода к механизмам защиты (включая проекцию) сделано в главе 5 (прим. 13).

12. " Стряпня" о конституциональном факторе. Психоаналитическая литература переполнена ссылками на важность " очень малоизвестных конституциональных факторов". Нельзя освободиться от чувства, что в настоящее время не оправдано повторение пустых слов о специфической значимости в психоаналитических концепциях фактора конституции, который якобы продемонстрируют будущие исследования.

13. Эксперименты по регрессии. Большинство экспериментальных работ по регрессии проведено на животных. Сирз сделал обзор многих таких исследований и озаглавил его " Инструментальный опыт регрессии". Возможно, наиболее известный эксперимент осуществлен Вулфом. Он закрывал одной группе крыс в период младенчества уши, а другой – глаза. Позднее блокировка снималась и животные росли нормально. Когда животные вырастали, они ставились в ситуацию соревнования с контрольной группой за пищу. Животные, которых в младенчестве ослепляли, испытывали трудности в соревновании с использованием световых стимулов; животные, у которых прежде блокировали слух, проигрывали в соревновании с применением слуховых стимулов. Если эксперименты на животных, нарушающие функционирование органов чувств, проводились позднее младенческого возраста, это не сказывалось на взрослом поведении.

Перед переходом к работам, проведенным на людях, автор склонен выразить отношение к ценности экспериментов на животных в построении личностной теории. Все такие исследования несут опасность искусственности и сверхупрощенности, так как невозможно воспроизвести сложность межличностных отношений в лаборатории на животных. Типичным аргументом в защиту исследований на животных является их рассмотрение в качестве отличного источника гипотез, догадок и т.п., которые в последующем возможно проверить на человеке. Контраргумент заключается в том, что, затратив равное количество времени и энергии на непосредственное изучение людей, легче собрать более богатый урожай. Без сомнения, эксперименты на животных необходимы для прогресса теории научения, а так как теория научения и теория личности должны в конце концов объединиться, любой, кто болезненно реагирует на высказанную точку зрения, может использовать непрямой путь получения фактов.

Барбер, Дембо и Левин провели эксперимент на детях, привлекший широкое внимание. Авторы наблюдали, что в процессе переживания фрустрации, вызванной недоступностью наиболее привлекательных игрушек из-за сеточного барьера, снижается творческий уровень игры. Анна Фрейд приводит здесь те же критические замечания, что в опытах с проекцией. Именно, она говорит о несоответствии используемых определений психоаналитической концепции и огромных различиях между препятствиями в игре и нарушениями в результате значимого эмоционального события, такого, как утрата матери. Различия, по ее мнению, не могут рассматриваться в форме только количественных. Крис высказывает возражение на основании отсутствия ответа в результате эксперимента, при каких условиях индивид будет реагировать на фрустрацию регрессией. Реакция ребенка на слова матери: " Нет, нет, не бери этого", – продолжает Крис, зависит от сложного отношения ребенка к матери, его толерантности к депривации и собственных чувств матери в ситуации. В любом случае концепция " упрощения", выдвинутая Баркером, Дембо и Левиным, как представляется, ближе к фрейдовскому понятию " эго-регрессии" и не относится к психосексуальной или " либидо-регрессии", при которой позднейшие затруднения являются причиной возвращения к поведенческим характеристикам раннего уровня развития.

Совершенно другой подход состоит в попытке экспериментально воспроизвести регрессию с помощью гипноза. Исследования в этой области обычно проводятся с применением интеллектуальных тестов для точности измерения возраста гипнотической регрессии. Платонов гипнотизировал троих взрослых, внушая им, что они дети трехлетнего возраста. Он обнаружил выполнение испытуемыми теста приблизительно на уровне трехлетних детей. Впоследствии Янг выразил сомнение в полученных результатах на основании своих собственных экспериментов. Те же инструкции снижали интеллектуальный возраст до шести, а не до трех лет. Дополнительно членов контрольной группы просили сознательно симулировать поведение трехлетних детей. Они демонстрировали психическое развитие на уровне около пяти с половиной лет. Сарбин подверг критике замысел Янга за отсутствие объективных данных, позволяющих установить достоверность ответов по тесту Станфорда-Бине, не проводилось также систематического контроля за влиянием различий в глубине гипноза. В своих собственных исследованиях Сарбин тоже не наблюдал подлинную регрессию к ролям более раннего возраста, но гипнотизируемая группа выполняла роли точнее, чем контрольная. Глубина гипноза сильно повышала степень регрессии.

Многообещающую область исследования регрессии представляет изучение детей и взрослых в психотическом состоянии. По крайней мере, о двух второстепенных попытках сообщается в литературе. Камерон показывает, что процессы мышления у шизофреников не аналогичны мышлению детей. Дюбуа и Форбз обнаружили относительно редкое использование кататониками во время сна позы плода. По всей вероятности, однако, замысел исследования следует строить в прямой связи с заряженными аффектом составляющими, которые, согласно теории, вызывают регрессию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.