Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пенсии по старости и при потере кормильца.






Старость сопряжена со многими серьёзными проблемами в отношении надёжности доходов. В начале ХХ века даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после выхода на пенсию. Большинство работали далеко за 60 лет, затем, не работая, жили со своими детьми и умирали, едва достигнув 70 лет. Быть старым обычно означало быть бедным. Инвалидность или потеря кормильца означала еще более продолжительный период бедности.

В наши дни в большинстве промышленно развитых стран старость перестала быть синонимом бедности. Более того, в отдельных странах лица 65 лет и старше имеют меньшую вероятность оказаться в бедности по сравнению со всеми взрослыми и детьми, взятыми вместе. Такое положение дел во многом связано с пенсионными системами в рамках социального обеспечения, которые служат главным источником дохода для значительного большинства пожилых людей. В основном речь идёт о системах социального страхования, куда трудящиеся и их работодатели делали взносы в течение трудовой жизни.

Частные системы играют в сфере пенсионного обеспечения значительно большую роль, чем в любой другой области социальной защиты. Частные пенсии служат прежде всего для поддержания уровня жизни в пожилом возрасте у групп с высокими доходами, но в ряде стран они охватывают более широкие слои рабочей силы и даже стали обязательными для всех наёмных работников. Вообще говоря, частные системы служат дополнением к пенсионным системам социального обеспечения. Но в Японии и Великобритании частные пенсионные системы уже занимают прочные позиции, а соответствующим работодателям и трудящимся предоставлено право выхода из пенсионной системы социального обеспечения. Так что в этих странах частные системы можно считать способными на частичную замену социального обеспечения.

Пенсии при потере кормильца ориентированы на иждивенцев: право на пособие увязано со взносами, уплаченными покойным супругом, они страхуют на случай потери кормильца, и в их выплате может быть отказано при повторном вступлении в брак.

В большинстве стран пенсии образуют самую крупную статью расходов на социальную защиту, превосходя обычно расходы на здравоохранение. Почти во всех странах сравнительная стоимость финансирования пенсий имеет тенденцию к росту, так как:

- растёт число получателей пенсии и сам их размер благодаря более длительным периодам уплаты взносов;

- население стареет в связи с падением рождаемости и увеличением продолжительности жизни.

К важнейшим принципам пенсионного обеспечения, принятым международным сообществом, относятся следующие:

-всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования, охват пенсионной системой всего населения;

-доступность в реализации социальных гарантий, защита против бедности в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца;

-обеспечение права на пенсионное страхование, создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов;

-сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования;

-обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования, предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;

-обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования;

-заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании;

-равноправие и многообразие форм;

-обеспечение дохода в виде замещения заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем, кто платил взносы;

-корректировка этого дохода с учетом инфляции и, по крайней мере частично, с учетом общего повышения уровня жизни;

-реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников;

-обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;

-привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;

-обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий;

-создание условий для развития дополнительных добровольных систем, обеспечивающих получение дохода при выходе на пенсию;

-равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;

-особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета;

-контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных.

Основным видом пенсионного страхования признано обязательное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного населения (страховые взносы). Принудительный характер уплаты таких взносов может обеспечить только государство на основе закона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Источниками финансирования пенсионного страхования являются страховые взносы работодателей и работников. Дифференциация величины этих взносов может быть различна, при этом главная цель – достижение самообеспечения системы пенсионного страхования. В то же время государство в той или иной степени, как правило, принимает участие в её финансировании. Формы такого участия различны:

-предоставление части средств из госбюджета;

-финансирование выплат определённым контингентам пенсионеров (например, инвалидам войны);

-выплата субсидий на покрытие дефицита пенсионного фонда.

Важнейшее значение в пенсионном страховании имеет система поддержания относительного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты – индексация пенсий.

Пособия по безработице. Фактическое число безработных – то есть лиц, ищущих работу, готовых приступить к ней, но не нашедших её – достаточно велико как в мире, так и в Украине. Лучшей защитой против безработицы служит действенная политика в пользу полной занятости, включающая макроэкономическую политику на национальном и международном уровнях; отраслевую, региональную и локальную политику; а также политику в области рынка труда и профессиональной подготовки. Тем не менее растёт потребность в специальной политике защиты безработных, учитывая, что политика полной занятости либо не проводится, либо даёт плоды лишь через некоторое время, а краткосрочные кризисы способны повлечь за собой неприемлемые тяготы, связанные с безработицей.

Существенная роль пособий по безработице заключается в обеспечении доходов в периоды вынужденной безработицы. Пособия по безработице способствуют сглаживанию потребления как на индивидуальном, так и на макроэкономическом уровне, а также эффективному поиску работы, облегчая достижение баланса между предложением и спросом на рынке труда.

Система социальной защиты безработных включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учётом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости.

В первом случае целью является недопущение резкого падения уровня жизни уволенного не по своей вине работника, предоставление ему возможности найти работу по специальности, с соответствующим его квалификации заработком. В этом случае пособия по безработице подсчитываются с учётом прежних заработков и стажа работы.

Во втором случае – обеспечение определённого минимального уровня жизни с проверкой или без проверки нуждаемости. Предоставление материальной помощи таким безработным оказывается в рамках систем социального обеспечения (вспомоществования), а финансовым источником являются средства государственного бюджета.

Эти две системы действуют по-разному, применительно к конкретным экономическим условиям. При стабильном экономическом развитии более эффективна система страхования. В условиях же экономического кризиса, когда краткосрочная и среднесрочная безработица превращается в длительную, а фонды пособий по безработице истощаются, акцент переносится с достаточно высокого уровня замещения заработков пособиями по безработице из фондов страхования на продолжительную защиту с участием государственных бюджетных средств по системам социального вспомоществования.

Фонды страхования по безработице в развитых странах формируются за счет взносов работодателей и работников. Доля участия тех и других может быть или равной, или большей для работодателя. В большинстве развитых стран государство не участвует в формировании страховых фондов по выплате в случае безработицы. Цель введения взносов из заработка работников – в усилении их мотивации в оплачиваемой работе как источнике не только их текущего материального положения, но и резерва на случаи непредвиденных ситуаций.

Фонды вспомоществования по безработице формируются за счёт налоговых отчислений из бюджета страны. Пособия из них выплачиваются, как правило, в единых размерах. Во многих странах выплата пособий по вспомоществованию предусматривает проверку нуждаемости претендующих на получение таких пособий.

В большинстве стран рыночной экономики максимальный процент возмещения заработка составляет 60 %. Это считается достаточным для недопущения резкого падения уровня жизни человека и его семьи, даёт средства на период переподготовки или получения новой специальности, соответствующей потребностям на рынке труда. Практика показывает: если работник, становясь безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, он, как правило, затягивает поиски работы и к тому же претендует на высокую заработную плату, что также затрудняет его трудоустройство.

Социальные выплаты родителям и детям. Они были введены с целью помочь семьям справиться с более высокими затратами, связанными с воспитанием детей. Они также играют важную роль в стимулировании равенства полов. В последние годы были разработаны новые системы (например, в виде налоговой льготы на заработанный доход в США), имеющие целью субсидировать низкооплачиваемых трудящихся, несущих семейные обязанности.

В последние десятилетия системам семейных пособий уделяли сравнительно мало внимания, а их доля в расходах на социальное обеспечение неоправданно сократилась.

Дети (в возрасте до 14 лет) составляют почти 30 % населения мира. Разумеется, за благополучие своих детей отвечают прежде всего родители, но они могут не иметь экономических ресурсов для обеспечения детей самым необходимым. Кроме того, дети могут быть лишены семейной поддержки из-за болезни родителей, распада семьи или несчастья. Государство также призвано играть важную роль в развитии детей, особенно в области их образования, которое в значительной степени определит их социальное и экономическое будущее. Социальные пособия для семьи – это составная часть общей семейной политики.

Обычно пособие платят матери как родителю, который более непосредственно связан с уходом за детьми, а это улучшает внутрисемейное распределение дохода и способствует равенству полов. Более широкое распространение услуг по уходу за детьми также содействует достижению указанной цели, обеспечивая матерям большую самостоятельность и возможность вступить в рынок труда.

Защита материнства – важный аспект надежности доходов для работающих женщин. Выплата пособий по материнству в рамках социального обеспечения ведет к распределению расходов между работающими женщинами и мужчинами, с одной стороны, и их работодателями, с другой.

Наиболее важной формой защиты матери и ребёнка служит доступность услуг здравоохранения. Важный аспект охраны материнства для работающих женщин – право на получение пособия в порядке замещения заработка во время отпуска. На практике денежные пособия, выплачиваемые в рамках систем социального обеспечения, не возмещают в полной мере доход, упущенный в связи с перерывом в трудовой деятельности.

В ряде стран предусмотрены родительские пособия с целью позволить любому из родителей взять отпуск по уходу за ребёнком в начальный период его жизни. При этом руководствуются принципом, что родители вправе выбирать, кто должен получать пособие.

Государственные средства должны быть главным источником финансирования социальных пособий для родителей и детей. Но очевидно также, что государство должно будет все чаще брать на себя роль катализатора для участия в этом деле, например, социальных партнёров и добровольных организаций, путём финансирования и регулирования оказываемых ими услуг.

Семейные пособия – и социальное обеспечение в целом – играют важную роль в улучшении положения женщин.

Социальная помощь. Она определяется как пособия бедным и нуждающимся группам, финансируемые за счёт налоговых поступлений. Социальная помощь рассчитана на нуждающихся людей, которые либо не получают никаких пособий, либо пособия в рамках других форм социальной защиты недостаточны.

В странах Центральной и Восточной Европы такая помощь становится все более важным инструментом уменьшения бедности, обусловленной во многих случаях низким уровнем жизни и безработицей. В Центральной и Восточной Европе оказание социальной помощи в крупных масштабах – сравнительно новое явление, и в большинстве стран её правовые и организационные рамки всё ещё находятся в процессе формирования.

Социальная помощь обычно предполагает проверку нуждаемости. Проверка нуждаемости – это основной механизм, с помощью которого можно обеспечить адресность выплаты пособий в рамках социальной помощи с учётом степени бедности. Но возможны и другие критерии оценки права определённых людей на социальную помощь: такими критериями могут, например, стать готовность включиться в профессиональную подготовку или трудовую деятельность.

Программы социальной помощи следует координировать с другими мерами борьбы с бедностью. Они должны дополнять политику в области занятости, здравоохранения, а также образования и семьи. Способы обеспечения такой координации заключаются в установлении приоритетов для финансирования и определения критериев при назначении пособий. Существует тесная взаимодополняемость между социальным страхованием и социальной помощью, так как потребность в социальной помощи часто обусловлена отсутствием социального страхования.

Социальную помощь, вообще говоря, целесообразнее финансировать преимущественно за счёт средств центрального правительства, ибо обычно иным путём трудно удовлетворить потребности наиболее нуждающихся регионов и населённых пунктов.

То, в какой мере люди зависят от социальной помощи, служит определённым индикатором недостатков других форм социальной защиты. Социальная помощь всегда будет необходима в кризисных ситуациях или с целью закрыть некоторые бреши. Однако надлежащая социальная политика нацелена прежде всего на предупреждение возникновения таких брешей.

Социальная помощь является одним из важных элементов системы социальной защиты в Германии. Причина оказания такой помощи нуждающемуся со стороны общества – отсутствие страховки или источников к существованию. Социальная помощь в Германии оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах. Принятие социальной помощи призвано обеспечить её получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

В отличие от социального страхования, в соответствии с которым застрахованное лицо получает социальные выплаты, гарантированные его взносами, право на социальную помощь не обусловливается отношениями страхования (страхователя и страхуемого), а основывается на одностороннем праве требования на социальную помощь при определённых жизненных обстоятельствах. Таким образом, основным принципом, лежащим в основе системы социальной поддержки малообеспеченных граждан в Германии, является так называемый принцип попечительства, согласно которому социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из затруднительного положения.

Принцип попечительства предусматривает финансирование социальных нужд за счёт средств государственного бюджета, а значит, финансирование социальной помощи в большей степени зависит от состояния бюджета страны.

Согласно немецкому законодательству социальную помощь не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, или тот, кто может заручиться помощью других, в первую очередь родственников или социальных организаций. На практике это означает, что должны быть исчерпаны все возможности самостоятельного обеспечения претендента, прежде чем он получит право на социальную помощь. Ему следует попросить помощи у ближайших родственников (последних помочь может заставить суд), попытаться найти работу, продать предметы роскоши, сменить квартиру на более дешевую, обратиться на биржу труда за пособием по безработице (в случае если претендент в течение последних трёх лет проработал 12 месяцев и регулярно платил взносы страховки на случай безработицы); узнать в жилищном ведомстве о возможности получения пособия на квартиру. Если все это ни к чему не привело и человек продолжает нуждаться, только тогда он может обратиться за социальной помощью.

Задача социальной помощи в Германии заключается не только в обеспечении её получателю достойного уровня жизни, но и в первую очередь в создании необходимых предпосылок для того, чтобы он мог полагаться на собственные силы. Тем самым социальная помощь должна стать не фактором стимулирования иждивенческих тенденций в обществе, а способом оказания помощи самому себе. В условиях рыночной экономики приоритет отдаётся свободной индивидуальной инициативе. Именно такая форма помощи может быть эффективной, ориентированной не на постоянное содержание бедняков, а на поддержку в случае неблагоприятной жизненной ситуации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.