Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Украине. В Украине трудовые споры рассматриваются:






 

В Украине трудовые споры рассматриваются:

1) комиссиями по трудовым спорам;

2) районными (городскими) судами.

Такой порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих между работником и собственником или уполномоченным им органом, применяется независимо от формы трудового договора.

Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. При этом количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия должно быть не менее половины ее состава.

Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам, если работник самостоятельно или при участии профсоюзной организации, представляющей его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с собственником или уполномоченным им органом.

В нашей стране для законодательного обеспечения проблемы смягчения противоречий в социально-трудовых отношениях, характерных для рыночной экономики, принят Закон Украины от 3 марта 1998 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».

Законом определено, что коллективный трудовой спор (конфликт) - это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, по поводу:

1) установления новых либо изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;

2) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

3) выполнения коллективного договора, соглашения либо отдельных их положений;

4) невыполнения требований законодательства о труде.

Коллективный трудовой спор (конфликт) в соответствии с Законом возникает с момента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников или профсоюза получил от владельца или уполномоченного им органа сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением владельца либо уполномоченного им органа (представителя) или если сроки рассмотрения требований, предусмотренные Законом, истекли, а ответ от владельца не поступил.

Установлено, что рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам установления новых либо изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, а также заключения или изменения коллективного договора, соглашения осуществляется примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные Законом, - трудовым арбитражем.

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам выполнения коллективного договора, соглашения либо отдельных их положений, а также невыполнения требований законодательства о труде осуществляется трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия - орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон.

Примирительная комиссия образуется по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в трехдневный, на отраслевом или территориальном уровне – в пятидневный, на национальном - в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового числа представителей сторон.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный, отраслевой и территориальной примирительными комиссиями - в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в пятнадцатидневный срок с момента образования комиссий. С согласия сторон эти сроки могут быть продлены.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Независимый посредник - определенное по общему выбору сторон лицо, способствующее установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвующее в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

Трудовой арбитраж - орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимающий решение по существу трудового спора (конфликта). Он образуется по инициативе одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае непринятия примирительной комиссией согласованного решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) или его возникновения по поводу указанных выше вопросов, разрешение которых находится непосредственно в его компетенции. Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется с согласия сторон.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем при обязательном участии представителей сторон, а в случае необходимости - представителей других заинтересованных органов и организаций. Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его образования. По решению большинства его членов этот срок может быть продлен до двадцати дней.

Решение трудового арбитража о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) является обязательным для исполнения, если стороны об этом предварительно договорились.

Законом установлены обязанности и права сторон коллективного трудового спора (конфликта), гарантии независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей. В частности определено, что ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примирительной процедуре. Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещенные законодательством.

В соответствии с Законом для содействия улучшению социально-трудовых отношений и предупреждения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их решению, осуществления посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 года создана Национальная служба посредничества и примирения, утверждено Положение о ней. Основная цель службы - способствование взаимодействию и оказание помощи сторонам социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров.

Решения Национальной службы посредничества и примирения имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) и соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Национальная служба посредничества и примирения в соответствии с возложенными на нее задачами и правами:

- изучает и обобщает причины возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и возможные их последствия на национальном, территориальном и отраслевом уровнях, разрабатывает предложения по предупреждению возникновения коллективных трудовых споров;

- осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов);

- анализирует выдвинутые работниками требования и осуществляет оценку их обоснованности;

- проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

- консультирует стороны коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам: компетенции органов относительно удовлетворения требований, являющихся предметом коллективного трудового спора (конфликта) или выполнение которых содействует его разрешению; применения нормативно-правовых актов для разрешения коллективного трудового спора (конфликта);

- осуществляет посредничество в разрешении коллективного трудового спора (конфликта);

- координирует работу трудового арбитража, направляет своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов;

- изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов);

- обобщает и вносит в установленном порядке предложения по усовершенствованию законодательства по вопросам разрешения коллек­тивных трудовых споров (конфликтов); и др.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) после соблюдения предусмотренной Законом примирительной процедуры имеют право обратиться за содействием в разрешении этого спора (конфликта) в Национальную службу посредничества и примирения, которая рассматривает все материалы и в десятидневный срок направляет сторонам свои рекомендации.

Статьей 44 Конституции Украины определено, что работающие для защиты своих экономических и социальных интересов имеют право на забастовку. Согласно статьи 17 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом владельца или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования наемных работников либо уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.

Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или владелец либо уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить владельца или уполномоченный им орган (представителя) не позднее чем за семь дней до начала забастовки, а при принятии решения о забастовке на непрерывно действующем производстве - за пятнадцать дней. Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также при принятии решения об отмене или о прекращении забастовки.

Незаконными признаются забастовки, объявленные с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, нарушающими права человека, объявленные и (или) проводимые во время осуществления указанных выше примирительных процедур.

Запрещается проведение забастовки при условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предупреждению стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий или ликвидации их последствий.

Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.

В случаях, при которых запрещается проведение забастовки, и если рекомендации Национальной службы посредничества и примирения по разрешению коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтены, служба обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) соответственно в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной, Киевский и Севастопольский городской суд.

Участие работников в забастовке, за исключением забастовок, признанных судом незаконными, не рассматривается как нарушение ими трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности.

За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах не ниже установленных законодательством и коллективным договором, заключенным на этом предприятии, как за время простоя не по вине работника. Учёт таких работников является обязанностью владельца предприятия или уполномоченного им органа (представителя).

Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней являются нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работникам, принимающим в ней участие, не оплачивается. Время участия работника в забастовке, признанной судом незаконной, не зачисляется в общий и непрерывный трудовой стаж.

Владелец или уполномоченный им орган (представитель), нарушивший законы Украины, вследствие чего сложились условия для забастовки, и забастовка закончилась полным или частичным удовлетворением требований наемных работников, компенсирует ущерб участникам забастовки в размере, определенном судом (в пределах принадлежащих ему средств и имущества).

Порядок разрешения в Украине индивидуальных трудовых споров определен Главой XV (статьи 221-2411) Кодекса законов о труде Украины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.