Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В г. Нижнем Тагиле

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ОП.02. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

для специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава

железных дорог

Базовая подготовка среднего профессионального образования

 

Нижний Тагил

 

ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности.      
Председатель_____________ Заместитель директора Заяц М.Л. по учебной работе_______________

 

 

Автор: Туркин А.К. преподаватель филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле

Рецензенты:

Бердышева Н.П. старший преподаватель кафедры ОПД филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле

Белинович В.Г., ведущий инженер-конструктор УКБВ, ОАО «НПК»Уралвагонзавод»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................. 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................... 14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................... 15

 

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих по профессиям:

15859 Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;

16269 Осмотрщик вагонов;

16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов;

16783 Поездной электромеханик;

16856 Помощник машиниста дизель-поезда;

16878 Помощник машиниста тепловоза;

16885 Помощник машиниста электровоза;

16887 Помощник машиниста электропоезда;

17334 Проводник пассажирского вагона;

18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах техниче­ского обслуживания;

18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам ос­воения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения;

- выбирать способ передачи вращательного момента.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики, детали машин.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 212 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 142 часа; самостоятельной работы обучающегося — 70 часа.

 

 


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе: практические занятия  
лабораторные занятия  
контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе: выполнение домашних заданий  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям  
подготовка к контрольной работе  
написание реферата или подготовка презентации по за­данной теме  
Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 


 

3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Статика      
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики Содержание учебного материала Материальная точка. Сила. Система сил. Равнодействующая сила. Аксиома статики    
Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала. Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания    
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил Содержание учебного материала Система сходящихся сил. Геометрический и аналитический способы определения равно­действующей силы. Условие и уравнение равновесия. Метод проекций. Связи и реакции    
  Практическое занятие Решение задач на равновесие сил в аналитической форме    
  Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, выполнение домашнего задания (решение задач на равновесие сил геометрическим способом), подготовка к практическому занятию    
Тема 1.3. Плоская система произвольно расположенных сил Содержание учебного материала Пара сил, момент пары сил. Момент силы относительно точки. Момент силы относительно оси. Приведение к точке системы сил. Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. Понятие о силе трения    
  Практические занятия Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил. Определение реакции в опорах балочных систем с проверкой правильности решения    
  Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемых учеб­ных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, подготовка к лабораторному занятию    

 

       
Тема 1.4. Центр тяжести Содержание учебного материала Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести стандартных прокатных профилей    
Лабораторное занятие Определение центра тяжести плоских фигур    
Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчета по лабораторному занятию  
Раздел 2. Кинема­тика      
Тема 2.1. Основные понятия кинема­тики, кинематика точки Содержание учебного материала Основные понятия кинематики. Способы задания движения. Виды движения точки. Средняя скорость, ускорение    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания    
Тема 2.2. Кинема­тика тела Содержание учебного материала Различные виды движений твердого тела. Мгновенный центр скоростей. Абсолютная скорость    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач с помощью метода кинематики)    
Раздел 3. Динамика      
Тема 3.1. Основные понятия и аксиомы динамики Содержание учебного материала Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по основному закону динамики для вращательного движения тел)    

 

       
Тема 3.2. Работа и мощность Содержание учебного материала Работа постоянной и переменной сил. Работа и мощность при вращательном движении, КПД. Общие теоремы динамики    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по теме: «Работа и мощность при поступательном и вращательном движении»)    
Раздел 4. Сопро­тивление материалов      
Тема 4.1. Основные понятия, гипотезы и допущения со­противления мате­риалов Содержание учебного материала Основные задачи сопротивления материалов. Методы расчета наиболее распространенных элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности и экономичности. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние. Метод сечений: напряжение полное, нормальное, касательное    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию    
Тема 4.2. Растяжение и сжатие Содержание учебного материала Характеристика деформации. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Условие прочности    
  Практическое занятие Выполнение расчетов на прочность при растяжении и сжатии    
  Лабораторное занятие Проведение испытаний на растяжение образца из низкоуглеродистой стали    
  Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, подготовка к практическому занятию и защите отчета по лабораторному занятию    

 

       
Тема 4.3. Срез и смятие Содержание учебного материала Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Условие прочности, расчетные формулы    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной лите­ратуры, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому и лабораторному занятиям    
Тема 4.4. Кручение Содержание учебного материала Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Условие прочности    
  Практическое занятие Определение диаметра вала из условия прочности при кручении    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной лите­ратуры, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию, защите отчета по лабораторному занятию, подготовка к контрольной работе    
Тема 4.5. Изгиб Содержание учебного материала Изгиб, основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы, правила построения эпюр. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Условие прочности. Рациональная форма поперечных сечений балок. Понятие изгиба в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта. Линейные и угловые перемещения при изгибе. Расчет на жесткость    

 

       
  Практическое занятие Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Выполнение расчетов на жесткость при изгибе    
Контрольная работа по теме: «Расчет на прочность при изгибе»    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию, контрольной работе    
Тема 4.6. Сопротив­ление усталости Содержание учебного материала Циклы напряжений. Усталостное разрушение, его причины и характер. Кривая усталости, предел выносливости. Факторы, влияющие на величину предела выносливости. Коэффициент запаса    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания    
Тема 4.7. Прочность при динамических нагрузках Содержание учебного материала Понятие о динамических нагрузках в деталях и узлах подвижного состава железнодорож­ного транспорта. Силы инерции при расчете на прочность. Динамическое напряжение, динамический коэффициент    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания    
Тема 4.8. Устойчивость сжатых стержней Содержание учебного материала Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. Формула Ясинского. Категории стержней в зависимости от гибкости    
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания    

 

       
Раздел 5. Детали машин      
Тема 5.1. Основные понятия и определения Содержание учебного материала Машина и механизм. Современные направления в развитии машиностроения. Основные задачи научно-технического прогресса в машиностроении. Требования, предъявляемые к машинам и их деталям    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, подготовка рефератов или презентаций по тематике: Современные направления в развитии машиностроения. Основные задачи научно-технического прогресса для железнодорожного транспорта с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы    
Тема 5.2. Соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения Содержание учебного материала Общие сведения о соединениях, достоинства, недостатки, область применения. Неразъемные и разъемные соединения, их достоинства и недостатки. Сварные, заклепочные и клеевые соединения. Соединения с натягом. Резьбовые соединения. Классификация резьбы, основные геометрические параметры резьбы. Основные типы резьбы, их сравнительная характеристика и область применения. Шпоночные и шлицевые соединения. Назначение, достоинства и недостатки, область применения. Классификация, сравнительная оценка. Соединения в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта    
  Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной лите­ратуры, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому и лабораторному занятию    
Тема 5.3. Передачи вращательного дви­жения Содержание учебного материала Классификация передач. Фрикционные передачи. Ременные и цепные передачи. Достоинства и недостатки, область применения. Расчет. Зубчатые передачи. Прямозубые и косозубые цилиндрические передачи. Червячные передачи. Редукторы. Вращающие моменты и мощности на валах. Передачи и приводы подвижного состава железнодорожного транспорта    
  Лабораторное занятие Определение максимального вращающего момента по мощности на валу    

 

       
  Практическое занятие Выполнение расчета прямозубых передач и определение параметров зубчатых колес    
Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, подготовка к практическому занятию    
Тема 5.4. Валы и оси, опоры Содержание учебного материала Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал. Опоры, классификация, конструкции, область применения в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта, условные обозначения, достоинства и недостатки    
Практическое занятие Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности    
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, основных учебных изданий и дополнительной литературы, информационных ресурсов Интернета    
Тема 5.5. Муфты Содержание учебного материала Муфты, их назначение и классификация. Устройство и принцип действия основных типов муфт. Методика подбора муфт и их расчет. Муфты, применяемые на подвижном составе железнодорожного транспорта    
Самостоятельная работа обучающихся Повторение изученного материала, подготовка к экзамену    
  Всего    

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

— продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация примерной программы учебной дисциплины требует наличия учеб­ного кабинета «Техническая механика».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;

- макеты, модели.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополни­тельной литературы

Основные источники:

1. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22 и 23. 07; 26 и 30.12.2008 г.).

2. Аркуша А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопро­тивление материалов: Учебник для средних учебных заведений. 6-е изд. М.: Высшая школа, 2005.

3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. М.: Высшая школа, 2007.

4. Мархель И.И. Детали машин. М.: Инфра-М, 2010.

Дополнительные источники:

1. Брюховецкая Т.М. Методическое пособие. Техническая механика. Расчет механических передач: М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2006.

2. Лукьянов А.М. Сопротивление материалов. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008.

3. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие / В.П. Олофинская. 3-е изд., испр. М.: Форум, 2010.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Детали машин: КОП. М.: УМК МПС России, 2003.

2. Сопротивление материалов: КОП. М.: УМК МПС России, 2002.

3. Электронный ресурс «Техническая механика». Форма доступа: technical- mechanics.narod.ru

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины для базовой подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практиче­ских и лабораторных занятий, контрольной работы, а также выполнения обу­чающимися индивидуальных заданий (защиты рефератов или презентаций), эк­замена.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: использовать методы проверочных рас­четов на прочность, действий изгиба и кручения экспертное наблюдение и оценка на практиче­ских и лабораторных занятиях
выбирать способ передачи вращатель­ного момента экспертное наблюдение и оценка на практиче­ских и лабораторных занятиях
знания: основных положений и аксиом статики, кинематики, динамики и деталей машин экспертное наблюдение и оценка на практиче­ских и лабораторных занятиях, контрольной работе, оценка защиты рефератов или презен­таций

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Не применять предметы и спортивный инвентарь не по назначению. | I. Пояснительная записка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.