Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ международного опыта электронного декларирования






Как показывает опыт зарубежных стран, именно пере­ход к электронному декларированию является единствен­но верным направлением совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров, когда подача, прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. В международной таможенной практике электронная фор­ма таможенного декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия (США, Япония). При полной автоматизации процедуры производ­ства таможенного оформления течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах.

Одной из самых современных таможенных служб в Ев­ропе является Шведская таможенная служба, об этом сви­детельствует тот факт, что в этой стране 2, 2 тыс. человек ежегодно оформляют 5, 5 млн. деклараций. Шведы смогли достичь таких показателей благодаря развитию информа­ционных технологий. В этой стране более 90 % таможенных деклараций представляется в электронном виде (из них 70 % обрабатывается автоматически).

Механизм прохождения таможенных формальностей в Японии основан на автоматизированной системе обработки сведений, необходимых для таможенных целей, которая подразделяется на воздушную и морскую. Эта автоматизи­рованная компьютерная система связывает воедино тамо­женные службы и участников ВЭД. Декларанту (лицу, по­дающему заявку на перемещение товара и соответственно его оформление) достаточно со своего рабочего компью­тера ввести данные о наименовании товара, стране его изготовления, контрактной стоимости транспортировки и

другие необходимые сведения. После этого система в соот­ветствии с действующими ставками таможенных платежей, курсами валют определяет общую сумму, подлежащую уп­лате за ввозимый товар, и заносит полученные данные в память. Далее заявитель, получив результаты расчетов, имеет возможность еще раз их перепроверить, а также проверить правильность заполненной заявки (декларации), после чего подает команду на исполнение.

Получив команду на обработку заявки, система осуще­ствляет первичную классификацию заявки и переводит ее в одну из трех категорий:

1) «Без документов» или «Простая инспекция» (в слу­чаях, когда товары не облагаются таможенными платежа­ми, предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей либо соответствующие суммы уже автоматически списаны (перечислены) системой на счет таможенного органа).

2) «Проверка документов».

3 «Проверка документов» и «Таможенный досмотр». Критерии такой «избирательности» заложены в еще одну относительно самостоятельную систему - С1S, куда стекается вся информация о пе­ремещении товаров. С1S — это информационно-таможен­ная база данных (сведения об участниках ВЭД: результаты таможенного контроля, позволяющие судить о «добросо­вестности» участников ВЭД, перечни перемещаемых то­варов, условия перемещения и другая необходимая ин­формация). Таким образом, поданная изначально заявка после первичной обработки и получения команды на ис­полнение направляется в базу данных С1S, которая и при­сваивает заявке соответствующую категорию.

В зависимости от категории заявки существуют различ­ные сроки получения разрешений на выпуск товара. Раз­решение выдается путем введения сотрудником таможен­ного органа соответствующей команды в систему. Как толь­ко разрешение считается действительным, оно сразу же появляется на дисплее вводного устройства декларанта. Если товар подлежит обложению таможенными платежами, раз­решение передается после того, как система получит под­тверждение уплаты (перечисления) необходимой суммы. Следовательно, если заявка была определена в первую категорию, то разрешение, например, на ввоз товара мо­жет появиться на дисплее сразу же после введения команды на исполнение (подтверждение заявки после ее про­верки декларантом). Если система находит, что необходи­мо произвести проверку документов, то разрешение на выпуск будет получено только после такой проверки.

Аналогичная система действует и в США. Интересно, что именно американская система АКС (автоматизирован­ная коммерческая система) является прототипом япон­ской. Решение о создании в Японии «мозгового центра» всей системы контроля прохождения грузами таможенных процедур было принято на основе результатов изучения опыта США и других зарубежных стран.

Эти направления также нашли свое отражение в Целе­вой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2002—2008 годы, в которой внедрение ин­формационных технологий, в том числе расширение прак­тики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.

Первая комплексная автоматизированная система элек­тронного декларирования начала действовать 1 июля 2004 г. на Чертановском таможенном посту Московской западной таможни. Первыми электронными декларантами стали пред­приятия «Гознак», «Бриджстоун», «Хонда», «Дельта-сис­тем». А всего до конца года в Центральном регионе элек­тронным декларированием будут пользоваться свыше ста крупных участников внешнеэкономической деятельности.

Масштабы работы по внедрению и применению электрон­ной формы декларирования в Приволжском регионе уже становятся заметны. Текущее состояние электронного дек­ларирования в Приволжском таможенном управлении ха­рактеризуется следующими цифрами: по состоянию на май 2007 года количество таможенных постов, применяющих электронную форму декларирования, — 14. Более 350 уча­стников ВЭД используют на практике электронную фор­му декларирования. В I квартале 2007 года выпущено 1557 электронных ГТД (в 2006 году — 3574 электронные ГТД).

Количество деклараций, подаваемых в электронном виде, растет. Если за весь 2005 год было выпущено более 16 тыс. ЭГТД, то за 2006 год их было уже около 29 тыс., за 2007 год с нарастающим итогом (по состоянию на 18.05.2007) — чуть менее 13 тыс. Это говорит о том, что участники ВЭД оценили удобство и экономичность использования безбумажных технологий. У них появилась воз­можность увеличить товарооборот и значительно сокра­тить накладные расходы. Используя электронное деклари­рование, решаем целый ряд проблем, связанных с недос­товерным декларированием, занижением таможенной стоимости, коррупцией.

Введение передовых технологий в таможенном деле по­зволяет значительно упростить таможенный контроль и с нескольких часов до 25—30 минут сократить время оформле­ния товаров на таможенной границе. Импортеры, перевоз­чики и брокеры, применяющие электронное декларирова­ние, в соответствии с приказом ГТК России № 395 от 30 марта 2004 г. по собственному желанию могут выбирать места таможенного оформления товаров. Немаловажно и то, что с помощью электронного декларирования импортеры или экс­портеры непосредственно не общаются с таможенным ин­спектором. Участники внешнеэкономической деятельности по электронной почте отправляют таможенную декларацию с электронно-цифровой подписью, а также другие необхо­димые сведения в адрес регионального таможенного органа. Причем всю эту процедуру по ст. 130 Таможенного кодекса можно проводить заблаговременно сразу после отправки и до прибытия товара на таможенную территорию России.

Упрощенно процесс электронного декларирования то­варов и транспортных средств можно описать следующим образом: таможенный брокер формирует в электронной форме и подписывает своей электронной цифровой под­писью таможенную декларацию, затем направляет ее вме­сте с комплектом документов на сервер информационно-технической службы таможенного органа. Таможенный инспектор подключается к серверу и проверяет подлин­ность электронной цифровой подписи брокера, правиль­ность заполнения электронной формы декларации и на­личие необходимых электронных копий документов. При отсутствии ошибок таможенник ставит свою электронную цифровую подпись и передает все на обработку в соответст­вующую систему, которая производит все дальнейшие опе­рации вплоть до выпуска. Например, в Швеции благодаря новейшим компьютерным системам такую операцию мож­но совершить, используя мобильный телефон (систему 5М5). На мобильный телефон придет ответ из таможни.

Таким образом, международный опыт электронного декларирования основан на использовании единых инфор­мационных центров, которые используют базы данных оформления, результатов ранее проведенных проверочных мероприятий, содержат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно выполняют категоризацию поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система выдает не только реко­мендации, но и контролирует их выполнение. Очень инте­ресна работа по информированию и консультированию участников ВЭД с использованием того же информаци­онного центра. Отличие при использовании информаци­онного центра лишь в том, сколько ресурсов (информа­ционных баз) при этом используется.

Построение системы управления рисками и широкое при­менение электронного декларирования — длительный и тру­доемкий период, на который у таможенных служб развитых зарубежных стран ушли десятилетия. Однако мировая прак­тика свидетельствует, что правильно построенное электрон­ное декларирование, увязанное с системой управления рис­ками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как импор­терами, так и сотрудниками таможенных органов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.