Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность системы электронного декларирования






Ожидается, что прямой экономический эффект от внедрения Государственным таможенным комитетом (ГТК) системы электронного декларирования составит де­сятки миллионов долларов. Беларусь является транзитным государством. В республике наблюдается рост объемов пе­ревозимых через ее территорию товаров. Вместе с тем в стране сохраняется усложненная процедура их оформле­ния на таможенной границе. В данной связи внедрение элек­тронного декларирования создаст конкурентные преиму­щества для Беларуси по сравнению с соседними государст­вами, где такая система не внедрена. В Европе создана своя система декларирования товаров, которая на момент вне­дрения не была согласована с государствами СНГ. Сегодня перевозчик вынужден ехать по Европе с применением одних процедур общего транзита, а по территории Содружества — с другими. Зачастую они оказываются несовместимыми.

Создание системы электронного декларирования в Бе­ларуси даст базис для унификации двух систем.

По заявлениям руководства Государственного таможен­ного комитета, электронное декларирование станет неотъ­емлемой частью ВЭД до конца 2008 года.

В настоящее время Национальная академия наук Бела­руси завершает разработку программного продукта дан­ной системы. Теперь субъектам хозяйствования больше не надо будет лично привозить необходимые документы. Их можно будет переслать по Интернету из офиса, сэконо­мив уйму времени. Далее таможенный компьютер проана­лизирует полученную информацию и выдаст сообщение:

декларация принимается, отклоняется либо по ней нужно провести контрольные процедуры. Вскоре будет создан опытный участок системы электронного декларирования, впоследствии она должна появиться на всех таможнях. Как планируется, единая компьютерная сеть ГТК свяжет в еди­ную систему электронных коммуникаций ведущие пред­приятия и организации страны.

Проект уже начал действовать — его первым участни­ком с начала года стало ОАО «Горизонт».

Как отмечали специалисты ГТК на проходившем 26 ян­варя 2008 г. семинаре «Преимущества и перспективы элек­тронного декларирования», для полноценного внедрения системы в жизнь нужно, чтобы вовлеченные во внешне­торговую деятельность органы госуправления, предпри­ятия и таможня объединили свои усилия. Со своей сторо­ны, ГТК предоставит ряд преференций тем, кто первым подаст заявку на участие предприятиям».

Необходимость введения электронного декларирования вызывает ежегодный рост ВЭД примерно на 30 %, что соответственно увеличивает количество документации, при этом таможенная служба в любом случае должна обеспе­чить оперативное таможенное оформление товаров. Как заявили в ГТК, увеличение количества сотрудников в та­можнях не планируется, поэтому остается только один выход — переход на электронный документооборот.

В этом направлении ГТК ведет активную работу. Идет полномасштабная модернизация телекоммуникационных систем пограничных и внутренних ПТО и таможен. Создан ведомственный удостоверяющий центр таможенных орга­нов, на базе которого начата разработка технологии и нор­мативной правовой базы использования в автоматизиро­ванных системах средств электронной цифровой подписи (ЭЦП). По отдельным элементам до середины года будет внедрена автоматизированная система учета движения та­моженных платежей, практически создана новая автома­тизированная транзитная система.

Стать участниками проекта могут предприятия, подав­шие заявку на приобретение у РУП «Белтаможсервис» спе­циализированного программного продукта АС «Декларант», разработанного с использованием новейших информаци­онных технологий.

Вместе с тем «упрощение и ускорение таможенных про­цедур не означают ослабления таможенного контроля. В этих условиях значительно повышается роль правоохрани­тельного блока в сфере борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере».

11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения

Что касается системы электронного декларирования то­варов и транспортных средств в электронной форме, то она предполагает два этапа. На первом из них проводится пред­варительная проверка электронной копии ГТД, второй этап предполагает собственно электронное декларирование с ис­пользованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Новой перспективной таможенной технологией является предварительное информирование о товарах и транспорт­ных средствах, направляемых на территорию Республики Беларусь. Предварительная информация будет полностью оп­ределять формы применяемого таможенного контроля и слу­жить основой для работы системы управления рисками. Раз­витие практики внедрения предварительного информирова­ния таможенных органов предполагает включение данных вопросов в межправительственные и межведомственные со­глашения, заключаемые с государствами — основными тор­говыми партнерами Республики Беларусь.

Реальные результаты использования предварительной ин­формации позволяют сказать, что получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо прове­рять, не задерживая товары, которые не требуют усиленной проверки. Ряд технологических и технических проблем (кана­лы связи, форматы передаваемых данных, программные про­дукты, обеспечивающие доведение и использование информации) не позволяет в настоящее время широкомасштабно внедрить процедуры предварительного информирования в таможенных органах. Именно для их решения финансирова­ние требуется в первоочередном порядке.

Комплексный подход к созданию и внедрению систе­мы предварительного информирования рассматривается как необходимый шаг для подготовки условий для вне­дрения института обязательного представления предвари-

тельной информации, базирующегося на мировых стан­дартах и рекомендациях Всемирной таможенной органи­зации. Применение системы предварительного информиро­вания (информационный обмен между таможенными служ­бами), предусмотренный Рамочными стандартами безопас­ности и облегчения мировой торговли, будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Рес­публикой Беларусь и странами-контрагентами ежегодно на 10 %, повысит эффективность борьбы с недостоверным дек­ларированием и занижением таможенной стоимости.

На основании Таможенного кодекса Республики Бела­русь, Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» следует:

1) таможенное оформление товаров с использованием декларирования в электронной форме может применяться только в отношении товаров, помещаемых под таможен­ный режим экспорта, не подлежащих обложению вывоз­ными таможенными пошлинами;

2) в случае декларирования товаров в электронной фор­ме таможенным органам Республики Беларусь предостав­ляются следующие электронные документы, соответствую­щие требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах: платежный документ об уп­лате таможенных сборов за таможенное оформление; до­кументы, подтверждающие выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер не­тарифного регулирования внешней торговли товарами; грузовая таможенная декларация;

3) грузовая таможенная декларация в виде электрон­ного документа (далее — ЭГТД), а также документы, ука­занные в пункте 2 (далее— документы, необходимые для таможенных целей), представляются в таможенный орган посредством электронного обмена информацией в поряд­ке, определенном Государственным таможенным комите­том Республики Беларусь;

4) при представлении ЭГТД и документов, необходимых для таможенных целей, должностное лицо таможенного ор­гана с помощью программных средств осуществляет провер­ку на правильность заполнения полей и соответствия фор­матов данных документов формату, установленному норма­тивными правовыми актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — форматно-логический контроль), а также проверяет на подлинность элек­тронную цифровую подпись лица, подписавшего данные документы.

В случае выявления ошибок при проведении форматно-логического контроля либо несоответствия электронной циф­ровой подписи лица, подписавшего документы, декларанту направляется электронное сообщение, содержащее инфор­мацию о недостоверности электронной цифровой подписи либо перечень ошибок, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа;

5) декларанту не позднее пятнадцати минут после за­вершения форматно-логического контроля направляется ЭГТД, содержащая регистрационный номер и заверенная электронной цифровой подписью должностного лица та­моженного органа;

С момента присвоения ЭГТД регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фак­тах, имеющих юридическое значение.

Заявление в ЭГТД недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме либо иных сведений, необходимых для таможенных целей, вле­чет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь;

6) должностное лицо таможенного органа после прове­дения форматно-логического контроля осуществляет провер­ку соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей.

В случае несоответствия сведений о наименовании то­вара, количестве товара, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для таможенных целей, либо при наличии информации, полученной в рам­ках системы анализа и управления рисками, должностное лицо таможенного органа принимает решение о проведе­нии таможенного досмотра товаров.

В случае принятия решения о проведении таможенного досмотра товаров должностное лицо таможенного органа направляет декларанту товара электронное сообщение в произвольной форме о времени и месте проведения тамо­женного досмотра товаров, заверенное электронной циф­ровой подписью должностного лица таможенного органа;

7) В случае выявления при проведении таможенного дос­мотра несоответствия количества товаров, указанных в ЭГТД, фактическому количеству товаров либо при выявлении то­варов, не указанных в ЭГТД, должностным лицом таможенного органа принимается решение об отказе в выдаче тамо­женного разрешения на использование товаров в заявлен­ном таможенном режиме, а также предпринимаются иные действия, предусмотренные законодательством;

8) в случае соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимых для тамо­женных целей, выполнения мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами, установленных законодательст­вом Республики Беларусь, а также после осуществления кон­троля полноты и своевременности уплаты таможенных сбо­ров за таможенное оформление должностное лицо таможен­ного органа выдает таможенное разрешение на использова­ние товаров в таможенном режиме экспорта, после чего на­правляет декларанту выданное таможенное разрешение;

9) порядок хранения в информационных системах ЭГТД, а также документов, необходимых для таможенных целей, и сроки их хранения определяются иными норма­тивными правовыми актами Государственного таможен­ного комитета Республики Беларусь;

10) после выдачи таможенного разрешения на исполь­зование товаров в таможенном режиме экспорта должно­стное лицо таможенного органа, выдавшее соответствую­щее таможенное разрешение, направляет владельцу скла­да временного хранения, на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров со склада временного хра­нения в виде электронного сообщения в произвольной форме, заверенного электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь обязательность размещения товаров на складах временного хранения не требуется);

11) должностное лицо таможенного органа после вы­дачи таможенного разрешения на использование товаров в таможенном режиме экспорта распечатывает копию ЭГТД на бумажном носителе (листе формата А4 по форме блан­ка «Грузовая таможенная декларация» (ТД1).

При этом должностное лицо таможенного органа, вы­давшее разрешение на использование товаров в таможен­ном режиме экспорта, заверяет графу «А» основного лис­та бумажной копии ЭГТД своей подписью и личной номерной печатью. Данный экземпляр выдается декларанту и подлежит передаче перевозчику для целей получения разрешения таможенных органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Система электронного декларирования за счет исполь­зования принципов обмена информацией между декларан­тами и таможенными инспекторами исключительно в элек­тронном виде позволяет получить следующую выгоду:

—ускорить процедуру таможенного оформления това­ров и транспортных средств;

—увеличить товарооборот;

—снизить трудоемкость работы должностных лиц та­моженных органов;

—ускорить поступление таможенных платежей в госу­дарственный бюджет;

—уменьшить влияние субъективных факторов на проце­дуру таможенного оформления и таможенного контроля.

Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномо­ченными должностными лицами таможенного органа («та­моженными инспекторами») исключительно в электрон­ном виде с использованием электронной цифровой под­писи (ЭЦП). Наличие ЭЦП удостоверяет, что передавае­мые сведения имеют юридическую силу.

Подсистема декларанта позволяет:

—подготовить в электронном виде транспортные, ком­мерческие, финансовые и другие документы, необходи­мые для таможенного оформления;

—заполнить ГГД в электронной форме (ЭГТД) на ос­нове сведений, указанных в этих документах, и заверить ее ЭЦП;

—отправить комплект документов и ЭГТД в ХМL-формате в подсистему таможенного органа в виде авторизо­ванного сообщения;

—по запросу таможенного инспектора, переданному в виде сообщения, осуществить досылку необходимых до­кументов и сведений.

В подсистеме таможенного органа таможенный инспектор:

—принимает комплект документов, присланных из под­системы декларанта;

—проверяет, правильно ли оформлена ЭГТД, соответ­ствуют ли сведения, заявленные в ЭГТД, сведениям, со­держащимся в представленных электронных документах;

—отправляет в виде сообщения запрос на досылку не­обходимых сведений и документов, если сведений, пред­ставленных декларантом, недостаточно, чтобы начать ос­новное таможенное оформление;

—выгружает ЭГТД в формат штатного средства тамо­женного оформления и контроля;

—после завершения основного таможенного оформле­ния загружает ЭГТД в систему электронного декларирова­ния и осуществляет выпуск ЭГТД.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.