Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие Госавтоинспекции безопасности дорожного движения, ее система, задачи и обязанности.






Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является важнейшей проблемой всего мирового сообщества. Для молодой демократической России, вставшей на путь создания правового государства, эта проблема особенно актуальна в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1, 3 млн. единиц. Как показывает опыт промышленно-развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию " взрывного роста", которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки на дорогах, ростом дорожно-транспортного травматизма.

Во-вторых, улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2, 2-2, 4 км. на квадратный километр территории, фактически значительно отстает и в большинстве городов не превышает 1, 5-1, 6 км. на квадратный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большинства автомобильных дорог.

В-третьих, остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения: в течение одного года выявляется более 50 млн. нарушений правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований, т.е. речь идет о низкой правовой культуре водителей и других участников дорожного движения.

В-четвертых, уровень функционирования системы дорожного движения страны остается невысоким, что в определенной степени связано с незавершенностью системы рыночных преобразований. С начала реализации программы экономических реформ государственные транспортные предприятия распались, фактически прекратила функционирование система государственного регулирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ориентированная на развитие государственного сектора на автотранспорте, были упразднены и специально созданные для этой работы соответствующие структуры: ведомственные службы безопасности дорожного движения, пункты предрейсового медицинского осмотра водителей, комиссии общественного контроля за безопасностью дорожного движения и т.д. В этих условиях негосударственный сектор, контроль за которым существенно ограничен, занял доминирующее положение: 90 % грузов перевозится автотранспортом предприятий негосударственных форм собственности.

В-пятых, перечисленные и другие факторы существенно осложняют обстановку на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек, а за последние 10 лет численность погибших составила 315, 1 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного цента.

В итоге, число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.[1]

С учетом этих и других факторов в последние годы законодательными и исполнительными органами государственной власти приняты нормативные акты по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, 15 ноября 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон " О безопасности дорожного движения" [2], Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 " О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" Госавтоинспекция реорганизована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а Указом Президента РФ от 2 июля 2002 г. № 679 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» термин «Государственная инспекция» заменен на термин «Госавтоинспекция»; Правительством Российской Федерации приняты постановления: от 3 июня 1998 г № 559 " О внесении изменений в Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 831, от 31 июля 1998 года № 880 " О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации", от 6 августа 1998 года № 894 " Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации"; от 20 февраля 2006 г № 100 О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» и др.

Современное дорожное движение - сложное многоаспектное явление социальной жизни, образуемое сочетанием различных способов удовлетворения общественной потребности в перемещении грузов на основе использования автомототранспортных средств и автомобильных дорог.

В зависимости от отношения человека к транспортному средству различают три основных категории непосредственных участников дорожного движения: водители, пассажиры и пешеходы. Современный уровень автомобилизации позволяет считать участником дорожною движения каждого водителя и пешехода в стране. Поэтому ясно, что дорожное движение и его участники нуждаются в системе контроля и надзора со стороны специального органа, наделенного властными полномочиями. Таким органом, является Госавтоинспекция безопасности дорожного движения МВД России.

Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее задач и обязанностей предоставлены широкие полномочия, однако есть некоторые особенности правовых полномочий работников ГИБДД в отношении транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации, воинских частей ФСБ России, МВД России и др.

В указанных случаях, инспектора ГИБДД правомочны осуществлять контроль только в части соблюдения водителями требований Правил дорожного движения, регистрационные и другие документы (кроме водительских удостоверений) на транспортные средства в процессе их эксплуатации они не проверяют. Нельзя также воспользоваться этими транспортными средствами в служебных и иных целях.

Есть особенности и в контроле за находящимися на территории России транспортными средствами, принадлежащими дипломатическим, консульским представительствам иностранных государств и их сотрудникам, а также другим иностранным представительствам и их сотрудникам. Они согласно законодательству России пользуются соответствующим иммунитетом. В данном случае сотрудники ГИБДД действуют в порядке, установленном МВД России по согласованию с министерством иностранных дел и другими заинтересованными организациями. Делается это на основе принципа взаимности, применяемого в отношениях России с соответствующими государствами.

От других иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудники ГИБДД вправе требовать соблюдения правил дорожного движения и привлекать их к ответственности за совершенные нарушения.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и органы Госавтоинспекции министерств внутренних дел республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, районов, городов, а также особо важных и режимных объектов образуют систему специализированных органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения, являются юридическими лицами и имеют гербовую печать со своим наименованием.

Структура и штатная численность Департамента обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации, финансирование и материально-техническое обеспечение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, а его заместители - заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные руководители назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации.[3]

Управления и отделы Госавтоинспекции являются самостоятельными структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Руководители территориальных органов Госавтоинспекции являются по должности главными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.

Отделы и отделения Госавтоинспекции в районах, городах и округах являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел. Руководители подразделений Госавтоинспекции являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения районов, городов, округов, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения.

В состав ГИБДД входят:

а) подразделения дорожно-патрульной службы, специализированные подразделения сопровождения, оперативного реагирования и розыска;

б) технического надзора;

в) отделы (отделения) регистрационно-экзаменационной работы;

г) отделы (отделения) организации дорожного движения и дорожной инспекции;

д) отделы (отделения) пропаганды безопасности дорожного движения;

е) отделы (отделения) информационного обеспечения и внедрения технических средств;

ж) секретариаты комиссий безопасности дорожного движения;

з) диагностические станции и другие подразделения. [4]

Из Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения вытекает, что это - государственный орган, осуществляющий специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения

Какие же основные задачи возложены на новый орган исполнительной власти?

Первая задача отражает сущность контрольно-надзорной деятельности ГИБДД и сформулирована как " обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения."

Вторая задача носит ярко выраженный профилактический характер - " проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства"

Основными обязанностями Госавтоинспекции являются:

1) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства РФ, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

С

- к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов;

- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств, прицепов к ним и другие требования;

2) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей;

3) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

4) организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

6) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

7) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

8) осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

9) осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

10) проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

11) осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

12) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

13) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации дорожного движения, согласование проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;

14) осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств; [5]

 

П

15) участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электротранспорта, рассмотрение заявок и выдача заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

16) разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

17) разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения совместно с федеральными и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

18) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и принятие мер по их устранению;

19) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;

20) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками, на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также в пределах ее компетенции - опасные грузы.

Для выполнения возложенных на нее задач и обязанностей Госавтоинспекция наделена соответствующими правами (ст. 12 Положения о Госаинспекции безопасности дорожного движения МВД России).

 

2. Основные направления деятельности Госавтоинспекции






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.