Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отчет о результатах проведения эксперимента Тюрьма.

ТЮРЬМА.

 
 

 


" Quo me cunque rapit tempestas,

deferor llospes".

(" Где ни застанут меня обстоятельства, я

тот же самый повсюду" - лат.)

Гораций. Послания.

 

 

– Итак, – мужчина оглядел притихшую аудиторию, – через неделю у вас начинается летняя практика. Проходить её вы будете у нас в институте. Ваш курс примет участие в проводимом нами социологическом эксперименту.

Эксперимент называется: " Тюрьма". (Шум в аудитории.)

Суть его в следующем.

В течение месяца одна половина студентов вашего курса будет играть роль заключенных, вторая – роль охранников. Подробности вам объяснят на месте. Вопросы есть?..

Да. Только юноши. Девушки будут проходить практику не у нас… Где?.. Этого я не знаю. Выясните в деканате… Еще вопросы есть?.. Хорошо. Все свободны. До встречи через неделю.

 

 

----------------------------------------------------

 

 

Институт социальных исследований.

 

Отчет о результатах проведения эксперимента " Тюрьма".

 

Суть эксперимента: В эксперименте участвует группа студентов. В ходе эксперимента группа произвольным образом разбивается экспериментатором на две подгруппы. Одна подгруппа играет роль охранников тюрьмы, вторая – роль заключенных. Все студенты, участники эксперимента – с одного курса, вместе учатся и прекрасно друг друга знают.

Участие в эксперименте необходимо студентам для получения зачета по летней практике. Это формирует у них достаточно высокий уровень мотивации и побуждает строго соблюдать условия эксперимента. В противном случае проведение подобного эксперимента было бы, вероятно, невозможно в принципе.

По условиям эксперимента каждый его участник вёл дневник, куда он ежедневно заносил свои личные впечатления о ходе эксперимента.

Ниже приведены выдержки из дневника одного из участников, студента К. Параллельно идут выдержки из тайного дневника того же студента К., изъятого у него при обыске.

 

 

…………………………………………………….

 

 

1 июля, понедельник.

Черт! Никогда дневника не вел. Не знаю, чего и писать. Ну, как прошел первый день в " тюрьме", надо, наверное, рассказать? Да вроде, нормально. Хотя, конечно, ощущение все-таки неприятное... Решетки все эти на окнах,.. двери запертые... Вообще, сознание, что выйти ты никуда не можешь, всё же давит. Хотя и понимаешь, конечно, что всё это игра, понарошку, но все равно. Настроение какое-то подавленное. Не знаю, как я тут месяц выдержу. Убеждаю себя, что всё это чушь, но ничего не помогает. Настроение всё равно поганое. Я же не робот: кнопку нажал – хорошее настроение, кнопку нажал – плохое. Если плохое настроение – оно и есть плохое, по желанию не улучшишь. Сколько ни говори: " халва" – во рту сладко не станет.

Ну, что еще писать? Не знаю. Психологически давит! Тяжело. Остальным тоже, насколько я могу судить. А так, что еще?

 

 

2 июля, вторник

 

Второй день… Второй? А кажется, что я всю жизнь здесь сижу! Эти… " охранники" … – такие все серьезные. " Лицом к стене!.. Руки за спину!.." Ну, прямо!.. Фу ты-ну ты! Начальники! И откуда что взялось! Какие-то чужие сразу стали, как форму одели.

Проверки эти, утренние и вечерние… По стойке " Смирно" стоя.

− Здравствуйте, гражданин начальник! Дежурный по камере, заключенный Петров. В камере пять человек. За время моего дежурства никаких происшествий не произошло!

А он тебя спрашивает:

− Вопросы есть?

– Нет.

– Тогда по распорядку.

А сзади у него еще куча таких же " охранников" стоит, которые на всю эту комедию глазеют. Тьфу! И, главное, серьёзно всё так! Даже не улыбнутся! Сбесились они все, что ли?! Даже представить себе невозможно, что еще какую-то пару дней назад мы вместе в одной аудитории сидели! В обычных костюмчиках. В гражданке. Сейчас это " мы" и " они". Мы – по одну сторону двери, они – по другую.

Я с ребятами разговаривал – все это чувствуют. А ведь только еще второй день идет! Что же дальше-то будет?

Вообще, эксперимент этот!.. Что-то в нем есть такое,.. неправильное. Противоестественное. Какое-то насилие над психикой. Или надругательство, скорее. Не знаю даже, как лучше выразиться. В общем, есть, наверное, бездны, в которые лучше не заглядывать. Ощущения, которые лучше не испытывать. Положения, в которые лучше не попадать.

Вот в положение человека, вынужденного отдавать по стойке " смирно" рапорт своим бывшим < слово " бывшим" зачеркнуто> сокурсникам, попадать не стоит – это точно! Уж поверьте мне н а слово! Ощущеньице еще то!.. Черти бы его подрали!! Вместе с этим экспериментом!!!

Может, конечно, я всё излишне драматизирую… И привыкну со временем… Хотя, к чему " привыкну"? Рапорты по стойке " смирно" отдавать? На фиг мне такая привычка?!

 

 

3 июля, среда.

Сегодня был обыск.

< Далее в тексте идут несколько строк, до конца страницы, тщательно и густо замазанных, разобрать которые невозможно. Несколько последующих листов вырваны, причем участник явно пытался это скрыть.

Именно с этого момента он начинает вести еще и тайный дневник. – Примечание экспериментатора.>

Неприятно, конечно. Но в принципе, ничего страшного. Я стараюсь относиться ко всему этому с юмором. Да и остальные ребята тоже. " Тюрьма", что ж поделаешь!.. надо терпеть. Эксперимент!..

В камере обстановка нормальная. Скучно, конечно. Телевизор, книги и шахматы. А что еще? Часов, жалко нет. Шахматных. На время веселее играть было бы.

 

 

3 июля, среда. < тайный дневник, изъятый при обыске>

 

Это ужас!!! Ужас, ужас, ужас! Я просто в себя до сих пор придти не могу! Впрочем, по порядку.

Прежде всего, я решил вести второй дневник. Один официальный, показушный – для зачёта; а вот этот, второй – настоящий. Хотя и зря, наверное. Если найдут… Выгонят еще из института, к чертям собачьим! Или в карцер посадят. С них станется. С охранников с этих. С бывших, блядь, сокурсничков. Сволочи!! Ну, и твари! Суки!!! Да пошли они!! Пусть сажают! Что я их, боюсь, что ли?

Впрочем, по порядку.

Сегодня был обыск. До сих пор трясет, как всё это вспоминаю! Вывели из камеры со всеми вещами, завели а какую-то конуру и стали обыскивать. В трусах рыться, в грязных носках. И всё это прилюдно, при всех, в моем присутствии!.. И главное, им это нравится! Это очевидно! В вещах рыться, унижать… Видно же! Что нравится. Я думал, им тоже стыдно будет, как и нам. Ничуть не бывало! Какой там " стыдно"! Нравится!! И вежливенько всё так, культурно!.. Только на " вы" … " Достаньте то!.. Покажите это!.." Таращится на тебя своими оловянными глазками, как будто первый раз в жизни тебя видит!

Ребятки! Вы не тем по жизни занимаетесь! Зарываете свой талант в землю. В институтах каких-то там учитесь! Ерунду всякую изучаете. Вам в тюрьму надо идти работать! Или в лагерь. Вы же прирожденные охранники! Вертухаи. У вас это в крови!

Но, с другой стороны, их же произвольно всех выбрали! Среди нас. Типа, " на первый-второй рассчитайсь! " Первые – охранники, вторые – заключенные. Что происходит? Что всё это значит?! А если бы я среди первых оказался? Если бы я по ту сторону двери сейчас был? Я бы тоже так себя вел? " Достаньте то!.. Покажите это!.. Руки за спину!.."?

Да нет! Не может быть!!! Не может! не может! не может! Или всё-таки может?..

 

 

4 июля, четверг.

Событий никаких. Скука. Делать нечего. По телевизору дрянь какую-то крутят. Шахматы надоели. Книги не читаются как-то. Вообще тяжело все-таки. Что и говорить. Но это нормально, наверное? Так и должно быть? Кому приятно в тюрьме сидеть? Даже пусть и не настоящей.

В камере всё нормально. Ну, что еще? Всё?

 

 

4 июля, четверг. < тайный дневник, изъятый при обыске>

То, что происходит – это чудовищно! Я меняюсь! Мы меняемся. Все меняются! Мои приятели, товарищи по камере. Умные, сильные, веселые ребята! Только они, по-моему, этого не замечают. Что меняются. Это вчера они были сильные и веселые. А сегодня это просто обычные заключенные. " ЗК Васильев и Петров ЗК".

" Они"!.. А я?! Сам-то я?! То, что еще вчера мне казалось диким и безнравственным, унижающим человеческое достоинство, вызывало протест! – сегодня воспринимается уже как должное! Все эти проверки, лицом-к-стене-руки-за-спину! и пр., и пр. Я охранников боюсь! Своих же сокурсников! Хоть внешне-то я еще хорохорюсь, пытаюсь чего-то там рыпаться, но в душе – боюсь. Я начинаю их воспринимать как власть. Как хозяев! Мне психологически трудно не выполнять их приказы, не подчиняться им. Раньше мне было психологически трудно им подчиняться, а теперь – наоборот. Трудно НЕ подчиняться.

И дело даже не в страхе наказания! Нет! Это было бы еще полбеды. Да и какие тут могут быть " наказания"? Я и не знаю точно, есть ли здесь карцер-то? Да даже если и есть! Ну, что там может быть? Я же студент в конце концов. А не настоящий зэк. Не будут же меня голодом морить?! А что еще? Зачет мне не поставят? За то, что я охранника послал? Ерунда! Да я и про институт-то уж забыл. Это всё в другой жизни было. Сто лет назад и на другой планете. И вообще не со мной!

Так что дело не в наказании. С психикой что-то происходит! Что-то чудовищное, ужасное. Не могу я его послать! Язык не поворачивается. Приниженность, забитость какие-то вырабатываются… Безропотность. Покорность судьбе. Они – хозяева!

И у других точно то же, я же вижу. И это только четвертый день! Четвертый!! Что же дальше будет?! Что со мной через месяц станет? Во что я превращусь?

То, что я узнал о себе за эти 4 дня!.. Лучше бы я этого не узнавал. Никогда! Незачем это узнавать! Мне кажется, что я теперь никогда уже больше не стану таким, как прежде. Что-то во мне надломилось. Как будто меня изнасиловали психологически. Невинность я душевную потерял. " Увлажняется души промежность", – как какая-то шлюшка в Интернете в стишке писала. Про любовь, кажется.

Так вот, у меня там теперь, " в душе промежности", одни только обрывки плевы болтаются. Девственной. Вход открыт! Добро пожаловать! Сначала будет немного больно, а потом даже понравится! И это всего-то за четыре дня!!

И никто ведь меня не пытал и не мучил! Даже угроз-то никаких не было! Просто поместили в соответствующую обстановку – и всё. Как, оказывается, меня просто сломать! Как всех нас оказалось просто сломать! Всех!! По обе стороны двери. Господи! Лучше бы я этого не знал…

 

 

…………………………………………..

 

 

4 июля во время обыска в камере тайный дневник у студента К. был обнаружен и изъят. Обыск был проведен после сигнала, поступившего от одного из сокамерников студента К., студента N. Он сообщил охранникам, что по его наблюдениям студент К. ведет какой-то второй дневник, который тщательно скрывает от остальных. Куда именно он его прячет, студент N. не знает.

Впоследствии, в ходе разбора эксперимента, преждевременное изъятие тайного дневника у одного из участников было признано ошибочным. Необходимо было сделать это позже, лишь в самом конце эксперимента, желательно вообще в самый последний день.

Дальнейшие же записи официального дневника студента К. особого интереса не представляют и потому здесь не приводятся.

При желании с ними можно ознакомиться в Приложении I, где приведены дневники всех участников эксперимента.

В целом результаты эксперимента " Тюрьма" можно признать успешными. Они убедительно доказывают, что…

 

И т.д. Еще 30 страниц машинописного текста.

 

===============================

 

И спросил у Люцифера Его Сын:

– Чем закончился эксперимент для того человека?

И ответил Люцифер Своему Сыну:

– Ничем. Он успешно сдал зачёт, как и все.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЮРЬМА - 3 | Т Ю Р Ь М А - 2.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.