Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый эпизод. «Кургану» быть!






Пролог.

На сценической конструкции воссоздана атмосфера вокзала. Слышны предупреждения об отправке поездов. Пластическая зарисовка, показывающая суету вокзальной площади. Группа артистов, изображающая отъезжающих и приезжающих, перемещаются по площадке с саквояжами, сумками. Кто-то смотрит на табло, кто-то кого-то дожидается, глядя на часы, кто-то читает книгу. Они постепенно рассаживаются на чемоданы в ожидании. На авансцену выходит группа молодых людей с чемоданами: Артем Порываев, Кристина Пушилкина, Павел Ничаев и провожающие их ребята Денис Журавлев и Саша Лоськов. Через плечо у них надета лента «Выпускник – 2011». В центре конструкция на платформе, задекорированная под железнодорожный вагон, в зависимости от эпизода она трансформируется. В прологе это обычный современный железнодорожный вагон. Выпускники ведут разговор, в ходе которого выясняется, кто куда собирается поступать и уезжать, что в больших городах больше возможностей.

Денис отговаривает ребят уезжать, говорит о достоинствах родного города, говорит, что они найдут себе занятие, раззадорившись, читает им стихотворение о Кургане Аллы Закурдаевой.

В процессе разговора ребят из группы ожидающих, наблюдающих отъезжающих и приезжающих появляется Александра Михайловна Васильева. Она знакомится с ребятами, говорит, что она краевед, спрашивает куда они уезжают. Те отвечают, что за счастьем, удачей, синей птицей. Звучит Paul Mccartney – Bluebird. Справа появляется Синяя птица - символический герой, которая будет менять свой цвет по мере смены эпизодов, вначале она на подвесных качелях, исполняющая пластический номер. Ребята ее видят, пытаются поймать. Синяя птица убегает, не дав себя поймать.

Васильева А.М. приглашает ребят в путешествие по истории города. Они решают отправиться в путь на поезде. Идут за Васильевой, садятся в вагон. Звучит гудок поезда. Поезд трогается. Затемнение.

Первый эпизод. «Кургану» быть!

Конструкция поворачивается, зритель видит упрощенный вагон, сколоченный из досок. Слышны крики птиц.

Звучит Altan Urag – Outro. Ребята вместе с Васильевой выходят из поезда, оглядываются, спрашивают, куда они попали. Александра Михайловна объясняет, что они прибыли в 1662 год, говорит, кто основал Курган и как он был назван, ребята спрашивают, почему назван «Курганом». Васильева рассказывает легенду о названии города, говорит, что варианты ее передаются от поколения к поколению и уже считается чуть ли не фактом. Слышен женский вокализ. Ребята оглядываются на задник, вокализ становится еле слышным, и они видят татарского хана, который увешан мехами и шкурами, идущего на авансцену. Он говорит о том, что Судьбе угодно было в юности прекратить жизнь его дочери, отличавшейся необыкновенной красотою. Хан говорит, что над могилою повелел построить огромный курган. Лучами прожекторов освещается построенный незаметно и заранее курган. Хан говорит, что курганы часто разворовывались кладоискателями. При подобных поисках погребенная под Царевым Курганом дочь, не могшая вынести нарушения ее покоя, принуждена была оставить свою могилу. Группа актеров подходят к кургану, выстроенному из чемоданов, и начинают его разбирать, образуя проход в центре. Звучит женский вокализ, появляется из центра девица-красавица с распущенными волосами, в блестящем разными дорогими каменьями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она выезжает на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми, которых изображают девушки. Они исполняют пластический номер и уезжают со сцены. Васильева А.М. подводит итог словами, что долго эта поэтическая легенда была единственным объяснением происхождения Царева Кургана.

Выпускники спрашивают, что происходило в эти годы, кто жил в городище, чем занимались. Васильева говорит, что это были годы кровопролития, когда кочевники брали русских в плен, что, кочуя по Тоболу, степняки выменивали у русских товары, соседствовали иногда мирно, но чаще готовы были ограбить, убить или полонить русского крестьянина. Ребята перемещаются в левую часть авансцены, а на заднем плане освещаются крестьяне, одетые в рубахи, в лаптях, которые поют песню, возделывая землю. Вдруг слышен громкий ржание лошадей, крики. Ребята устремляют взгляд в сторону, откуда послышались крики. Звучит Altan Urag - Ijii Mongol/Mother Mongolia, на площадке появляются кочевники-монголы, вооруженные пиками, суюлами (длинные палки с корневыми шариками на одном конце), айбалтами (маленькие топорики на длинной палке) и саблями. Исполняется танцевальная зарисовка, в ходе которой кочевники пленяют русских. В ходе номера из кучи обороняющихся и кричащих о помощи и о пощаде, вырываются Пленница, она кричит: «Дальнозоркий степняк, завидев человека, вдруг набегал и за несколько сажень забрасывал ему на шею аркан и стремительно пускался в свою сторону. Пленник, привязанный на аркане, должен был бежать за ним со скоростью лошади», - вдруг ее втягивали обратно в гущу, состоящую из людей и коней; удается вырваться еще одному Пленнику: «Чтобы пленники не могли убежать, им надрезали пятки и засыпали раны изрубленным конским волосом. После заживления пятки становились колкими и болезненными. Даже на короткие расстояния было трудно передвигаться, но все-таки пленники находили возможность бежать, и кое-кто возвращался домой». Звучит Paul Mccartney – Bluebird. На подвесных веревках появляется Белая птица, она кружит над происходящим. Все замирают, наблюдая. Пленник улыбается и убегает с площадки. Белая птица спускается и говорит, что не долго будут пленять русского человека, что в первые годы XVIII в. появилась крепость.

Кочевники уводят пленных, которые не сводят глаз с поднимающейся Синей птицы.

Ребята говорят, что действительно тяжело приходилось русскому крестьянину, спрашивают, когда слобода получила статус города. Васильева говорит выпускникам о том, как слобода начала расти. Группа актеров, одетых в рубахи, подпоясанные разноцветными поясами, из чемоданов достает разнообразные разворачивающиеся конструкции, при помощи которых, по мере рассказа Васильевой, они выстраивают схематичные улицы, заборы, дома, церковь. Васильева говорит, что 1782 г. Курганская слобода получает статус города с наименованием “Курган". Актеры-крестьяне хором произносят: «Кургану быть!» и все устремляют взгляды на экран, где появляется герб города Кургана(в зеленом поле два серебряные кургана), а Васильева говорит: «А через три года, 17 марта 1785 г. Екатериной II были утверждены гербы вновь образованных сибирских городов, в том числе герб Кургана. В его описании говорилось: “в зеленом поле два серебряные кургана по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся".

Ребята спрашивают, что изменилось с переименованием слободы в город. Александра Михайловна говорит, что на смену слободчикам в управлении городом пришли городовые, началась активная застройка города, формировались его главные улицы, говорит, что в те годы можно было увидеть стремительное развитие города. Она приглашает ребят отправиться в XIX век. Идут за Васильевой, садятся в вагон. Звучит гудок поезда. Поезд трогается.

Второй эпизод. Сквозь тернии…

Луч прожектора направлен на задник. Сначала он сконцентрирован, потом рассеивается, своим очертанием напоминает птицу, становясь выше рассеивается и на сцене становится светло. Конструкция поворачивается, виден вагон с табличкой «XIX век», внешний вид вагона соответствует веку.

Ребята замечают, что вагон видоизменился и спрашивают, что произошло с вагоном. Васильева говорит, что в XIX веке было проложена через Курган железная дорога, и что последняя стала дверью, через которую можно было вести торговлю. Группа артистов достают из чемоданов разворачивающиеся конструкции, при помощи которых выстраивают железную дорогу. Небольшая пластическая зарисовка, в которой происходит загрузка товаров в вагон, звучит гудок поезда, и вот уже группа артистов встречает торговцев с товарами на станции. Во время зарисовки идёт голосовая запись статистики экспорта и импорта. Музыка затихает, ребята говорят, что, действительно, строительство железной дороги продвинуло торговлю значительно вперед. Васильева говорит, что конец XIX века — время бурного развития маслоделия в Зауралье. Свет с героев перемещается на задний план, где мы видим осматривающуюся по сторонам группу артистов, одетых в сюртуки, в сапогах. На авансцене появляется купец, одетый в сюртук из черного крепа, брюки, заправленные в сапоги. Группа артистов, увидев купца, направляются к нему. Звучит музыка А.Рыбникова к рок-опере «Юнона и Авось» Дуэль с Федерико. Они говорят купцу, что они – это комиссия из Лондона, и что они хотят осмотреть маслобойню купца Балакшина. Купец говорит, что они попали по адресу, ведь Балакшин Александр Николаевич - это он. Предлагает пойти на экскурсию по заводу. Группа артистов из построенной железной дороги, других конструкций, достающихся ими из чемоданов выстраивают завод: вырастает труба, появляются разнообразные валы, шестеренки, колеса, Балакшин угощает их только что сбитым маслом, комиссия удивляется вкусу и качеству масла. Александр Николаевич рассказывает гостям о годовом обороте, о количестве лавок и артелей, об экспорте масла. Появляется Синяя птица, которая манит его, он, глядя ей вслед, произносит: «За­вещаю вам работать дальше, увеличивать артельное и лавочное дело, развивать и ук­реплять наш Союз, вести взаимные уступ­ки. Я завещаю вам свято хранить великие заветы солидарности, взаимного уважения и признания за каждым его человеческого достоинства. Помните, что вы работаете не только для наживы капитала - нет, вы строите новую лучшую жизнь. Вы кладете основание луч­шему будущему». На заднике во время речи Балакшина из силуэта черной птицы возникает силуэт большого завода.

На авансцену выходит Дмитрий Иванович Смолин, которого представляет комиссии, как своего друга. Смолин приглашает ознакомиться гостей с макетами его заводов. Он показывает им макеты, а на экране вырастает первый его завод, потом второй. Смолин рассказывает о своих заводах, о их работе, работниках, статистике. Комиссия во главе Балакшина и Смолина удаляются с площадки. На заднике во время рассказа Смолина из силуэта черной птицы возникает силуэты двух больших заводов. Освещение переходит на группу выпускников во главе с Васильевой. Выпускники спрашивают Александру Михайловну, кто такие Балакшин и Смолин, Васильева коротко рассказывает о них и вкладе, который они вложили в развитие в кургане промышленности. Ребята, явно испытывающие большой интерес, возбужденные спрашивают, что же было дальше. Васильева говорит, что еще одной интересной страницей истории Кургана является связь его с жизнью и деятельностью тринадцати декабристов: Н. В. Басаргин, Ф. М. Башмаков, А. Ф. Бригген, В. К. Кюхельбекер, В. Н. Лихарев, Н. И. Лорер, М. М. Нарышкин, М. А. Назимов, И. С. Повало-Швейковский, А. Е. Розен, П. Н. Свистунов, И. Ф. Фохт и Д. А. Щепин-Ростовский.

На экране появляется надпись «1825 год». Пластическая зарисовка, отражающая события 26 декабря 1825 года на Сенатской площади. По окончанию зарисовки Декабристы становятся у задника к зрителю спиной.

На авансцену выходит граф, одетый в мундир, сапоги, с погонами. Два охранника выводят одетого в оковы Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Обращаются к графу: «Алексей Федорович Орлов, Вильгельм Карлович Кюхельбекер для допроса приведен». Отдают честь уходят. На освещенной площадке, граф ведет допрос Кюхельбекера, в котором обвиняет его в измене Великому Монарху и говорит ему о месте ссылки. Охранники уводят его в середину площадки, бросают его на пол, и удаляются вместе с Орловым. Кюхельбекер, находясь спиной к зрителю, снимает оковы. Декабристы, стоящие у задника разворачиваются, все приветствуют друг друга. Направляются на авансцену, говорят, что деятельность декабристов в Кургане способствовала пробуждению и развитию сознания горожан. Особенно велики заслуги декабристов в деле народного просвещения. Они дарили книги, делали денежные пожертвования на культурные нужды зауральцев. Многие из ссыльных революционеров оказывали медицинскую помощь местному населению.

Компания замирает, свет с них переходит на появившуюся на подвесных качелях Синюю птицу. Спустившись на площадку, она говорит, что тяжелы были судьбы декабристов, но он вложил свой вклад в развитие города, что тяжела была жизнь у Смолина и Балакшина, но они были сильны духом, не отступали перед препятствиями и много дали родному городу. Синяя птица поднимается вверх и снова манит ребят за собой. Ребята вместе с А.М.Васильевой отправляются за Синей птицей, садятся в вагон. Звучит гудок поезда. Поезд трогается






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.