Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические механизмы формирования и действия социальных норм.






Одним из механизмов нормообразования выступает идентификация с групповым решением или нормой.

Исследования Шерифа процесса формирования групповых норм показывает необходимость нахождения в ситуации выбора приемлемых социальных эталонов. Для осуществления выбора человек оценивает решения значимых других, либо «примеряет» наработанные обществом и зафиксированные в культуре эталоны поведения. Осуществив этот выбор социального эталона он берет на себя обязательства, влияние которых и определяет приверженность установленной норме в последующих действиях известное как эффект принятых обязательств.

Наряду с идентификацией в качестве возможных механизмов нормообразования в истории социальной психологии рассматривались «заражение», подражание и др., общим для которых является интернализация нормы, как производной от авторитетности их первоисточника с последующей ее экстернализацией в поведении.

Трансляция же норм осуществляется в процессе социализации в рамках которой осуществляется приобщение индивида к ценностям культуры.

Теория норм: формирование норм или эталонов осуществляется в рамках любого индиви­дуального опыта Причем, специфика индивидуального отношения к норме определяется тем, что разные ее аспекты оцениваются субъективно отличным образом. Исследования свидетельствую, что по отношению к норме может иметь место большое количество альтернатив в рамках опыта конкретного субъекта. Однако некоторые из альтернатив кажутся более естественными нежели другие или быстрее воспроизводятся в памяти. Ситуативно установленная норма, в случае ее признания субъектом начинает признаваться как стандартная и обретает сильно выраженным инерционным эффектом. В целом, основной вывод теории норм сводится к двум постулатам: 1)жизненный опыт формирует собственные оценочные эталоны или нормы; и 2) нормы формируемые жизненным опытом, включают одни элементы и не включают другие.

Кроме того, многие авторы подчеркивают, что нормы могут и не осознаваться человеком, т.е. социальные нормы могут и не присутствовать в сознании в виде четких, точно сформулированных правил или предписаний. Но даже в этом случае (когда в сознании человека нет строгих привил), присутствует нормативная регуляция поведения. Даже в этом случае нормы будут определять и оказывать влияние на поведение человека.

 

64. Общение: понятие, структура, функции

В советской психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников.

Структура общения включает: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

Б.Ломов выделяет в общении три функции:

1. информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией),

2. регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия – Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.)

3. аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

 

65. Коммуникация: понятие, виды, функции

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S - S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.

Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

Различают: вербальную и невербальную коммуникацию

Панфилова А.П. различает пять видов коммуникации:

· познавательную (Цель: передать необходимую информацию),

· убеждающую (Цель: вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; сделать своим единомышленником),

· экспрессивная (Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию),

· суггестивную(Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения),

· ритуальную(Цель: закрепить и поддерживать конвенциональные отношения).

Функции коммуникации:

· Информационная

· Социальная (Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события).

· Экспрессивная функция (Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга).

· Прагматическая функция (Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия).

Интерпретативная функция (Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний).

66. Структура коммуникации: обратная связь в структуре коммуникации

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.

Схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент). Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собойпоследовательную смену коммуникативных ролей.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2) Что? (передается) — Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) — Канал

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5) С каким эффектом? — Эффективность

 

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.