Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока




I. Орг.момент Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? (Да, готовы) -Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы во время работы на уроке мы с вами поднялись на ступеньку выше, в этом нам поможет наш девиз: «С природой будем мы дружить, природой будем дорожить!» (Слайд 2)
II. Мотивация к учебной деятельности -О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение. Долго шла она тайком от ветров и стужи, А сегодня — прямиком шлепает по лужам, Гонит талые снега с гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой Барабанит по стеклу серой лапкой верба. Скоро тысячи скворцов с домиком подружат, Скоро множество птенцов выглянут наружу. Тучи по небу пройдут, и тебе впервые На ладошку упадут капли дождевые. (Слайд 3) - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворе­нии? (Тают снега, появляются лужи, луга зеленеют, скоро будет тепло, пойдет дождь) - Сегодня на уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.  
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии - О чём шла речь на прошлом уроке? (Мы говорили о водных богатствах нашей планеты). - Какие водоемы составляют водные богатства нашей планеты? (Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища). - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал с прошлого урока. - Давайте вспомним, какая бывает природа? (Живая и неживая). - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек). - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва). - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают). - Ребята, мы с вами сегодня отправимся в гости к весне. Давайте узнаем у нашего Муравьишки, что нам предстоит узнать на уроке. (Слайд 4) ( Узнаем о весенних явлениях в живой и неживой природе.) - Кто уже может рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе? (Дети поднимают руки)
IV. Выявление места и причины затруднения - Как вы узнаете, что наступила весна? (Тает снег, становится теплее, распускаются первые цветочки, вырастает травка). - Вы сказали, что весной тает снег. А снег, по-вашему, относится к живой или к неживой природе? (К неживой). - Правильно. Снег относится к неживой природе. А таяние снега мы можем отнести к явлениям неживой природы. - А цветочки и травка, к какой природе относятся? (К живой) - Значит появление травки и первых цветочков – явления живой природы. - Ребята, вы хотите узнать, какие еще явления живой и неживой природы происходят весной? (Да) - Тогда давайте, наконец, отправимся в гости к весне, она нас уже, наверное, заждалась!
V. Построение проекта выхода из затруднения Составим план урока (Слайд 5) 1. Неживая природа весной.
  1. Живая природа весной.
VI. Реализация построенного проекта - прочитайте учебник на С. 86 – 89. - Представьте, что доска — это наш альбомный лист, на ко­тором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев. - Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.) - Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) (Слайд 6)   Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) (Слайд 7)   Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) (Слайд 8) - Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине. Начнем с неживой природы. В первую очередь, что мы нарисуем? (Солнце). - Правильно! А какое оно весной? (Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.) - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние меся­цы? (Нет) - Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло). - Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высо­кое, по нему плывут белые легкие облака) - Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае.) - Послушайте, как описывает Тютчев первую грозу в своем стихотворении: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам - Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? Почему? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверх ности подсыхает, а в глубине остается влажной) - Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает.) - Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темне­ет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.) (Слайд 10) - ребята, не забывайте о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода. - В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. (Слайд 11) - Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? Отвечайте, используя получившийся рисунок (С олнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед.)   Физкультминутка Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке. С поднятой гордо головой. Расцвел подснежник голубой. Он весь пушистый, серебристый. На солнце маленький стоит. Посланец он весны надежный Он не боится холодов. За ним придут цветы другие, Он первенец среди цветов.   - Пришло время поговорить о том, какие изменения проис­ходят в живой природе с приходом весны. - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появ­ляются сережки, цветы, затем появ­ляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.) (Слайд 13) - Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покры­вает молодая травка, многие растения начинают цвести.) (Слайд 14) - Давайте посмотрим какие цветы распускаются первыми весной. Откройте учебник на С. 88 – 89. - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести) (Слайд 15) - Почему же подснежники зацветают так рано? (Коллектив­ный вывод: подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.) - Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняет­ся жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.) (Слайд 16) - Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих ук­рытий.) - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в оп­ределенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину. Всех перелетных птиц черней, Чистит он пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... (Грач) (Слайд 17)   Март — время прилета грачей в родные края. Свое гнездо он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок) (Слайд 18)   Время прилета жаворонков — начало апреля. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец) (Слайд 19)   Конец марта — время прилета скворцов. Прилетел к нам, наконец, Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет. (Соловей) (Слайд 20)   Соловьи прилетают в середине мая. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 21)   Время прилета в родные края — май.   - Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)  
VII. Первичное закрепление во внешней речи - Какой главный вопрос был сегодня на уроке? (Как изменяется природа весной) - Ребята, мы смогли с вами разобраться в этом вопросе? (Да) - Какие же изменения в неживой природе происходят весной? (С олнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед.) - Какие изменения в живой природе происходят весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Откройте рабочую тетрадь на С. 54, выполните задание №3. (Слайд 22) 1)С помощью учебника приведите примеры весенних изменений в неживой природе. (Дни стали длиннее, не реках начался ледоход, половодье, тает снег, бегут ручьи, стало теплее) 2)С помощью учебника приведите примеры весенних изменений в живой природе (Зацвели раннецветущие растения, перелетные птицы вернулись домой и стали вить гнезда)
IX. Включение в систему знаний и повторение Тест: Выписать номера признаков весны. 1. Первый снег. 2. Пожелтели листья. 3. Набухли листья. 4. Короткий день. 5. Листопад. 6. Белочка запасает пищу. 7. Цветут растения. 8. Прибавился день. 9. Появились насекомые. 10. Медведь залёг в берлогу. 11. Таяние снега. 12. Птицы готовятся к отлёту. 13. Журчат ручьи. 14. Оттаивание снега. 15. Первая гроза. 16. Появляются листья - Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работы друг у друга. (7, 8, 9, 11, 13, 14, 16) (Слайд 23)
X. Рефлексия учебной деятельности - Итак, наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали? (Мы узнали, какие изменения происходят в природе весной, узнали, какие явления происходят в живой и неживой природе) У каждого из вас на столе кружочки, вам необходимо оценить себя. 1) Если вы довольны уроком, вам было все понятно, вы сможете пересказать все то, что узнали на уроке - поднимите зеленый кружок. 2) Если вы довольны уроком, но вам немного не понятно, остались вопросы по теме и у вас вызовет затруднение пересказ о том, что вы сегодня узнали на уроке – поднимите желтый кружок. 3) Если вы не довольны уроком, вам было ничего не понятно на уроке, и вы ничего не усвоили – поднимите красный кружок.
XI. Домашнее задание Прочитайте текст в учебнике на С. 86 – 89. (Слайд 24) Нарисуйте понравившееся весеннее явление в живой или неживой природе и расскажите о нем.
XII. Организованный конец урока Спасибо, ребята, за работу! Урок окончен.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.