Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 11 страница






Ответ. Думаю, что лопата — это правый Бо­жий суд, который каждому, судя по тому, что он в Законе Божием сотворил в своем житии, по досто­инству, выделяет место. Под гумном разумею со­бранную отовсюду вселенскую Церковь и воскре­шение всех людей из мертвых. На гумне заплесневевшие и вымокшие зерна, развеянные разными ветрами греха, оказавшиеся пустыми и бесплодными, Божий суд, словно лопатой, пору­чает огню на сожжение вечное. А правильную пшеницу, которая стала пищей ближнему, изоби­луя добрым житием, Бог собирает достойным об­разом в амбар, который один можно назвать Спа­сением. Он есть воистину наш дом: жизнь —не дом, но, как мне думается, шалаш, дающая тень постройка, которую легко разрушить.

(210) Вопрос. По этой причине мы умоляем от­ветить: почему и церкви многократно, и благовер­ные люди падают и гибнут: от землетрясения, от грома или от какого-либо [другого] гнева, как и грешники: что это бывает?

Ответ. Из Священного Писания мы об этом вполне научены. Раз Бог не пощадил и Божия кивота, но предал его иноплеменникам вместе с беззаконными жрецами при нем, перекопав святой город Иерусалим, и разметал святыню Херувимов славы, и разодрал одежду славы, и дарования Бо­жий, и пророчество, и явления, и ефуд, и " сло­ва" (часть облачения первосвященника), и наплечник из чистого золота — то есть то, что имеет неизреченные образы и прочие слу­жения, отдано поганым (язычникам) на попрание и в плен — в осуждение тех, кто тогда беззаконствовал. Значит и теперь Бог не пощадит свои хра­мы, и в них сущие неизреченные пречистые Тай­ны, чтобы вложить согрешившим страх ожидания самого сурового мучения, если они находятся в грехах. Да плачет грешник, когда видит, как пада­ет кедр: если крепкое и святое распадается, то как будет наказано нечистое и слабое... Об этом рас­сказывая, премудрый в Боге Соломон сказал: " Па­дением немощных праведники бывают устраше­ны". Ибо и оружие, которым вооружаются для битвы, и шлем, и броня, и железные поножи не дадут злым людям твердой и надежной жизни. Многие одетые в железо несчастным образом кон­чили жизнь. Из нас записаны Орив, Зив, Зивей, Салмана, Авимелех, и Голиаф, и Авессалом. И та­кие же из внешних: Гектор, Эант, и гордящиеся своей силой Лакедемоняне. Так как они не имели сил для успеха в правде, то Бог предал их воинам. И Бог так же рушит храмы для согрешающих. Что же, мы будем составлять войско на своей неправ­де, и множеством грехов вооружимся на битву про­тив правды?

(211) Вопрос. Что повелевает Господь, когда говорит: " Уладься с соперником, пока ты на пути с ним"? Ведь мы не всегда идем по пути с ним.

Ответ. Тут прекрасная, простая и чинная мысль: что не следует враждовать или тщиться ото­мстить обидчику. Ибо Сам Господь сказал: " Лю­бите врагов ваших, делайте добро тем, кто вас не­навидит, и молитесь за тех, кто вас проклинает"; и: " Никому не воздавайте злом за зло" и еще мно­го подобного этому. Над этим есть еще и второе понимание: тем, кто сидит дома, и далек от город­ских свар, кто живет в пустынях, велено, чтобы они лучше и тщательнее уразумели это " уладить с соперником", успокоив " соперника" (то есть телес­ную похоть), богоприлично обращаясь к Духу. Под путем понимается житие, которое наш род спон­танно проходит. Улаживание — это быстрое ощу­щение телесного воскресения. То есть повелено: если помышление придет в движение, то, сразу поняв, нужно обуздать его страхом Божиим. Ибо если когда-нибудь мы подчинимся воле помыш­лений, не будучи постоянны в небесном звании, то они нас передадут Судие, когда Он придет и каждому будет воздавать по достоинству сотворен­ного в житии. Мы не можем то, что возвещено Писанием, иметь как достаточное, ленясь действо­вать для спасения. И мы не думаем стать прибли­женными Бога без дел — только причащаясь Нескверной Жертвы. Творить боголепнее, чем не­сти весть, как показывает Бог.

(212) Вопрос. О чем говорит Господь: " Если твое правое око соблазняет тебя, то вынь его и от­брось от себя. И если правая твоя рука соблазняет тебя, то отруби ее и отбрось от себя".

Ответ. Христос — неусыпающее око и десни­ца Бога Отца — подобающим образом сравнивает с оком и рукой наших соотечественников и друзей присных, которых волю мы творим так, как волю телесных членов, во всем действуя благодаря им и выполняя свершения. Если кто из них будет по от­ношению к нам повинен в соблазне, скатившись в грех, нас подвергая доносу, а себе доставляя ли­шенность чести и похуление, то Божество велит быстро отсечь его, и освободить от тела, и подаль­ше забросить от себя. Ибо если тогда он как не­жить (гангрена) сгноит силу тела у тех, кто пре­бывает во благе и здоров, примешав свое злоумие, то мы не можем презирать известие любомуд­рия истинной Премудрости, которая есть Хри­стос. Помысл тогда должен быть неуклонным и без снисхождения. Ибо сказал святой апостол Па­вел, наполненный истинной премудростью: " Хри­стос Божия Сила и Божия Премудрость", украша­ющая не только слово, но и житие.

(213) Вопрос. Что имеет в виду Господь, когда повелевает нам быть мудрыми равно проклятой змее, говоря: " Будьте мудры как змеи, и кротки как голуби"?

Ответ. Мудрыми как змеи Господь нам пове­левает быть во всякой напасти и искушении, со­храняя свою главу, а глава Церкви — Христос. Ибо, как сказал Апостол, змея, будучи настигнута пре­следующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову не­вредимой: остановившись и замерев, она свивает­ся в клубок; при этом в середине оказывается го­лова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобожда­ясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощен­ным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким обра­зом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере. [...] Иисус Христос, когда раб бил Его во время добровольного Его страдания, не ответил, хотя и тьмы Ангелов Ему служили. Апостол Па­вел, подражая Ему, когда получил от иудеев еди­ным разом сорок пять ударов, показывал, как мы долготерпим равно Богу. Тот, кто одноименной жизни в Боге причащается, удален от гнева, ибо любое совершенное делание добра — это Бог. Бог прекрасно именуется долготерпеливым, ибо Он далек от гнева. И внешние учения почитают это: так, Сократ — законодатель афинского учения, бу­дучи избит, не отомстил. Антисфен, когда какой-то злохульник искалечил его лицо, ничего не ска­зав, ушел, но только написал на лице имя ударив­шего, чтобы не думали видящие, что он одержим или пьян. Эпиктету лютый хозяин перебил голень. И у многих философов учением было молчание в бедствиях — оно было владыкой для владыки по мудрости. Мы не можем ослабнуть от того, что нас оскорбляют. Но последуем за Творцом своим и все­го: если встретится разнузданный раб, который даст пощечину, то мы скажем ему словами Божиими: " Если я говорил плохое, то свидетельствуй об этом плохом, а если хорошее, то почему ты меня бьешь? " Так противник будет словно ранен стре­лою долготерпения и, отказавшись от дерзости языка и поведения, во всем будет воздавать благо­дарность. А виновник этого отказа обучится не на­летать и не дерзать на худшее, желая большой пла­ты за труды, но будет сдерживаться о большем, и не брать дополнительной суммы. Разве труды не становятся совершенными, когда есть свидетель­ства: " Страдания этого времени не стоят откроющейся славы", — сказал много раз пострадавший ради Христа и все в настоявшем имевший вели­кий Апостол.

(215) Вопрос. О чем говорит Господь: " Вышел сеятель сеять. И одно упало у дороги, другое на камень, иное в терн. То, что было при дороге, по­клевали прилетевшие птицы небесные. Что на кам­не — так как не было глубокого слоя земли, не было корня, — то, пробившись, засохло. А что в терн — задохнулось". Так об этом говорит Свя­щенное Писание.

Ответ. Вышел сеятель сеять — вышел от Отца Христос, превечный Бог. Ибо Он — сеятель нашего спасения. Семя — божественное и живо­творящее слово. Нива — это все человечество; во­лы — Апостолы; плуг — крест; ярмо — соедине­ние, сладостная струна любви, которая связует, но и склоняет выи богословцев. Сеятель вышел се­ять не пшеницу, не ячмень, ни что другое, что в земле и для чрева, но веру к Отцу, Сыну и Свято­му Духу и надежду воскресения, и любовь к Богу и к ближнему нелицемерную. Христос вышел се­ять, держа десять упряжек волов, как сказал вели­кий Исайя, ибо не перестают десять упряжек во­лов доводить до совершения единую житницу. Десять упряжек умственно понимаемых волов яв­ляют у Божества святой лик апостольский. Двенад­цать — Апостолов пред страстями. Семь — те, кто со Стефаном (архидиаконом) были выбраны пос­ле Святого Воскресения. О двадцатом слышали с неба — Савл. " Савл, что ты Меня гонишь? " — вне­запно обезоружив того, кто стал воевать против единоплеменного Израиля, вооружив его на бой за Христа. Вот умственно понимаемые воины. Две­надцать волов распахали ниву души, ниву челове­чества, и во Христе засеяли подсолнечную верой к Нему. Сделали наше земное смешение (состав тела) единым сосудом, способным принять Боже­ственный раствор крови и воды, излившийся во спасение нам от удара копьем. Сеятель и благоде­тель нашего состава— Христос, Который прежде Своего воплощения создал нас из небытия. Нас, ставших скверными и вместилищами худшего, Он, сокрушив смерть, вновь обновляет, и делает не принимающими примеси зла, бессмертными, бла­женными, присносущими в нашей совокупности и виде. Он — глина (глиняный сосуд), которая из нашей глины стала плотью, держа животекущую (проточную) воду Своего Божества, которую Иоанн [Предтеча], как бы нося проповеданием Крещения, увидев Иисуса, возопил: " Вот, Агнец Божий, вземляй (поднимающий, и этим разруша­ющий) грехи всего мира", — Крестом и излитием крови и воды. Опять же об этом, когда ученики спросили Иисуса, где Ему приготовить иудейскую пасху, сказал: «Идите в этот город, и вы встретите человека, несущего глиняный сосуд с водой, и ска­жете ему: Учитель сказал: " У тебя сотворю Пасху с учениками Моими". Он покажет горницу боль­шую устланную, там и приготовьте». Это и стало наяву. Такое разумеется в сравнении: муж, кото­рый несет глиняный сосуд воды, — это Иоанн Креститель, проповедующий крещение в покая­ние. Город — горний Иерусалим, граждане кото­рого — Иоанни другие — собрание праведников святых. Горница, застеленная цветными полови­ками, которые украшены, как звездами, различны­ми изображениями, может быть уподоблена наше­му царскому помосту (алтарю), который состоит из различных украшений. А то, что Апостолы и Пророки могут быть сравнены с волами, на это явно указывает апостол Павел, который (под свя­тым двадцатым числом) весьма сильно говорит: " Не обуздаешь вола молотящего" И тотчас прибав­ляет: " Разве о волах беспокоится Бог? Во всяком случае говорит о нас — ибо нас ради написано". Но вернемся опять к возвышенному Исайе, по­следовав за его пророчеством: " Не прекращают де­сять упряжей волов творить одну житницу". И тот­час прибавлено: " Посеявший шесть спудов, по­жнет три меры". Увы, мыслить ли нам, что столь великое было согрешение, что хотя было посеяно шесть спудов, собрано только три меры? Не ска­зано: " произведет три спуда", но всего лишь " три меры", что очень мало. Однако войдем за внутрен­нюю завесу написанного, и найдем то, что этим сказано. Шестью спудами будет засеяна церковная нива человеческая: четырьмя книгами слова о Боге, еще книгой Деяния Апостольского, и шестой — писаниями великого апостола Павла, едиными по уставу. От этих шести и ими плод приносят те, кто в оглашении (церковном научении и просвещении) следует за святыми. Сеются три веры — вера к Отцу, вера к Сыну, вера к Святому Духу. Вышел сеятель сеять, не пшеницу, хлеб творящую, но животворящую веру. Но не во всех проросло семя: одно упало " при пути", а не на самом Пути — они не совершенны о Христе, не веруют в Него прямо. Сам Он сказал: " Я — путь жизни". " Недалеко от пути" ариане, как и эллины или иудеи, но они не на пути, а при пути, то есть вне Христа. То, что они исповедуют (признают) Христа, ведет их близ пути, а то, что тем хуже хулят Христа, что Он мол не равен Отцу, отбрасывает их от живого Пути. Так что птицы небесные — диаволы — слетаются и склевывают Божий семена из сердца ненаставленных. Ибо Сам Господь повелел всем творить в со­гласии с Его обычаем, когда сказал: " Не разбра­сывайте святыни Мои псам, не сыпьте бисера Моего перед свиньями". И еще: " Возьмите от него сребренник и дайте имеющему десять сребренников", — любому человеку, имеющему правую веру, будет даровано, и будет прибавлено от не имею­щего веры, надежды и любви совершенных к Богу. " И то, что он думает, он имеет — будет отнято от него", — сказал Господь. То есть никакой пользы не будет от совершенных добрых дел, если служат Богу без правой веры. Ибо Сам Господь сказал: " Кто будет веровать и креститься, тот спасется", а не уверовавший осудится. Ничем не лучше, думаю, неверных зловерные и нечестивые еретики. А те, кто в тернии, думаю, что это евномиане: по при­чине их хулы их многие назовут беззаконниками, ибо они в безумие дерзают болтать о Христе, что Он, мол, создание и творение. Это как терние подавляет их и не позволяет прорасти и совершить­ся верой. Удачно подходит слово и к тем, кто в на­шей Церкви раздавлен терновой материей забот о житейском и не силится, чтобы в них проросло и в конце концов сотворило плод Божественное семя. Другое пало на камень, но в каменистую почву. Ведь Камень — это Христос, как сказал божествен­ный Павел. Мне думается, что в каменистой почве те, у кого сердце окамененно и непокорно. Сердце человека мягче, чем камень, который есть самое жесткое по своей природе. Такой же природы и семя — оно мягкое по сравнению с камнем, но жестче, чем земля. С камнем Господь сопоставля­ет богомерзких последователей Македония и Ма­рафона, которые возводят хулу на Духа и говорят ложные слова о Его созданиях. Они на себя навле­кают кару Господню без прощения. Ибо Господь сказал: " Тот, кто скажет слово на Сына Челове­ческого, будет ему отпущено, а кто скажет на Свя­того Духа, не будет ему отпущено ни здесь, ни в будущем веке". У них земля не благоплодоносна, не приемлет семя, как христиане, но твердый ка­мень, который обтесывается, чтобы огораживать святыню. Исповедовать, что Божий Сын, Бог Иисус Христос подобен по природе Отцу — это являет их размягченными, а то, что они отрицают, что Святой Дух — Бог — это делает их сердца ка­менными: они наполовину здоровы, но совершен­но слепы, причисляя Творца к творению, и Вла­дыку делая слугой и безмолвным рабом. Отлучая их от христианства, великий Апостол сказал: " Кто не имеет Духа Христова, тот не есть Его (Хри­стов)". А иное семя, — сказал Господь, — упало на благую землю и дало плод: одно тридцать, одно шестьдесят, одно сто. С землей благой сравнива­ется правое и благоразумное сердце, очищенное от терна ереси, и сперва прозябающее траву веры, а затем — колос надежды, а после — зрелый плод совершившейся любви. На это указует и боже­ственный Павел, утверждая, что лучшим является вера, надежда и любовь. Итак, тот кто верит — творит тридцать, кто надеется — шестьдесят, а кто стал совершенным благодаря любви, тот совершает из божественного [плод] сторицей, от единого се­мени трижды собирая плоды. Бога почитая, в Цер­кви возносимого, само Сущее духом разумеем, ду­шой зрим, телом претерпеваем. На земле славим, из мертвых встаем, на небесах почиваем. Совер­шенный человек о Троице — он верен, кроток, любим всеми, смирен, милостив, человеколюбив, праведен, не щадя тела идет в Божественном, с жаждой Небесного, живя телом с людьми и явля­ясь на земле «образом». Так что тридцать они соби­рают как живущие среди людей, шестьдесят — как служащие вместе с Ангелами, и сто — как обща­ющиеся с Богом. Елеопомазанием они дают плод тридцать, Крещением — шестьдесят, и совершен­ным Миропомазанием — сто. Верующий во Отца творит тридцать, исповедующий Бога Сына рав­ным Отцу творит шестьдесят, а Духом совершае­мый, исповедующий Его (Духа) Богом, — совер­шенно творит сто. Некие люди из богомерзких сказали, что вера к Духу творит тридцать, к Сы­ну — шестьдесят, ко Отцу — сто. Они сами себя развращают, что считают нужным умалить Святой Дух, Отца и Сына превознося и славя более Него, высшими, по числу (по порядку) полагая Отца и Сына. Это весьма порочно для разума. Ибо сперва веруют не в Духа, а во Отца, потом — в Сына, и затем — в совершенный Святой Троицы Боже­ственный и Святой Дух. Как и божественный Пес­нопевец, сказывая, что во всем сотворении мира была Троица, сказал: " Словом Господним небеса утверждены, и Духом уст Его вся сила их". Уст — Господа Отца; словом — Сыном, Дух Святой — полнота Святой Троицы. Его (Духа) Господство (то, что Он — Господь) явил Господь, когда вос­крес из мертвых и сказал Своим ученикам: " При­мите Дух Святой... Кому отпустите грехи, будут отпущены". Этим Он являет Господство Духа — что приятие Духа дарует [власть] отпускать гре­хи. Мы не должны теперь погибнуть вместе с ере­тиками, желая, чтобы южная царица (Савская), ко­торая пришла с конца земли к Соломону, чтобы встретиться с премудростью, осудила нас за ле­ность о лучшем.

(216) Вопрос. Мы должны разуметь только то, что написано, или это содержит в себе какой-то внутренний смысл — вопрос Петра и ответ Гос­пода ему вопрошающему: " Сколько раз, если со­грешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз? ". На это Господь изобильно отвечал " Аминь, говорю тебе, не только до семи, но до седмижды семидесяти".

Ответ. Хорошо и уместно, конечно, и на пользу обеим сторонам — и согрешающему, и про­щающему. Первому — что он просит, [обещая этим] исправиться в том, в чем согрешил, а второ­му — что он виноват в тех же вещах, ибо нет ни­кого без греха и вины, только единая вышевластвующая и несравниваемая Святая Троица во едином естестве. Ибо говорит богоносное слово Писания: " Кто похвалится, что у него чистое сердце? Или кто дерзнет рассматривать себя как чистого от гре­ха? " Прежде Спасителя дивный Иов, незыблемый столп, когда его бил диавол, а он не слабел от стра­даний, не истощался, этот человек явным образом восклицает: " Никто не чист от греха". Даже если и один день живет он на земле, он проживает жизнь, а не из ложесн выходит жить. Но с возрас­танием тела и завершением ума — начало Промыс­ла о житии. Ибо Петр желал взять ключи Царствия Небесного и церковного устроения. Под ключами нужно понимать власть прощать грехи. Вместо ключа у нас есть язык, который отворяет небеса и затворяет. И при нас это — языком себе отворять или затворять небеса: первое — когда мы делаем достойное, а второе — когда делаем недостойное того, что изречено Богом. Тот, у кого надежда при­ять власть прощать грехи, спрашивает Господа: " Сколько раз, если согрешит по отношению ко мне мой брат, отпущу ему? До семи ли раз? " Почему он не ищет четного или круглого числа, а здесь спрашивает " до семи"? Думаю я, что он желал уз­нать тайну об убийце: удостоен ли будет прощения Крещением и покаянием тот, кто впал в семь гре­хов. Первый в мире убийца Каин осужден на столь великие мучения соответственно связанным с убийством грехами. Первый среди людей Каин со­творил зло — первый убил. Первый солгал Богу, когда Бог спрашивал о убитом. Первый доставил родителям плач и рыдыние, убив брата. Первый породил ненависть и ревность. Первый лукаво принес початки хлеба. Первый землю осквернил кровью, став посредником ее проклятия. Семь раз он был в убийственном действе — равночислен­ное мучение приносит божественный глас: безпло-дие и безхлебие земли, не принимающей при этом убийцу, стон и дрожь по всему телу... Подобает по­нимать, что мучение завершилось по этому числу. " Проклята земля от тебя" — первая мука. " Возде­лывай землю" — вторая. Он сопрягся с некоей не­изреченной необходимостью, которая заставляла его страдать на земле и трудиться. И не позволит земле даровать от своего обилия — третье муче­ние — трудиться и от усилий не иметь никакого приплода. " Стенать и дрожать на земле" — к трем мукам Божие устроение прибавляет две: беспрестанное стенание и не отпускающую дрожь, так что нельзя доставить телу ни пищи, ни питья, чтобы правая рука не устала, ибо крепость руки убила брата: здоровьем надо искупать болезнь. Шестая мука, что он лишился дерзновения к Богу, а это страшная и тяжелая мука все выдерживать, когда Бог отвращается. В ней, рыдая, находясь в этом ис­кушении, он просит смерти, которая бы избавила от бедствия, и она лучше, чем жить отверженным от Бога. И сказал: " Если отлучишь меня от зем­ли", то есть не велишь при этом наслаждаться ее плодами, и " от лица Твоего скроюсь", раз земно­го, что служит потребностям, я лишился. " И когда Ты велишь, я не могу явиться, и пусть любой, кто меня встретит, меня убьет, лучше мне умереть, чем жить, жестоко мучимым". К нему Господь сказал: " Никак нет. Я поставил знак на тебе, чтобы тебя не убил никто из встречающихся тебе". Это седь­мая мука — не удостоиться смерти, которая обра­щает в прах всякий позор и " славу", но продол­жать жить в мучениях, будучи обличаемым знаком, что он есть начинатель злых среди людей. Ибо это самая тяжелая мука — позор среди наделенных даром разума и слова. Виновным суд Божий нала­гает запрет, когда говорит: " Воскреснут эти в жизнь вечную, а эти — в срам и похуление веч­ное". Так как убийца внес семь зол, то столькими же наказаниями был осужден. Знал Петр, что седь­мой день назван почтенным Господним днем: Гос­подь в этот день прекратил Свои дела. И не поче­му-либо другому, но именно поэтому закон почи­тает субботу, чтобы, в соответствии с названием *, отдыхать от трудов. И число семь особо выделя­ется и почитается иудеями. И в нем все численные установления. В нем день очищения. А седь­мой год у них — в честь прощения. Шесть лет вспахивая землю и собирая урожай, учреждают на седьмой год, чтобы она отдыхала и была нетрону­той, изобилуя самосевом хлеба. Раб, поработав семь лет, получал свободу, когда седьмой год за­канчивался. Семьдесят лет пробыли иудеи плен­никами в Вавилоне. Прибавляется и святой Христоносной нашей Церкви благодать седьмых. " Семь раз днем я восхвалил Тебя", — сказал Да­вид, божественный песнопевец. Днем он называ­ет настоящий век (настоящую жизнь), восхваляя семь дней недельного круга. Исайя насчитывает семь духовных даров, и " семь очей Господних", что сказал и Соломон: " Премудрость создала себе храм и поддержала его семью столпами". Премуд­рость — это Христос, как объясняет божествен­ный Павел, а дом — это небо и Церковь. Семь столпов — это ангельские чины. А в Церкви — те, кто вместе со Стефаном и Филиппом — семь диа­конов апостольских. И опять же другой из святых сказал: " Семь раз праведник падет и встанет", — не иначе как покаянием. Седьмой от Адама Енох по преставлении не увидел смерти. Итак, его пре­ставление указует, что мы сможем из тленного и временного жития [преставиться] в бессмертное житие Церкви, сохраненные от потопа бесов, как духовно понимаемый Ной, имея Христа кормчим. Седьмой после Ноя — Авраам; он принимает об­резание, отбрасывая плотное и тучное жизни. Седьмым после Авраама явился божественный за­конодатель Моисей: изменение жития, очищение от беззакония, возвращение благого Закона. Он даст дивный устав, чтобы на седьмой год почитать " субботу": чтобы была свободна пахотная земля, чтобы должники были прощены от долгов, а рабы освобождены из рабства. Семьдесят седьмой от Адама рождается Христос, как свидетельствует бо­жественный Лука по числу родов. И именно по­этому Священное Писание число прощения гре­хов дает по уставу семи; по седмицам продолжа­ется и настоящее житие. Седьмой день совершен у Творца. Седмица, возвращаясь всегда к себе, не­сет отпущение грехов через покаяние — для тех, кто склоняется к исправлению (выпрямлению) и трезвению, дарованному от Бога. Мы об этом ле­нимся, но вскоре мы, отринувшись от весьма гор­шего, опять прикоснемся деланию добра. Омоем одежды и сердце от скверны, убежав от нее, что­бы не задохнуться, и взойдем к древнему возвы­шенному житию. Слух приклоним к Божией воле, забудем земное. И приобретем верховный град добродетели от любви. И на скрижалях сердца на­чертаем Божий Закон, став доской в руках Бога.

(217) Вопрос. Почему Петр, который, столько раз согрешив, получил прощение, сам не простил Ананию и Сапфиру, но одновременно словом умерт­вил обоих. И этот грех не сопоставим с клятвен­ным отречением. Тем более, что речь идет об ута­ивании своего золота, а не чужого. И даже если оно было чужое, то это нельзя приравнять: немно­го утаить из своего — или отвергнуться Бога.

Ответ. Не бездумно к виновным применено верховное наказание — проразумея наставление, многим людям уврачующее страсти. Потому что тот человек Богу передал только одну часть золо­та, но уязвленный святокрадством, утаил [осталь­ное]. А когда его спросили, то отрекся. И когда начал Петр сеять евангельские семена, то увидел только проросшие плевелы. И он искусно их сра­зу остановил: чтобы они, растя вместе с пшени­цей, не задавили ее. И когда они не изменились к лучшему, о чем и вся горесть Симона, осудил их на смерть. Он уразумел Духом и ответил, что они не изменятся к лучшему. Они молились простить от стыда, но сердце их пело нестройно с устами., Как сказал божественный песнопевец о Израиле: " И возлюбили устами своими, а языком своим со­лгали Ему: ибо сердце их не по прямому пути с Ним". И. не стали верными в Завете Его. Так и ис­кусные во врачевании обычно делают: если кто до конца одержим (удерживается) неисцелимым стра­данием, то отрезают от руки или ноги палец, преж­де чем повреждение не распространится на про­чие члены. Так и дивный Моисей, когда увидел изначально, что принадлежащее Закону находит­ся в небрежении, хотя и слаб был, приказал кам­нем побивать того, кто в субботу греховно соби­рает хворост. Так Бог повелел написать — пре­ступление осуждаемо и о великом и о малом. Как сказал Господь: " Если кто выполнит и весь Закон, но согрешит об одном, то будет повинен всему". Не губит он всю [свою] добродетель, ибо так подобает думать тем, кто неправедно и плохо мыслит о Божием праведном суде, но думается, что повинен всему тот, кто отнимает что-то от добродетели.

(218) Вопрос. Если неизбежен конец мира и пришествие Христово, то почему Господь говорит: " Тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы, а те, кто наверху, пусть не спускаются взять что-либо из своего дома, и кто в поле, пусть не возвращает­ся взять свой плащ". И еще Он говорит: " Но моли­тесь, чтобы бегство ваше не было в субботу, или зимою. Горе беременным и кормящим в те дни". А если конец случится летом, в воскресенье или в понедельник, то мы можем спрятаться и убежать? Почему, когда так много людей и собраний, толь­ко кормящих и беременных из всех Он оплакал, по причине родства. Потому ли, что они не смогут быть родителями, или потому, что они тогда при­мут мучения более тяжелые?

Ответ. Господь, предвозвещая будущее бег­ство, научает иудеев бежать в горы. Ибо после Вес-пасиана пришел Тит, который полностью переко­пал и перемолол Иерусалим. Он со злом загубил иудеев, сжиная мужчин мечом, разбивая о землю маленьких детей, распарывая готовых родить жен­щин, и всяким пагубным истреблением потчуя племя богоборное. В субботу город был осажден, а дома всех были праздными по причине суббот­него празднества, и была зима, так что никто из них не смог убежать от гибели и посечения. А те, кто стремился спрятаться в верхних комнатах, они не смели ничего забрать снизу из своего добра, раз­мышляя, что честнее жизнь, чем имущество. А те, кто был в поле, не только не возвращались домой, но и далеко бежали и отходили, увидев, как горит и гибнет город. А если вы хотите достойно, обра­щаясь к нашему, истолковать слово: " Те, кто в Иудее, да бегут в горы", — то Иудея толкуется как крепкие в благой вере; и на высокое прибежи­ще — Христа — пусть уповают, хранимые своим исповеданием веры. Те, кто наверху, пусть не спу­скаются взять то, что в храмине их дома, то есть ни во что вменяют настоящую жизнь в стенах, пре­зирая всю здешнюю красоту, став выше мира; и выбив изнутри страсти, ничего из них да не при­емлет: ни радости, ни печали, ни напрасной ела вы, ни напоминания о богатстве, — что было б сошествием с горы. А тот, кто в поле, пусть не возвращается взять свою верхнюю одежду: тот, кт снял с себя ветхого человека и отрекся от плотского, пусть носит нового человека, ибо он сам себя обновил для того, чтобы ведать Бога. И очистились от скверны, став свободны тем самым о всякого зла, и никакое смущение или сердечно пристрастие не отвратит их от любви ко Христу (любви Христовой). Христос говорил, кто зовется матерью и братьями, становятся таковыми по причине послушания заповедям спасения. Это учит, что духовное честнее плотского. Так и ученики Его оставили трапезу, чтобы пойти под сен благочестия, и прияли Слово, а не были все умудряемы словами, но и показывали дела. Хорошо говорить подобно свирели или гуслям, а творит добро — это ангельское.

(219) Вопрос. Но они будут призваны с концом мира, когда все будут веровать со всех стран света, тогда и иудеи начнут обращение. Ибо гово­рит Господь в Евангелиях, что " есть у Меня и дру­гие овцы, которые не из этого стада. И хорошо Мне и тех привести, чтобы да было одно стадо и один пастырь". И Апостол в согласии с этим говорит: " Когда число стран войдет совершенное, тогда весь Израиль спасется".

Ответ. Никогда по вере иудеи не вернутся, не так учит Господь, не так — возвышенный Апо­стол. Хотя о ней правильно сказано, но дурно то­бой понято и вместе с тем и высказано. Господь сказал, что у Него есть другие овцы, то есть явно мы, что не из этого стада, то есть из иудейского, из которых иудеев первой была Мать по челове­ческому началу Господа и Бога, затем — святые апостолы, и те, кто вместе с ними и по причине них верные из Иудеи. Ибо не было со стороны лю­дей прежде спасительного рождения в муках Цер­кви, ибо не было нам проповедовано, не было Кре­щения, которое Христос соделал по Воскресении своими апостолами, смешав нас верному стаду от иудеев: так что мы все верные единое стадо, пасо­мые и хранимые единым Пастырем, Архиереем и Пастушеским Владыкою Христом — ибо один Гос­подь, одна вера, одно Крещение — как сказал уче­ник старейшина пастухам, и поднебесной учитель великий Апостол, который и произнес: " Когда чис­ло стран войдет совершенное, тогда весь Израиль спасется". Он говорит, что не иудеям в конце явит­ся спасение, но тем, кто видит Бога в чистоте ума и вере. Это и есть Израиль, как толкуют все, в том числе и сами иудеи: " Ум, ведающий Бога". Не все те, кто происходит от Израиля, те — Израиль. Не те, кто семя Авраамово, те все чада, но о Исааке говорится " семя". То есть не чада плотские, но чада Божий, как сказал тот же Апостол. И опять Господь сказал в Евангелии, что много званых — потомков Израиля и христиан, но мало избран­ных, то есть спасаемых. Когда будет полнота стран — войдет вселенская Церковь, явно что на Суде, тогда весь Израиль — " ум, зрящий Бога", то есть любой человек, в вере и благочестии разуме­ющий Бога, спасется.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.