Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 10 страница






(196) Вопрос. Что повелевает Господь, когда го­ворит: " От дней Иоанна Крестителя и доселе Цар­ствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают" Мы знаем, что всякий за­хватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, про­поведуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями пре­взошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя по­нуждают, совершая подвиг для венка вышнего при­звания, как сказал святой Апостол.

(197) Вопрос. Что сказывает Господь, когда го­ворит об Иоанне: " Если примете его, то есть Илия, который придет"? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею?

Ответ. Господь в Своем божественном при­шествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равен­ству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведе­ния и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие вто­рое Христово пришествие во плоти, что есть ко­нец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод.

(198) Вопрос. Каким образом самый больший из рожденных женами — Иоанн Креститель? Если потому что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? По­чему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал не­мым своего отца Захарию.

Ответ. Я по-другому думаю об этом пове­ствовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше Пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сде­лать прямыми пути Его. Больший из всех рожден­ных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери, и не вкусил нашего жития, то про­рек, через материнский язык получив голос, и по­стиг во тьме таящийся Свет — воплощаемый в утробе Приснодевы Марии. Оттуда он блистал как через какое оконце через уста беременной [Елисаветы], которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Девицу, и он возрадовался, возопив язы­ком матери: " Откуда мне это, что да придет Мать Господа моего ко мне? " Благоумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан, и уготовить Ту, что ради нас, для плоти Его купель. Он больший в Проро­ках, потому что увидел во плоти Самого проречен­ного, и коснулся Его макушки, Того, Кого трепе­щут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Хри­стова Богоявления изменили образ жизни. А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явив­шимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону; но за образом этого молча­ния последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился «голос» от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия при­явших его иудеев, которым ничего из прореченно­го Пророками не было на пользу, и они не разуме­ли о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине. И Его Мать по плоти родилась от них.

(199) Вопрос. Но почему Христос, свидетель­ствуя, что он больше всех, тут же говорит: " Мень­ший же в Царствии Небесном больше него"?

Ответ. И это не вне двойного смысла со спо­собностью различения. Загадка являет нам три смысла. Во-первых, что Господь — это меньший его по плоти. И после шести месяцев зачатия того, Он вселился в Приснодеву, окружив себя Ее телом. Нераздельно по совокупности, и свободно от сме­шения. Мы научены этому от великого Гавриила, который, благовествуя Богородице, сказал Ей: " Вот Елисавет, родственница Твоя". И та зачала сына в старость, и был ей месяц шестой, той, которую называли бесплодной. Так что мы видим, что Хри­стос меньший (младший) человек, чем Иоанн. Во-вторых, это прилагаемый к Иоанну ангельский сан. Мы думаем, что последний чином и естеством, худший в Царствии Небесном больше всякого Ан­гела— по природе и по рождению. Иоанна казнил жалкий Ирод. А один самый меньший Ангел мо­жет в мгновение ока поразить и погубить тьмы Ан­гелов. Один из Ангелов вышел из войска при Исаии и Иезикииле, и в единый час победил и убил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменных ратников. А что нам, в-третьих, указывает эта " загадка"? Меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи, то есть больше него Иоанн Богослов сын грома. Иоанн Предтеча, даже когда ему было по­ведено, со многим страхом прикоснулся к макуш­ке Господа, не дерзая прикоснуться к Носящему плоть. А Иоанн Богослов, больший всех, со дерз­новением на божественной Вечере возлег у Гос­пода на груди. И так он возлегает на самих святых и божественных персях, как говорит Благовествование — когда спрашивали о том, кто Его предаст, и кивал Ему Петр, желая знать, кто будет предате­лем Его. Ни Мать, Его родившая, ни Иосиф, кото­рый был наречен, не будучи отцом, ни Иоанн Кре­ститель, ни Ангел, ни Архангел — никто другой не дерзнул прикоснуться тех страшных персей во­плотившегося Бога Слова. Но на них Иоанн воз­лежал, обнимая как отец сына. И оттуда он о Боге Слове напоен был, и поднебесную наполнил гро­мом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Иоанн Предтеча только видел бо­жественный Святой Дух в виде голубки, который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов — с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу, вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские. Иоанн Предтеча казним через отсечения главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнан­ный из-за Господа, был осужден [и сослан] на Патмос, и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены Апостолами для совершенства Крещения. Апостолы возлагали руки, давая Дух Святый верным, для явления знамений и чудес. Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира, от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о происходившем у него там, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля – такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: " Аминь говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать, что вы слышите, и не слышали. Ваши очи блаженны, что они видят, и уши — что они слышат». Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла — без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстоя­ли у креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Сво­ей Деве Матери: " Се сын Твой". И еще к нему: " Се Матерь твоя". Он поручил их друг другу вместо Себя. И Он делает известным народу пред собо­ром богоборцев неоскверненное и чистое девство обоих. Говоря вкратце, Христос есть Царство Небесное. По Закону совершен и истинен Иоанн, как и должно думать тому, кто крестился в смерть Господню. Но Закон ничего не совершает (не де­лает совершенным) как сказал великий в Законе и возвышенный Апостол в Евангелии, будучи во всем искушен. В роде Его и в годах Его больший всех был Иоанн. Разве будет Божество о нем воз­ражать, когда сказало о нем к Соломону: " Такого как ты не было перед тобою, и после тебя не вос­станет подобного тебе"; а о Иоанне: " Ибо не вос­стал среди рожденных женами больший его". По Закону самый больший был и самым именитым. А больше всех — Апостолы. Ибо не сказал Иисус: " Не восстанет больший его", но что " не встал боль­ший его" — говоря, что " в годы его". Ибо прежде них Бог сказал к диаволу: " Внял ли ты твоим раз­мышлением о угодившем Мне Иове, что нет на земле человека подобного ему". И к Моисею ска­зал: " Большим всех людей я видел тебя, и обрел ты благодать передо Мною". И ибо велик был в годы свои Енох, преставившийся [в глубокой старости]. И правдив (праведен) в житии своем был Ной, который был сохранен в ковчеге, когда весь мир утонул. И велик был Лот, единственный сбереженный, когда сгорели пять городов Содома. Так и Иоанн Предтеча больший всех был, соглас­но Закону в делах (жизни) своих.

(200) Вопрос. О ком говорит Господь: " Аминь, говорю вам: есть из стоящих здесь, кто не вкусит смерти, пока не увидит Сына Человеческого, грядущего в славе Своей"? Некоторые говорят, что это об Иоанне Богослове сказано, что он не умрет до второго пришествия Христа.

Ответ. [Господь], обучив уже следующих за Ним учеников не обращать внимания на страсти и доблестно сопротивляться напастям, испытывая их помышления и находя еще неутвердившихся и двойственно размышляющих, решает налицо из­ложить чаемое, направляя их на подвиг и подстре­кая их обещанием долгого жития — на служение за нас до смерти от всей души. Он видел, что они не утвердились, что они еще как тростник, колеб­лемый ветром. Ибо без бед, без гонений, без уда­ров совратился от будущего и возлюбил серебро, нашествием самолюбивого духа погиб предавший Господа Иуда Искариот. И верховный Апостол, испугавшись рабыни Валилы, три раза с клятвою отверг Господа, хотя вскоре к нему и пришло ле­карство из слез. И, говоря кратко, когда Он шел на крестную муку, ими овладел дух страха. И всех он погнал в бегство. Бог попущает, чтобы одним Его словом побежал легион бесов. Это - чтобы уче­ники не уповали на себя. Но Он не велел, чтобы они погибли, пока они не проповедуют о Нем. По­этому Он и сказал тем, кто Его схватил: " Если вы Меня ищете, то отпустите их уйти". Он, зная на­перед их бегство и смятение, делает их твердыми тем, что обещает будущее, и немного обнажает им его, в малом все извещая. Этого они не смогли вместить в то время. Они забылись на земле — и едва не погибли. И Он, взяв через шесть дней Пет­ра, Иоанна и Иакова на вершину высокой горы, преобразился перед ними: «...и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», — говорит божественный Матфей. Здесь они и увидели, еще не вкусив смерти, Сына Челове­ческого во славе Его: как Он и обещал им раньше. Он обнаженным им явил Божество. И их поверг­нул, совокупно падших на землю, научая тем, что нельзя было вынести этого вида, что если бы Хри­стос пожелал явиться, как Он есть, то все тотчас же загорелось, не выдерживая этого вида. Как и воск от приближения огня погибает. [Потому] Он представил и Моисея и Илию. Оба были возвы­шенными старейшинами в праведниках; они бе­седовали с Ним, показывая, что Он владеет не толь­ко земными, но и невидимыми, и преисподними (нижними). И не только четверодневца, как Лаза­ря; или в тот же день, как сына вдовицы, но и за тысячу лет умерших. И тех, кто изначально, из­давна истлел, и рассыпался в прах, Он проявлени­ем воли ставит пред Собою живыми и здоровыми, имея на то силу. Он творит это до страстей и Вос­кресения, делая известным, что не благодаря тер­пению и мужеству Он удостоен иметь власть, ко­торая надо всеми; но что Бог всегда самовластен (имеет источник власти в Самом Себе). Поэтому и тех, кто различным образом закончил свою жизнь, Он ставит пред собою, показывая прежде гроба и Воскресения, что Он владеет живыми и мертвы­ми. Моисей общей смертью закончил свою жизнь; а Илия был как на небо невидимо на четырех ог­ненных конях перемещен из земной местности. Так что первого Он возвел из преисподних, а второ­го — во мгновение ока призвал от приявшего его места и перед Собою поставил. И еще: когда Он говорил с ними, — рассказывает великий Мат­фей, — вот, облако светлое осияло их, и голос был из облака, говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюб­ленный... Его слушайте». Отец Ему сквозь облако так говорил. Внезапно те из великих разошлись, а ученики пали, закрыв очи от нестерпимого гласа. Чтобы по достоинству в теле явился Единый Сын, присный, Возлюбленный, с Отцом той же приро­ды дружески беседующий. Подобает, чтобы одни служащие при божественном и царском престоле не прикасались ему, а другие со страхом предсто­яли и молчанием почитали престол. Поэтому, не вкусили смерти, ученики Господа, пока не увиде­ли Сына Человеческого во славе Его, не как Он есть, но как им было возможно (" якоже можаху"). И это только три прозорливца, большие в хорово­де святых. Ибо сказал Господь: " Есть некоторые из здесь стоящих — а не все — которые не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие". И его не­надолго увидев, через некоторое время окончили жизнь: Иоанн и все Апостолы и Пророки ушли из сего жития, кроме Еноха и Илии, которые во плоти живы доселе, но весьма вскоре и они умрут.

(201) Вопрос. Тогда как Господь говорит Пет­ру о Иоанне евангелисте, что " если Я желаю, то да пребывает до тех пор, пока я приду, что тебе до этого? " Он указует Иоанну, что тот будет жить до конца мира?

Ответ. Сам Иоанн истолковал это до конца в своем Евангелии: " И се сказал Он, говоря ему — то есть Петру — «Иди за Мною»". Но Петр обратил­ся и увидел ученика, которого любил Иисус, иду­щего за ним, который возлежал сверху груди Его, и сказал: «Господи! кто предаст Тебя!» Петр, уви­дев его, сказал Иисусу: «Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе... ты иди за Мною. Слово понес­лось между братиями, что ученик тот не ум­рет. Но Господь не сказал, что он не умрет, но если Я хочу, то он останется до тех пор, пока Я приду: что тебе». Потому что Он их оторвал от ловли рыбы и велел Петру идти за Ним, тем самым веля и его товарищу идти за Ним. Петр сказал Иисусу: " Сей для чего идет? " И ему повелел Иисус, оста­вив на рыбную ловлю, когда сказал: «если Я хочу», то он останется до тех пор, «пока Я приду, что тебе»?

(202) Вопрос. Мы молим узнать, как нужно по­нимать притчу о закваске? У нас был вчера изряд­ный спор об этом.

Ответ. Разумею, что слово о Боге в притчах (сравнениях) имеет два плана. Сначала мы должны узнать само то, что рассказано, а затем вывести смысл. Царствие Небесное подобно закваске, ко­торую взяв, жена мудрая положила в муку три меры, пока не заквасится все [тесто]. Думаю, что закваска — это учение и соответствующая ему вера. Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и говорит свя­той Апостол. Три меры муки — три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз произош­ли все народы, которые теперь собраны в Церкви, и начало проповедания для них — вера. С заквас­кой смешалась вся мука чужих народов — три умо­постигаемые меры, родившиеся от Ноя, смешались для благочестия. Но сказанное и иначе осмысля­ют, под закваской разумея честное и святое Тело Бога Слова, которое Он Себе созиждил в утробе Приснодевы, без семени облачившись [в Нее] и смешавшись с душою и телом. И не только это, но и жена мудрая прекрасным образом понимается как святое, живое и гармоничное Слово Божие, на­званное в женском роде. Ведь " Христос — Божия сила... и Божия премудрость" — как сказал боже­ственный Апостол. Три меры муки: первая — это вся человеческая природа, вторая — смерть, а третья — ад, в котором скрылось Божие тело по погребении, смешавшись для Воскресения и Жиз­ни. Послушай и другое, что три меры: Крещение, Евангелие, Таинства. И по-другому понимается: Апостолы, Пророки, учителя. И еще по-другому: настоящее, прошедшее, будущее. Ибо воплотивше­еся Слово не только для живых сотворило пользу, но и воскресило до этого взятых смертью и даро­вало надежду воскресения и [вечного] жития нам и нашим потомкам, ради которых всех Он воскрес из мертвых, и совоскресил с Собою, и Сам взойдя на небеса, их — живых — переселил на место, где Енох и Илия продолжают жить и не умирают.

(203) Вопрос. Мы никогда не можем насы­титься толкованием Священного Писания, но все­гда желаем слушать его. Объясни нам притчу о мреже, которое много и для себя собирает выго­ды, и нам пользы. Ибо говорит Господь: " Блажен, кто сотворит и научит одной из заповедей этих". И, напротив, того, кто молчанием похоронил дан­ный Им талант слова, Он не забыл, не оставил без мучения.

Ответ. Я думаю, что эта притча братски от­носится к предыдущем вопросу и ответу. Царствие Небесное подобно мреже, заброшенной в море и собиравшей от всякого рода. Когда мрежа напол­нится, ее вытаскивают на борт и, сев, бросают хо­рошую рыбу в ведра, а худую — выбрасывают вон. К Евангельскому учению Господа, сказавшего: " Пойдите за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков", — я думаю, можно применить образ мре­жи, с помощью которой Апостолы были ловцами бессмысленных рыб, сплетая и сшивая огромные сети из Ветхого и Нового Завета. Они опустили их в жизнь эту, как в море, вместо бессмысленных ловя мыслящих, так и теперь последователи Апо­столов собирают от всякого рода — и лукавых, и благих. Праведников и грешников они ловят бо­жественной сетью проповедания, невредимо при этом проходя по морю [жизни], богоносимы Пи­санием и Духом. Во множестве тела попадают в сети; великий в пророках Исайя более чем за пять­сот лет возвестил: " И будет тогда жить волк с ягненком, и рысь лежать рядом с козой, и волк и мед­ведь купно есть с волом траву (плевы), и теленок и лев вместе пастись, и Отрок младой поведет их". Нераздельный обозначается духовный собор: ибо вместе в нем питаются в Духе хищники и убийцы, кроткие и страшные, предводительствуемые ма­лым Отроком. О Нем и в другом месте сказал тот же Пророк: " Отрок родился у нас Сын, и дарован нам, и нарицается имя Его Бог крепок Владыка". А когда наступит время конца [мира], то вытащат сеть на борт, и по велению Христову вместе с Ан­гелами сделают различение в этом сонме, отделяя грешников от среды праведников.

(204) Вопрос. Что знаменует Господь, когда ве­лит Петру идти, и бросить сеть, и раскрыть рот пер­вой вытащенной рыбе, и найденные деньги отдать за Себя и Петра тем, кто требует налог и оброк?

Ответ. Думается, что и это не лишено смыс­ла, ибо деньги повелено Петру вынуть изо рта рыбы, выловленной из глубины сетью нашего об­раза. Мы лежим как на глубине жизни этой, на­крытые страстями в потоплении волн греха. Если толкование не таково, то это — мы во владении смерти, в аду. Господь возвращает человека к пер­воначальному образу, повелевая отдать деньги за Себя и за Петра. Господь был человеком, уподо­бившимся нам, во всем подчиняясь нашим обыча­ям, но только оставаясь неподвластным разруши­тельному злу и не подпадающим бедам. Отдавая за Себя и за Петра статир, Он добровольно «стра­дает» за Церковь. Ибо Он сказал тому: " Ты — Петр, и на этом камне я возведу Мою Церковь", — Сам ее наставляя (возводя). Ибо вознаграждение для душ — Божественное наставление, камень кото­рого во главе угла — это Владыка всех Христос, о Котором сказал божественный Песнопевец: " Для иудеев Закон был во главе угла". И еще он же ска­зал от лица Господа: " В начале Писаний написа­но обо Мне", — Иоанн явным образом возглаша­ет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», Который соединился с плотью, и Собой наставляет нас, и тем, что сказал о рыбе и о статире. Он повелевает не противиться ни царю, ни князю, ибо тот со своей стороны отдает тебе повеления — без подлости, но по закону давать налог, вместе с собой возвещая этим и Бога. Отку­да бы Он знал, если бы Он был человеком (как говорят без ума богоборцы), что рыба в пучине имеет статир во рту. Что статир лежит не во пло­ти, но во рту. И затем: что она первая попадет в ловле таким образом, что она предупредит дру­гих быть пойманной. Это точно принадлежит Богу: предсказать уловление той рыбы, которая Держит деньги во рту. Если говорить более реа­листически, то невидимой Божией силой рыба ве­лась силой Того, Кто в древности повелел киту при­ять Иону и без вреда сохранить его три дня на глубине, чтобы затем целым и здоровым извергнуть на сушу. Если рыба взяла статир, который лежал на глубине, и первая, без споров, [сделала то, что] прорек Бог; и рыба, несшая что-то, первая была уловлена из всех своих сродников, то скорее и ис­товее во время нужды твоей Тот, Кто составил от небытия все и сотворил статир, и вложил [рыбе], и пригнал к рыбаку: вполне искушенно Петру по­велел забросить в море удилище. О Нем царь и бо­жественный Песнопевец сказал: " Бог наш на небесах и земле, в море и во всех безднах. Все, что пожелал, сотворил".

(205) Вопрос. Чего ради Господь иссушил и проклял смоковницу, что она не будет иметь пло­да вовеки? Ведь это не лишено какого-то разумно­го смысла?

Ответ. Господь не просто так проклял и ис­сушил растение. Он желал наставить тем самым богоборный народ иудеев, что может и поступать властно, но, как благой, Он этого не желает. Ни разу не видели Его гневающимся, и мыслили, что Он благодетель, помогающий ненасильно: но на примере бездушной вещи Он попирает собор без­божников, показав, что и властвовать Он может. Но Он скорее терпит, поскольку иссушает лишен­ную души смоковницу, чтобы испугался безбож­ный народ. Господь проклинает ее бесплодием, видя их бесплодие и запустение, предупреждая, что не останется камня на камне. Смоквы не имеют природных плодов, как и народ Закона. Неодушев­ленная, безбожная, мучается, чтобы принести плод веры. Все понимают, что Тот, Кто от самой утро­бы и от младых ногтей живет в Царстве, Тот не разбирается в земных делах, что смоковницы зи­мой не плодоносят. Но, как я сказал, это было рас­тение для притчи. Ради многих в первую очередь было показано, что грешники и здесь могут быть покараны, но Господь скорее удерживает приме­нять силу, допуская покаяние каждого. Как сказал божественный Песнопевец: «Бог — судия правед­ный, [крепкий и долготерпеливый, ]» и гнева не не­сет во все дни. Если не обратите оружие свое вспять, то будет вам отмщено мучительной силой. Богу воистину принадлежит иссушить зеленое де­рево; сделать зеленое дерево сухим. Как сказал Иезекииль, зритель Херувимов: " Иссушивший смокву повелением". И то было за тысячу лет до Его рождения во плоти. И неодушевленный посох, который Моисей держал в руке, внезапно был пре­вращен в одушевленного змея, убоявшись вида ко­торого, попытался чудотворец бежать прочь, если бы тотчас отбросив его, обратив, опять показал посохом, спрашивая: «Что у тебя в руке?» Он от­вечал: «Посох». И сразу [раздался опять] Божий глас: «Брось его на землю». И на земле была уже брошенная змея, которая поднималась на того, кто ее бросил, и Моисей отскочил. Сказал к нему Бог: " Протяни руку твою и возьми ее за хвост". Когда Моисей это сделал, в тот же миг животное превра­тилось в то, чем было прежде. Подобно обуздав­шему звериное начало, [Христос победил смерть], когда Он сказал о Лазаре: " Развяжите от погребаль­ных пелен и пустите его идти". Кто еще может здоровым сделать уже распадающегося и смердя­щего человека, который уже вкусил смерти. Так и сухой и безлиственный посох Аарона был без сока, без влаги, не был посажен в землю, но за одну ночь произвел листья и семена, даруя Аарону знамение священства. Сам Бог окружил посох листвой, по­сох, который не был посажен, был сам по себе: про­зябнет ибо посох от корня Иессея. Человек по име­ни Иессей приходился отцом великому Давиду: ибо необходимо, чтобы одушевленный корень проразумел и одушевленный посох (ствол). Об этом Посохе сказал великий Исайя. Это открывая, богоносный Апостол явным для всех образом вопи­ет: " У меня есть Святитель великий, прошедший небеса". А Он идет в Иерусалим, чтобы вскоре при­нять добровольное распятие за нас, и простым сло­вом внезапно Он высушил это растение, являя тем самым, что Он есть Тот, Кто повелел этому дереву прорасти. Что Он и мог бы приказать дереву Крест­ному стрясти пригвожденных. Но Бог терпит пригвожденность, как человек, плотью. Когда они шли в Иерусалим, то Иисус на пути взалкал, и увидев смоковницу, подошел к ней, ища плод, и не нашел [его]. Так говорит Евангелист. Это можно обсудить и разуметь так. Путь — это житие сие, по которо­му живое и святое Слово, став подобно нам пло­тью, ходит всюду, и обходит местности, везде пре­бывая Божеством, в умопостигаемом смысле алча спасения всех людей, более всего иудеев. Он по­дошел к смокве, то есть к иудейскому народу, ища плод — сладкое плодоносье у невидимых, ум­ственно понимаемых смоковниц от Закона и про­роков: собрание Божественных заповедей, подоб­ных зернам, лежащим в смокве, вкушая от которых душа испытывает наслаждение. Однако Иисус не нашел плода на ней, но только листву книг Закона и пророков. То же самое Иудеи, которые тем са­мым, что преступили Божественное, обратились к бессмысленности, прямо как листва смоковниц, безопасно попираемая. Ибо убившее Господа со­брание — это имеющий Писание скот. Оно убило Царя, а почтило воина, которым оно было взято в плен много раз, став рабом и данником римлянам; оно Писание почитает, но не понимает его; оно имеет у себя книги, а дел не делает; оно имеет За­вет, а не имеет Причастия. Христос, не желая на­зываться мужем их церкви, когда они сотоварищи кумирам, сказал через пророка Осию: " Это не Моя жена. И Я не муж ее". Другой из святых называет причину: «" Они не остались в Завете Моем. И Я отошел от них" — говорит Господь Вседержи­тель». Бесплодная смоковница не причастна смок­ве, тем более собрание иудеев, которое по причи­не любодеяния отметает слово-смысл благочестия, и потому Закон отверг ее причастности.

(206) Вопрос. Так как мы не можем насытить­ся твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: " Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелю­щих на жерновах — один будет взят, а другой ос­танется".

Ответ. Деление надвое, показывает, что имен­но осуществится во время воскрешения и второго пришествия. Ибо с полем сравнивается весь мир. Сам Господь сказал в другом месте Евангелия, что поле — это весь мир, а жнецы — Ангелы. Жерно­вами же обозначено неостановимое вращение жи­тия, и полная смут деятельность в нем — как жернова вертятся всегда. И мы непрестанно изме­няемся, и до остановки в нас меняются различные образы, но мы мелем в них, а скорее мелемся, од­них берут, а другие остаются, как [и] явно. От Ада­ма до сегодняшнего дня мелют, при этом одних уводит смерть, а другие остаются здесь. И во вре­мя конца то будет, что одни как раз к этому момен­ту умрут, а другие останутся, и в мгновение ока за нераздельное время прибавятся к нетлению. Как сказал возвышенный проповедник Апостол: " Я го­ворю вот вам тайну, все мы не умрем, но все изме­нимся в нераздельности в мгновение ока, когда последний раз протрубят". Таким образом те, кто теперь умирают, как бы забираются жерновами, а прочие остаются. Ибо всех зовет, будя, Божия тру­ба, всех усопших от века. Тотчас правдивый и не­преклонный Господь будет председательствовать и судить, каждому воздавая по достоинству сотво­ренного им. Как сказал божественный Апостол: " За терпение, благие дела..."

(207) Вопрос. О чем говорит Давид: " Угли воз­горелись от Него"?

Ответ. Священное Писание многократно на­зывает Божество нематериальным огнем. Ангель­ские хоры и души праведников разгораются от при­ближения к Богу; и уместным образом они здесь именуются углями, ибо они сияют в мире как све­тила, стяжав живое Слово. Мы знаем, что у огня два действия — жечь и светить. То, что лениво (т.е. трухляво), огонь жжет без страха (без всякой опас­ности для себя); огонь и весьма очищает, сжигая то, что в него попадает. А если удалиться от него на достаточное расстояние, то огонь светит. Мно­го раз мы научены, что люди, искусные во враче­вание, прижиганием успокаивают [организм] от неисцелимых [до этого] страданий. Так и Бог не губит, но обновляет и очищает от нечистоты гре­ха, если с помощью покаяния обратится к враче­ванию тот, кого держит страсть. А если он боль­ным уйдет из этой своей несчастной жизни, то он будет гореть и не сгорать, мучимый Божиим ог­нем, будучи уже в бессмертном и нетленном теле. Ибо подобает тленному человеку облечься в не­тление, и смертному облечься в бессмертие, что­бы каждый принял соответственно силе, как он сотворил телом, по словам возвышенного Апосто­ла. Здесь — врачевание, там — ответ, здесь — здо­ровье, там — муки, здесь — Божие долготерпение, там — неизбежное для исправления наказание.

(208) Вопрос. Как должно разуметь секиру упомянутую в Евангелии, что ссекает бесплодные деревья?

Ответ. Иоанн видел иудеев бесплодными и изволил приравнять их к бесплодным деревьям. А ответствовал о секире, при корнях лежащей, — это о различающей внезапной остроте живого слова, каковой остротой каждое дерево, не творящее доб­рого плода, срубается и кидается в огонь. К этому же относятся и слова божественного Апостола, ко­торый говорит: " Живо слово Божие, действенно, и острее любого обоюдоострого меча", — назы­вая секущую силу проповеди.

(209) Вопрос. Что обозначает Господь, когда говорит: " У Него лопата в руке Его. Он истребит гумно (ток) свое, и пшеницу соберет в амбар, а пле­велы сожжет огнем неугасимым".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.