Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ноября - страдания святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

 

Во время царствования Диоклитиана и Максимилиана жили в пустынном месте близ города Едеса два правоверных и добродетельных мужа – Гурий и Самон. Они оставили город и удалились от неверных людей. Единому приблизились Богу, веровали в него и работали Ему усердно день и ночь, в посте, молитвах и хранении святых Его заповедей. Но не только сами верно работали Богу, но и других наставляли, много неверных обращали от идолопоклонения к Истинному Богу.

Узнав о них, правитель города Антонин приказал взять их и всех последователей их учения, да повинуются царскому повелению: принесут жертвы идолам. Но ни один не захотел быть отступником Господа своего. Тогда оставил Гурия и Самона на истязание, а всех, наказав ранами, отпустил. Начал их прельщать словами, уговаривая, отступиться от христианской веры, устрашая смертью. На что отвечали праведники, что не отступятся правой веры, ожидая жизнь бессмертную, а если исполнят царское повеление, то не убиты, сами погибнут. И брошены были в темницу. Затем выведены из нее и представлены пред судьей, который приказал им принести жертву идолам, претя многими различными, ухищренными муками. Отвечали ему на это, что боятся огня неугасимого больше, чем мук, которых перечислил: тело только может убить, а душу не вредит и только очищается и просвещается от мук тех. Видев их мучитель непоколебимых в вере, обратился к мучительству: повелел по одной реке от каждого связать и повесить, а к ногам тяжкий камень привязать. И оставлены были так на пять часов, после чего вновь исповедали единого Бога. Тогда брошены были в темницу, где не было света дневного, забили им ноги в дерево и прибыли в иной темнице с 1 августа по 10 ноября, терпя голод и жажду благодаря Бога. После были выведены на суд, где вновь судья начал их уговаривать почтить идолов своих, на что отвечали святые: «Не отступим от Господа нашего Исуса Христа». Повелел судья отвести в темницу св. Гурия, как больного, надеясь, в дальнейшем из-за телесной немощи приклонить к злочестию своему. А св. Самон был повешен вниз головой за одну ногу, а к другой привязали тяжкий груз. И висел так 7 часов, молясь ко Господу. Когда был отвязан мученик, то не смог стоять на ногах, потому что суставы и в коленях, и бедрах вывернулись, и отнесли его в темницу к Гурию.

15 ноября повелел мучитель привести Гурия и Самона и стал спрашивать, что избрали жизнь или смерть, исполнят ли повеление царское? Отвечали мученики, что лучше принять смерть Христа ради, чем жизнь суетного ради мира. И, когда начал опять убеждать их поклониться идолам сказали: «Не нужно много слов, твори, что хочешь, а мы рабы Единого Бога, Господа нашего Исуса Христа, Ему Одному кланяемся». Тогда приказал судья отсечь им головы, услышав это, возрадовались мученики, что скоро разрешатся от тела и пойдут ко Господу своему.

Отвезены были за город, попросили время для молитвы, помолившись прилежно, приклонили головы свои под меч. И так течение свое скончали, отдав души свои Господу. Тела их были погреблены христианами.

Спустя несколько лет нечестивый царь Ликиний вновь воздвиг гонение на христиан и бесчисленное множество их различными погубил муками.

Тогда в том же городе Едесе, где пострадали св. мученики Гурий и Самон, дьякон Авив учил людей благочестивой вере, многих от неверных ко Христу обратил, верных же Богоугодно жить увещевал, старался умножить св. веру и где не мог явно, там тайно расширял. По приказу правителя взят был воинами и приведен к нему, который стал приклонять его к идолослужению. Но Авив был как столб непоколебимый и стена нерушимая во исповедании Христовом крепко пребывал. Не смог мучитель словами его к нечестию своему привести, начал мучениями принуждать. Повелел повесить его и железными ногтями тело строгать. Затем снова уговаривал святаго принести жертву идолам. Видя, что не может доброго страдальца отлучить от Единого Истинного Бога, осудил сжечь его огнем. Провожали святаго на место сожжения мать его и родственники, которых он утешал, что б ы не скорбели о нем, а радовались, что идет он предстать Христу и молить Его будет о них. Пришел к огню, помолился довольно и вошел в огонь, предав дух свой Господу. Когда угас огонь мать с верными увидели тело святаго неповрежденно огнем и погребли его при гробе св. мучеников Гурия и Самона. В тот же день спустя 16 лет, в 322 году и св. Авив пострадал. Когда прекратилось гонение и благочестие воссияло, создана была церковь во имя трех св. мучеников и положили в ней святые мощи их, источающие исцеление больным и творились многие чудеса.

Вот одно преславное чудо. Однажды нечестивый варварский народ, живущий на востоке Персии, пошел войной на греческое царство и многие города завоевал. Подошел и к Едесу, хотел взять его и держать в осаде. Были посланы греческим царем воины на помощь городу и пребывали в нем время довольно защищая его от варваров. Был в греческом воинстве некий воин родом Готфянин и жил в доме целомудренной вдовы Софии, которая имела единственную дочь именем Евфимия, хранила её как зеницу ока она, благим нравам и страху Божию учила она. Старалась не показывать её людям, потому что очень красивая была, хранила её, особенно от мужских глаз. Долго был в доме вдовы Готфянин и однажды увидел он отроковицу, и удивился красоте её и думал не переставая как бы её прельстить. Начал уговаривать мать отдать дочь свою в жены ему, а сам имел жену и детей. Мать отказывалась, говорила, что одна у неё дочь, не отдаст она её и землю чужую, в печали великой жить будет, не видя её. Он же разгневался на неё и начал грозить её, что если не отдаст дочь, то наведет на неё беды и пакости сотворит. И не отступал, то угрозами, то ласковыми словами, то подарками дорогими старался получить желаемое. А она подарки не принимала и его отвергала. Однажды сказала ему, что он имеет жену и детей в своей земле. Он же Божия страха не имел, начал клясться, что не имеет жену, но дочь её хочет иметь и сделать госпожею всему имению, был богат. Вдова та поверила лживому воину, клялся он и Бога в свидетели призывал, что не имеет жены и отдала дочь свою Евфимию. Воздев руки свои к Богу и сказала: «Ты, Владыко, Отец сиротам и судья вдовицам, призри милостивно на создание Твое и не остави отроковицы сей, отдаю дочь мою человеку странному».

Совершили брак, жили в мире, и зачала отроковица плод, и прежде, чем родить ей, отступили от города враги. Не смогли пленить его, воины защищали крепко, а наибольше же защищали город молитвы святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Стали возвращаться в дома свои воины. Готфянин тоже стал собираться в свою землю. Мать рыдала неутешно, не хотела отпускать дочь свою, но не могла расторгнуть супружеского союза. Перед тем, как отправиться им в путь, повела их в Церковь святых страстотерпцев Гурия Самона и Авива и поставила их пред ковчегом святых мощей и сказала зятю: «Дай мне поручников сих святых, за Христа страдавших, возмись за ковчег их и клянись, что не сотворишь зла дочери моей, но в подобающей ей чести хранить будешь.» Готфянян же, считая это малым делом, сразу же взялся за ковчег и клялся, что она просила, ещё и Богом клялся беззаконный, и не боясь и не думая, что Бог отмщений Господь воздаст ему по делам его и по лукавствию его погубит его. Мать услышав клятву зятя своего воскликнула к святым мученикам: «Вам, о, святые мученики, дочь мою вручаю и через вас отдаю этому человеку». Помолились и разошлись: вдова вернулась в дом свой, а готфянин с Евфимией пошли в путь. Имел он раба, отпустил его т себя, что бы тайна его не открылась в доме его.

Подходили близко к дому Готфянина и стал он как враг, с лютой ненавистью к отроковице, забыв любовь к ней и клятвы. Совлек с неё одежду дорогую и одел грубую, как на пленницу, и, обнажив меч сказал: «Если хочешь живой быть, то войдя в дом ни говори ни кому, что между нами было, но говори, что пленница, я имею жену и детей, ты же раба жене моей будешь, а если кому скажешь, что в жены тебя взял, то меч этот в шее твоей будет и горько умрешь». Увидела и услышала сие отроковица пришла в ужас и сожалела о себе. Возвела очи свои к небесам из глубины сердечной воздыхала и рыдала, призывая Господа и мучеников Гурия Самона и Авива в помощь себе. Так горько рыдая в тайне сердца своего к Богу молясь, вошла в дом Готфянина.

Жена же его, видя красоту лица её смущена была ревностью и спрашивала мужа об отроковице. Он отвечал ей, что пленница есть и раба её. Евфимия из-за страха ни смела ни чего сказать и служила ей, как раба госпоже своей. Ведая, что ни кто не может её избавить от бед таких, имела всегда во уме святых мучеников и со слезами им молилась и просила помощи. Госпожа же мучимая ревностью была жестока и люта на отроковицу, самую тяжелую работу заставляла делать её. А когда увидела что не праздна она, ещё более восстала яростью на нее и тяжким трудом хотела уморить её. По прошествии некоторого времени родила Евфимия сына, лицом подобие Готфянин, жена увидя это пришла в ярость и обличил мужа своего. Он же клялся ей, что ни когда не познал её. Сказал жене, что имеет власть над рабой своей и что хочет, то и творит с ней. И решила она уморить отрока. Приготовила яд смертный и влила его в уста отрока, и сразу же умер он. Мать, увидев мертвого ребенка, терзалась сердцем своим от жалости и горкой печали. Увидела, что яд бежит из уст отрока, подумала, что госпожа виновна в его смерти, потому что говорила, что погубит их смертью. Взяла кусочек волны и вытерла яд, текущий из уст и спрятала у себя.

После нескольких дней, созвал Готфянин друзей на вечерю, и отроковица служила им. Когда пришло время подать чашу госпоже, тогда она, желая узнать истину об отравлении отрока своего, взяла волну и омочила тайно её в питие и подала госпоже. Она выпила из чаши той и ночью умерла: впала в ту яму, которую сама сделала. Утром Готфянин увидел жену мертвую, ужаснулся о смерти её, собрались все родственники и друзья плакали по ней, сделали гроб и положили её в нем. Прошло 7 дней и родственникам её пришло на ум, что виновата во внезапной смерти умершей – пленница, приведенная от Едеса. Составили беззаконный совет: погрести живую Евфимию с мертвой вместе. Открыли гроб и посадили отроковицу к трупу смердящему, червями уже кипящему гниющему, что бы там умерла, и привалили камень великий и стражу поставили.

Кто может вы сказать бывшую тогда отроковице той скорбь и печаль, боязнь и трепет, страх и ужас, рыдание и плач, да помыслит кто какой страх и беда живому во гробе со смердящим трупом затворенному быть, от мертвеца страх, от трупа смрад, тьма и теснота гробная и черви вокруг, живая смерть и мука неизреченная. В той тесноте возопила в горести сердца своего Ефимия к Богу от гроба прилежно, как когда то Иона пророк от чрева китова, призывая святых мучеников Гурия Самона и Авива поручников матери её от Готфянина врага её. Молящейся в горести души явились три светоносных мужа, как три солнца сияющие святые мученики Гурий Самона и Авив и сразу же смрад гробный исчез и благоухание разлилось. Сказали ей святые: «Дерзай дщи и не бойся, скоро обрящешь спасение». Усладилось сердце её от пресветлого святых видения, радости исполнилась и сладким сном уснула. Спящею взята была от гроба невидимой и всемогущей силой Божией и во Едес в церковь перенесена. Возбудилась от сна и увидела святых мучеников говорящих к ней: «Радуйся, дщи, и познай где ты ныне, вот исполнили, что обещали, иди с миром к матери своей» и не видимы были. Отроковица же познала, что в церкви находится поручников своих, святых страстотерпцев Гурия Самона Авива, обрадовалась несказанно и обняв ковчег со слезами благодарила Бога и святых его за таковую милость к ней. Услышал пресвитер слова и слезы её, стал спрашивать её: кто и чего ради плачет? Она же ему все подробно рассказала о беде своей и спасении чудесном. Услышав сие, удивился великой Божией силе, однако еще не веря всем её словам, послал за матерью. Мать ничего не зная, пришла и увидела свою дочь в грубую одежду одетую, обняла её и плакали обе долго не могли от слез слов сказать. Не скоро утолив рыдание слезное спросила мать: как оказалась здесь. Дочь все рассказала, как спасена и перенесена из гроба явлением святых мучеников Гурия Самона и Авива. Все слышавшие о чуде таком удивлялись и прославляли всемогущую Божию силу и милость. Упала мать пред ковчегом святых мучеников и громким голосом возсылала благодарение Богу и святым Его. И пребывала весь день тот в церкви, молилась и благодарила Бога и ковчег святых мучеников любезно и усердно обнимала и лобызала. Утром прошел слух о чуде том по всему городу, и собирались в дом вдовы родственники, соседи, горожане и от всех хвалимо было имя Господне и св. мучеников помощь прославлялась.

Сотворил же Бог отмщение клятвопреступнику тому Готфиняну таким образом. Через несколько лет вновь враги пошли войной на землю ту и хотели взять Едес. Того ради опять греческое воинство было послано на помощь городу. Пришел с воинами и Готфянин, не зная о сотворившемся чуде, думал, что Евфимия умерла в гробе затворенная. Пришел, не стыдясь в дом к вдове, как к теще своей. Она же укрыла дочь свою, приняла его как зятя, собрала родственников и соседей, и начала спрашивать о дочери своей. Он отвечал ей, что Бог молитвами ее помог им дойти благополучно, родила Евфимия отрока и здраво живет, и целует ее, и в удобное время придет с отроком навестить ее. Услышала мать те слова воскликнула в гневе: «Льстивый лукавый убийца, куда дел дочь мою»? и вывела Евфимию, поставила ее пред убийцей спросила: «Знаешь кто это и где затворил ее, клятвопреступник и смерти предал ее?» Он, услышав все и увидев Евфимию, испугался и был безмолвен, не мог открыть уста свои, был как мертвый. Взяли его бывшие там и закрыли под стражу. Мать и дочь написали все случившееся и отдали епископу города. Епископ взял клир свой и пошел к воеводе греческому и повелел прочесть писание вдовы и дочери. Все были в ужасе и страхе, удивляясь чуду преславному св. мучеников. По приказу воеводы привели Готфянина и вновь прочитали написанное во услышание всем, собралось очень много народа. И спросил воевода Готфянина: «Истина есть написанное?» отвечал он: «Да, истина, нет лжи в этом». Тогда сказал ему воевода: «Окаянный убийца, как ты не убоялся Бога ни суда Его страшного, ни клятвы устрашился, при ковчеге св. мучеников сотворить их поручников и обещаний твоих сделал», и повелел мечем отсечь голову, а тело огнем сжечь. Боголюбивый епископ Евлогий много молил воеводу, что бы не губил смертью Готфянина, оставил его живым, да прославляет величие Божие. Воевода отвечал: «Боюсь помиловать такое зло сотворшего, да не прогневаю св. мучеников, их же клятвопреступник этот приобидел». И усечен был Готфянин, но по молению епископа тело его было погребено в земле. Так принял отмщение окаянный тот человек. Бог же во святых своих прославляется, Ему же и от нас грешных буди слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веком. Аминь.

 

По материалам Четь – Минеи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные принципы работы распределенной системы с совместно используемой памятью страничной организации. | Артист Малого театра - Петр Абрамов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.