Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственная (преддипломная) Практика






Цели и задачи производственной (преддипломной) практики

Цель практики: закрепление расширение знаний, полученных студентом в процессе обучения, на основе изучения работы предприятий, организаций, фирм и т.д., на которых они проходят практику, а также овладение функциональными навыками логистической деятельности и передовыми методами логистического менеджмента.

Задачи практики:

− определение статуса предприятия, особенностей его деятельности, положения на отраслевом рынке, анализ финансового состояния предприятия;

− исследование организационной структуры предприятия, функций служб логистики, системы управления логистической системой предприятия;

− изучение содержания видов логистической деятельности, осуществляемых на предприятии, специфики логистики на конкретном предприятии;

− исследование логистической системы предприятия, логистических систем, включающих предприятие;

− изучение организации производства, снабжения, сбыта, грузовых перевозок, а также движения и хранения товаров на предприятии;

− исследование аналитической и плановой деятельности предприятия в области логистики;

− анализ структуры, состава парка транспортных средств, складского и других видов оборудования, используемых на предприятии для выполнения отдельных логистических операций;

− изучение применяемых на предприятии информационных технологий, программного обеспечения для управления логистической деятельностью;

− анализ эффективности логистической деятельности предприятия; выявление резервов повышения эффективности;

− анализ профессионально-квалификационной структуры персонала службы логистики;

− исследование корпоративной культуры предприятия

Содержание производственной (преддипломной) практики и методические указания по сбору материала

 

При прохождении производственной практики студентам необходимо собрать данные о деятельности предприятия следующего характера:

1. общая характеристика предприятия;

2. положение предприятия на отраслевом рынке;

3. финансовое состояние предприятия

4. организационная структура предприятия, место службы логистики в оргструктуре предприятия;

5. общая характеристика развития логистики на предприятии;

6. подробная характеристика одной-двух логистических функций, выполняемых на предприятии;

7. структура и состав основных средств, используемых для выполнения отдельных логистических операций;

8. информационные технологии, применяемые для управления логистической деятельностью;

9. результаты анализа эффективности логистической деятельности предприятия;

10. профессионально-квалификационная структура персонала службы логистики и формы оплаты труда;

11. корпоративная культура предприятия;

 

Общую характеристику предприятия целесообразно сформировать по следующим пунктам:

− история создания и развития предприятия;

− организационно-правовая форма;

− местоположение;

− общественное мнение, имидж;

− обязательства перед обществом;

− обязательства перед сотрудниками;

− обязательства перед акционерами.

Целесообразно также изучить формы плановых и отчетных документов, обратив особое внимание на формы государственной отчетности.

При анализе положения предприятия на отраслевом рынке необходимо собрать следующую информацию о предприятии:

− основной вид деятельности;

− номенклатура выпускаемой продукции, оказываемых услуг;

− характеристика грузовых (товарных) потоков по годам, месяцам, дням;

− характеристика погрузочно-разгрузочных пунктов;

− география рынков сбыта продукции (услуг);

− наиболее крупные поставщики;

− основные потребители продукции (услуг);

− основные конкуренты;

− конкурентная стратегия предприятия;

− наиболее актуальные проблемы;

− перспективы развития.

Анализ финансового состояния предприятия выполняется путем сравнения за ряд лет следующих показателей:

− прибыль до налогообложения;

− валовая прибыль;

− себестоимость производства продукции (услуг);

− рентабельность производства, основных фондов;

− коэффициенты ликвидности и т.п.

Эти данные можно получить из отчетов предприятия или из бухгалтерских балансов. При нежелании работников предприятия предоставить эти данные студенту оценка финансового состояния производится экспертно.

Изучение организационной структуры предприятия включает:

− исследование структуры управления предприятием;

− определение состава и функций основных производственных подразделений;

− определение взаимосвязей подразделений предприятия;

− анализ положений о подразделениях и должностных инструкций работников.

При изучении организационной структуры предприятия следует определить место службы (отдела или отделов) логистики предприятия, ее основные функции, численность персонала, занятого в службе логистики предприятия, распределение обязанностей между ними.

Давая общую характеристику развития логистики на предприятии, следует проанализировать:

− ключевые и поддерживающие логистические функции, которые выполняются на предприятии;

− функциональные области приложения логистических действий (операций и функций), которые выделены на предприятии;

− состав логистических цепей, которые выстраиваются на предприятии для доведения партий продукции до потребителей;

− логистическую систему предприятия или логистические системы, в которые включено предприятие.

Если на предприятии создана логистическая система, и оно является «хозяином» этой системы, то следует рассмотреть особенности логистического администрирования на предприятии.

В ходе прохождения практики на предприятии студенту необходимо дать подробную характеристику одной-двух логистических функций, выполняемых на предприятии. Выбор логистических функций осуществляется в зависимости от профиля предприятия, его отраслевой принадлежности, особенностей его производственной деятельности и доступности информации для студентов. Ниже приводится примерный круг вопросов, которые могут быть рассмотрены при анализе логистической деятельности предприятия.

Характеризуя логистическую функцию «управление закупками материальных ресурсов», следует обратить внимание на следующие вопросы:

− как осуществляется планирование и контроль поступлений материальных ресурсов (МР);

− как организуется закупка МР, как выполняется выбор поставщика, и согласуются условия договора с поставщиком;

− как организуется доставка закупки на предприятие.

Для характеристики логистической функции «управление процедурами заказов» следует рассмотреть, как на предприятии производится

− прием заказов, предварительная обработка информации и финансовых потоков, и передача заказа;

− конфигурирование заказа;

− размещение заказа;

− ведение документооборота при обработке заказов;

− выбор вида транспорта и перевозчика для доставки заказа потребителям;

− разработка графиков отправки заказов;

− послепродажный сервис.

Для характеристики функции логистики «поддержка производственных процедур» необходимо рассмотреть логистическую деятельность в производстве:

− как производится планирование потребности в МР, незавершенном производстве (НП), готовой продукции (ГП) внутри производственного цикла и складской системы производственного предприятия;

− как определяется и контролируется время технологического цикла;

− как определяются и оптимизируются операционные логистические издержки в производстве ГП;

− как организуется работа внутрипроизводственной складской системы и внутрипроизводственного транспорта предприятия;

− как производится оптимизация и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и технологическом процессе производства;

− как осуществляется внутрипроизводственное распределение МР, НП и ГП;

− какая информационная и техническая поддержка применяется для обеспечения процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;

− как организовано использование вторичных МР, потерь от брака, отходов производства.

Характеризуя управление распределением продукции, следует обратить внимание на следующее:

− как построена распределительная сеть;

− как осуществляется координация и интеграция взаимодействия звеньев распределительной сети;

− как производится физическое распределение в распределительной сети;

− как осуществляется управление качеством логистического сервиса.

Для характеристики логистической функции «управление запасами» следует проанализировать

− как определяется потребность в МР в целях создания запасов;

− какая система управления запасами выбрана на предприятии;

− как определяются характеристики поставок;

− как осуществляется контроль запасов.

Характеризуя логистические функции «складирование» и «грузопереработка», необходимо рассмотреть

− как сформировано складское хозяйство;

− как организован процесс грузопереработки на складе;

− как организовано управление логистическим процессом на складе.

Для характеристики логистической функции «транспортировка» важными являются следующие вопросы:

− организация транспортировки;

− управление транспортным процессом;

− обеспечение транспортировки (обеспечение программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, страхование транспортных рисков, таможенное оформление грузов, планирование инвестиций в транспортную инфраструктуру подвижной состав).

Анализ структуры и состава основных средств, используемых для выполнения отдельных логистических операций, следует проводить следующим образом:

− определить состав активных и пассивных производственных фондов, используемых для выполнения отдельных логистических операций;

− оценить степень их использования и степень соответствия требованиям производственной программы предприятия;

− определить структуру парка подвижного состава, складского и других видов оборудования, задействованных на предприятии для выполнения конкретных логистических функций;

− определить динамику основных технико-эксплуатационных показателей, характеризующих использование парка транспортных средств, оборудования и др. фондов;

− исследовать систему амортизационных отчислений, действующую на предприятии.

Анализ информационных технологий, применяемых для управления логистической деятельностью, в ходе прохождения производственной практики может быть произведен экспертно применительно к отдельным функциональным областям, выделенным на предприятии. Если информация об информационных технологиях и программном обеспечении, используемых на предприятии, является доступной для студента, он может подробно рассмотреть данную задачу практики.

Анализ эффективности логистики на предприятии производится на основе системы показателей:

− общие логистические издержки;

− качество логистического сервиса;

− продолжительность логистических циклов;

− производительность;

− возврат инвестиций в логистическую инфраструктуру.

При определении профессионально-квалификационной структуры персонала целесообразно распределить персонал по степени участия в производственном процессе и изучить следующее:

− формы оплаты труда, преимущественно используемые для каждой из категорий работников;

− уровень производительности труда работников и система его оценки;

− систему формирования (заимствования) норм труда;

− основные причины нерационального использования рабочего времени;

− резервы роста производительности труда;

− систему повышения квалификации персонала.

Следует также дать характеристику корпоративной культуры предприятия, в частности, оценить:

− стиль руководства;

− наличие традиций;

− степень уважения работников к истории предприятия;

− взаимоотношения в коллективе;

− наличие неформальных групп и их лидеров;

− степень использования социально-психологических методов управления.

На основании полученной в ходе производственной практики информации студент должен сделать собственные выводы о степени развития логистики на предприятии, об ее эффективности, уровне интегрированности логистических процессов, о наиболее целесообразных управленческих решениях, которые обеспечили бы повышение эффективности логистики предприятия, являющегося местом прохождения практики. Если эти выводы и предложения кажутся студенту достаточно обоснованными и оригинальными, можно представить свои рекомендации и предложения работникам предприятия.

Студент выполняет также индивидуальное задание, которое он получает от руководителя практики - преподавателя кафедры.

По результатам практики составляется отчет, структура которого определяется вышеназванными задачами в соответствии с методическими указаниями по сбору материала. В отчет включаются и результаты выполнения индивидуального задания.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки, и, как правило, студенты направляются на те же предприятия, где они проходили производственную практику, либо по месту будущего трудоустройства по специальности. Руководит практикой выпускающая кафедра.

Целью преддипломной практики является сбор материалов и информации, необходимых для выполнения дипломного проекта, а также закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам, полученным студентами в процессе обучения в академии.

Задачами преддипломной практики являются:

− получение студентами навыков деятельности логиста на предприятии;

− комплексное изучение и анализ техники, технологии, организации, планирования и управления на предприятии в соответствии с выбранной темой дипломной работы;

− сбор, обобщение и систематизация материалов для всех разделов дипломной работы.

Базой преддипломной практики является предприятие в соответствии с заключенным договором прохождения практики. Дополнительно это могут быть предприятия различных отраслей промышленности и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм, некоммерческие организации, научно-исследовательские и проектные организации, выбранные студентом самостоятельно в установленные сроки одновременно с выбором темы и учетом мнения руководителя дипломной работы.

Студенты проходят преддипломную практику на рабочих местах в качестве логиста или его помощника, стажера в одном или нескольких подразделениях предприятия (организации) в соответствии с темой дипломной работы

Перед началом практики руководитель дипломной работы выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике в соответствии с темой дипломной работы, утвержденной на заседании кафедры, и объектом исследования.

Руководитель дипломной работы определяет общую схему изучения объекта, дает рекомендации по изучению специальных литературных источников, консультирует студента в период прохождения практики, контролирует степень выполнения индивидуального задания и смену (при необходимости) рабочего места практиканта.

О ходе практики и выполнения разделов индивидуального задания студент периодически (не реже одного раза в неделю) информирует руководителя дипломной работы.

В процессе практики должна быть проделана вся аналитическая работа, подготовлена аналитическая часть дипломной работы и намечены основные задачи для дальнейшей разработки. Результаты своей работы студент периодически, не реже одного раза в неделю, сообщает руководителю дипломной работы, ставит перед ним вопросы, требующие разъяснения как по объему собранных данных, так и по существу выполненных расчетов и сделанных выводов.

В процессе выполнения программы практики и аналитической части дипломной работы студент должен исходить из того, что разрабатываемая им дипломная работа должна иметь практическую ценность для данного предприятия (организации), содержать элементы научного исследования и включать решение определенных задач с помощью современных методов.

В соответствии с задачами Практикистуденты должны самостоятельно изучить реальные условия работы предприятия, на котором проходила Практика, и собрать информацию по следующим направлениям:

Структура и содержание отчета

 

В конце практики студент составляет письменный отчет. Материал для составления отчета студент собирает и систематизирует в течение всей практики.

Студентпредставляетотчетпо практике не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) ответственному по практике от кафедры. Отчет до конца практики должен быть полностью оформлен, проверен и подписан руководителями практики от предприятия и института. К отчету прилагается характеристика на студента.

Общие требования к отчету: аккуратность оформления, четкость построения и логическая последовательность изложения, краткость и точность формулировок, конкретность изложения материала

Отчет должен содержать систематизированный материал по всем вопросам программы

Отчет по производственной практике должен включать следующие разделы:

1) титульный лист (см. приложение);

2) содержание;

3) введение;

4) основную часть;

5) заключение;

6) приложение (если необходимо).

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера начальной страницы.

Во введении должны быть сформулированы цель и задачи работы, обозначен объект исследования, указаны фактические материалы, на основе которых выполнена работа, отражено краткое содержание отчета по разделам. Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть отчета должна содержать описание предприятия, являющегося местом производственной практики, анализ его деятельности, предложения по совершенствованию организации и управления логистикой данного предприятия. Основная часть отчета составляется согласно собранным данным. Рекомендуемый объем основной части 15-20 страниц.

В заключении должны быть представлены основные выводы по результатам работы и даны рекомендации по повышению эффективности логистической деятельности предприятия, являющегося местом производственной практики. Объем заключения 2-3 страницы.

В приложении приводятся формы (образцы) документов, собранных на предприятии, вспомогательные материалы (характеристика оборудования, транспортных средств) и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.