Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения в 3 классе






Учащиеся должны понимать, что язык (слова, предложения, тексты) − главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнёра по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащиеся должны знать:

− состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

− главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

− простое и сложное предложение;

− обращение;

− части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, предлог.

Учащиеся должны уметь:

− проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды), устанавливать связь между ними по вопросам;

− обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

− отличать текст от набора предложений;

− определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

− устанавливать связи между предложениями в тексте;

− делить текст на части, устанавливать связи между ними;

− писать изложения в 55-60 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

− писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

− писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

− писать под диктовку тексты в 35-40 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

− правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

− грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное; распознавать части речи;

− писать слова с непроверяемыми буквами;

− самостоятельно ставить ударение в словах.

Класс

Совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности на основе ранее усвоенных и новых единиц.

Совершенствование и развитие умений читать, пере­сказывать (различные виды пересказа), под руководством учителя строить тексты в устной и письменной форме, употребляя усвоенные и вновь вводимые средства меж­фразовых связей.

Углубление и развитие знаний из области фонетики, грам­матики в целях осознанного усвоения орфографических пра­вил для выработки прочных навыков правописания.

Формирование коммуникативной компетенции

Тематика текстов и высказываний для формирования коммуникативной компетенции:

Лето. Чтение и разбор произведений о лете, о красоте летней природы, о труде и отдыхе взрослых и детей, об охране природы. Беседы с учащимися о том, как они про­вели лето, где были, что интересного видели, чему на­учились. Короткие рассказы учащихся о лагере, о похо­дах, экскурсиях, природе родного края, о дружбе ребят (на материале летних наблюдений).

В школе. Стихотворения и рассказы о Дне знаний, о начале нового учебного года. Беседы с учащимися о том, как они готовились к новому учебному году. Разговор о режиме дня, о внеклассном чтении.

Осень. Чтение текстов об осенней природе. Беседы с учащимися о приметах ранней и поздней осени на основе текстов и личных наблюдений учащихся над природой и знаний об окружающем мире, животных и растениях.

Зима. Чтение текстов-описаний зимней природы. Эмо­циональное восприятие учащимися картин природы в про­цессе чтения рассказов и стихотворений, а также наблю­дений над зимней природой родного края. Воспитание любви к природе. Беседы с учащимися о зимних работах, о новогоднем празднике, об играх, развлечениях и спорте.

Родина. Чтение текстов о Родине, о дружбе народов, о героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны, о защитниках Отечества, о героях-космонавтах. Государственная символика.

Родной край. Описание природы, погоды, флоры и фауны родного края. Моя родная деревня (мое село). Чте­ние текстов о Чувашии, ее знаменитых гражданах, о тра­дициях чувашского народа. Государственная символика.

Книга — наше богатство. Чтение рассказов и сти­хотворений, отрывков из художественных произведений о роли книги в формировании личности человека. Учеб­ники, их роль в жизни учащихся, бережное отношение к учебникам и книгам.

Весна. Наблюдения учащихся за изменениями в при­роде ранней и поздней весной, рассказы о весенних рабо­тах взрослых и детей. Чтение и анализ описаний весенней природы.

Профессии. Чтение текстов о труде взрослых на заво­дах и фабриках, в селе и городе. Воспитание уважительно­го отношения к труду.

Формирование лингвистической компетенции

Звуковой строй. Совершенствование умений и на­выков воспринимать устную речь на слух, правильно про­износить звуки, звукосочетания, а также правильно инто­нировать предложения. Совершенствование умений и на­выков воспринимать и произносить звуки и звукосочета­ния, отсутствующие в родном языке учащихся. Закрепле­ние умений и навыков членить слова на слоги. Совершен­ствование умений и навыков воспринимать и произно­сить русские гласные в сильной и слабой позиции, пра­вильно произносить слова с безударными гласными при чтении. Совершенствование умений и навыков оформлять ритмомелодику русского слова.

Закрепление умений и навыков отождествлять в сло­вах морфемы с гласными в слабой и сильной позиции, а также морфемы с беглыми гласными: города — город, столы — стол, лесной — лес, сны — сон, платки — платок.

Совершенствование умений и навыков произносить и передавать на письме русские согласные в сильной и слабой позиции, различать глухие и звонкие согласные. Закрепление умений и навыков произносить и обозначать на письме звонкие согласные в конце слова и перед глу­хими (в позициях уподобления глухим согласным): дуб, рассказ, голубь, сказка. Закрепление умений и навыков произносить глухие согласные перед звонкими (в позици­ях уподобления звонким согласным): сделать, сбор, от­дать. Закрепление умений и навыков отождествлять мор­фемы с оглушением и озвончением согласных.

Закрепление умений и навыков произносить и пере­давать на письме твердые и мягкие согласные. Совершен­ствование умений и навыков воспринимать и произно­сить твердые и мягкие шипящие согласные [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также звуки [ц] и [й’], правильно читать слова с твердыми и мягкими шипящими согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’], а также с твердым глухим согласным [ц]: рожь, ешь, широкий, час, чудеса, щука, цирк.

Закрепление умений и навыков произносить и обо­значать на письме слова со стечением согласных, произ­носить и писать слова с уподоблением согласных (оглу­шение, озвончение, смягчение, отвердение) в составе стечения согласных: поезд, гвоздь, сжать, считать, здесь. Закрепление умений и навыков произносить и передавать на письме слова с непроизносимыми согласными (по сло­варю-минимуму): здравствуйте, поздно, праздник.

Лексика и словообразование. Активное ов­ладение к окончанию начальной школы запасом слов с учетом их частотности, необходимости для усвоения со­держания учебных предметов в 1—4 классах и потребности младших школьников в общении. Практическое овладе­ние умениями и навыками членить русское слово на мор­фемы (корень, приставку, суффикс и окончание), осоз­навать значения морфем и образовывать производные слова изученных моделей; словообразование по аналогии (с уче­том наличия в словарном запасе не менее 3—5 слов с дан­ными морфемами в качестве материала обучения).

Закрепление умений и навыков понимать, образовы­вать и употреблять в речи производные слова следующих словообразовательных моделей:

—существительные с суффиксами -тель, -ник, -к-, - ниц-: писать — писатель, школа — школьник, артист — артистка, ученик — ученица; -ик, -ок(-ек): стол — сто­лик, сад — садик, город — городок, замок — замочек; - ени-, -ани-: лечить — лечение, молчать — молчание; - ость: смелый — смелость, верный — верность; -ушк-(-юшк-), -ишк-: дед — дедушка, дядя — дядюшка, заяц — зайчишка; -чик, -щик: летать — летчик, барабан — барабанщик; - ечк-(-очк-): семя — семечко, лента — ленточка;

— бессуфиксные существительные: переходить — пе­реход, срубить — сруб, собрать — сбор, поклониться — поклон;

— сложные существительные с соединительными глас­ными и без них: самовар, кинофильм, авиабилет, телеве­дущий, девятилетний.

Формирование умений и навыков понимать, образо­вывать и употреблять в речи производные слова новых словообразовательных моделей:

— существительные с суффиксами -ист: машина — машинист; -иц-: лиса — лисица, мастер — мастерица; - ец: петь — певец;

— прилагательные с суффиксами -лив-: привет — при­ветливый; -чив-: забыть — забывчивый; -ев-(-ов-): клен — кле­новый, поле — полевой.

Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять в речи:

— прилагательные с суффиксами -н-: лес — лесной, школа — школьный; -ан-(-ян-): кожа — кожаный, лед — ледяной; -ск-: море — морской, май — майский; -оньк-(-еньк-): мягкий — мягонький, легкий — легонький, хороший — хорошенький, веселый — веселенький;

— глаголы с суффиксами -е-: зеленый — зеленеть, красный — краснеть; -ну-: шагать — шагнуть, толкать — толкнуть; -ыва-(-ива-), -ва-: глядеть — заглядывать, рас­хвалить —расхваливать, запить — запивать;

— наречия с суффиксом -о: быстрый — быстро, тихий — тихо;

—существительные, прилагательные, наречия и гла­голы с приставками в-(во-), вы-, до-, за-, из-(ис-), на-, над-, о-(об-), от-, пере-, по-, под-, пра-, при-, про-, раз-(рас-), с-, у-, не-: рассвет, пригорок, поездка, пере­летный, загородный, влево, направо, издалека, прибе­жать, побежать, убежать, перебежать, пробежать, сбежать, избежать, выбежать, добежать, забежать, вошел, вышел, дошел, зашел, нашел, пошел, пришел, ушел, неприятель, небрежный, неспешно.

Формирование умений и навыков образовывать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы с но­выми приставками без-(бес-), вз-(вс-): безрадостный, бес­шумный, безрадостно, бесшумно, вздохнуть, вскрикнуть.

Морфология. Совершенствование умений и навы­ков понимать основные значения изученных частей речи (лексико-грамматических разрядов слов), а также правиль­но образовывать и употреблять в речи грамматические фор­мы изменяемых частей речи.

Имя существительное. Закрепление умений и навы­ков узнавать и понимать существительные (собственные и нарицательные) как слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто?, что? Совершенствование умений и навыков правиль­но употреблять в речи существительные:

—мужского рода на твердый согласный, на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: бинокль, госпиталь, кир­пич, корабль, кремль, ливень, плащ, рояль, спектакль, товарищ, циркуль, якорь;

— женского рода на -а(-я), на мягкий согласный и шипящие: болезнь, карамель, ложь, медаль, метель, мо­лодежь, очередь, повесть, постель, прорубь, сельдь, ска­терть, совесть, смерть, шинель, щель;

— среднего рода на -о(-е). Усвоение в словарном по­рядке рода наиболее употребительных несклоняемых су­ществительных: метро, кино, видео, такси, пианино, кофе, какао, жюри, эскимо и др.

Закрепление умений и навыков различать и правиль­но употреблять в речи формы единственного и множе­ственного числа существительных. Совершенствование умений и навыков образовывать формы множественного числа следующих типов:

—на -ы(-и) от существительных мужского и женского рода;

— на -а(-я) от существительных среднего рода и от слов типа: ребенок — ребята, крестьянин — крестьяне, знамя — знамена;

— с беглыми гласными: молоток — молотки, платок — платки.

Усвоение в словарном порядке форм множественно­го числа нерегулярных типов формообразования и с чере­дованием согласных от наиболее употребительных суще­ствительных: дерево — деревья, перо — перья, берег — бе­рега, друг — друзья, татарин — татары.

Практическое усвоение существительных, употребля­ющихся только в единственном (одежда, обувь, белье, по­суда, мебель, листва, молодежь, морковь, малина, мясо, масло, сахар, здоровье, погода, темнота, помощь, смелость) или только во множественном числе (брюки, часы, очки, весы, грабли, консервы, ножницы, носилки, щи, деньги, дрова, сливки, каникулы, сутки, именины, прятки).

Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы существительных (одушевлен­ных и неодушевленных) 1, 2 и 3-го склонения. Совершен­ствование умений и навыков образовывать падежные фор­мы существительных 1-го и 2-го склонения с основами, окан­чивающимися на твердые и мягкие согласные. Усвоение осо­бенностей склонения существительных с основами, окан­чивающимися на г, к, х, мягкие и твердые шипящие и ц. Совершенствование умений и навыков образовывать и упот­реблять падежные формы множественного числа.

Глагол. Закрепление умений и навыков узнавать гла­голы как слова, обозначающие действия, понимать ос­новные значения грамматических категорий глагола, об­разовывать и правильно употреблять в речи личные фор­мы глагола и неопределенную форму.

Закрепление умений и навыков различать глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать? и глаголы со­вершенного вида, отвечающие на вопросы что сделать?, что сделал?, что сделает?

Совершенствование умений и навыков понимать, об­разовывать и употреблять личные формы настоящего време­ни глаголов I и II спряжения, а также наиболее употреби­тельных разноспрягаемых глаголов: бегу, бежишь, бегут; хочу, хочешь, хотят и глаголов, образующих личные формы с чередованием согласных: сидит — сижу, любит — люблю.

Закрепление умений и навыков образовывать и упот­реблять формы прошедшего времени глаголов несовершен­ного вида, понимать, образовывать и употреблять в речи формы прошедшего времени глаголов совершенного вида с приставками: делал — сделал, шел — пришел, ушел, вышел, зашел.

Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы прошедшего времени в мужском роде без суффикса -л- (нес, вез); формы про­шедшего времени с суффиксом -ну- (прыгнул, шагнул). Усвоение умений и навыков понимать формы прошедше­го времени, утрачивающие суффикс -ну-: исчезнуть — исчез, погаснуть — погас, замерзнуть — замерз, промок­нуть — промок. Совершенствование умений и навыков об­разовывать и употреблять формы будущего сложного вре­мени глаголов несовершенного вида: буду рассказывать, будешь рассказывать. Совершенствование умений и навы­ков различать формы настоящего и будущего простого времени: думаю (что делаю?) — подумаю (что сделаю?), образовывать личные формы будущего простого времени по аналогии с формами настоящего времени: строю — построю, строит — построит.

Закрепление умений и навыков понимать, образовы­вать и употреблять формы повелительного наклонения на -й: поет — пой, мыть — мой, бояться — не бойся. Закреп­ление умений и навыков понимать, образовывать и упот­реблять формы повелительного наклонения на -и: идет — иди, смотрит — смотри. Усвоение в словарном порядке форм повелительного наклонения на -ь: сядь, встань. Со­вершенствование навыка образовывать формы множествен­ного числа повелительного наклонения: играй — играйте, слушай — слушайте, пиши — пишите.

Усвоение глаголов на -ся(-сь) и правил употребле­ния -ся (после согласных) и -сь (после гласных).

Закрепление умений и навыков различать неопреде­ленную форму и личные формы глагола.

Имя прилагательное. Закрепление умений и навыков узнавать прилагательные как слова, обозначающие при­знаки предметов, образовывать формы косвенных паде­жей от прилагательных с основами на твердые и мягкие согласные, а также от прилагательных смешанного скло­нения. Закрепление умений и навыков согласовывать при­лагательные с существительными в роде, числе и падеже, образовывать падежные формы притяжательных прилага­тельных на -ий типа: лисий, волчий.

Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять краткие формы качественных прилагатель­ных в роли сказуемого.

Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы сравнительной и превосходной сте­пеней прилагательных: смелый — смелее — самый сме­лый, длинный — длиннее — самый длинный. Усвоение наиболее употребительных форм сравнительной степени с чередованием согласных: высокий — выше, низкий — ниже, громкий — громче, близкий — ближе.

Имя числительное. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять количественные числительные, образовывать и употреблять количественно-именные соче­тания с числительными один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять и т.д. Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы косвенных падежей ко­личественно-именных сочетаний с простыми, сложными и составными числительными, обозначать неопределенное количество при помощи слов много, мало, несколько.

Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи падежные формы по­рядковых числительных (по аналогии с образованием и употреблением падежных форм прилагательных).

Местоимение. Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения кто?, что? как вопросы о пред­мете, какой?, чей? как вопросы о признаке предмета.

Закрепление умений и навыков употреблять место­имения он, она, оно, они, я, ты, мы, вы в именитель­ном и косвенных падежах, формы возвратного местоиме­ния себя, себе, собой, о себе.

Закрепление умений и навыков употреблять формы косвенных падежей местоимений 3-го лица с предлогом и без предлога: его — у него, ее — у нее, ей — с ней, их — без них.

Закрепление умений и навыков понимать и употреб­лять притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обо­значения принадлежности 3-му лицу. Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять местоимения:

— указательные: этот, тот, такой;

— определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый;

— отрицательные: никто, ничто, никакой;

—неопределенные: некоторый, кто-то, что-то, ка­кой-то, чей-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь и т. д.

Наречие. Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия как?, где?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятель­ственное значение.

Закрепление умений и навыков образовывать наречия на -о от прилагательных: быстрый — быстро, легкий — лег­ко, красивый — красиво, громкий — громко, веселый — ве­село.

Формирование элементарных умений устанавливать словообразовательные связи наречий с предложными и беспредложными формами существительных и с прилага­тельными: весна — весной, вечер — вечером; левый — сле­ва, налево.

Совершенствование умений и навыков образовывать антонимы при помощи приставки не-: быстро — небыст­ро, красиво — некрасиво.

Закрепление и обогащение умений и навыков упот­реблять в речи формы сравнительной степени наречий: громче говорить, быстрее бежать.

Служебные слова. Закрепление умений и навыков понимать и употреблять в речи около 25—30 наиболее упот­ребительных предлогов для выражения объектных и об­стоятельственных отношений: в, на, у, около, возле, вок­руг, из, с, от, о, об, для, за, перед, над, под, без, к, про, по, сквозь, мимо, между, через, до, после, из-за, из-под, при.

Закрепление умений и навыков понимать значения и употреблять в простом и сложном предложении одиноч­ные союзы и, а, или, но.

Совершенствование умений и навыков понимать про­стые и сложные предложения с союзами да, однако, по­вторяющимися союзами и — и, ни — ни.

Совершенствование умений и навыков понимать смысловые отношения, выражаемые в сложноподчинен­ном предложении наиболее употребительными подчини­тельными союзами и относительными местоимениями: что, как, чтобы, который, так как, потому что, когда, хоть, чей, где, куда, откуда, если.

Синтаксис. Обогащение и обобщение умений и на­выков ориентироваться в синтаксических отношениях и связях слов в составе предложения и определять вид син­таксических отношений между словами при помощи воп­росов, строить синтаксические конструкции с управлени­ем и согласованием.

Усвоение структурных типов простого нераспростра­ненного двусоставного и односоставного предложения:

− двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым;

− двусоставного предложения с составным глаголь­ным сказуемым и связкой, обозначающей процесс дей­ствия в его течении: начал, кончил, продолжается и т. д;

− двусоставного предложения с составным именным сказуемым с именной частью, выраженной существитель­ным в форме именительного или творительного падежа без предлога, и связкой, выраженной глаголами быть, становиться, делаться, казаться, называться;

− наиболее употребительных типов безличных пред­ложений: Жарко. Мне смешно;

− номинативных предложений: Зима. Вот река. Усвоение умений и навыков распространять простое

предложение при помощи конструкций:

«глагол + существительное (местоимение, количе­ственно-именное сочетание) в формах косвенных паде­жей с предлогами и без них»;

«глагол (в личной форме) + неопределенная форма глагола»;

«глагол + наречие»; «существительное + прилагательное»; «прилагательное + наречие меры и степени»; «числительное + существительное»; «существительное + существительное в родительном падеже».

Совершенствование умения понимать и строить предло­жения с союзной и бессоюзной связью однородных членов.

Совершенствование умения понимать сложносочи­ненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения.

Совершенствование умения интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.

Формирование речевой компетенции

Аудирование. Умения и навыки воспринимать на слух русскую речь:

− различать звуки внутри слова;

− членить поток речи на слова и понимать их значения;

− членить слова на изученные морфемы;

− узнавать и понимать грамматические значения сло­воизменительных морфем (окончаний);

− понимать значения производных слов;

− устанавливать смысловые и синтаксические связи между словами в словосочетаниях и предложениях;

− различать интонационные схемы предложений;

− понимать смысл предложений и их синтаксическую структуру.

Умения и навыки понимать и строить связные выска­зывания.

Умение понимать отношения единичного и общего, части и целого, рода и вида, свойства и признака; харак­тер связи между явлениями, событиями (причина и след­ствие, место и время, условие и цель); отношение автора сообщения к сообщаемому.

Умение понимать на слух содержание речевых выска­зываний, выделять наиболее важные факты, содержащи­еся в сообщении (тексте), следить за последовательнос­тью развития действия.

Умение понимать тексты, содержащие изученную и неизученную лексику (не влияющую на понимание).

Умение понимать речевые высказывания, восприни­маемые от различных источников информации как при наличии зрительной опоры, так и без нее (непосредствен­ное общение, прослушивание видео- и аудиозаписей, ра­дио- и телепередач).

Умение осмысливать речь, произносимую в нормаль­ном и убыстренном темпе.

Умения и навыки находить главную мысль речевого сообщения:

− выбирать из нескольких названий то, которое со­ответствует прослушанному;

− придумывать заглавие к прослушанному;

− догадываться о содержании текста по его заглавию;

− определять главное действующее лицо.

Умения и навыки понимать логические связи в рече­вом сообщении:

− называть место, где происходит действие;

− отвечать на вопросы, заданные с нарушением последовательности изложенного;

− отбирать иллюстративный материал в соответствии с логической последовательностью содержания прослушанного;

− придумывать продолжение прослушанного;

− отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;

− определять местонахождение прослушанной части текста (начало, середина, конец);

− запоминать и называть действующих лиц рассказа (сказки).

Умения и навыки характеризовать действующих лиц по поступкам.

Говорение. Умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания; строить предложения; рас­пространять предложения однородными и второстепенны­ми членами; правильно интонировать предложения и связ­ные диалогические и монологические высказывания.

Умение вести диалог из различных по своей структу­ре реплик-стимулов и реплик-реакций (из 4—6 реплик). Умения составлять диалог на заданную тему, давать раз­вернутые и краткие ответы на вопросы собеседника, сти­мулировать начало и продолжение диалога. Умения начи­нать и продолжать диалог из 10—12 реплик, произнесен­ных разными людьми. Умение переспрашивать при помо­щи вопроса о предмете, действии, признаке предмета, при­знаке действия, о количестве, месте, времени, причине и цели, образе и способе действия. Умения соотносить со­держание и интонацию, громкость, темп, логическое уда­рение, эмоциональную окраску реплик, а также приводить в соответствие свою реплику с репликой собеседника и си­туацией общения. Умение пользоваться неполными пред­ложениями в диалоге. Умение использовать в диалоге обра­щения и приветствия, различные формы утверждения, под­тверждения, отрицания, сомнения, благодарности.

Умение пересказывать содержание услышанного, про­читанного текста по плану, подробно (репродуктивное го­ворение), кратко, творчески (с элементами рассуждения).

Умения рассказывать на тему из личного опыта, пе­ресказывать содержание проработанных в классе текстов с изменением лица действующего персонажа и соответ­ствующим изменением грамматических форм и синтакси­ческих конструкций.

Умения самостоятельно подбирать речевой материал для высказывания о действующем лице, оценивать его поступки, выражать свое отношение к нему, составлять рассказ о действующем лице.

Умения под руководством учителя составлять текст- повествование с элементами рассуждения и текст сравни­тельного описания двух предметов, делить текст на части.

Умение выражать свое отношение к содержанию речи, устанавливать и определять причинно-следственные от­ношения между событиями. Умение раскрывать развитие событий во времени и в пространстве, правильно упот­ребляя наречия и формы глагола.

Умение соединять соседние предложения таким об­разом, чтобы 2—3 последующих предложения раскрыва­ли, дополняли, уточняли содержание первого предложе­ния: Как красив утренний лес! На кружевных платьицах белоствольных березок, на колокольчиках и ромашках блестят росинки. Поют соловьи.

Умение строить неподготовленные (спонтанные) монологические высказывания о прочитанном, услышан­ном, увиденном, из личного опыта.

Чтение. Умения и навыки правильно, бегло, созна­тельно, плавно и выразительно читать со скоростью 85— 100 слов в минуту. Умения и навыки читать доступный по­ниманию текст целыми словами, словосочетаниями и не­большими предложениями с соблюдением словесного и ло­гического ударения, пауз, правильного интонирования по­вествовательных, вопросительных и побудительных пред­ложений. Умения и навыки читать с подготовкой и без под­готовки, используя основные средства выразительности (па­узы, интонацию, логическое ударение, темп, громкость, эмоциональную окраску). Умения самостоятельно делить текст на части, озаглавливать их, составлять план прочи­танного, делать выбор пунктов плана из текста для чтения. Умения пересказывать текст кратко, выборочно; подбирать с помощью учителя материал для рассказа о действующем лице и составлять этот рассказ, а также сопоставлять двух действующих лиц по одной или двум характерным чертам.

Умения читать тексты с изменением форм местоиме­ний и глаголов, находить в тексте части речи по заданию учителя, выписывать образные слова и выражения.

Умения самостоятельно находить в тексте незнако­мые слова и выражения и с помощью словаря выяснять их значения; понимать значения новых слов, состоящих из изученных значимых частей (корня, суффикса, при­ставки); определять значения слов, встречавшихся в рече­вой практике и в прочитанных ранее текстах.

Умение давать оценку прочитанному, выражать свое отношение к нему.

Умение практически различать стихи и прозу, а так­же описания и рассказы (повествования), басни и сказки, научно-популярные статьи и деловые документы.

Умения пользоваться книгой: находить оглавление, нужный текст.

Умения и навыки бережного отношения к книге.

Письмо. Умение под руководством учителя и само­стоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая известные орфографи­ческие и пунктуационные правила, требования каллиграфии.

Умение самостоятельно выполнять письменную ра­боту (списывание, диктант) с грамматическими задания­ми, доступными для учащихся 4 класса.

Умение писать под диктовку слова, словосочетания, пред­ложения, связные тексты контрольного характера (60—65 слов).

Умение писать изложение (80—90 слов) по коллективно или самостоятельно составленному простому плану после пред­варительной речевой и орфографической подготовки.

Умение писать сочинение (70—80 слов) описательно­го характера по коллективно или самостоятельно состав­ленному простому плану после предварительной речевой и орфографической подготовки.

Умения писать:

− по памяти короткие стихотворения или прозаические отрывки после предварительной подготовки;

− свободный диктант (3 абзаца по 3—4 предложения в каждом);

− письмо и адрес на конверте;

− небольшую заметку (о жизни класса, школы, семьи).

Умения проверять свою работу самостоятельно и ана­лизировать письменную работу товарища.

Умение записывать текст под диктовку и самостоя­тельные связные высказывания с соблюдением следую­щих орфографических и пунктуационных правил:

− написание большой буквы в именах, фамилиях и от­чествах людей, кличках животных, географических назва­ниях (рек, озер, гор, стран, государств, краев, областей, округов, районов, сел, городов, улиц, площадей и т.д.).

− обозначение гласных и согласных звуков в сильной позиции;

− обозначение сочетаемости согласных с гласными;

− обозначение мягкости согласных на письме;

− написание безударных гласных, проверяемых уда­рением;

− написание непроверяемых безударных гласных, двойных и непроизносимых согласных (в соответствии со словарным минимумом);

− употребление гласных после шипящих и ц;

− написание слов с оглушением и озвончением со­гласных;

− правописание падежных окончаний изменяемых частей речи;

− правописание изученных приставок и суффиксов;

− правила переноса слов;

− пунктуация в конце предложения;

− знаки препинания при союзной и бессоюзной свя­зи однородных членов.

Умения различать и правильно употреблять на пись­ме глаголы I и II спряжения с ударным окончанием.

Умение раздельно писать не с глаголами.

Умение располагать слова в алфавитном порядке.

Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.