Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины






Изучение философии, как и других социально-гуманитарных дисциплин, ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека. Особенно тесно философия связана с психологией и педагогикой.

На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступают в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому первый интегрированный модуль цикла социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в учреждениях высшего образования, называется «Философия» и включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике. Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины « Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.

Таков алгоритм междисциплинарного взаимодействия в преподавании философии и психолого-педагогических дисциплин.

Учебная программа интегрированного модуля «Философия» составлена в соответствии с экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Философия» для учреждений высшего образования (рег. № ТД – СГ.007/эксп.), подготовленной на основе утвержденных Министерством образования Республики Беларусь типовой учебной программы по дисциплине «Философия» (рег. № ТД-СГ.010/тип.) и типовой учебной программы по дисциплине «Основы психологии и педагогики» (рег. № ТД-СГ.006/тип.).

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, как определено в образовательном стандарте «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

 

Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»

 

Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:

  • формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
  • овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
  • формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;

· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:

  • компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
  • компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
  • компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;
  • компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
  • компетенции управления коллективом;
  • компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
  • компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.

Задачи освоения учебной дисциплины « Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:

· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

· образовательные тенденции, функции и модели образования;

· структуру и направления развития национальной системы образования;

· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

· основы семейной педагогики.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:

· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;

· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;

· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

На изучение интегрированного модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену.

Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:

· изучение дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;

· изучение дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;

· на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.

По окончании изучения интегрированного модуля «Философия» сдается экзамен.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.