Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема психолого-педагогической характеристики школьника






1. Общие сведения: класс, возраст, физическое развитие и состояние здоровья.

2.Краткая характеристика отношений с педагогическим коллективом, отдельными учителями; взаимоотношения в классе.

3. Круг общения:

· широта круга общения в классном коллективе;

4. Особенности учебной деятельности:

· успехи в учебной деятельности;

· качества личности, проявляемые в отношениях к учебной деятельности: активность, настойчивость, самостоятельность, последовательность, умение работать с различными информационными источниками и т.д.;

· мотивы учения.

5. Поведение (сознательность на занятиях, дисциплина, мотивы поведения).

6. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).

7. Характеристики эмоционально-волевой сферы:

· преобладание эмоции и настроения;

· уровень волевой саморегуляции и волевые качества личности, отношение к самовоспитанию.

8. Методом наблюдения определяется преобладающий тип темперамента.

9. Характеристика способностей и познавательных интересов школьника.

10. Педагогические рекомендации возможных путей дальнейшего формирования личности школьника.

11. Общие выводы (свое впечатление об учащемся).

Ход выполнения задания. Психолого-педагогическая характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна быть полной, и может включать в себя другие, помимо указанных в схеме, стороны личности учащегося, если они для данного учащегося оказываются существенными, типичными.

Характеристика пишется на листе бумаги А-4 и является составной частью дневника педагогической практики. В верхней части указывается ее название, например, «Психолого-педагогическая характеристика ученика 5Б класса средней школы №3 Иванова Александра, составленная студентом специальности «Психология» КГУ им.А.Байтурсынова Петровым С.И.».

Ниже проставляется дата составления характеристики. В конце текста характеристики студент-практикант ставит свою подпись.

Форма характеристики (текст) может быть произвольной, в рамках предложенной схемы. Практикант при этом должен пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо сжато обобщить основные достоинства и недостатки личности студента.

По окончании практики студент знакомит классного руководителя с составленной им характеристикой школьника и класса. Классный руководитель заверяет обе характеристики своей подписью и краткой оценкой.

Приложение 4

Примерная схема психолого-педагогической характеристики
классного коллектива

Состав класса.

1. Возрастной состав класса.

2. Познавательный уровень развития учащихся.

3. Работоспособность и успеваемость учащихся.

4. Актив класса. Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.

Сплоченность класса.

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера.

2. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.

3. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.

4. Переживают ли школьники неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.

5. При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

Организованность класса.

1. Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных мероприятий.

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на переменах, при выполнении различных дел).

3. Подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.

Общественное мнение в классе.

1. Какие поступки своих товарищей одобряют, какие осуждают.

2. Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение.

3. Есть ли расхождения между тем, что они говорят и что делают.

4. Критика и самокритика в классе.

Характер товарищеской связи в коллективе.

1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат ребята (только в школе или вне ее).

3. Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.

4. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли видеть в них недостатки.

5. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

6. Как (правильно ли) учащиеся относятся к товарищам с физическими недостатками.

Актив класса.

1. Его состав. Выборный и фактический активы класса.

2. Имеет ли актив авторитет.

3. Выполняются ли распоряжения актива.

4. Живет ли актив жизнью класса; уважают ли его в классе.

Характеристика педагогически запущенных детей и их положение в классе.

Связь классного коллектива с общешкольным.

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом, и в других классах.

2. Выполняются ли классом общешкольные поручения.

3. Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнования, совместные дела).

Профессиональная направленность в классе (какие виды труда предпочитают, интерес к каким направлениям проявляют).

Общее состояние дисциплины и успеваемости в масштабе школы.

Уровень самопознания, самореализации, самовыражения, самосовершенствования.

Выводы.

1. Уровень развития класса как коллектива (низкий, средний, высокий).

2. Задачи дальнейшего развития коллектива.

3. Пути дальнейшего развития коллектива (через актив класса, через работу классного коллектива, через педагогический коллектив).

 

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.Я. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

6. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-изд. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1998 – 632 с.

7. Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю. – М.: Просвещение, 1977.

8. Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно – методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. – Пятигорск: Изд – во ПГЛУ, 2000 – 40 с.

9. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого – дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 354 с.

10. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь: Изд – во СКИУУ, 1995 – 72 с.

11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 – 672 с.

12. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.

14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

15. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов. – Курск: Педсервис, 1998.

16. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980.

17. Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта – схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. – Курск, 1971.

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

19. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. – М.: Курск, 1997.

20. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Российское пед. агентство, 1998.

21. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Социально-психологические основы работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1989.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.