Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй урок






 

Сосредоточить внимание ребят на сопоставлении трёх песен: укра- инской песни «Ревёт и стонет Днепр широкий», русской – «Вниз по матушке по Волге» и «Песни о Днепре» советского композитора М. Фрадкина. Эти песни о великих реках Волге и Днепре широкие, могучие, распевные, в них чувствуется красота родной природы и могучая сила народа.

В основу песни «Ревёт и стонет Днепр широкий» положены стихи великого украинского поэта-революционера Т. Шевченко. Долгие годы песня эта считалась народной, прежде чем стало известно имя композитора, сочинившего её, – Даниила Крыжановского.

Когда во время Великой Отечественной войны Советская армия перешла в наступление, стала гнать фашистов, вторгшихся на Советскую землю, и жестокие бои развернулись на берегах Днепра, молодой советский композитор Фрадкин вместе с молодым поэтом Долматовским написали «Песню о Днепре». Это сильная, муже- ственная песня. Про неё можно сказать, что она написана в народ- ном духе, в народном характере. В ней слышатся отзвуки и рус- ской народной песенности – написали ведь её русский поэт и рус-


ский композитор, – и вместе с тем отзвуки украинской народной песенности, потому что писалась песня на Украине, об Украине и, вероятно, поэт и композитор, сочиняя свою песню, вспоминали украинскую песню «Ревёт и стонет Днепр широкий». В связи с исполнением этой песни обратить внимание на звучание ши- роко распространённого на Украине народного инструмента – бан- дуры.

«Дружба» – исполнение.

«Веснянка» – исполнение.

«Вниз по матушке по Волге» – исполнение.

«Ревёт и стонет Днепр широкий» Д. Крыжановского – слушание.

«Песня о Днепре» М. Фрадкина – слушание.

 

Третий урок*

 

На этом уроке обратить внимание на близость русской, украин- ской и белорусской музыки.

Пусть ребята ещё раз вслушаются в звучание фрагмента из Первого концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского и убедятся в том, как отлично ужилась «Веснянка» в музыке русского композито- ра. Можно сказать и о том, что П. Чайковский дал этой скромной песне «вторую жизнь», благодаря которой «Веснянка» звучит сейчас не только на своей родине – Украине, но и во всём мире, потому что нет в мире ни одного настоящего пианиста, который не играл бы Первый концерт Чайковского.

Попевка о природе русская. Но по своему певучему характеру она может показаться и украинской, а может быть и белорусской. В этой попевке обратить внимание на сочетание (в 1–2 и 3–4-м тактах) мажора и минора. После того как ребята определят на слух это соче- тание, сказать им, что такое сочетание мажорного и минорного ладов называется переменным ладом (происходит перемена одного лада на другой). На последующих уроках надо время от времени возвращать- ся к этой теме и постепенно закреплять её.

Прослушивание вариаций на тему «Перепёлочки» даст возмож- ность ребятам воспринять эту песню в ином характере (превращение медленной музыки в быструю, грустной – в весёлую, так же как изме- нение «Веснянки» в фортепианном концерте Чайковского); ещё раз осознать вариационную форму и познакомиться с белорусским народ- ным инструментом – цимбалами.

«Веснянка» – исполнение.

Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром – слуша- ние.

Попевка о природе – разучивание.

Вариации на тему «Перепёлочки» – слушание.

 

Четвёртый урок**

 

При знакомстве с музыкой закавказских народов (азербайджан- цев, грузин, армян) обратить внимание ребят, как на характере

 

* Вход в класс под украинскую народную песню «Ехал казак на войну», выход из класса под музыку белорусской народной песни «Бульба».

** Вход и выход из класса на четвёртом и пятом уроках под «Марш» А. Ха- чатуряна.


музыки сказываются характер народа, особые черты народного говора. Закавказская музыка, обычно стремительная, горячая (ребята ещё раз послушают «Лезгинку»), бывает, однако, и очень певучей, распевной, лиричной. В этой музыке отражается и отли- чие разговорной речи жителей Закавказья от жителей России, Украины, Белоруссии: она, так же как и музыка, более горяча и стремительна.

Ребята начнут разучивать забавную азербайджанскую песню Г. Гусейнли «Цыплята» – с такими новыми, необычными интонация- ми в песнях они ещё не встречались.

В заключение урока прозвучит музыка советского композитора А. Хачатуряна. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и впитал в себя как родную армянскую народную музы- ку, так и музыку великих русских композиторов. Но в его сочинени- ях мы всегда услышим те особые армянские интонации, которых нет в русской музыке. На уроке прозвучит певучая мелодия

«Колыбельной» из балета Хачатуряна «Гаянэ» (так зовут героиню балета – армянскую колхозницу). В «Колыбельной» сосредоточить внимание учащихся на звучании отдельных инструментов симфо- нического оркестра: гобоя, двух кларнетов, фагота с валторной и флейтой, а затем струнных (с сурдинами).

Во время звучания марша, построенного на мелодии из «Оды радости» А. Хачатуряна, обратить внимание на то, что характер этой мелодии совсем не похож на русские народные мелодии, в част- ности на то, что каждая четырёхтактная фраза отделяется от сле- дующей острыми, почти одинаковыми интонациями, благодаря которым особенно отчётливо звучит основная, певучая мелодия марша.

«Лезгинка» (грузинский народный танец) – слушание.

Попевка о природе – исполнение.

«Цыплята» Г. Гусейнли – разучивание.

«Колыбельная» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна – слушание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.