Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предварительные замечания






 

Увлечь ребят музыкой – этот коренной вопрос музыкальных заня- тий в школе учитель не должен упускать из виду с первой же минуты первого урока в первом классе. Если он сам любит музыку, ребята сразу же почувствуют это и им передастся увлечённость учителя. Он должен вести урок как живую, свободную импровизацию (конечно, по тщательно продуманному плану), все время помня о том, что при- шёл в класс не для того, чтобы заниматься с ребятами «изучением предмета», именуемого музыкой, а для того, чтобы в оспитывать в них музыкальную культуру.


От того, как пройдёт первый школьный урок музыки, зависит очень многое. Если ребята почувствуют, что учитель верит в них и относится к ним с уважением, они сразу же сами поверят в учителя и, что также очень важно, поверят в самих себя.

Избегая поначалу всего, что требует от ребят заучивания каких- либо правил и многократного повторения каких-либо упражнений, учитель должен исподволь приучать их к простейшим музыкальным понятиям самого общего характера: различие звуков по высоте, дли- тельности, силе, по скорости и направлению их движения; соотноше- ние сильных и слабых долей, количество их в такте и соотношение

звуков мелодии по их относительной длительности (метр и ритм)*;

мелодия и сопровождение (аккомпанемент); выразительные и изо- бразительные особенности и возможности звуков и их сочетаний; раз- личная окраска звуков (тембр); простейшие формы построения музы- ки (одночастные, двухчастные, трехчастные); различные виды испол- нения музыки (отдельные инструменты, певцы-солисты, хоры, орке- стры и т. п.). К концу первого года обучения по усмотрению учителя можно начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи её на доске – на нотном стане.

В сознании первоклассников должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, к более под- робному разбору и усвоению которых можно будет перейти лишь во втором классе. И не надо бояться, что время будет упущено. Оно наверстается быстро за счёт приобретённого ребятами слухового опыта, за счёт большей их сознательности, большего интереса к заня- тиям.

С первых уроков развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музы- ки, выработка исполнительских навыков происходят в опоре на

«трёх китов»– песню, танец и марш. Музыкальных произведений, звучащих (исполняемых и слушаемых) в классе в течение года, ока- зывается более чем достаточно для того, чтобы все развивающие моменты урока строились на материале этих произведений, вытека- ли из них естественно и незаметно, возникая в сознании учащихся как различные грани изучаемой музыки, а не превращались в специ- альные упражнения, предлагаемые учащимся для решения той или иной технической задачи, не связанной с живой музыкой, её вырази- тельными средствами.

Для поддержания преемственной связи с музыкальными заня- тиями в детском саду в программу первого класса включено несколько песен-игр (игровых песен). Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальны- ми, маршевыми и др.), показывают в наглядной, действенной форме связь между «тремя китами». Сама игра может быть органи- зована в зависимости от имеющихся в данном классе возможностей (размер помещения, наличие или отсутствие парт, стульев, столи- ков и т. п.). Она может быть даже ограничена лишь лёгкими дви- жениями головы, рук, корпуса, ног. Игра должна прежде всего звучать в самой музыке.

 

* Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.


Деление класса на две или три группы можно проводить при исполнении всех песен, дающих возможность, а иногда и требующих этого деления. Пение по группам имеет свои существенно ценные сто- роны. Во-первых, в небольшой группе учителю легче следить за инто- национной чистотой и ритмической точностью, что даёт возможность скорее и легче выправить проявившиеся недостатки; во-вторых, пение по группам постепенно будет подводить ребят к хоровому мно- гоголосию с разновременным вступлением групп; в-третьих, пение по группам вносит в процесс обучения необходимый и очень важный, особенно на начальном этапе, игровой момент.

Деление класса на группы необходимо и во многих игровых попев- ках, включённых в программу первого класса, наряду с традицион- ными попевками народно-песенного склада. Эти попевки, построен- ные на современном песенно-интонационном материале, на простей- ших, близких школьникам текстах, легко включаются в соответ- ствующую тему и очень оживляют уроки.

Такие попевки может сочинять сам учитель, даже вместе с учащи- мися. Слова в них могут изменяться также по инициативе учителя и учащихся (как в частушках). Некоторые из этих попевок дают воз- можность учителю показать ребятам (а им самим попытаться сделать это в собственном исполнении), как одна и та же мелодия может пре- вращаться из песни в танец, из танца в марш и т. д. Возможен и иной, очень полезный и увлекающий ребят приём исполнения игровых попевок: каждое повторение попевки переносится при помощи моду- лирующего аккорда на полтона вверх с последующим возвращением (также по полутонам или по терциям) в исходную тональность*. При исполнении даже самых простых попевок (как и песен) надо устанав- ливать наилучшие темп, силу звучности, соответствующие характеру музыки и текста, сообразуясь с возможностями данного класса.

Нередко применяемый в музыкальных занятиях приём хлопанья в ладоши необходимо использовать не только для развития ритмиче- ского чувства как такового (ритмическая точность хлопка), но и обя- зательно для развития музыкальности. При этом учащиеся должны внимательно вслушиваться, как учитель играет произведение, и хло- пать соответственно звучанию музыки: тихо или громко, увеличивая или уменьшая силу звучности, ускоряя или замедляя движение, выделяя акценты и т. д. Хлопанье в ладоши никогда не должно похо- дить на обыкновенные, хотя бы и ритмически организованные апло- дисменты, оно всегда должно быть частью исполняемой музыки.

При наличии в классе фортепиано рекомендуется включать в уроки игровое четырёхручие (игра в ансамбле с учителем). Примеры таких ансамблей даны в хрестоматии. Число четырёхручных пьес может быть значительно увеличено за счёт поисков самого учителя. Как правило, это могут быть простые песенки и пьески (иногда и более сложный материал), построенные преимущественно на тониче- ской и доминантовой гармонии. Звук 5-й ступени оказывается при этом тем звуком (интонационным общим «знаменателем»), на кото- ром может звучать вся пьеса. Иногда этот звук хорошо сочетается и с субдоминантовой гармонией.

 

 

* Пример такого исполнения приводится в хрестоматии (попевка «В нашем классе»).


В четырёхручии ребята, которые, возможно, никогда в жизни не притрагивались к клавишам фортепиано, играя двумя пальцами лишь две заданные учителем ноты, участвуют в исполнении более или менее полнозвучной музыки. Это вызывает у детей живой инте- рес, способствует увлечённости музыкой и, конечно, положительно сказывается на их музыкальном развитии.

Поскольку в четырёхручии вместе с учителем участвует лишь один ученик, следует искать различные формы участия в таком ансамбле всего класса. Так, если в четыре руки играется знакомая песня («Перепёлочка», «Калинка» и т. п.), весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах. Например, первый куплет звучит только на фортепиано в четыре руки, второй куплет весь класс начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звучность (вместе с усилением звучности на фортепиано), третий куплет поётся на постепенном затихании звучности, а четвёртый исполняется опять только на фортепиано очень тихо. Подобным образом можно изме- нять и темп произведения. Исполнение такого рода «композиций», составленных из очень простых элементов, но требующих внимания и музыкального «дыхания» на довольно значительном отрезке вре- мени, очень увлекает ребят и развивает их музыкальность в самых различных направлениях.

Если в школе есть какие-либо детские музыкальные инструмен- ты*, можно использовать их на уроках для исполнения в ансамбле

с учителем (в том числе в сочетании с четырёхручием, пением, движе- нием). Подбор инструментов, определение ритма и характера звуча- ния всегда должны исходить из особенностей данной музыки. Так, например, весь класс может участвовать в исполнении русской народ- ной песни «Калинка», подчёркивая игрой на бубне начало или окон- чание фразы, дублируя хлопками или на деревянных ложках ритми- ческий рисунок мелодии, отмечая пульс музыки на фортепиано (четырёхручие) и т. д.

Эти и аналогичные замечания в дальнейшем следует рассматри- вать лишь как примеры включения в урок детских музыкальных инструментов, что весьма желательно, поскольку игра на этих инстру- ментах также способствует музыкальному развитию ребят, обогаща- ет их музыкально-исполнительский опыт и вносит в занятия игровой элемент.

Одним из важнейших методов музыкальных занятий в первом классе, как и в последующих, должен стать метод забегания вперёд и возвращения к уже пройденному материалу. Так, детская народ- ная песенка «Дон-дон» исполняется и в первой четверти года, и во второй. Сперва внимание учащихся, их усилия направляются на то, чтобы песня была спета с настроением, соответствующим её харак- теру, и по возможности интонационно и ритмически точно. В даль- нейшем, после освоения темы «О чём говорит музыка», она превра- тится для ребят в художественное произведение, в котором они ясно почувствуют и осознают выражение тревоги «действующих лиц» песни в её хоровой мелодии и изображение тревожного звона набат- ного колокола в фортепианном сопровождении. Другой пример.

«Веселая. Грустная» Л. Бетховена при первом знакомстве будет вос-

 

* Бубны, барабаны, треугольники, ксилофоны, металлофоны, кастаньеты и др.


приниматься как произведение, выражающее два противополож- ных настроения и определённую мысль, вложенную Бетховеном в это произведение («после радости может наступить грусть, но радость обязательно должна вернуться»). При последующем более глубоком вслушивании в это произведение ребята почувствуют его трёхчаст- ное построение, поймут особенности трёхчастной формы вообще и данной в частности.

Не надо перегружать память ребят чрезмерно большим количеством названий произведений, фамилий их авторов (композиторов и поэтов), фактов из их биографий. Поскольку накопление живого слухового опыта (первый этап процесса познания музыки) – одна из важнейших задач музыкальных занятий с первоклассниками, то домашние зада- ния должны служить той же цели. Ребятам надо предлагать на протя- жении недели между уроками прислушиваться к музыке, с которой они встретятся в детских кинофильмах, радио- и телепередачах, дома и на улице, узнавать в этой музыке знакомых «китов» в их всевозмож- ных вариантах и сочетаниях и о наиболее интересных встречах с музы- кой рассказать всему классу на следующем уроке. В домашние задания может входить также рисование иллюстрации к той или иной музыке ярко программного характера. Задания эти не должны быть обязатель- ными, но, когда они выполнены, учитель должен высказать слова одо- брения и поощрения (делать это надо очень тактично, чтобы не способ- ствовать появлению в классе зазнаек, выскочек).

На лето ребятам должно быть дано такое же задание: слушать музыку, где бы она ни звучала, пытаться размышлять о ней, как раз- мышляли в течение всего года в классе, а осенью рассказать всему классу о самых интересных летних встречах с музыкой.

Последний урок года станет своеобразным уроком-концертом для родителей и учителей. Однако просто концертом он не должен быть. В нём обязательно сохранятся элементы обычного урока, чтобы роди- тели наглядно увидели и услышали, как занимаются музыкой их дети, а школьным учителям стала бы ясна методика этих занятий.

Кроме исполнения и слушания уже известной и наиболее полюбив- шейся ребятам музыки должна прозвучать и новая музыка, в связи с которой учитель задаст им вопросы и ребята покажут, как они научи- лись слушать музыку и размышлять о ней.

Отбор сочинений для этого урока-концерта надо производить учи- телю совместно с учащимися на протяжении всего года, возвращаясь время от времени к этой музыке не для простого повторения, а пре- жде всего для обобщения пройденных в течение года тем, добиваясь возможно более совершенного исполнения.

Пусть они уйдут с заключительного урока, как с праздника музыки!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.