Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От Павла Филатова . переписка






Эдуард Кутыгин

Скажите, снято осенью? То есть солнце встает почти за спиной чуть правее?

Мне нравится

Эдуард Кутыгин

Вопрос: имеет ли смысл ночевать у ледника? Он освещается в позднее утро или с самых первых лучей?
Планировал в этом году съездить туда, но проехав 17 км от Бельтира, повернули обратно по причине пурги и сильного снегопада. Дороги замело, обратно ехали по треку навигатора. Машину таскало на спусках и подъемах.

Павел Филатов

снято летом
за спиной - левее

Павел Филатов

ночуют на Тура-оюке - там вода чистая и закрыто все от ветра
и водопады рядом

Павел Филатов

освещаются пички сразу а все остальное позже, конечно
это же ущелье, хоть и широкое

Павел Филатов

Эдуард, я думаю ближе к осени будет всходить точно напротив ледника и освещать сразу - другие ответы выше

Павел, Тура-Оюк это озеро или что?

Эдуард, река с водопадами

Из Ортолыка у нас открывается завидная возможность попасть к подножию величайших ледников Южно-Чуйского хребта. Сразу за деревней вправо указана дорога на печально известное село Бельтир - до него от тракта 29 км по асфальту, переходящему в снег, ну я хотел сказать, в гравий. Как водится, нужно упомянуть о " минимальных системных требованиях". До Бельтира доедет все, что способно хоть как-то крутить колесами. Дальше нужно определиться с тем, что нам нужно. Дело в том, что известное Чуйское землетрясение 2003 года оставило в 4-х километрах от Бельтира 9-бальные разрушения - на склоне произошел впечатляющий оползень, затронувший часть лиственничного леса и весь необлесненный склон горы, явно на мой дилетантский взгляд представляющей из себя гигантские моренные отложения колоссального ледника, занимавшего современные долины рек Акколя и Чагана. До оползня легко доехать опять-таки на любом автомобиле. Для этого нужно проехать Бельтир следующим образом: проехать прямо до центра деревни, за двухэтажным зданием, стоящим вдоль главной улицы слева, налево и повернуть, подняться на горку, повернуть направо и подъехать к стадиону. Если заблудитесь - стадион вам всякий покажет. Оставляя стадион справа пройти вдоль его длинной стороны и подняться на горку, за которой покажется деревянный мост через реку Акколь. Смело езжайте через него. Теперь влево от вас отходит долина Акколя, а вправо пойдет дорога в долину реки Чаган. Направляйтесь вперед вдоль Чагана, и через километра 4, на склоне хребта, скрывшего от вас долину Акколя, то есть по левую руку от вас, едущих по правому берегу реки Чаган вы увидите подковообразный оползень. Извините меня за через чур частое употребление местоимения вас, но тут главное - не ошибиться. Не ищите оползень с лупой в руках - явление это столь впечатляюще, что мимо него не проехать. Но если наши возможности в плане проходимости превосходят средние - можно попробовать проехать к Софийскому леднику. УАЗ проходит там за милую душу, крузер с пажерой, хоть и рискуют помять свои буфера, но тоже пройдут. Раздатка нужна определенно - тягунов здесь хватает, оцените свои запасы по топливу - нам нужно сделать более 30 км по бездорожью туда, и, желательно, столько же обратно. Не греется ли у вас, часом, машина в тяжелых условиях? Воды на тягунах достать будет негде, имейте запас охлаждающей жидкости и литров тридцать воды. Так, на случай. Места не больно-то обжитые, если машина сломается - это станет серьезной проблемой. Мы везде привыкли ходить на одной машине, да в таких местах " на веревочку" и на двух машинах сильно не понадеешься - подъемы и спуски будут очень круты. Все же лучше в таких местах иметь УАЗа, а не джип - запчастей тут не густо - сожжешь сцепление, и - ага. Ну ладно, попугать я вас попугал, да и как же без этого, теперь, ВПЕРЕД!

 

Сперва давайте вернемся к мосту через Акколь. По левому берегу пойдет полевая дорога, или, вернее, горная. Обнулите счетчик, или запишите, что он показывает, что бы не потерять счет километрам. Вам нужно пройти 30 км. Вначале дорога пойдет по ровной долине, ложу древнего ледника, если нам с вами повезет, мы увидим его теперешнее состояние. Тут я бы хотел ненадолго отвлечься, и выложить вам свои скудные познания о ледниках. Эти создания - одна из самых мощных сил природы, если вы попадете к подножию ледника в конце лета, вы увидите его в наиболее активной фазе. Работает он так: огромная масса льда, пополняемая каждую зиму, а так же в периоды оледенений, под действием своей массы медленно стекает вниз по наклонному ложу. При этом она оказывает гигантское давление на дно и стенки ущелья. Под дном ледника текут мощные потоки воды, образуемой в результате его таяния. В сочетании с силой давления льда, они и переносимые ими и текущим льдом оторванные от стенок ущелья камни обдирают борта и дно долины, превращаясь в песок и гравий самого разного размера. Все это добро частью остается у бортов долины, а частью стекает к ее центру, оставаясь под ледником. Ледник, словно бульдозер, потоком воды и медленным течением льда переносит эти кучи обломков вниз в периоды активного роста. Когда ледник начинает таять, а за последние 100 лет ледники Алтая ушли в среднем на 1500-2000 метров - и продолжают отходить на 15-20 метров в год, скопившийся под ним материал остается лежать, вытаяв из-подо льда. Образуется так называемая морена. Часть морен оказывается насыпана по краям долины под ее бортами, а часть - в ее центре в виде наваленных друг на друга холмов из песка, камней и изредка встречающихся обломков с дом размером, все эти составляющие очень качественно перемешаны и не окатаны так, как речная галька - крупные камни часто несут на себе следы длительной обработки песчано-гравийной смесью и имеют одну относительно ровную поверхность. Те участки скал, которые не поддались леднику и не оказались засыпаны мореной, но все же находились в эпицентре событий, и получили сполна, образуют так называемые бараньи лбы - неплохо отполированные округлые выходы скал, как рога на лбу у буйвола. Все это я описал так подробно, чтобы вы не потерялись в том хаосе, который представляет для неподготовленного зрителя логово ледника - его ущелье. Кстати, перед Бельтиром дорога, по которой вы к нему ехали, проходила явно по древним моренам ледника, язык которого выходил в чуйскую степь. А если с оползня посмотреть на противоположный борт долины, можно увидеть справа, над Бельтиром скошенную ледником скалу, а левее, напротив оползня, заметить следы террасс, которые, на мой дилетантский взгляд оставил когда-то Чаган, бывший под стать таявшему древнему леднику, великой рекой. Не удивительно, что чуйская степь являлась при этом дном огромного озера. Но, едем дальше!

Ровный участок закончится горным массивом, который не смог добить ледник, а потому, придется нам на него подниматься. Ближние к нам горки за спиной у верблюдов на каринке - это оно и есть. Кстати, Акколь пробил в нем потрясающий каньон, но об этом - после. Подъехав к этим горам, включайте раздатку, не стоит мучать машину, мы начинаем игру в трактор. Тут главное - не сбиться с дороги. Вообще-то дорога проложена здесь к зимовьям пастухов и к покосам. Косят здесь - везде, где хоть что-то растет, поэтому - имейте уважение - ездите только по дороге, мы должны быть благодарны местным жителям, что она у нас есть. К зимовьям с дороги идут ответвления - нам важно не сбиться. По дороге мы можем встретить местных, если они попросят нас остановить машину - мы должны остановиться - во-первых, по тому, что машина здесь - не частое явление, во-вторых - потому, что местные - народ мирный, жизнь у них тяжелая, и даже поговорить им не с кем, а если у нас полетит в пути коробка, не дай бог, мы к ним же и придем за помощью, в-третьих, у них можно уточнить дорогу, в-четвертых, нам бросать свои тачки, и топать в горы, а они там без нас стоять будут, ну вы поняли, аргументов у меня хоть отбавляй. Наконец, нам придется проезжать у самого зимовья, что у озер - там просто необходимо остановиться, поговорить, распросить дорогу. Обязательно нужно захватить продуктов на подарки - в семьях алтайцев много детей, а товары к ним как-то еще не научились завозить, потому - захватите конфет, там еще чего-нибудь, короче - как говорил Папанов - детям мороженое. Кстати мужики от бутылки водки тоже не откажутся, но это уже решать вам, кстати, после этого они вам самую простую и лучшую дорогу покажут.

Итак, вернемся к нашим баранам, начинаются тягуны. Влево к зимовью у реки уйдет дорожка - увы, нам не туда, нам - вверх. Периодически от главной дороги будут отходить ответвления - направо, на верх, на урочище Шалтра и налево - в том месте, где в Акколь из-за обращенного к нам торцом хребта Бельтирду примет в себя приток Караоюк. Там есть мост через Акколь - нам - не туда! Держитесь золотой середины - река где-то внизу за скалами слева, справа над головой - крутой склон Шалтры. И тогда, когда дорожка прижмется совсем вправо к подножию Шалтры, а слева начнется заболоченный луг - покос местного населения, из-за остающегося слева холма выплывет впереди зимовье, а за ним - озеро Каракуль (т.е. черное озеро). К зимовью пройдем через ручьи и заболоченный луг по дороге. Там нам скажут как ехать. Скорее всего, предложат объехать Караколь справа - там между подножием хребта и озером можно пройти - не бойтесь бокового уклона - наш сарайчик не перевернулся - никто не перевернется. Но! Сразу за озером, у осатков зимовья, пересекайте долину по дороге на другой ее борт. Иначе упретесь в кочковатое болото. За гривой, идущей посреди долины, нас ждет озеро Аккуль - т.е. белое озеро. И это правда, насколько Каракуль черен, на столько же Аккуль бел. Он раза в два - три длиннее и его берег - песчаный. Идите только по дороге, чтобы не заблудиться. Она должна привести вас к спуску к Аккулю. Спуск песчаный, но не бойтесь обратной дороги - УАЗ легко идет по нему вверх - песок порос травой. Далее дорога идет вдоль Аккуля. Слева высится хребет Бельтирду, а впереди маячат висячие ледники. Справа впереди - большая треугольная гора, нам надо оказаться у ее подножия - дальше хода на машине нет. Увы. Придется идти пешком. Но до нее нужно проехать несколько слегка заболоченных участков, а так же несколько бродов. Броды лучше все же сначала оценить, хотя они и легкопроходимы - мы не там, где стоит рисковать лишний раз. В конце концов, дорогу нам преградит приличный ручей. Переехать его можно, но дальше будет склон, который трудно преодолеть. Да и не стоит. Ставим лагерь. Здесь ОЧЕНЬ живописно!!!! Выходить на ледник нужно с утра. До него километров 6 - их можно идти по этому же берегу Аккуля, что мы и делали дважды - но этот путь менее живописен, не дает рассмотреть моренные озера и морену, а кроме того труден из-за курумов. Это такие завалы из камней. Перебродить Аккуль можно, пройдя с километр вперед, там он разбивается на рукава, но! Редкие сапоги не наберут воды на этом пути, так что хотите мочить кроссовки или кеды до ушей - мочите, не хотите, запасайтесь болотными сапогами, там выше чем по колено точно будет. Кроме того в солнечный день ледник активно тает и если с утра уровень воды будет мал, к вечеру он заметно вырастет. Идти по морене очень интересно - в ней спятано с полдюжины озер самых разных оттенков синего и зеленого цвета. За ней будет подпруженное озеро, почти километр в диаметре. Дальше - песчаное широкое ложе реки, там идти станет легче. Аккольский ледник очень хорошо запоминается - столь характерны три торчащие из-подо льда врешины - они носят названия, данные им проф. Сапожниковым - Брат, Ольга и Ксения. В солнечный день у ледника очень праздничный вид - не настолько торжественный, " парадный", как у Талдуринского, а именно праздничный, зато в пасмурную погоду, что здесь не редкость, ледник может показаться очень сумрачным. На леднике, если нет свежего снега - можно походить, иначе - нужно связаться веревкой, чтобы не провалиться в скрытую снегом трещину. По леднику удобно ходить с лыжной палочкой, но будьте начеку и не разбредайтесь, возможны и камнепады. По поверхности льда текут ручьи идеально чистой воды, местами они обрываются в трещины или промоины. Толщина льда на Софийском доходит до 160 метров, так что не подходите к трещинам без обвязки. Напоследок скажу о том, что ледник был впервые описан проф. Томского университета Сапожниковым в период его экспедиций на Алтай с 1895года. 150 его фотографий хранятся в Алтайском госуниверситете и доступны на их сайте. И где бы мы ни шли по Алтаю, всегда мы идем по его следам. Вернувшись к машине, если вы не устали насмерть, можно по ручью у стоянки подняться на гору, там красивые виды, ручей вытекает из каменистой осыпи, над ней висят ледники, кстати на этой горке можно наткнуться на огромные заросли занесенного в красную книгу растения - лука алтайского, ближайшего родственника возделываемого на наших огородах лука-батуна. А вот еще дальше должно быть, судя по карте, озеро. Сам не доходил - не видел. Если вам еще не надоело - мимо покинутого нами на время оползня можно проехать на соседний с Софийским Талдуринский ледник, к подножию самой высокой вершины Южно-Чуйского хребта - г.Иикту. Но там дорога будет куда похуже. Минимальными требованиями для нас был и остается УАЗ. А вот Крузерам и пажерам лучше сразу оставить свои пластиковые буферы и прочую мишуру дома - иначе она все равно отлетит - дорога на Талдуру - дело серьезное.

На ГЛАВНУЮ На страницу о ледникеТАЛДУРА

Попасть непосредственно к леднику на автомобиле (как к любому леднику на Алтае) невозможно, дорога как таковая заканчивается в 7 километрах от языка ледника (в районе устья реки Верхний Тура-Оюк), далее придется идти пешком. Недалеко от того места, где оканчивается дорога, достаточно хорошо виден ледник (примерно 1, 5 км) и окружающие его горы Южно-Чуйского хребта. Для того чтобы максимально близко подъехать к леднику, необходимо с Чуйского тракта в селе Ортолык свернуть на дорогу к Бельтиру. Дорога до Бельтира в большей степени асфальтовая, но достаточно существенные участки имеют гравийное покрытие. В Бельтире нужно выбрать левую дорогу (правая идет вдоль Талдуры к Талдуринскому леднику), поначалу какой-то участок будет гравийным, затем дорога будет каменно-грунтовой.

 

 

Озеро Каракуль (Караколь, Каракёль, Кара-Кёль, Каракол) в долине реки Аккол. Координаты озера 49°53'33" N 87°57'11" E. Высота над уровнем моря 2319 метров.

Каракуль в переводе означает " чёрное озеро". Действительно, если посмотреть снимок из космоса, то видно, что озеро имеет очень темный цвет воды. Это сильно подчеркивается светлым цветом воды соседнего озера - Аккуль (" белое озеро").


Координаты: 49°53'33" N 87°57'11" E

 

 

Озеро Акколь - «Белое озеро»

Озеро Акколь расположено в каменистой долине реки Акколь (правого притока реки Чаган-Узуна), вытекающей из Большого Софийского ледника. Озеро находится на высоте 2279 м. Его длина 2, 9 км, ширина 400 м. Глубина не установлена. Озеро вытянуто по долине и имеет удлинненую форму. Берега песчаные. Вода мутновато-белого цвета, вследствии ледникового питания. В верхнем конце озера отмечаются ясные следы постепенного заиливания. Течение почти не заметно, однако ледниковая муть отстаивается медленно и река Акколь выходит из озера такой же мутно-грязной, какой и входит.

Озерная котловина заполнена древними озерными песками, которые сформировались в более древнем озере. Уровень этого озера устанавливается на высотах 2300-2310 м.

В 1, 5 км на северо-запад от Аккольского озера расположено озеро Каракуль. Оно лежит на абсолютной высоте около 2300 м. Имеет длину около 1, 2 км, ширину 300 м. Питается снегами, а не ледниковыми водами, поэтому вода в нем прозрачная. Возникло в результате подпруживания боковой мореной ледника.

Координаты: 49°52'46" N 87°56'46" E

 

Озеро

Координаты: 49°48'37" N 87°49'50" E

 

 

Софийский ледник — расположен на Южно-Чуйском хребте Алтайских гор, на юго-востоке Республики Алтай в Кош-Агачском районн. Имеет площадь около 17, 6 кв. км, длину до 8 км, толщину льда до 150 м, являясь, таким образом, одним из крупнейших ледников в регионе. Язык ледника спускается до высоты около 2500 м.
Ледник был впервые описан профессором Томского университета Василием Васильевичем Сапожниковым в период его экспедиций на Алтай с 1895 года. Около 150 его фотографий хранятся в Алтайском государственном университете.
На сегодняшний день Софийский ледник представляет собой разветвленную систему ледовых потоков, каждый из которых имеет свою область питания, постепенно разделяется на самостоятельные ледники. Ледник окружают достаточно значительные вершины — Брат (3885 м), Ксения (около 3500 м) и Сестра (3750 м). А от крупнейшего ледника на Алтае, Большого Талдуринского, Софийский отделён лишь небольшим горным хребтом — Талдуринской оградой. В настоящее время ледник отступает со средней скоростью 18, 7 м/год при её вариациях 5-27 м/год, оставляя после себя ярко выраженные формы рельефа — морены, кары и т. д. За полвека наблюдений его длина в некоторых местах сократилась до 1000 м. У подножья Софийского ледника, берёт своё начало левый приток реки Аккол.
Ледник достаточно популярен среди альпинистов, здесь проложено несколько туристических маршрутов.

Как проехать к леднику см. - galt-auto.ru/publ/112-1-0-1079

Статья Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Софийский_ледник

Координаты: 49°47'30" N 87°45'49" E

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.