Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.






Выделяют четыре основные измерения глобализации: экономическая, военная, экологическая и социально-культурная частности, в экономическом измерении процесс глобализации сочетается с переходом от индустриального общества к постиндустриального. В социальном измерении глобализация рассматривается как процесс беспрецедентного расширения информации и коммуникаций в мировом пространстве. Информационную революцию следует считать проявлением или следствием глобализации. Без переворота в информационно-коммуникативных технологиях процесс глобализации был бы невозможным.

При этом следует заметить, что глобализация означает не только ускорение развития социально-экономических процессов, но вывод их на новый качественный уровень. Характерным признаком глобализации является усиление взаимодействия и взаимозависимости народов мира, благодаря чему формируется «мировое сообщество», планетарный социум. Ядром мирового сообщества выступает глобальная экономика.

Один из существенных проявлений процесса глобализации - взаимодействие культур.

В то же время есть глобализационные проявления, которые оцениваются негативно или, по крайней мере, неоднозначно Так, взаимодействие культур часто осуществляется в направлениипоглощения западной культурной традиций всех других культур, что угрожает размыванием национальной самоидентичности населения стран, которые втягиваются в глобализацию под флагом вестернизации

Только диалог является инструментом, который будет способствовать переходу от существующей парадигмы замкнутости, основанной на восприятии культурного разнообразия как угрозы, к пониманию необходимости сотрудничества и взаимосвязанных проникновения различных культурных миров. При этом должно происходить взаимообогащение культур при сохранении своеобразия каждой

Таким образом, культурное единство человечества, которое сейчас впервые в истории возникает, может принципиально изменить механизмы взаимодействия отдельных культурных миров. Наступает новая эра, в которой на авансцену всемирной истории выходит «многомерный диалог» культур.

Культура, которая не находится в контакте с другими культурами и не чувствует их влияния, неизбежно обречена на отставание от темпов мирового культурного развития, как и экономика страны, оторванная от мирового экономического рынка, неизбежно оказывается в упадке.

Взаимодействие культур создает почву для согласования и унификации различных культурных норм этических стандартов, в которых оказываются культурные универсалии, общечеловеческие ценности. Такой набор ценностей у человечества есть. Это вера в силу человеческого разума, приверженность к свободе, терпимость, стремление к справедливости, уважение к человеческому достоинству.

 

 

58.Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

Важнейшим показателем душевной развитости человека является его мораль и нравственность.
Нравственное сознание. Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения, традиции.
Основные подходы к морали:

1) натуралистическо-космологический подход - предельным основанием морали являются закономерности внешней природы, космоса.

2) Антропологический подход исходит из того, что мораль выражает природу человека.
3) Культурологический подход выводит предельные основания морали из особенностей духовной природы человека и общества.

4)Социологический подход - выведение предельных оснований морали из закономерностей совместной, общественной жизни людей.
Мораль выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести.
Представители: Швейцер, Бертам, Кант, Гегель, Маркс.

Цель кодекса: ознакомить студентов и абитуриентов с основными положениями. Целью деятельности университета в условиях инновационного развития страны является подготовка высоко квалифицированных, творчески мыслящих специалистов, патриотическое и нравственное воспитание молодежи, формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции.

Ценностные приоритеты:

2.1. Профессионализм: компетентность, инновационный и творческий подход к делу, инициативность, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту, настойчивость в достижении поставленных целей, трудолюбие, дисциплинированность.
2.2. Высокая нравственная культура: требовательность к себе, вежливость, корректность и тактичность во взаимоотношениях, честность и правдивость, справедливость и доброжелательность, самокритичность, скромность.
2.3. Гражданская зрелость: патриотизм, ответственность, активная гражданская позиция, объективность, гуманность.

В современной технической деятельности централь­ная фигура - инженер. Он творит, проектирует и приме­няет технику. В социальных действиях инженера неиз­бежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, политические проблемы, требующие философского осмысления. Жизненно важно по­нимание места человека в технизированном мире, воздей­ствия компьютеризации и информатизации общества на духовную культуру и ценности.

Новые социальные реалии со всей определенно­стью обнаруживают ущербность чисто технократиче­ского мировоззрения. Его существенными чертами яв­ляются примат средств над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями. Технократическое созна­ние исключает категории нравственности, совести, че­ловеческого переживания и достоинства. Технократи­ческому мышлению (проявляющемуся нередко не только в среде научной и технической интеллигенции, но и в деятельности многих политиков и гуманитариев) свойст­венен взгляд на человека только как на обучаемый про­граммируемый компонент и " винтик" системы, как на объект разнообразных манипуляций. Между тем многоас­пектный философский анализ предполагает рассмотрение человека как самодеятельной и самоценной личности, субъекта культуры и свободы, носителя собственных це­лей и интересов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.