Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай Анатольевич Цветков, Пыталово.






Николай Цветков, член Союза журналистов России, преподаватель ПУ-19 г. Пыталово.

Данной публикацией мы продолжаем разговор об истории и культуре псковской деревни как особом мире со своим особым мироощущением и миропониманием. Их носителями являются простые люди, жившие или живущие среди нас. Они творили и творят историю своими делами и поступками. Эта статья о них творцах народной истории.

 

Кокшино, (197) дрв. и погост в 18 км. от горожа Пыталово. Название деревни произошло от нецерковного имени или прозвища Кокша. Кокош – петух. Деревня. упоминается в Псковских летописях 15- 16 вв., как центр волости, губы и погоста. В деревне. имеется вал и курганная группа 2-й половины 1 тыс. н. э. – 1 половины 2 тыс. н.э. Впервые церковь Преображенья Господня (Спасо- Преображенская) упоминается под 1407 г. С топографической точки зрения тогда селище Кокшино было расположено близ ручья. Культурный слой, как и в других погостных селищах Псковской земли, имеет небольшую мощность (от 0, 2 до 0, 8 м). В верхних горизонтах частично распахан. По данным шурфовки и бурения (Б.Н.Харлашов) при мощности слоя 0, 3 м. нижние горизонты обычно содержат не потревоженные остатки средневековой застройки. В пределах пятен культурного слоя встречается небольшое количество подъемного материала, представленного в основном фрагментами глиняной посуды. Это в основном горшки, миски, кубышки, большие сосуды, водолеи, фляги, крышки, изразцы. Подавляющее большинство глиняной посуды изготовлено на гончарном круге, но на селище найдены и фрагменты лепной гладкостенной керамики. При этом здесь встречаются фрагменты как 1 половины 14 – конца 15 вв., так и конца 15-17 вв. (по В.И. Кюльдюшевскому). По материалам писцовой книги 1585- 1587 гг. мы знаем, что церкви Спасские из Кокшина да Рождества Христова из Островского уезда, что в Заборовской губе принадлежали деревне. Козырево, всего 4 деревни., да 4 пустоши, в живущем 11 чети пашни, а в пустее сошного писма пол-пол-чети сохи и 3 четверти с осминою перелогу» Довольно богатым было поселение и в конце 17 в. Об этом свидетельствуют монеты клада, найденные при оползне песчаной горы. По определению преподавателя духовной семинарии Грацилевского, они относятся к царствованию Алексея Михайловича и все русского происхождения. В 1796 г. на место сгоревшей была перевезена церковь из Муравейского погоста. Здание было по-прежнему деревянным, с такою же колокольней. Утвари в 19 в. в храме было достаточно. Причта положено было издавна: священников -2, дьякон- 1, причетников – 4. Земли при церкви было пашенной 10 десятин, сенокосной – 1 десятина и неудобной 22 десятины. Дома у священнослужителей были свои. На содержание церкви полагалось штатное жалованье. Как свидетельствует Ведомость о церкви Преображения Господня за 1841 г. «Кокшинский погост ее, третьей дирекции, телеграф «Габин». Прихожанами храма были жители 15 государственных деревень с 69 дворами и поместий, в которых было 157 дворов, с проживающими в них 818 мужчинами и 856 женщинами (1841 г.) До 1853 г. в храме служили священник Пятницкий (умирает в 1854 г.), пономарь Кокшинский, дьякон Юнашевский и дьячок Садовский. Как свидетельствуют документы переписки архимандрита Миторофана и Островского духовного правления жил притч отнюдь не богобоязненно и постоянно первых двое грешило на двое вторых и наоборот.. 1863 год в делах Констистории любопытен для нас тем, что в отчете священника содержится интересная информация. Преображенская церковь Кокшинского погоста: «В обоих частях число прихожан мужского пола 1638 душ и женского 1745 душ. Самое дальнее расстояние жилья прихожан от церкви до 25 верст…». Указом Псковской Духовной Констистории от 21 апреля 1852 года за № 1575 разрешалось Кокшинскому причту покрыть храм железом на церковношельковую сумму и пожертвования церковного старосты. В 1861 г. при церкви было открыто училище. Помещалось оно в доме священника, содержалось в основном за его счет с малым пособием от отцов учеников, пособие же от Вышгородецкого волостного правления училище получало весьма скудное. Просуществовало оно менее года и прекратила свою деятельность. Настоящим официально открытым учебным заведением в Кокшино стала земская школа- училище с тремя классами - отделениями. Первых своих учеников она приняла в 1869 г. В 1872 г. в Кокшинском училище обучалось 24 мальчика и 1 девочка. Известно, что в 1882-1883 гг. здесь работала учительница по фамилии Николаева и обучала в трех отделениях 20 учащихся. В выпускном классе было 3 ученика, в двух младших отделениях 17 человек. В1898-1899 учебном году школу перевели в деревню Бороусы - Лачужино в 2 верстах от погоста Кокшино. Этот шаг был обусловлен тем, что здесь подыскали более подходящее помещение. В 1870 гг. деревне. Кокшино имела другие названия: село Зубарево и Дулово, находилась при колодце, в ней было 7 дворов и проживало 46 мужчин и 38 женщин. Ярмарка проводилась 20 июля. На ярмарку привозили ситцы, селедку, сладости, торговали посудой, другими предметами, необходимыми крестьянской семье. Заканчивалась ярмарка по воспоминаниям старожилов уже в 20 в. гулянием молодежи и молодежными драками на кулачках.

С историей деревни и погоста тесным образом связана судьба двух братьев из семьи церковнослужителей Иоанна и Константина Знаменских.

ЗНАМЕНСКИЙ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1882 г. р., уроженец д. Кокшино Красногородского р-на. Арестован 12 ноября 1930 г., осужден «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО 6 марта 1931 г. по ст. 58 - 10 УК РСФСР на 3 года лишения свободы. Реабилитирован 11 июля 2000 г.

Знаменская Мария Александровна 1865 г.р., портниха, арестована 6 января 1930 г., в апреле осуждена «тройкой» по ст. 58-6 на 6 лет высылки в Северный край.

Самров Федор Иванович 1894 г.р. был арестован в июле 1926 г. по ст.58-12 УК РСФСР. Органами ОГПУ 22 марта 1927 дело было прекращено.

На 5 лет были осуждены в 1933 г. «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО уроженцы деревни братья малограмотный крестьянин Василий Иванович 1890 г.р. и фельдшер Иван Иванович 1897 г.р. Самровы.

ЗНАМЕНСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1876 г. р., уроженец Островского уезда, сын священ­ника. Закончил Псковскую Духовную семинарию и был определен учителем церковноприходской школы в родное с. Кокшино. Женился на Лидии Михайловне, урожденной Гроздовой, двоюродной сестре св. Патриарха Тихона (Беллавина). Детей у супругов Знаменских не было.

Преподавательской деятельностью будущий новомученик занимался около 15 лет, снискав уважение среди учителей и учащихся. В 1903 г. получил благодарность за усердные труды с выдачей свидетельства об этом. В 1911 г., в возрасте 35 лет, в Крестовоздвиженской церкви Архиерей­ского дома в Пскове архиепископом Арсением (Стадницким) рукоположен во диакона и в том же году во священни­ка к Преображенской церкви п. Кокшино Островского уезда. Являлся членом Братства Кирилла и Мефодия. Награжден на­бедренником к празднику Св. Пасхи в 1916 г. Перемещен к Никольской церкви поселка Сине-Никола Опочецкого уезда.

В 1920-е годы однажды ночью раздался стук в окно дома, где проживали супруги Знаменские. Один из сердобольных крестьян решил предупредить о. Константина о том, что через час их придут убивать. О. Константин с матушкой бежали в Псков. Им удалось поселиться в государственной квартире на улице Леона Поземского. Отец Константин стал служить в разных церквах, где только было, еще было возможно.

В 1932 или 1933 годах их с матушкой выселили из квартиры, в которой они прожили много лет, буквально выбросив их на улицу. Нашли они приют в семье Анны Се­меновны Боголюбовой, их родственницы, духовного сосло­вия. Здесь о. Константин провел последние годы своей жизни до ареста, примерно 5 лет.

Отец Константин был назначен благочинным; в последние годы служил в Димитровской церкви. К нему на дом “Приходили священники, церковнослужители с самыми различными вопросами и нуждами. Это были тяжелые годы для духовенства.

В конце 1930-х годов о. Константина вызвали в НКВД. Ему предложили написать статью в местную газету, в ко­торой он отказался бы от веры и признал свои религиозные взгляды заблуждением. В те времена многим священникам, особенно молодым, предлагали написать статью подобного рода. В центральных газетах такие публикации появлялись, (но в псковских их не было), отец Константин отказался.

В конце 1930 г. по Пскову прокатилась последняя волна арестов духовенства. О. Константин в числе многих был арестован 24 декабря 1937 г. После арестов духовенства в местной газете «Колхозник» опубликовали статью, в которой сообщалось, что у арестованных было обнаружено и изъято оружие: винтовки, пулеметы, гранаты. У отца Константина Знаменского, якобы, при обыске были изъяты гранаты. Однако при аресте о. Константина в числе понятых при­сутствовала Мария Николаевна Благовещенская - никаких гранат она не видела. Это была явная ложь, которая огорчала родственников арестованных и усугубляла их горе.

Отец Константин был осужден «тройкой» УНКВД Ленинградской обл. 30 декабря 1937 г. по ст. 58 - 10 УК РСФСР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 января 1938 г. Захоронен в безвестной могиле. Реабилитирован 26 июля 1989 г.

Церковно-приходская школа в погосте Кокшино открылась с 1 октября 1890 г. и размещалась первоначально в церковной сторожке. В 1899 г. в ней преподавал уже названный Константин Александрович Знаменский. В 1894 г. учителем в школе работал Михаил Введенский. В школе тогда обучались 35 детей из окрестных деревень. В 1905 г. школой заведовал и был в ней законоучителем А.Д.Знаменский, а просто учителем тот же К.А. Знаменский, получавший за свою работу жалование 153 рубля. В 1911г. школа становится 2-годичной, и в ней появляется второй учитель Никита Федорович Федоров. Позднее в Кокшинской ЦПШ работали К.А.Знаменский и две учительницы: Александра Дмитриевна Раевская и Александра Васильевна Ченцова. В октябре 1920 г. при районировании Вышгородецкой волости в деревне. проживало 158 человек. В 1920 - 1930 гг. жители деревни вели индивидуальное хозяйство, а затем объединились в артель в 1930 г. В деревне, в этот период были свои плотники и кузнецы: семья Васильевых, Иван Семенов, которые даже участвовали в строительстве погранзаставы в деревню Дрыкушки. Местные жители призывного возраста служили в Красной Армии в территориальном полку, стоявшем в пригороде Красногородске.. В 1923 учебном году в Кокшинской начальной школе представителем Опочецкой организации РКСМ был организован первый пионерский отряд в крае.Из учителей 1930-х гг. старожилы хорошо помнят Петра Петровича Михайлова и второго родом с хутора Асташево, Остальные часто менялись. По воспоминаниям Николаева после боев 3-4 июля 1941 г пограничников 11-го погранотряда и рабочегвардейцев Вышгородецкой вол. Деревня была оккупирована. В период 1941- 1943 гг. в дрв. был не только пост местной полиции но и небольшой немецкий гарнизон. Они проводили репрессии против местного населения и окрестных деревень. Школа работала с перерывами, но не было учителей. Одно время работали Федор Петрович из дрв. Пустое Воскресенье, другой был родом из дрв. Голубово. Одно время школа вообще была закрыта, т.к. была обнесена проволокой и превращена во временный концлагерь.

Вилис Самсон- партизан, Герой Советского Союза. С историей территории края МО «Скадинская волость» был связан на протяжении 1942-1944 г.г.. Во время рейда партизанского полка «За Советскую Латвию» командовал 3-м отрядом, который при пересечении старой границы между СССР и Латвии принял бой с полицаями и охранной ротой на строительстве гравийной дороги Абрене - Синяя Никола - Красногородск в районе деревни Кокшино.

Жизнь отважного командира спасла хранящаяся «резервная» буханка хлеба. Впоследствии на территории волости действовали отряды и подотряды Фёдора Ларионова, Аджана, взвод подрывников В. М Кононова. Жители 17 деревень и хуторов были связными и агентурными разведчиками Его бригады.

(Воспоминания Николаева). В июле 1944 г. деревню освобождали воины 898, 901, 904 стрелковых полков, 411 ОСБ, 663 батальона связи, 276 МСБ, 770 АП и 332-й отдельной разведроты 245 СД. В деревне имеются братские могилы и захоронения 2-ой мировой войны. Одно из них находится на краю деревне, на крутом холме здесь в 1975 г. был поставлен памятник. Памятник связан с событиями 4 июля 1941 г., июля 1944 г. Во второй половине дня 4 июля 1941 г с одного из прифронтовых аэродромов взлетело звено бомбардировщиков 31-го скоростного бомбардировочного полка. Ведущим был экипаж майора А.Н. Шафранского, кавалера ордена Красного Знамени. Под стать командиру был и пилот одного из ведомых самолетов старший лейтенант Александр Зигфридович Ланге, удостоенный ордена Ленина. У Резекне, прорвавшись сквозь плотный зенитный огонь врага, звено легло на боевой курс бомбометания по танковой колонне. Задача была выполнена. Но едва вышли из зоны зенитного огня, как были перехвачены «мессерами». Девять вражеских истребителей против трех наших самолетов. В жестоком бою фашисты недосчитались четырех самолетов, но был подбит самолет Ланге. Горящий самолет стал падать на деревню Кокшино. Но жив был еще толи командир, толи штурман: чья-то рука направила самолет на поле рядом, что зовется Красной Горкой. Летчиков схоронили здесь же. Погибшие и умершие бойцы в боях июля 1944 г.были похоронены в одиночных могилах. Точного количества их теперь никто не назовет. В период 1949-1954 гг. состоялись первые перезахоронения погибших в братскую могилу в деревню Кокшино. Рядом находится еще одно захоронение связанное с периодом оккупации территории волости. В братской могиле похоронены два мирных жителя.

После окончания войны было много безграмотных детей, да и юношей тоже. Занятия возобновились после освобождения, как в старое время в здании бывшей церкви. Работали в ней по воспоминаниям местных старожилов беженки – мать и дочь из-под Ленинграда. Наполняемость классов в Кокшинской школе достигла 30-40 человек. В связи с этим в 1949-1950 учебном году в Кокшинской начальной школе был открыт 5 класс, и она была преобразована в семилетнюю. Школа постепенно росла, а вместе с нею рос и формировался педагогический коллектив. Директорами школы в эти годы работали Антонина Гавриловна Гаврилова и Ангелина Ивановна Черножукова (Васильева). Коллектив школы в эти годы много работал по ликвидации неграмотности в своем микрорайоне, часто выступал на сцене Кокшинского клуба. В октябре 1959 г. Кокшинская семилетняя школа перешла в ведение Красногородского РОНО. Старое здание приходило в негодность и Красногородский райисполком под видом пристройки начал строительство новой школы в дрв. Бороусы. В 1960- е гг. большинство жителей трудились в отделении «Рогово» сначала свх. «Вышгородский», а затем в последующие гг. в свх. «Роговский» и АО «Русь». На 1967 г. в дрв было 22 жилых дома, на 1 января 1994 г. в деревне осталось 15 дворов, в которых проживало 29 жителей. Из старинных местных фамилий остались лишь Васильева, Соловьевы, да Фроловы, которые помнят от своих предков дороги «на Грязи», «на заставу», к «Корнеевой горке в Скадинском болоте» и т.п. Рассказывали они и о некоторых других сторонах жизни кокшинских жителей: До 1930 года жители деревни имели крестьянские хозяйства. Одна часть кокшинских крестьян пользовалась мельницей Егора Калинина, которая стояла на р.Лже и называлась Бараусовской, а другая возила зерно на Шмайловскую мельницу.

На Бараусовской мельнице кроме помола зерна, в отдельном помещении «жали» масло из льняного семени. Зато на Шмайловской мельнице на втором этаже была шерстечесальня.

Обе мельницы в начале ХХ века были центрами хозяйственной жизни крестьян Кокшинской округи. После окончания сельскохозяйственных работ здесь ежедневно собирались десятки местных крестьян, приехавших на подводах, груженых зерном. В ожидании своей очереди крестьяне обменивались новостями, впечатлениями о своих поездках в города. Говорили о погоде, урожае, предстоящей зимовке, о ценах на сельскохозяйственные и промышленные товары и услуги, о предстоящих свадьбах и крестинах, о похоронах.

Ежегодно в Кокшино проходили две ярмарки, на которые традиционно съезжались крестьяне окрестных деревень и многочисленные торговые люди. Ярмарки открывались колокольным звоном и службой Преображенского храма и продолжались три дня. В разных местах ярмарки люди пели и плясали «Семеновну», «Сербиянку», деревенские страдания. Бойко шла торговля телегами, шорными, бондарными и гончарными изделиями, фабричным инструментом и сельскохозяйственным инвентарем, домотканной холстиной, ситцем, мужскими и женскими лаптями, изготовленными из бересты и липы, подбитыми кожей. В большом количестве продавались пиво, брага, медовуха. Ярмарки были не только формой традиционного общения, но местом заключения всевозможных сделок. Подвыпившие мужики рьяно обсуждали хозяйственные дела, ругали начальство, выясняли личные отношения, порой с помощью кулаков и кольев.

К вечеру крестьяне расходились по местам постоя: в дома родственников и знакомых, в гумна и просто на берег р. Лжа, где разводили костры. На утро праздник продолжался. К концу третьего дня ярмарка затихала. Крестьяне разъезжались по домам.

Красочно и весело в деревне Кокшино проходила «Масленица», праздник прощания с зимой и встречи весны. Веселье сопровождалось сожжением соломенного чучела, катанием на санках и ледянках, ездой на тройках с бубенцами и шариками, конными заездами и другими забавами. Молодежь гуляла группами с гармошкой и припевками. В избах хозяйки угощали гостей блинами с маслом и медом.

В 1997 г. из-за сокращения населения закрыли сельский клуб в дрв. На 1 января 2001 г. в дрв. осталось 11 домов, в которых проживает 21 житель, в 2002 г.- 14 дв./21 жит., 2005 г.-11дв./23 жит., 2006 г.- 24 жит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.