Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.






Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой. Основной системообразующий фактор может быть усмотрен и в материальных, и в духовных связях людей.

Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику. В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках социума его элементы – подсистемы. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Вместе с тем каждая из подсистем общества как системы обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

В философии истории ХIХ–ХХ вв. сложилось две основных парадигмы истолкования характера и направленности социодинамики – формационная и цивилизационная. В рамках первой, сформулированной К. Марксом, история трактовалась как естественно-исторический процесс смены конкретно-исторических типов общества, или общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формацияисторически определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ. Качественные различия ступеней развития общества, согласно К. Марксу, вполне доступны конкретно-научному, прежде всего, экономическому, социологическому изучению. Фундаментом общественно-экономической формации, по его мнению, является способ производства материальных благ. В рамках марксистской философии истории сначала были выделены три классово антагонистических общественно-экономических формации – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и одна бесклассовая – коммунистическая. Затем к ним была добавлена первобытная общественно-экономическая формация.

Формационная парадигма философии истории К.Маркса существенно отличается от цивилизационной парадигмы исторического процесса. Уже во второй половине XVIII — начале XIX вв. в философии истории вполне утвердились три трактовки понятия «цивилизация»:

1) Идеал прогрессивного развития человечества как единого целого.

2) Третий этап прогрессивного развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству.

3) Качественно различные и уникальные этнические или исторические общественные образования.

Философско-историческаятрактовка цивилизации в ХIХ в. была представлена в работах Данилевского, а в ХХ вв. в произведениях Шпенглера, Тойнби, Ясперса и Сорокина.

Типы цивилизаций по Данилевскому:

египетская; ассирийско-вавилоно-финикийская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская, аравийская, германо-романская (европейская); славянская.

Каждая культура по терминологии Шпенглера является уникальным организмом, расцветающим подобно полевому цветку в определенных условиях и местности. Душа культуры (своеобразная программа развития общественного организма) уникальна. Всего Шпенглер выделил восемь культур: египетскую, культуру майя, греко-римскую, византийскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.

Культура проходит примерно ты­сячелетний цикл развития, включа­ющий три стадии: юность, расцвет, упадок. Уми­рая, культура перерождается в циви­лизацию, а цивилизация, по Шпенглеру, это переход от творчества к бесплодию, от становления к меха­нической работе.

По Арнольду Тойнби, человечество – это со­вокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивили­зации являются устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные, прежде всего, в религии. Цивилизация возникает как реакция на некую неповторимую историческую ситуацию, будь то «ответ» на «внешние» или «внутренние вызовы, уг­розы со стороны со­седей, исчерпание природных ресурсов. Своеобразие «ответов» выражается в способности творческого меньшинства (элиты) дать адекватный ответ на вызовы времени.

В трактовке исторического процесса П. Сорокин исходит из понимания социальной действительности как сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений, ценностей и норм. Он выбирает культурный фактор как самый важный и определяющий в развитии человечества. Этот фактор объясняет, по П. Сорокину, состояние науки, философии, религии, права, искусства, политики и экономики.

В 90-ые гг. ХХ в. Ф. Фукуяма в рамках цивилизационной парадигмы развивал идею «конца истории», связывая ее с уходом с исторической арены мощных идеологий и основанных на них цивилизаций.

Если цивилизационная парадигма истории, в которой именно духовный фактор признавался определяющим в социодинамике существенно отличалась от формационной парадигмы исторического процесса, то в наши дни в философии истории все более явно обнаруживается тенденция к объединению цивилизационного и формационного подходов. Это объединение обычно связано с использованием идей формационного подхода в цивилизационной парадигме и, наоборот. Проникновение идей формационной парадигмы в цивилизационный подход осуществлено в технико-технологической трактовке цивилизации, в соответствии с которой выделяются:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество возникло 8–9 тыс. лет назад, во времена неолитической революции (перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.